От реферата - к научно-исследовательской работе. Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 88 с.
В методическом руководстве описана технология подготовки, написания, оформления и презентации результатов реферативных и научно-исследовательских работ, владение которой учащимися позволяет восполнить существующий в настоящее время пробел в специальных знаниях и умениях школьников, необходимых для ведения качественной научно-исследовательской деятельности. Книга обобщает литературные данные, а также собственный опыт авторов по организации реферативной и научно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Книга адресована учащимся и педагогам - научным руководителям исследовательских работ, а также всем, кто занимается исследовательской деятельностью.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ... 6
1.1. Реферат, его отличительные особенности, цель и задачи. 6
1.2. Современные требования к реферату. 7
1.3. Основные этапы работы над рефератом.. 7
1.3.1. Подготовительный этап. 7
1.3.1.1. С чего начинать реферативную работу. 7
1.3.1.2. Как выбрать тему реферата. 7
1.3.1.3. Как правильно определить цель и задачи реферативной работы.. 9
1.3.1.4. Как осуществить поиск и отбор нужной литературы по теме. 10
1.3.2. Исполнительский этап. 14
1.3.2.1. Как читать и анализировать тексты первоисточников. 14
1.3.2.2. Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников. 15
1.3.3. Заключительный этап. 19
1.3.3.1. С чего начинать написание черновика текста реферативной работы.. 19
1.3.3.2. План реферата составлен, что делать дальше. 20
1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы 21
1.3.3.4. Написание заключения к работе. 24
1.3.3.5. Оформление списка использованной литературы.. 25
1.3.3.6. Оформление приложений. 25
1.3.3.7. Написание введения. 25
1.3.3.8. Оформление чистовика реферативной работы.. 26
1.3.3.9. Составление раздела «Содержание». 27
1.3.3.10. Написание аннотации. 27
1.4. Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы.. 27
1.4.1. Написание доклада. 28
1.4.2. Подготовка иллюстративных материалов к докладу. 28
1.4.3. Отработка навыков публичного выступления. 28
1.4.4. Публичная защита реферативной работы.. 29
1.4.5. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов реферативных работ учащихся. 30
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ... 32
2.1. В чем отличие научно-исследовательской работы от реферативной. 32
2.1.1. Цели и задачи научно-исследовательской работы.. 32
2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы.. 33
2.2. Современные требования к научно-исследовательской работе. 34
2.3. Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы.. 34
2.3.1. Пробный эксперимент или предварительный анализ произведения. 35
2.3.2. Сбор и анализ дополнительных литературных данных по теме научно-исследовательской работы.. 36
2.3.3. Выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление. 37
2.3.3.1. Определение объекта и предмета исследования. 37
2.3.3.2. Разработка гипотезы.. 37
2.3.3.3. Формулирование задач работы.. 39
2.3.3.4. Планирование и описание этапов исследования. 40
2.3.3.5. Краткие выводы.. 41
2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление. 42
2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования. 42
2.3.4.2. Проведение эксперимента. 44
2.3.4.3. Анализ результатов эксперимента. 45
2.3.5. Написание заключения к работе. 46
2.3.6. Оформление списка использованной литературы.. 46
2.3.7. Оформление приложений. 46
2.3.8. Написание введения. 46
2.3.9. Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов. 46
2.3.10. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских работ учащихся. 47
ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.. 48
3.1. Рабочее место. 48
3.2. Составление картотек. 48
3.3. Работа с книгой. 49
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52
ВВЕДЕНИЕ
Написание и презентация результатов реферативных и научно-исследовательских работ учащимися - одно из важных и актуальных направлений подготовки выпускника современной средней общеобразовательной школы, позволяющее сформировать необходимые для дальнейшей жизни и успешного продолжения учебы в институте умения грамотно работать с информацией, а также навыки публичных выступлений.
К сожалению, в существующей методической литературе основное внимание уделяется вопросам оформления реферативных и научно-исследовательских работ, но не технологии подготовки и их написания. В то же время наш опыт работы с детьми и учителями показывает, что именно технология является наиболее слабым местом не только подготовки выпускников средней школы, но и их педагогов, выступающих в роли научных руководителей работ учащихся. Таким образом, отсутствие специальных знаний, необходимых для выполнения такого сложного вида работы, как реферативная и, тем более, научно-исследовательская, заметно снижает качество подготовки учащихся и представляет собой серьезную проблему. Это обстоятельство и побудило нас начать работу по написанию настоящего методического руководства.
Надо отметить, что очень часто реферативную работу представляют как особый вид деятельности, который никак не связан с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Мы придерживаемся другого мнения: реферативная работа является важным этапом любого научного исследования и представляет собой проблемно-ориентированный анализ имеющихся информационных источников по избранной теме, без которого невозможно правильно сформулировать проблему, а значит, и поставить цель научно-исследовательской работы, направленной на ее решение. Таким образом, любая научно-исследовательская работа всегда включает в виде первой главы реферативную работу, следовательно, навыки ее проведения абсолютно необходимы каждому исследователю.
В настоящем методическом руководстве мы не использовали термин «учебно-исследовательская работа», а описали технологию подготовки лишь реферативной и научно-исследовательской работ. По этому поводу следует сказать, что развитие реферата в полноценную научно-исследовательскую работу, конечно, может проходить через ряд промежуточных этапов, отражающих стадии процесса становления и усложнения навыков исследовательской деятельности учащихся. Например, традиционный реферат, выполненный учеником в 8 классе, может быть через год с успехом дополнен небольшим экспериментом с использованием анкетирования, опросов общественного мнения учащихся школы и т. п. и «превратиться» в работу ученика 9 класса с элементами научного исследования. Последняя может через год «вырасти» до учебно-исследовательской работы, особенно если этому благоприятствует учебный план школы, предусматривающий специальное обучение учащихся технологии исследовательской деятельности. Развивая и дополняя результаты учебно-исследовательской работы, выпускник школы может реализовать свой творческий потенциал в виде подготовки полноценной научно-исследовательской работы, как показывает наша практика, по своему уровню ничем не уступающей курсовой работе студента вуза.
Основной целью настоящего методического руководства, написанного авторами в стиле настольной книги начинающего исследователя, является оказание помощи учащимся 8-11 классов в подготовке реферативных и научно-исследовательских работ. Но мы искренне надеемся, что это руководство может пригодиться и педагогам — научным руководителям работ учащихся, стремящимся повысить свою квалификацию в организации исследовательской деятельности. Ведь технологии этой работы пока что нигде специально не обучают, а овладение ею учителем сегодня становится как никогда актуальным. Вопрос о том, какова роль учителя при подготовке реферативной и научно-исследовательской работы, какова должна быть доля самостоятельности ученика в выборе темы, определении проблемы и цели предстоящей работы и многие другие вопросы, касающиеся совместной работы учителя и ученика в ходе исследовательской деятельности, также требуют обсуждения.
С этой целью в главе 1 работы подробно рассматриваются современные требования к реферату и основные этапы работы над ним (подготовительный, исполнительский и заключительный этапы). Особое внимание уделяется описанию подготовки и проведения презентации результатов реферативной работы: написанию доклада, подготовке иллюстративных материалов, отработке навыков публичных выступлений учащихся, публичной защите реферата, критериям оценки реферативной работы и презентации ее результатов.
Вторая глава методического руководства посвящена технологии подготовки и написания научно-исследовательской работы. Ее содержание построено на сопоставлении с материалами главы 1, чтобы более наглядно показать отличие научно-исследовательской работы от реферативной по целям, задачам и требованиям, предъявляемым к содержанию, а также выделить общее в технологии подготовки и написания.
Подробно рассматривается выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление. В частности, описывается процедура выделения объекта и предмета исследования, способы формулировки гипотезы исследования, формулирование задач работы, планирование и описание этапов исследования.
Один из разделов главы 2 посвящен рассмотрению технологии экспериментальной работы: особенностям эксперимента и его планирования, проведению эксперимента и анализу его результатов.
Достаточно подробно обсуждается написание заключения к работе, оформление приложений. Даются рекомендации по написанию введения, оформлению чистовика научно-исследовательской работы, а также приводятся критерии оценки научно-исследовательской работы и презентации ее результатов в ходе публичной защиты.
Третья глава настоящей работы посвящена краткому освещению некоторых важных вопросов научной организации труда исследователя: оборудованию рабочего места, технологии составления карточек при работе с источниками информации, существующим правилам работы с книгой.
В заключительном разделе методического руководства обсуждаются вопросы о роли научного руководителя в организации реферативной и научно-исследовательской работы. Завершают методическое руководство список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
Дата: 2019-03-06, просмотров: 211.