Научно-исследовательские работы по естественно-научной и научно-технической тематике | Научно-исследовательские работы по гуманитарной тематике |
1. Аннотация 2. Титульный лист 3. Содержание 4. Введение 5. Глава 1. Аналитический обзор литературных данных по теме (завершается постановкой проблемы, обоснованием актуальности темы и цели предстоящего исследования) 6. Глава 2. Теоретическая (исследовательская) часть (выделение предмета и объекта исследования, формулировка гипотезы и постановка задач работы, обоснование выбора методов исследования на основе обзора существующих или новых научных подходов, направленных на доказательство гипотезы, описание хода (этапов) выполнения экспериментальной работы и полученных результатов) 7. Глава 3. Экспериментальная часть (описание методик экспериментального исследования) 8. Заключение 9. Список использованной литературы 10. Приложения | 1. Аннотация 2. Титульный лист 3. Содержание 4. Введение 5. Глава 1. Аналитический обзор научной литературы по теме (завершается постановкой проблемы, обоснованием актуальности темы и цели предстоящего исследования) 6. Глава 2. Теоретическая часть (выделение предмета и объекта исследования, формулировка гипотезы и постановка задач исследования, обоснование выбора методов исследования на основе обзора существующих или новых научных подходов, направленных на доказательство гипотезы) 7. Глава 3. Аналитическая часть (анализ художественных произведений, описание хода (этапов) выполнения аналитической работы и полученных результатов) 8. Заключение 9. Список использованной литературы 10. Приложения |
2.2. Современные требования к научно-исследовательской работе
Современные требования к научно-исследовательской работе во многом совпадают с требованиями к реферативной работе, но имеют и свои отличия, обусловленные спецификой целей и задач, выраженным творческим характером предпринимаемого научного исследования.
Суммарно эти требования сводятся к следующему:
1) наличие логически завершенной (целостной) структуры работы, отраженной в элементах ее содержания;
2) точность и объективность изложения проблемно-ориентированного анализа литературно-научных данных, содержания теоретической (исследовательской) и экспериментальной (в литературоведческих гуманитарных работах - аналитической) частей работы, а также выводов;
3) полнота отображения основных элементов содержания при ограниченности объема. Каких-либо единых нормативов, ограничивающих объем научно-исследовательской работы, не существует. Обычно считается нормой, если объем вместе взятых теоретической (исследовательской) и экспериментальной частей научно-исследовательской работы (соответственно теоретической и аналитической частей) равен или чуть больше (но не меньше!) объема аналитического обзора литературы (т. е. объема реферативной части этой же работы);
4) доступность восприятия текста научно-исследовательской работы как по содержанию, так и по форме;
5) обязательное использование автором научного стиля, соблюдение стилевой однородности всех частей (разделов или глав) работы;
6) обязательное наличие в тексте научно-исследовательской работы правильно оформленных ссылок на список использованной учеником литературы, приведенный в конце работы;
7) обязательное наличие выводов автора (ученика) по существу изучаемой темы, первичная оценка новизны и значения полученных результатов работы (что нового вносят полученные результаты в теорию и практику), обсуждение перспектив дальнейшего развития работы (где конкретно могут быть использованы полученные результаты).
2.3. Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы
Мы полагаем, что, приступая к выполнению научно-исследовательской работы по избранной вами или рекомендованной учителем (научным руководителем) теме, вы уже в достаточной степени овладели некоторыми понятиями, умениями и навыками работы с литературой, правилами написания и оформления пояснительной записки при выполнении реферативной работы. Если же это не совсем так, то при изучении материалов главы 2 вы можете воспользоваться текстом главы 1 настоящей работы, чтобы уточнить некоторые понятия, о которых пойдет речь ниже.
Рассмотрим более подробно содержание основных этапов подготовки научно-исследовательской работы, которые приведены в табл. 4.
Таблица 4
Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы
Научно-исследовательские работы по естественно-научной и научно-технической тематике | Научно-исследовательские работы по гуманитарной тематике |
1. Пробный эксперимент, направленный на анализ изучаемого явления, формулировку проблемы и выдвижение гипотезы 2. Сбор и анализ научных литературных данных по теме 3. Выполнение теоретической (исследовательской) части работы 4. 11роведенис экспериментальной работы по теме 5. Написание заключения к работе 6. Оформление приложений 7. Написание введения 8. Оформление чистовика реферативной работы (включая оформление титульного листа и списка использованной литературы) 9. Составление раздела «Содержание работы» 10. Написание аннотации | 1.Предварительный анализ изучаемого произведения, направленный на формулировку проблемы и выдвижение гипотезы 2.Сбор и анализ научных данных по теме 3.Выполнение теоретической части 4.Выполнение основной аналитической части работы 5.Написание заключения к работе 6.Оформление приложений 7.Написание введения 8.Оформление чистовика реферативной работы (включая оформление титульного листа и списка использованной литературы) 9.Составление раздела «Содержание работы» 10. Написание аннотации |
Приведенная последовательность этапов выполнения научно-исследовательских работ по естественно-научной и научно-технической тематике, а также по гуманитарной тематике заметно отличается от последовательности выполнения реферативной работы содержанием первого этапа, который носит эмпирический (опытный или пробный) характер. Это отличие не является случайным, а отражает существующую тактику ведения научного поиска.
2.3.1. Пробный эксперимент или предварительный анализ произведения
Мы рекомендуем начинать новое научное изучение предполагаемого предмета исследования с пробного эксперимента, чтобы попытаться хотя бы приблизительно обозначить проблемное поле или, по образному выражению культурологов, «точки удивления» предстоящей работы, чтобы в самом начале как можно лучше понять, действительно ли существует перспектива и необходимость выполнения исследования.
В том случае, если с самого начала учащегося как исследователя ничто не удивляет и не привлекает в будущей работе, а ее результаты после пробных опытов носят тривиальный характер, то стоит ли тратить время на изучение несуществующей или уже изученной проблемы?
В виде такою пробного эксперимента могут выступать: серия обычных химических реакций с целью получения не описанных в литературе химических соединений, попытка использования нового доказательства математической теоремы, предварительное прочтение и осмысление новой информации или художественного текста с использованием багажа ранее приобретенных и успешно апробированных методов анализа и других методов.
Наоборот, если ход пробных экспериментов хотя бы чем-то удивляет исследователя, а полученные первичные результаты кажутся необычными и новыми, самое время приступить к целенаправленному сбору и анализу дополнительной информации, необходимых литературных данных по теме, чтобы попытаться с их помощью объяснить наблюдаемые необычные явления. Ведь может статься, что то же самое уже детали другие исследователи до вас и как-то уже пытались объяснить полученные результаты.
Мы считаем, что пробные эксперименты и попытки собственной интерпретации полученных результатов принципиально валено проводить до вашего знакомства с обширной литературой, которая вполне Может быть опубликована по теме исследования, но не вами. Ни в коем Случае не надо бояться при этом «изобрести велосипед». Говоря конкретно, прежде чем приступать, например, к литературоведческому анализу текста художественного произведения, надо начинать не с изучения работ критиков, а попытаться осмыслить свою читательскую позицию относительно изучаемого произведения.
Надо заметить, что именно этим эмпирическим путем идут большинство исследователей-первооткрывателей, которые по данному поводу остроумно замечают, что, как ни покажется странным, именно собственное невежество и незнание чего-либо часто становятся источником нового, нетрадиционного взгляда на окружающий нас мир. Причина этого, парадоксального, на первый взгляд, явления кроется в том, что тщательное изучение информации по интересующей проблеме, если оно предшествует научному поиску, активно формирует в сознании исследователя закрепление существующих стереотипов в виде мнения авторитетных ученых и не способствует выработке собственной точки зрения, необходимой для продуктивной творческой деятельности. Обычные аргументы в защиту такой позиции: мнение авторитетных ученых надо ценить и уважать, а не подвергать сомнению и критике. Если согласиться с этим, то на вашей дальнейшей продуктивной исследовательской деятельности можно смело поставить крест, гак как остается лини, воспроизводить сказанные кем-то «умные мысли».
Дата: 2019-03-06, просмотров: 205.