Как читать и анализировать тексты первоисточников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первый взгляд может показаться странным, что в этом разделе мы собираемся обсуждать вопрос «как читать?». Что-что, а читать-то мы ведь все умеем еще с начальной школы! Однако на практике выясняет­ся, что при работе с литературой для написания реферата требуется осо­бый род чтения, который называют вдумчивым чтением литературы. А этими навыками в достаточной степени, к сожалению, владеют не все ученики.

Существуют ряд приемов и система заданий, подробно описанных в работе И. С. Калмыковой, которые позволяют овладеть навыками ак­тивного осмысленного чтения и вдумчивого анализа прочитанного. Эта работа включает три этапа:

1) общее знакомство с книгой, позволяющее получить первое общее представление о книге;

2) чтение основного текста с целью выделения главной и второ­степенной информации реферируемых первоисточников;

3) обработка текста после прочтения с целью выделения его проблематики, сопоставления различных точек зрения авторов на пути решения выделенных актуальных проблем, а также обобщения существующей информации.

На этапе общего знакомства с книгой пользуются ее беглым про­смотром, придерживаясь определенной последовательности:

1) внимательно познакомьтесь с титульным листом (не с облож­кой!) книги:

§ знакома ли вам фамилия автора? Вспомните, какие произве­дения этого автора вам уже известны? Проанализируйте за­главие: то есть определите, о чем пойдет речь в тексте, одно­временно постарайтесь вспомнить все, что вы уже знаете на эту тему (соотнесите с имеющимися знаниями);

§ обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь- справочник, монография или др.), чтобы более точно опреде­лить, для кого предназначена книга',

§ обязательно обратите внимание на год издания книги. Если книга выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. Особенно это касается истори­ческой науки. Однако, если вы найдете по данной теме более позднюю по выпуску книгу, то у вас появится редкая возмож­ность сопоставить точки зрения различных авторов и само­стоятельно сделать вывод о том, что устарело, а что - нет. А это как раз и есть то самое важное, чему следует научиться вам при написании реферативной работы;

2) прочитайте содержание (оглавление), так как в нем отражен ло­гический план текста, точнее, дастся ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;

3) прочитайте аннотацию (если таковая имеется.) и введение (пре­дисловие). Это поможет представить содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, а также ис­точники и характер сведений, содержащихся в книге;

4) обязательно просмотрите послесловие (заключение) к книге, где обычно кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в основном тексте; все это позволяет оценить важность книги для. разработки вашей темы.

На этапе чтения основного текста:

1) начинать читать лучше всего, имея под рукой словари и спра­вочники, так как не исключено, что вам встретятся непонятные слова и выражения. Их правильное толкование необходимо отыскивать в справочной литературе, чтобы лучше понять чи­таемый текст;

2) чтобы содержание нового текста стало более понятым, попро­буйте сформулировать утверждения, которым соответствуют приведенные в тексте конкретные примеры;

3) старайтесь вести диалог с автором текста: по ходу чтения ставьте вопросы к тексту (можно карандашом аккуратно поме­чать эти вопросы на полях книги, а в дальнейшем, перед тем как сдать в библиотеку, удалить эти пометки резинкой), выдвигайте свои предположения (идеи) о дальнейшем содержании текста;

4) «ровняйте справедливость выдвинутых вами идей при чтении последующих частей текста;

5) критически отнеситесь к тому, что пишет автор, старайтесь сра­зу не принимать все на веру, спорьте с ним, выдвигайте свои контрдоводы, опираясь на собственные убеждения, свой опыт;

6) читая, постоянно старайтесь выделять в тексте главное, суще­ственное. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как это всегда делается ав­тором для того, чтобы выразить ключевые понятия. Делайте выписки основных идей, положений, не забывая при этом точно отметить, откуда эта выписка сделана (автор, книга, страницы). В дальнейшем это вам очень сэкономит время при оформлении литературных ссылок на первоисточники.

На этапе обработки текста после прочтения:

1) постарайтесь сформулировать основные положения (тезисы) и главную мысль текста. Кратко опишите его проблематику: какие противоречия и проблемы обсуждаются, какие способы реше­ния проблем предлагаются?

2) уточните у взрослых или у учителя, если сомневаетесь, пра­вильно ли вы поняли проблематику текста;

3) постарайтесь выработать собственное отношение к изученному тексту и сформулировать аргументы, обосновывающие вашу точку зрения (которая может и не совпадать с изложенной в тексте точкой зрения автора);

4) сравните прочитанное с уже известной вам информацией по той же теме: в чем сходство, в чем различие, в чем новизна, ес­ли она есть;

5) обобщите сведения, полученные вами на основании описанного выше анализа текста всех первоисточников, сформулируйте на основе прочитанного собственные выводы о том, насколько, с вашей точки зрения, закономерно появление различных взгля­дов на выявление и пути решения одних и тех же актуальных научных проблем.

1.3.2.2. Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников

Надо ли что-то записывать, читая текст первоисточника, или де­лать записи уже после прочтения книги? Или вообще достаточно просто запоминать или отмечать понравившиеся мысли на полях книги каран­дашом? Все это не праздные вопросы.

Чтобы ответить на них, надо разобраться, во-первых, в том, зачем мы читаем текст первоисточника. Если речь идет об изучающем чтении, обычно используемом для реферирования, которое бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами, то ответ может быть лишь один: для углубленного и точного понимания смысла изложенной информации, выраженного в главных, наиболее существенных тезисах автора. Поскольку таких тезисов, которые связаны между собой внут­ренней логикой автора, может быть несколько, то их обычно бывает трудно сразу удержать в памяти. Это и служит основным аргументом в пользу ведения записей при реферировании.

Обычно к главной информации относят определения научных по­нятий, формулировки законов, правил, принципов, основные положения и утверждения автора, классификацию явлений и фактов, выводы.

Второстепенная информация всегда детализирует, конкретизиру­ет и делает более понятной главную мысль автора. К ней относятся ар­гументы, обоснования, примеры, подробные характеристики, описания, факты из жизни писателя или истории создания произведений, а также различные комментарии.

Практика реферирования текстов показывает, что чаще всего глав­ные мысли автора бывают сосредоточены в так называемых «сильных позициях» учебных и научных текстов, каковыми являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение).

Кроме того, полезно знать, что каждый абзац основного текста также содержит свою «сильную позицию». Это обычно первое предло­жение абзаца, которое является наиболее информативным, так как оно содержит тезис, т. е. основное положение автора, которое далее конкре­тизируется в основной части абзаца. В любом предложении текста более информативной, как правило, является вторая его часть, отражающая новое.

Помимо позиционного обозначения главной информации, автора­ми часто используется графический прием - выделение главных мыслей курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и т. п.

Различать главную и второстепенную информацию надо научиться очень четко, так как это в дальнейшем позволит избежать очень многих досадных ошибок при написании реферата. Дело в том, что при подго­товке реферативной работы действует нерушимое правило: главная ин­формация первоисточника в тексте реферата должна воспроизво­диться полностью, т.е. в буквальном смысле - дословно. Только вто­ростепенную информацию допустимо и, более того, просто необходимо подвергать смысловой переработке и сжатию специальными приема­ми, сущность которых будет рассмотрена нами ниже.

Правильное ведение записей прочитанного — признак высокой культуры вашего интеллектуального труда. Кроме того, полезно пом­нить, что записи:

§ облегчают понимание, так как записывая информацию, человек заново осмысливает прочитанное, удлиняя процесс восприятия, что способствует выделению и лучшему запоминанию наиболее важных моментов;

§ экономят время, так как в дальнейшей работе уже не требуется заново перечитывать текст первоисточников при написании ре­ферата, кроме того, возникает возможность систематически накапливать и обобщать сведения по разным темам;

§ дисциплинируют мысль читающего и повышают общий уровень устной и письменной речи, способствуют выработке у читателя собственного стиля изложения.

Остановимся более подробно на простейших видах записей - по­метках, выписках, цитатах, тезисах и конспектах.

Пометки - специальная, разработанная вами как читателем, сис­тема условных обозначений наиболее важных частей текста первоис­точника. Пометки обычно делаются по ходу чтения текста на полях кни­ги карандашом, если она принадлежит лично вам. При чтении библио­течного экземпляра книг, статей и журналов делать пометки недопусти­мо, так как это может испортить текст первоисточника и затруднит в дальнейшем его использование другими читателями. Кроме того, ваши пометки могут помешать другим проявить свою индивидуальность при чтении и анализе того же текста. В этом случае лучше сделать выписки.

Выписки - это трудно запоминающиеся, но очень важные и понра­вившиеся места текста, которые содержат, на ваш взгляд, самое главное, самое существенное. Их не следует записывать дословно, а необходимо (желательно) переводить с книжного на собственный язык, чтобы лучше понять сущность высказываний автора. В этом случае составление вы­писки при чтении авторского текста полезно тем, что способно навести вас на собственные мысли по обсуждаемому в тексте поводу. Это в дальнейшем позволяет очень эффективно использовать выписки при составлении текста реферата.

Цитаты (от лат. zitо - «призываю в свидетели») - это дословные выписки из текста статей (книг), которые должны быть соответствую­щим образом оформлены:

1) цитировать следует по возможности законченными частями тек­ста (цельными предложениями или небольшими абзацами);

2) каждая цитата заключается в кавычки;

3) после каждой цитаты нужно указывать ее источник, который обозначается арабской цифрой, соответствующей порядковому номеру цитируемой книги, под которым она указана в списке использованной литературы. Например: «В лекции Ю. Лотмана «В искусстве путь к истине» по этому поводу отмечалось, что эпическое художественное произведение всегда кончается во­просом; «оно не дает ответа, оно открывает путь» [2]. Это озна­чает, что высказанная мысль цитируется по источнику, который в списке использованной литературы при подготовке реферата стоит под порядковым номером 2 и при желании читающего его легко можно там найти. Иногда в ссылке может быть указана страница цитируемой книги или статьи, например: [2, с. 171]. Это делается, как правило, в том случае, если на одну и ту же книгу (большую статью) в реферате делается несколько ссылок, отличающихся расположением цитат в тексте первоисточника. При использовании одного и того же источника, уже упомянуто­го в предыдущей цитате, указывают в скобках или в списке ли­тературы: «там же». Приведение полного текста ссылки в тексте реферата (фамилии и инициалов автора, названия статьи, изда­тельства, года выпуска, страниц) в круглых скобках, или оформ­ление ссылки в виде надстрочной цифры (например, 1) с после­дующим приведением первоисточника внизу страницы разреша­лось делать ранее, по новым правилам оформления рефератив­ных и научно-исследовательских работ это не допускается;

4) иногда при оформлении цитат допускается пропуск одного или нескольких слов цитируемого текста (если это не искажает его смысла), вместо которых в тексте цитаты ставится многоточие. Многоточие может ставиться в начале, середине или в конце ци­таты, перед кавычками, если из предложения выпущены послед­ние слова текста, например, «Свой знаменитый труд «О вреде табака» [7], опубликованный в 1604 году, Яков 1 закончил сло­вами: «Курение - привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких ...»;

5) при цитировании необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядку и т. п.), так как в противном случае возможно искажение главной мысли. В случае, если вы хотите внести в текст цитаты какие-либо свои выделения текста, то это должно быть особо отмечено с указанием инициалов имени и фамилии автора реферативной работы в круглых скобках, на пример: «Три дня после роковой ночи ...» [6] (курсив мой –В.Н.);

6) правила составления списка литературы рассматриваются ниже.

Несоблюдение приведенных правил в реферативной работе чрева­то обвинением вас в плагиате - присвоении чужих идей и мыслей, что, конечно же, абсолютно недопустимо, или может привести к утере воз­можности найти необходимый цитируемый источник в дальнейшем. Чтобы этого не случилось, надо руководствоваться «правилом-заклинанием»: «Эту статью я вижу в первый и последний раз в жизни и никогда ее больше не смогу найти, даже если очень понадобится, если сейчас же не запишу правильно и полно текст ссылки в соответствии с правилами цитирования». Поверьте - очень помогает и проверено не один раз!

Тезисы (от греч. 1его - «утверждаю») - это значительно более сложная и совершенная форма записи текста первоисточника, сохра­няющая логику изложения основных его мыслей. По степени полноты тезисы делятся на краткие и развернутые, по способу изложения - на текстуальные и свободные. В текстуальных тезисах допустимо излагать мысль реферируемого текста словами первоисточника, точно соблюдая логику изложения материала автором, т. е. излагать чужую мысль чу­жими словами, проще говоря, достаточно просто выборочно списать нужные разделы текста первоисточника.

В свободных тезисах требуется изложить без искажения чужую мысль своими словами, при этом допустимо не придерживаться поряд­ка изложения материала первоисточника. Это, конечно, труднее, но зна­чительно полезнее для вас как автора будущей реферативной работы. Кроме того, это придает тезисам краткость и лаконичность, а «крат­кость (по А. П. Чехову) - сестра таланта».

В зависимости от необходимости ваши тезисы могут быть также простыми (краткими), если они содержат только одно утверждение, ко­торое ничем далее не подтверждается, и сложными (развернутыми), если они подкрепляются доводами, аргументами. Использование тех или дру­гих тезисов - ваше право, которое определяется необходимостью.

Умению грамотно составлять тезисы надо учиться, так как ваша будущая реферативная работа, по сути дела, представляет собой сово­купность связанных по смыслу тезисов отреферированной литературы, выстроенную в заданной планом последовательности.

Иногда при реферировании наиболее важных первоисточников следует прибегать к конспектированию. Конспект (от лат. cоnspectus - «обзор, изложение») - универсальная форма записи прочитанного, объединяющая в себе пометки, выписки, цитаты, план и тезисы. Конспекты, как и тезисы, тоже могут быть текстуальными или свободными, т. е. соответствовать по изложению материала логике книги (чужые мысли -чужими словами), или содержать изложение мыслей автора своими сло­вами (чужие мысли - своими словами) в вашей собственной последова­тельности, отличающейся от авторской. Иногда конспект может содер­жать элементы текстуального и свободного. Это вполне допустимо, если продиктовано необходимостью, и такой конспект будет называться сме­шанным.

Конспектирование - самый сложный вид работы с книгой. Нау­читься еще в школе правильно конспектировать тексты - очень важно, особенно, если вы решили продолжить свое образование в вузе. Там этому, к сожалению, не учат. Так что - дерзайте!

Теперь разберемся в том, как следует правильно пользоваться приемами смысловой переработки и сжатия текста, содержащего второстепенную информацию, изложенную в научной работе.

В качестве таких приемов обычно используют:

§ исключение подробностей, деталей, авторских отступлений и т.п.;

§ обобщение однородных мелких (частных) вопросов, которые предварительно находятся учеником в тексте, и переформули­рование обобщенной мысли своими словами;

§ сочетание исключения и обобщения.

Чтобы научиться активно пользоваться этими приемами смысло­вой переработки текста, вам надо потренироваться в выполнении сле­дующих действий в приведенной ниже последовательности (алгоритме):

1) читая абзац текста, выделяйте опорные слова в предложениях, от которых зависит их смысл;

2) закончив чтение очередного абзаца текста и используя опорные слова, составьте простую опорную фразу, являющуюся ключом к его пониманию;

3) изложите кратко содержание прочитанного абзаца текста, ис­пользуя приемы сжатия теста, и переходите к чтению и смысло­вой переработке следующего абзаца, и так до конца;

4) сформулируйте главную мысль всего текста в виде предложе­ния с подлежащим и сказуемым;

5) сгруппируйте абзацы по одной микротеме в смысловые части и дайте каждой из них заглавие;

6) используя заглавия и основные мысли смысловых частей тек­ста, составьте план его изложения;

7) восстановите по этому плану полный текст своими словами;

8) сравните результат «восстановления» текста с исходным ори­гиналом.

Если вы будете постоянно тренироваться в выполнении этих дей­ствий при чтении и конспектировании текстов не только при написании реферата, но и при подготовке текущих домашних заданий, то вы быст­ро овладеете умениями выражать чужие мысли своими словами, а это, как известно, и есть первый шаг от пассивного и неинтересного списы­вания текста к его активной и творческой переработке без искажения авторского смысла.

Заключительный этап

Дата: 2019-03-06, просмотров: 220.