Нифонтов В. И., Козымина Е. Ю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

От реферата - к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных и научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 88 с.

В методическом руководстве описана технология подготовки, напи­сания, оформления и презентации результатов реферативных и научно-исследовательских работ, владение которой учащимися позволяет вос­полнить существующий в настоящее время пробел в специальных знани­ях и умениях школьников, необходимых для ведения качественной науч­но-исследовательской деятельности. Книга обобщает литературные дан­ные, а также собственный опыт авторов по организации реферативной и научно-исследовательской деятельности в условиях общеобразователь­ной школы.

Книга адресована учащимся и педагогам - научным руководителям исследовательских работ, а также всем, кто занимается исследователь­ской деятельностью.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ... 6

1.1. Реферат, его отличительные особенности, цель и задачи. 6

1.2. Современные требования к реферату. 7

1.3. Основные этапы работы над рефератом.. 7

1.3.1. Подготовительный этап. 7

1.3.1.1. С чего начинать реферативную работу. 7

1.3.1.2. Как выбрать тему реферата. 7

1.3.1.3. Как правильно определить цель и задачи реферативной работы.. 9

1.3.1.4. Как осуществить поиск и отбор нужной литературы по теме. 10

1.3.2. Исполнительский этап. 14

1.3.2.1. Как читать и анализировать тексты первоисточников. 14

1.3.2.2. Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников. 15

1.3.3. Заключительный этап. 19

1.3.3.1. С чего начинать написание черновика текста реферативной работы.. 19

1.3.3.2. План реферата составлен, что делать дальше. 20

1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы 21

1.3.3.4. Написание заключения к работе. 24

1.3.3.5. Оформление списка использованной литературы.. 25

1.3.3.6. Оформление приложений. 25

1.3.3.7. Написание введения. 25

1.3.3.8. Оформление чистовика реферативной работы.. 26

1.3.3.9. Составление раздела «Содержание». 27

1.3.3.10. Написание аннотации. 27

1.4. Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы.. 27

1.4.1. Написание доклада. 28

1.4.2. Подготовка иллюстративных материалов к докладу. 28

1.4.3. Отработка навыков публичного выступления. 28

1.4.4. Публичная защита реферативной работы.. 29

1.4.5. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов реферативных работ учащихся. 30

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ... 32

2.1. В чем отличие научно-исследовательской работы от реферативной. 32

2.1.1. Цели и задачи научно-исследовательской работы.. 32

2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы.. 33

2.2. Современные требования к научно-исследовательской работе. 34

2.3. Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы.. 34

2.3.1. Пробный эксперимент или предварительный анализ произведения. 35

2.3.2. Сбор и анализ дополнительных литературных данных по теме научно-исследовательской работы.. 36

2.3.3. Выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление. 37

2.3.3.1. Определение объекта и предмета исследования. 37

2.3.3.2. Разработка гипотезы.. 37

2.3.3.3. Формулирование задач работы.. 39

2.3.3.4. Планирование и описание этапов исследования. 40

2.3.3.5. Краткие выводы.. 41

2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление. 42

2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования. 42

2.3.4.2. Проведение эксперимента. 44

2.3.4.3. Анализ результатов эксперимента. 45

2.3.5. Написание заключения к работе. 46

2.3.6. Оформление списка использованной литературы.. 46

2.3.7. Оформление приложений. 46

2.3.8. Написание введения. 46

2.3.9. Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов. 46

2.3.10. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских работ учащихся. 47

ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.. 48

3.1. Рабочее место. 48

3.2. Составление картотек. 48

3.3. Работа с книгой. 49

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.. 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52


ВВЕДЕНИЕ

Написание и презентация результатов реферативных и научно-исследовательских работ учащимися - одно из важных и актуальных на­правлений подготовки выпускника современной средней общеобразова­тельной школы, позволяющее сформировать необходимые для дальней­шей жизни и успешного продолжения учебы в институте умения грамот­но работать с информацией, а также навыки публичных выступлений.

К сожалению, в существующей методической литературе основное внимание уделяется вопросам оформления реферативных и научно-исследовательских работ, но не технологии подготовки и их написания. В то же время наш опыт работы с детьми и учителями показывает, что именно технология является наиболее слабым местом не только подго­товки выпускников средней школы, но и их педагогов, выступающих в роли научных руководителей работ учащихся. Таким образом, отсутст­вие специальных знаний, необходимых для выполнения такого сложно­го вида работы, как реферативная и, тем более, научно-исследовательская, заметно снижает качество подготовки учащихся и представляет собой серьезную проблему. Это обстоятельство и побуди­ло нас начать работу по написанию настоящего методического руково­дства.

Надо отметить, что очень часто реферативную работу представля­ют как особый вид деятельности, который никак не связан с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Мы придержи­ваемся другого мнения: реферативная работа является важным этапом любого научного исследования и представляет собой проблемно-ориентированный анализ имеющихся информационных источников по избранной теме, без которого невозможно правильно сформулировать проблему, а значит, и поставить цель научно-исследовательской работы, направленной на ее решение. Таким образом, любая научно-исследовательская работа всегда включает в виде первой главы рефера­тивную работу, следовательно, навыки ее проведения абсолютно необ­ходимы каждому исследователю.

В настоящем методическом руководстве мы не использовали термин «учебно-исследовательская работа», а описали технологию подготовки лишь реферативной и научно-исследовательской работ. По этому поводу следует сказать, что развитие реферата в полноценную научно-исследовательскую работу, конечно, может проходить через ряд проме­жуточных этапов, отражающих стадии процесса становления и усложнения навыков исследовательской деятельности учащихся. Например, тра­диционный реферат, выполненный учеником в 8 классе, может быть через год с успехом дополнен небольшим экспериментом с использованием анкетирования, опросов общественного мнения учащихся школы и т. п. и «превратиться» в работу ученика 9 класса с элементами научного иссле­дования. Последняя может через год «вырасти» до учебно-исследовательской работы, особенно если этому благоприятствует учеб­ный план школы, предусматривающий специальное обучение учащихся технологии исследовательской деятельности. Развивая и дополняя резуль­таты учебно-исследовательской работы, выпускник школы может реали­зовать свой творческий потенциал в виде подготовки полноценной науч­но-исследовательской работы, как показывает наша практика, по своему уровню ничем не уступающей курсовой работе студента вуза.

Основной целью настоящего методического руководства, написан­ного авторами в стиле настольной книги начинающего исследователя, является оказание помощи учащимся 8-11 классов в подготовке рефера­тивных и научно-исследовательских работ. Но мы искренне надеемся, что это руководство может пригодиться и педагогам — научным руково­дителям работ учащихся, стремящимся повысить свою квалификацию в организации исследовательской деятельности. Ведь технологии этой работы пока что нигде специально не обучают, а овладение ею учителем сегодня становится как никогда актуальным. Вопрос о том, какова роль учителя при подготовке реферативной и научно-исследовательской ра­боты, какова должна быть доля самостоятельности ученика в выборе темы, определении проблемы и цели предстоящей работы и многие дру­гие вопросы, касающиеся совместной работы учителя и ученика в ходе исследовательской деятельности, также требуют обсуждения.

С этой целью в главе 1 работы подробно рассматриваются совре­менные требования к реферату и основные этапы работы над ним (под­готовительный, исполнительский и заключительный этапы). Особое внимание уделяется описанию подготовки и проведения презентации результатов реферативной работы: написанию доклада, подготовке ил­люстративных материалов, отработке навыков публичных выступлений учащихся, публичной защите реферата, критериям оценки реферативной работы и презентации ее результатов.

Вторая глава методического руководства посвящена технологии подготовки и написания научно-исследовательской работы. Ее содержа­ние построено на сопоставлении с материалами главы 1, чтобы более наглядно показать отличие научно-исследовательской работы от реферативной по целям, задачам и требованиям, предъявляемым к содержа­нию, а также выделить общее в технологии подготовки и написания.

Подробно рассматривается выполнение теоретической (исследова­тельской) части работы и ее оформление. В частности, описывается процедура выделения объекта и предмета исследования, способы фор­мулировки гипотезы исследования, формулирование задач работы, пла­нирование и описание этапов исследования.

Один из разделов главы 2 посвящен рассмотрению технологии экспериментальной работы: особенностям эксперимента и его планиро­вания, проведению эксперимента и анализу его результатов.

Достаточно подробно обсуждается написание заключения к работе, оформление приложений. Даются рекомендации по написанию введе­ния, оформлению чистовика научно-исследовательской работы, а также приводятся критерии оценки научно-исследовательской работы и пре­зентации ее результатов в ходе публичной защиты.

Третья глава настоящей работы посвящена краткому освещению некоторых важных вопросов научной организации труда исследователя: оборудованию рабочего места, технологии составления карточек при работе с источниками информации, существующим правилам работы с книгой.

В заключительном разделе методического руководства обсужда­ются вопросы о роли научного руководителя в организации рефератив­ной и научно-исследовательской работы. Завершают методическое ру­ководство список использованной литературы и приложения.





ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Дата: 2019-03-06, просмотров: 170.