Основные этапы работы над рефератом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа над рефератом состоит из трех основных этапов:

I этап - подготовительный, посвященный выбору темы, поиску и от­бору нужной литературы по теме;

II этап - исполнительский, целью которого является чтение и анализ текстов первоисточников;

III этап - заключительный, в ходе которого осуществляется обработ­ка первичного текста, первоисточников и составляется текст рефера­та (вторичный текст) в соответствии с его структурой и требованиями к оформлению, а также готовится устное сообщение (доклад) по выпол­ненной реферативной работе.

Рассмотрим последовательно краткое содержание каждого из этих этапов.

Подготовительный этап

С чего начинать реферативную работу

Прежде чем приступить к работе по подготовке реферата, особенно если это приходится делать впервые, надо хорошо себе представлять специфику, т. е. отличительные признаки этого жанра научной литера­туры. Для этого вам надо еще раз внимательно перечитать и осмыслить содержание двух предыдущих разделов (разделы 1.1 и 1.2) настоящих методических рекомендаций.

Теперь, когда вам стало более-менее понятно, какую работу пред­стоит выполнить, необходимо перейти к выбору конкретной темы рефе­рата.

Как выбрать тему реферата

Тема - это основное содержание вашей будущей работы, выражен­ное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цити­руя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать». Поэтому выбор темы - очень важный мо­мент в работе над рефератом. К сожалению, не секрет, что на практике тема реферата часто выбирается учащимися стихийно и необдуманно.

В принципе, существует три пути выбора темы:

§ самостоятельный выбор темы учащимся с последующим ее со­гласованием с учителем как более опытным человеком;

§ исходя из примерного списка тем, которые рекомендуются учи­телем по данному предмету;

§ с помощью руководителей кружков, факультативов и проблем­ных групп, а также по совету ваших родителей. В любом из упомянутых выше случаев, чтобы в дальнейшем, как говорится, не осложнять напрасно себе жизнь, бывает полезно руковод­ствоваться следующими критериями. Тема должна быть:

1) актуальной, т.е. отражать злободневные проблемы науки, практики, общества и школы;

2) интересной, т.е. она должна опираться на материал изучаемой вами учебной программы, но обязательно содержать элемент новизны;

3) довольно хорошо разработанной в науке и технике, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы;

4) проблемной, т.е. содержать какой-то спорный момент, что по­зволяет отразить в тексте реферата столкновение различных то­чек зрения;

5) конкретной. Объемные темы, формулировка которых носит общий характер, очень трудно раскрыть полностью, так как это требует освещения очень многих вопросов, а время на подго­товку реферата всегда ограничено. Если все же тема получилась общей, то постарайтесь ее сузить. Обычно для этого пользуются одним из следующих способов:

§ выберите один из аспектов общей темы. Например, из темы «Лексика» выберите только раздел «Фразеологизм». Тогда формулировка темы будет выглядеть так: «Выразительные воз­можности фразеологизмов в русском языке»;

§ ограничьте тему периодом времени, о котором идет речь в ре­феративной работе. Например, вместо обширной формулировки темы реферата «История развития Великобритании» целесооб­разно использовать тему «История развития Великобритании в XIX веке», если собранный вами материал в основном касается исторического, экономического и политического развития этой страны в указанный временной период;

6) обратите внимание на формулировку темы реферата. Она долж­на быть краткой. В этой работе вам поможет знание структу­ры формулировки темы. Откроем вам секрет: формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект пред­стоящей реферативной работы.

Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследо­ванию (описанию) в рамках темы работы.

Объект - это область, в которой изучается предмет. Таким обра­зом, предмет - это всегда часть объекта реферативной работы.

Для того чтобы грамотно и быстро сформулировать тему работы, удобно пользоваться алгоритмом, описанным в книге В.С. Безруковой и приведенным нами ниже в виде табл. 1.

Таблица 1

Дата: 2019-03-06, просмотров: 233.