К научно-исследовательской работе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К научно-исследовательской работе

 

Методическое руководство

для учащихся и педагогов

по подготовке к написанию

реферативных и научно-исследовательских работ

 

Рецензент:

проректор по учебной работе УрГПУ, зав. кафедрой ТПУО,

кандидат педагогических наук, доцент А. А. Симонова

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Основные этапы работы над рефератом

Работа над рефератом состоит из трех основных этапов:

I этап - подготовительный, посвященный выбору темы, поиску и от­бору нужной литературы по теме;

II этап - исполнительский, целью которого является чтение и анализ текстов первоисточников;

III этап - заключительный, в ходе которого осуществляется обработ­ка первичного текста, первоисточников и составляется текст рефера­та (вторичный текст) в соответствии с его структурой и требованиями к оформлению, а также готовится устное сообщение (доклад) по выпол­ненной реферативной работе.

Рассмотрим последовательно краткое содержание каждого из этих этапов.

Подготовительный этап

С чего начинать реферативную работу

Прежде чем приступить к работе по подготовке реферата, особенно если это приходится делать впервые, надо хорошо себе представлять специфику, т. е. отличительные признаки этого жанра научной литера­туры. Для этого вам надо еще раз внимательно перечитать и осмыслить содержание двух предыдущих разделов (разделы 1.1 и 1.2) настоящих методических рекомендаций.

Теперь, когда вам стало более-менее понятно, какую работу пред­стоит выполнить, необходимо перейти к выбору конкретной темы рефе­рата.

Как выбрать тему реферата

Тема - это основное содержание вашей будущей работы, выражен­ное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цити­руя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать». Поэтому выбор темы - очень важный мо­мент в работе над рефератом. К сожалению, не секрет, что на практике тема реферата часто выбирается учащимися стихийно и необдуманно.

В принципе, существует три пути выбора темы:

§ самостоятельный выбор темы учащимся с последующим ее со­гласованием с учителем как более опытным человеком;

§ исходя из примерного списка тем, которые рекомендуются учи­телем по данному предмету;

§ с помощью руководителей кружков, факультативов и проблем­ных групп, а также по совету ваших родителей. В любом из упомянутых выше случаев, чтобы в дальнейшем, как говорится, не осложнять напрасно себе жизнь, бывает полезно руковод­ствоваться следующими критериями. Тема должна быть:

1) актуальной, т.е. отражать злободневные проблемы науки, практики, общества и школы;

2) интересной, т.е. она должна опираться на материал изучаемой вами учебной программы, но обязательно содержать элемент новизны;

3) довольно хорошо разработанной в науке и технике, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы;

4) проблемной, т.е. содержать какой-то спорный момент, что по­зволяет отразить в тексте реферата столкновение различных то­чек зрения;

5) конкретной. Объемные темы, формулировка которых носит общий характер, очень трудно раскрыть полностью, так как это требует освещения очень многих вопросов, а время на подго­товку реферата всегда ограничено. Если все же тема получилась общей, то постарайтесь ее сузить. Обычно для этого пользуются одним из следующих способов:

§ выберите один из аспектов общей темы. Например, из темы «Лексика» выберите только раздел «Фразеологизм». Тогда формулировка темы будет выглядеть так: «Выразительные воз­можности фразеологизмов в русском языке»;

§ ограничьте тему периодом времени, о котором идет речь в ре­феративной работе. Например, вместо обширной формулировки темы реферата «История развития Великобритании» целесооб­разно использовать тему «История развития Великобритании в XIX веке», если собранный вами материал в основном касается исторического, экономического и политического развития этой страны в указанный временной период;

6) обратите внимание на формулировку темы реферата. Она долж­на быть краткой. В этой работе вам поможет знание структу­ры формулировки темы. Откроем вам секрет: формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект пред­стоящей реферативной работы.

Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследо­ванию (описанию) в рамках темы работы.

Объект - это область, в которой изучается предмет. Таким обра­зом, предмет - это всегда часть объекта реферативной работы.

Для того чтобы грамотно и быстро сформулировать тему работы, удобно пользоваться алгоритмом, описанным в книге В.С. Безруковой и приведенным нами ниже в виде табл. 1.

Таблица 1

Исполнительский этап

Заключительный этап

План реферата составлен, что делать дальше

На первый взгляд, заголовок этого раздела может показаться странным. Что делать? Конечно, начинать писать черновик рефератив­ной работы, скажете вы, последовательно раскрывая один за другим все пункты плана от первого до последнего, используя для этого собранный и структурированный в соответствии с планом литературный материал! Однако это не совсем так.

Дело в том, что последовательность написания разделов рефера­тивной работы не совпадает со структурой ее разделов.

Типовая структура пояснительной записки реферативной работы обычно включает ряд обязательных разделов (частей), каковыми явля­ются:

1. Аннотация.

2. Титульный лист.

3. Содержание.

4. Введение.

5. Аналитический обзор литературных данных по проблеме (ос­новная текстовая часть реферата).

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения.

Практика подготовки реферативных работ показывает, что написа­ние черновика разделов работы лучше всего проводить в другой после­довательности:

1) написание аналитического обзора литературных данных (ос­новной текстовой части реферата) и списка использованной ли­тературы;

2) написание заключения, к работе;

3) оформление приложений;

4) написание введения;

5) составление содержания работы;

7) оформление чистовика реферативной работы;

8) оформление титульного листа;

9) написание аннотации.

Приступая к подготовке черновика основной текстовой части ре­ферата, следует также учитывать ряд специфических особенностей жан­ра нового текста, который вам предстоит написать - жанра научной литературы, для которого характерен особый научный стиль речи.

Для научного стиля речи типичны:

§ строгая логичность изложения материала, которая предполага­ет расположение предложений текста в полном соответствии с причинно-следственной связью явлений, изложение выводов, вытекающих из фактов, описанных в тексте;

§ точность, которая достигается употреблением слов по воз­можности в их прямом значении, научных терминов и специ­альной лексики (например, не принято использовать эмоцио­нально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я» и глагола в первом лице единственного числа употребляются неопреде­ленно-личные («Считают, что ...»), безличные («Известно, что ...»), определенно-личные («Рассмотрим проблему ...»); в на­учной речи (в реферате и в научных докладах) принято также излагать материал, используя местоимение «мы» или «нами», а не «я» или «мною» («Мы установили, что ...» или «Нами было показано, что ...»). Такой стиль изложения нисколько не умаля­ет авторских заслуг референта, но свидетельствует о его компе­тентности в применении норм специальной лексики при изло­жении содержания научного текста. Кроме того, в подготовке реферата ученика как минимум принимают участие два челове­ка: он сам и его научный руководитель. Так что «мы» — вполне оправдано;

§ объективность изложения фактов, недопустимость эмоцио­нальности в изложении материала. Например, нельзя писать: «это утверждение - абсолютно нелепо и могло придти в голову только ограниченному человеку»; корректнее было бы напи­сать: «это утверждение, по нашему мнению, не соответствует действительности» и привести аргументы, которые позволяют сделать вам это заключение;

§ отвлеченность и обобщенность изложения материала, кото­рые достигаются за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

§ широкое использование в тексте реферата так называемых язы­ковых клише - особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определен­ных повторяющихся ситуациях. Использование клише позволя­ет обеспечить связность и целостность научного текста, дос­тигнуть единства стиля изложения его различных частей.

Рассмотрим последовательно содержание и особенности написания каждой части (раздела) реферативной работы.

1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных  (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы

Написание текста реферативной работы требует, как уже упомина­лось выше, создания «нового текста» на основе сделанных вами выпи­сок, справок, планов, тезисов и конспектов первоисточников, составлен­ных с помощью приемов сжатия и смысловой переработки. Этот «новый текст» должен быть изложен в соответствии с выбранной вами компо­зицией (индуктивной или дедуктивной) и планом.

Как уже отмечалось ранее, на практике помогает быстрее овладеть приемами написания единого по стилю научного текста использование клише. Ниже мы специально приводим достаточно полный перечень таких клише из работы И.Р. Калмыковой, чтобы вы как автор реферата чувствовали себя более уверенно в любой ситуации, а не думали мучи­тельно, с каких слов начинать написание того или иного раздела работы. Список этих клише полезно выучить наизусть.

1. Описание темы:

§ Настоящая реферативная работа посвящена (актуальному во­просу..., характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по проблеме ... и т.п.).

§ Темой реферативной работы является ...

§ В реферативной работе (рассматривается ..., говорится о ..., да­ется анализ и оценка ..., обобщаются данные о ...).

2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена реферативная работа:

§ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуаль­ность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых (исследовате­лей, критиков и т. п.), так как является актуальной для ...).

§ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...

§ ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотре­ния темы (проблемы), посвященной ...

§ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...

3. Характеристика первоисточников, используемых автором рефера­тивной работы:

  • Материалом исследования послужили ...
  • Нами для анализа литературных данных были использованы…
  • В связи с изучением поставленной проблемы основой для ана­лиза послужили...

4. Характеристика основных подходов к решению поставленной про­блемы:

  • Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее реше­нию.
  • Существует несколько подходов к решению указанной пробле­мы. Первый, описанный в работах ..., предполагает ..... Второй подход прослеживается в исследованиях ... и заключается в .... Третий, описанный в публикациях ...., базируется (основан) на ….
  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

§ Первая точка зрения заключается в том, что ... Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что .... Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состо­ит в том, что ...

6. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

§ Мы разделяем точку зрения автора ...

§ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...

§ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомне­ний, так как ...

§ Заслуживает внимания точка зрения автора ...

б) несогласие, критика:

  • Трудно (нельзя) согласиться с тем, что ...
  • Нельзя принять утверждения ... о том, что ...
  • Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ... на ...., так как ...
  • Недостаточно аргументированным представляется суждение ав­тора о том, что ...
  • Недостаточно четко сформулировано положение о ...
  • Автор упускает из виду ..., не подтверждает выводы о ..., не­обоснованно утверждает то, что ...

7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:

§ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что ...) наиболее обоснованную точку зре­ния ...

§ Таким образом, есть все основания полагать, что ....

§ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зре­ния ...

§ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргу­ментированной, убедительной) является точка зрения ...

§ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ....

§ На основании анализа литературных данных можно сделать за­ключение о том...

В ходе написания черновика основной части реферативной работы полезно помнить, что:

§ каждый абзац «нового текста», выражая тот или иной тезис, имеет достаточно стандартную структуру, состоящую минимум из трех связанных по смыслу предложений: постановка во­проса (тезиса), его рассмотрение (анализ) и вывод (обобщение);

§ все абзацы «нового текста» должны быть логически связаны между собой, т. е. подчинены реализации одной цели, сквозной идеи, основной мысли, которой посвящена реферативная рабо­та; это достигается использованием «предложений-связок», а также вводных слов и словосочетаний (например, «Несмотря на описанные противоречия ...», «К сожалению, ...», «Как и сле­довало ожидать ...», «Эти выводы позволили высказать предпо­ложение ...», «Во-первых, ...», «Во-вторых,...» и т. д.);

§ при любой композиции основной части реферативной работы в ней должны быть последовательно рассмотрены:

1) актуальность темы (проблемы), которая показывает роль и место вашей темы (выявленной проблемы) в теории и практике, соответствие выбранной темы возникшим об­щественным потребностям;

2) цель работы, которая, как уже отмечалось в разделе 1.3.1.2, всегда отражает действие исследователя (ученика), совершаемое над предметом в рамках объекта исследова­ния;

3) предмет изучения - то, что подвергается непосредствен­ному исследованию (описанию) в рамках темы работы;

4) объект изучения - область знания (науки), в которой изучается предмет;

5) обоснование выбора методов исследования;

6) задачи и этапы выполнения работы;

7) описание существующих подходов к решению проблемы и изложение сущности различных точек зрения;

8) обсуждение и сопоставление различных точек зрения (анализ);

9) изложение собственного отношения к обсуждаемой проблеме (аргументированное принятие или непринятие точек зрения, существующих в научной литературе). В случае аргументированного неприятия вами сущест­вующих в литературе точек зрения по существу обсуж­даемых вопросов необходимо сформулировать собствен­ное видение сущности обсуждаемых противоречий и про­блем, а также гипотезу о возможных путях их решения. Тогда подготовленный вами реферат может быть исполь­зован в качестве литературного обзора дальнейшей на­учно-исследовательской работы по данной теме. Более подробно эти вопросы обсуждаются во второй главе на­стоящей работы;

§ черновик реферата может печататься на компьютере, а может быть и рукописным. В последнем случае текст пишется разбор­чиво, с полями для пометок с одной стороны листа формата А-4, чтобы потом можно было его корректировать, не прибегая к переписыванию (экономия времени!), а вырезая и переклеивая отдельные фрагменты текста в любом порядке;

§ объем черновика должен быть таким, чтобы объем чистовика основной текстовой части реферативной работы не превышал 15 страниц машинописного текста (компьютерного текста в формате \Уогс1 — 7, шрифт- 12).

Одновременно с написанием черновика реферативной работы вам следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту или ГОСТу) оформлять список использованной литерату­ры, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата. Практика показывает, что несоблюдение этих реко­мендаций может привести к самым печальным последствиям. Как ми­нимум, вам снизят оценку за реферат из-за отсутствия или неправильно­го оформления списка литературы. Худшее будет заключаться в том, что вы не сможете впоследствии найти цитируемую работу, даже если очень этого захотите.

При оформлении списка использованной литературы к рефератив­ной работе следует соблюдать следующие правила:

1. Ссылки на цитируемые в тексте реферата литературные источники сразу же заносятся в раздел «Список использованной литературы» для удобства сначала в том порядке, в котором они встречаются в тексте (т. е. с первого и до последнего номера).

2. При оформлении ссылок на различные источники необходимо строго следовать образцам, которые приводятся нами ниже.

3. После завершения составления списка использованной литературы (т. е. после написания всех частей реферативной работы, а не только основной текстовой части) все ссылки расставляются заново, уже по алфавиту. Это можно легко сделать, если вы печатали черновик на компьютере. Если в списке литературы имеются ссылки на работы иностранных авторов, то они приводятся в списке после ссылок отечественных авторов в порядке, определяемом латинским ал­фавитом.

4. На основании откорректированного окончательного списка исполь­зованной литературы вносятся изменения в нумерацию ссылок в тексте реферативной работы перед оформлением чистовика.

В заключение этого раздела еще раз обращаем ваше внимание на необходимость строгого соблюдения всех правил оформления ссы­лок на первоисточники. Это означает, что все точки, запятые, двое­точия, скобки, тире и другие знаки препинания в вашем списке должны стоять точно так же и там же, как и в соответствующих образцах, Поверьте, что это позволит вам избежать очень многих ошибок и заме­чании рецензента.

Оформление списка использованной литературы

При оформлении списка литературы следует соблюдать следую­щие правила:

1. описание всех библиографических ссылок должно строго со­ответствовать образцам, приведенным в Приложении 2. Это не прихоть авторов настоящей работы, а требование ГОСТа. Следует обратить особое внимание на то, что библио­графические описания книг, статей из газет, журналов и эн­циклопедий, материалов докладов конференции не совпадают: Для каждого отдельного вида источника информации существу­ет свой образец его правильного оформления. Нарушение этого требования при оформлении списка использованной литерату­ры однозначно приводит к снижению оценки реферативной ра­боты и свидетельствует о вашей недостаточной компетентности в этом вопросе;

2. список использованной литературы составляется по алфавиту, а не в том порядке, в каком происходило цитирование первоис­точников или ссылка на них в тексте реферативной работы;

3. ссылки на работы иностранных авторов, если таковые имеются, оформляются в списке также по алфавиту, но после работ оте­чественных авторов.

Затруднения с правильным оформлением списка использованной литературы часто бывают связаны с тем, что в тексте черновика, на ста­дии его написания, бывает удобнее использовать возрастающую нуме­рацию ссылок (не по алфавиту), тем более, что часто в ходе работы над рефератом появляются новые ссылки на публикации ранее неизвестных авторов. В этом случае черновой список использованной литературы следует переделать, т. е. составить по алфавиту при завершении работы над черновиком, не забыв при этом поменять нумерацию ссылок в тек­сте реферата.

Оформление приложений

Реферативная работа может содержать раздел «Приложения». В этот раздел обычно включают большой по объему, но важный для раскрытия сущности темы материал: ксерокопии документов, схе­мы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы, иллюстрации, фотографии, географические карты и т. п. Дело в том, что приложения не входят в общий объем текста реферативной работы (страницы приложения имеют свою нумерацию). Этим можно воспользоваться на вполне за­конном основании в том случае, если объем вашей реферативной работы (основной текстовой части) превышает установленные стандарты (15 страниц машинописного текста). Раздел «Приложения» может включать несколько подразделов, каждый из которых имеет свое название (заго­ловок) и которые нумеруются: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. По ходу изложения основной части реферативной работы на материалы приложений можно делать ссылки. Если в тексте реферативной работы с использованием этих материалов излагается какой-либо тезис, то в скобках указывается ссылка: (см. Приложение 1).

Небольшие по объему иллюстрации, схемы, таблицы и прочие ил­люстративные материалы не следует помещать в раздел «Приложения», так как это неудобство может затруднить процесс чтения реферата и, более того, вызвать раздражение у читателя (рецензента). Такие иллю­стративные материалы под отдельными заголовками (например: «Взаимосвязь строения и свойств углеводородов») следует размещать в основном тексте, соблюдая нумерацию отдельно для рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, ссылки на которые в тексте также при­нято делать в круглых скобках, например: (рис. 3) или (табл. 2) и т. д.

Написание введения

Среди учащихся существует устойчивое заблуждение, что введе­ние к реферативной работе должно включать лишь несколько фраз, ка­сающихся причин, повлиявших на выбор автором темы выполненной работы. На самом деле это совсем не так.

Во введении, по существу, описывается вся работа, но только в сильно сокращенном виде. Не случайно этот раздел пояснительной за­писки пишется после основной текстовой части реферата, составления списка использованной литературы, заключения и приложения, т. е. в самом конце работы. Структура этого раздела включает:

§ обоснование актуальности исследования;

§ описание противоречий и проблем;

§  тему исследования;

§ цель исследования;

§ объект и предмет исследования;

§ задачи исследования;

§ описание базы, на которой проводилось исследование;

§ описание методов исследования;

§ этапы исследования (они могут совпадать с задачами, а могут и не совпадать по желанию автора);

§ краткое описание структуры реферативной работы, раскры­вающее содержание каждой части (чему посвящены) и основ­ные выводы (теоретические или научные и практические ре­зультаты) всей работы (так называемая пояснительная записка);

§ сведения об объеме пояснительной записки (на скольких стра­ницах изложена), включающей ... таблиц, .... рисунков, ... схем и пр. (указывается, сколько каждого), количестве цитируемых литературных источников, наличии приложения.

При подготовке текста введения вас не должно смущать то, что описание проведенных исследований по анализу литературных данных по избранной теме еще впереди, т. е. будет подробно обсуждаться далее в основной части реферата. Ничего не поделаешь, таковы правила напи­сания введения к любой работе.

По объему введение к реферативной работе не должно превы­шать двух страниц машинописного текста. Это сделать не всегда про­сто из-за обилия материала, но необходимо.

 

Оформление чистовика реферативной работы

Чистовик реферативной работы печатается на компьютере (Word - 7 шрифт - 12, через 1,5 интервала) в двух экземплярах на бумаге фор­мата А-4. Параметры страницы: верхнее поле - 2 см, левое поле - 3 см, нижнее поле - 2 см, правое поле - 1,5 см.

Первый экземпляр - для рецензента, который обычно выбирается вашим научным руководителем и которому передается работа для напи­сания рецензии перед ее защитой на комиссии. Второй тождественный экземпляр - ваш собственный, который вам очень пригодится в даль­нейшем при составлении доклада по теме реферата.

Первой страницей работы является титульный лист, который оформляется строго по образцу, представленному в Приложении 1. Вто­рой - «Содержание». Обе эти страницы не нумеруются. Далее, начиная с 3-й страницы, на которой обычно располагают раздел «Введение», они нумеруются по порядку. Номер страницы ставится в правом верхнем углу арабскими цифрами.

Раздел «Приложения» может содержать несколько приложений. В этом случае они нумеруются так: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Страницы каждого из приложений нумеруются отдельно, начиная с первой.

Теперь чистовик реферативной работы полностью готов и его не­обходимо переплести с помощью папки-скоросшивателя.

Внимание! Печатая работу на компьютере, следует пользоваться жестким диском, а не дискетой, во избежание неприятностей (дискеты имеют обыкновение не открываться в самый неподходящий момент и в этом случае восстановить текст вашей реферативной работы не удастся ни при каких условиях!). Плюс к этому копию текста реферативной ра­боты обязательно сохраните на дискете.

Составление раздела «Содержание»

Составление раздела «Содержание» реферативной работы прово­дят тогда, когда подготовка чистовика уже полностью завершена и каж­дый раздел печатного текста «имеет свою страницу».

Сначала составляют перечень глав, разделов и подразделов работы, которые в печатном тексте обычно выделяются жирным шрифтом. Этот перечень с указанием страниц, с которых начинаются разделы поясни­тельной записки, заносится в раздел «Содержание». Обращаем ваше внимание на то, что данный раздел называется именно «Содержание», а не «Оглавление».

При составлении данного раздела следует соблюдать следующие правила:

1. В разделе «Содержание» не нумеруются разделы «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» и «При­ложения». В разделе «Содержание», да и в тексте работы, они записываются без кавычек.

2. Остальные главы (разделы и подразделы) нумеруются арабски­ми цифрами.

3. Раздел может содержать несколько подразделов. В этом случае номер каждого подраздела обязательно включает номер раз­дела. Например, как видно из раздела «Содержание» настоящей работы, глава 1 состоит из четырех разделов, которые нумеру­ются: 1Л, 1.2, 1.3 и 1.4. В свою очередь, раздел 1.3 включает три подраздела: 1.3.1, 1.3.2 и 1.3.3. Подраздел 1.3.1, например, де­лится еще на четыре части: 1.3.1.1, 1.3.1.2, 1.3.1.3 и 1.3.1.4 и т. д.

4. В разделе «Приложения» не указываются количество приложе­ний и их названия.

5. Составив раздел «Содержание», тщательно проверьте, совпа­дают ли названия глав, разделов и подразделов, а также номера страниц с теми, которые приведены в тексте реферативной ра­боты.

Написание аннотации

Аннотация к реферативной работе есть ее краткая характеристика. Размеры аннотации ограничены - 0,5 страницы машинописного текста. По существу - аннотация это 3-4 предложения (или 5-7 строк), в кото­рых, тем не менее, раскрывается актуальность темы, решению которой посвящена работа, основные научные и практические результаты, полученные в ходе ее выполнения. Естественно, что для написания ан­нотации можно смело использовать любые нужные фрагменты текста вашей реферативной работы.

Аннотация оформляется отдельным листом. Она не переплета­ется вместе с работой, а прикладывается к ней обычно в том количестве экземпляров, который равен числу членов комиссии, на заседании кото­рой вам предстоит защищать реферативную работу. Аннотация, таким образом, нужна для того, чтобы быстро ввести в курс дела любого чита­теля или слушателя.

Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы

Заключительным этапом подготовки реферата (в том случае, если реферативная работа входит в план подготовки учащихся 8-11 классов как специальный вид учебно-познавательной деятельности) является презентация (представление) ее результатов в ходе публичной защити на научно-практической конференции.

Подготовка к презентации включает:

§ написание доклада по теме реферативной работы;

§ подготовку необходимых иллюстративных материалов к докладу;

§ отработку навыков публичного выступления с докладом по теме реферативной работы.

Рассмотрим каждый из этих разделов более подробно, так как они играют исключительно важную роль в презентации полученных вами результатов.

Написание доклада

Доклад по теме написанной вами реферативной работы представ­ляет собой краткое изложение ее содержания по следующей примерной схеме:

§ объявление темы работы;

§ обоснование ее актуальности, определение цели и задач;

§ краткое описание основных этапов работы (что, в какой после­довательности и как делали);

§ изложение полученных результатов и выводов, степени но­визны и научного значения работы;

§ изложение перспектив развития работы, возможных путей ее дальнейшего применения в учебном процессе (практическое значение).

Доклад для выступления следует разборчиво написать (напечатать) на отдельном листке (листах) бумаги, откорректировать его содержа­ние и объем с помощью вашего научного руководителя с учетом того, что время для выступления по докладу строго регламентировано и не должно превышать 7 минут.

Подготовка иллюстративных материалов к докладу

Написанный и откорректированный по содержанию и объему (времени выступления) текст доклада поможет вам определить, какие конкретно иллюстративные материалы необходимо подготовить. Это могут быть крупные иллюстрации, схемы, таблицы, слайды для показа с помощью видеопроектора, фотографии, модели, видеофильмы, аудио-материалы и, наконец, специальные компьютерные презентации, разра­ботанные с помощью современных компьютерных программ (например, МС Роvеr Роint). Отсутствие достаточного количества иллюстративных материалов обедняет содержание любой работы и, как правило, снижает ее оценку, вызывая много недоуменных вопросов у слушателей. Так что старайтесь этого избегать.

Естественно, что, выбрав иллюстрационный материал, вам необхо­димо продумать отдельно вопросы технического оснащения вашей предстоящей презентации: наличие в аудитории стенда и крепления для схем и таблиц, наличие (если требуется) доски, мела и тряпки, удлини­телей, переходников и розеток, телевизора, видеомагнитофона, магни­тофона, проектора, компьютерной техники и т. п.

Не забудьте про указку!

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Разработка гипотезы

Первоначальное предположение о взаимосвязи предмета и объекта исследования в науке принято формулировать в виде гипотезы. Таким образом, гипотеза - это тезис, высказанный изначально, априори, т.е. до опыта (до экспериментальной проверки).

Древняя мудрость гласит: «Наука без гипотез, что конь без сбруи». Действительно, ключевую роль разработки гипотезы в успешном прове­дении научных исследований невозможно переоценить. Эта исследова­тельская операция позволяет предсказать пути и способы достижения цели, т. е. осуществить проектирование способа разрешения выявлен­ного противоречия (проблемы) в направлении достижения цели на осно­ве исследования, с помощью которого существующий предмет изучения переводная в новое состояние, приводящее к изменению объекта ис­следования. Если вы внимательно прочитали последнее предложение, то, видимо, вам стало совершенно ясно, что в гипотезе, по существу, соединились все элементы аппарата научного исследования: противоре­чие и проблема, цель, предмет и объект исследования.

Любая гипотеза, являясь научным предположением, требует доказа­тельства, в ходе которого она обязательно приводит исследователя к выводу как новому научному знанию. К сожалению, практика показывает, что не всякая гипотеза подтверждается в ходе научного исследования. По образному выражению Т. Гексли, «большая трагедия науки состоит в убий­стве прекрасных гипотез низкими фактами». Но отрицательный результат в науке - это тоже важный результат, так как он позволяет изменить тактику исследования в направлении поставленной цели. В этом случае на смену старой гипотезе приходит (разрабатывается) новая, более совершенная, которая снова проверяется на практике. Так от вывода к выводу по провер­ке гипотез и развивается новое научное знание.

Чтобы научиться правильно строить гипотезы, можно воспользовать­ся алгоритмами, приведенными в книге В. С. Безруковой. В связи с этим рассмотрим в качестве примера некоторые типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ учащихся (табл. 5). Безусловно, описанными алгоритмами не описывается их возможное разнообразие.

Таблица5

Формулирование задач работы

Достижение цели научно-исследовательской работы не может быть осуществлено сразу, так как проверка и доказательство гипотезы всегда предполагает постановку ряда промежуточных подцелей, которые по отношению к главной цели принято называть задачами. В свою оче­редь, любам задача может делиться на подзадачи, становясь для них це­лью. Процесс деления задач продолжают до тех пор, пока достаточно абстрактная цель не превратится в набор задач, для решения которых необходимы простые и конкретные действии. Таким образом, задачи - это те «препятствия», которые мы намечаем себе сами и которые нам следует последовательно преодолевать для того, чтобы, наконец, дос­тигнуть поставленной цели. Чем сложнее достижение цели, тем большее количество шагов (задач) требуется пройти.

На практике очень часто приходится сталкиваться с затруднениями учащихся в формулировке задач исследования. Дело в том, что напря­мую разделить цель исследования на задачи, как правило, бывает очень трудно. Помогаю! правильно сформулировать задачи выделение объек­та и предмета исследования, а также формулировка гипотезы. Внима­тельно прочитайте их, и вам наверняка станет более ясно, какие задачи по преобразованию (изучению) предмета с целью изменения (описа­ния) объекта в направлении поставленной цели вам предстоит сделать, чтобы на практике или в ходе эксперимента доказать справедливость теории, гипотезы. Понятно, что этим задачам, обусловленным необхо­димостью доказательства гипотезы, должны предшествовать задачи. связанные с поиском и анализом литературных данных по изучаемой теме, а завершать перечень вполне могут задачи, направленные на прак­тическое применение результатов работы (например, выработка и при­менение каких-либо рекомендаций, методик, программ и т. п.).

Чтобы сформулировать и расставить все задачи «по ранжиру», от первой и до последней, полезно воспользоваться классификацией задач. приведенной в книге В. С. Безруковой, а также примерным перечнем глаголов, с которых формулировки этих задач начинаются (табл. 6).

Таблица 6

Классификация задач и примерный перечень глаголов,

применяе­мых для их формулировки

Класс задач и его отличительные особенности Глаголы, с которых начиняются формулировки задач   Пример  
1. Задачи, связан­ные с изучением теории вопроса   Изучить (проблему), дать обосно­вание (подхода), раскрыть (сущ­ность), обобщить, проанализиро­вать, выявить, описать и т. п. «Провести феноменологи-ческий анализ понятия ....»  
2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. «Описать опыт использова-ния теории (методики) струк­турного анализа текста для ...»  
3. Задачи, связан­ные с созиданием новых тео-рий, идей, учений, пре-образованием предмета иссле­дования Усовершенствовать, классифици­ровать, систематизировать, обоб­щить, выявить подготовить, соз­дать, разработать, сформулиро­вать, определить, выработать и т.п. «Разработать классифика-цию методов определения ....»
4. Задачи, связан­ные с проведением экспери-мента и доказатель-ством гипотезы   Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) «Выполнить эксперимен-тальную про­верку предла-гаемого способа...»
5. Задачи, связан­ные с разработкой рекомен-дательных материалов на основе результа­тов исследования Разработать (программу), соста­вить (рекомендации), описать, сформули-ровать, раскрыть, наме­тить и т. п. «Составить реко­мендации по приме­нению получен-ных закономерностей по … в практической деятельнос-ти»
6. Прочие задачи по соз-данию, раз­работке, изу-чению чего-то нового Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. «Разработать мето­дику оценки ....»  

Очень часто задачи научно-исследовательской работы представляют собой комплекс задач разных классов: описать теорию и практику (вопроса, провести теоретическое исследование, связанное с выбором путей решения выявленных проблем, осуществить экспериментальную проверку разработанного теоретического подхода, разработать методи­ческие рекомендации по практическому применению выявленных подходов, закономерностей, программ, методик и т.п.

Планирование и описание этапов исследования

Завершение формулировки задач предстоящего исследования по­зволят вам правильно спланировать его этапы - составные части ис­следовательской деятельности, которые объединяют несколько задач сходных по объекту изучения.

Но надо ли планировать этапы выполнения работы? Нельзя ли просто обойтись постановкой задач? Мы уверены, что нет.

Представьте себе, что, начиная работать с литературой, вы будете решать лишь задачу поиска информации по теории вопроса, упусти из виду анализ литературных данных ПО практике применения этой теория на том основании, что это другая задача. В этом случае рано или поздно вам все равно придется снова возвращаться в библиотеку, чтобы пол новым (практическим) углом зрения просматривать те же первоисточ­ники, поскольку эти данные крайне необходимы для того, чтобы пра­вильно сформулировать противоречие, проблему и цель работы. В результате отсутствие планирования этапов исследования на практике обязательно оборачивается потерей драгоценного времени, которою гак не хватает для проведения эксперимента. Планирование этапов предпо­лагает уточнение сроков, что позволяет лучше организовать выполнение всей научно-исследовательской работы в точно отведенное время.

В науке сложились дедуктивная или индуктивная структуры по­строения этапов теоретической (исследовательской) части работ, точно так же, как это имеет место при написании реферативной работы (см. раздел 1.3.3.1). Дедуктивная стратегия предполагает ход от общей тео­рии к практике и эксперименту, индуктивная - от опыта практической деятельности и экспериментов к обобщающей теории. Выбор, как и все­гда, за вами и вашим научным руководителем, который наверняка смо­жет оказать помощь, так как он должен быть лучше знаком с литерату­рой по данному вопросу.

Для примера приведем в виде табл. 7 типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы, чтобы было более понятно, о чем идет речь и зачем это необходимо делать. Такое разбиение, конечно, носит примерный характер, и вы вправе его изменить, например, увели­чить или уменьшить количество этапов, поменять их содержание и г. п. Однако при этом не должна быть нарушена логика научного исследова­ния.

Таблица 7

Краткие выводы

Исследовательская часть пояснительной записки работы обычно завершается краткими выводами, в которых подчеркивается широта и глубина (объем), новизна, научная (теоретическая) и практическая (прикладная) значимость проведенного исследования, а также пер­спективы дальнейшего развития работы. Техника составления выводов была нами подробно рассмотрена в разделе 1.3.3.4.

В эти выводы, естественно, не должны включаться выводы, ка­сающиеся анализа литературных данных по теме исследования, так как они уже были описаны в конце литературного обзора (глава 1). В дальнейшем выводы 1, 2 и 3 глав будут составлять основу для написа­ния заключения по работе.

2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление

2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования

Как уже упоминалось ранее, сущность научно-исследовательской работы состоит в доказательстве выдвинутой гипотезы, которая описывает предполагаемое влияние предмета на объект исследования. Гипоте­за иными словами, предполагает существование взаимосвязи незави­симой переменной (условий или средств изменения предмета исследо­вания, которые устанавливает сам экспериментатор) и зависимой пере­менной (предмета и объекта исследования, которые один за другим ме­няются под воздействием новых экспериментальных условий).

Эксперимент в работах по естественно-научной и научно-технической тематике является разновидностью исследовательской дея­тельности (наряду с теоретической и опытной), которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипуляцию независимой пере­менной и наблюдает эффект, производимый этими действиями на зави­симую переменную. При этом результат любого изменяющего действия в эксперименте ограничивается рамками объекта исследования.

Для гуманитарных работ, в которых исследованию часто подвергаются произведения, существует исключение: экспериментальная часть работы может носить другое название, например, аналитической части (см. раздел 2.1.2), в которой описывается ход анализа литературных и (художественных произведений, документальных информационных ма­териалов, аудио-видео информации, музыкальных произведений и др. и обсуждаются полученные при этом результаты, связанные с доказатель­ством выдвинутой гипотезы.

Практика показывает, что лишь в ходе правильно спланированного эксперимента результат или подтверждает, или опровергает гипотезу, развивая тем самым наше знание о характере взаимосвязи условий, предмета и объекта исследования. Весь вопрос состоит в том, как это сделать?

Чтобы ответить на этот вопрос, отметим, что эксперимент обладает существенными признаками, отличающими его от других видов дея­тельности, которые очень важно учитывать при планировании.

Во-первых, проведение эксперимента всегда предполагает диагно­стирование исходного состояния, промежуточных изменений и конеч­ного результата изменения объекта исследования, возникающих под влиянием изменения предмета. Такое диагностирование становится воз­можным, если вами будут разработаны показатели (качество, уровень, степень развития и т. п.), состояние которых требуется периодически измерять в ходе эксперимента, а также определены параметры (область изменения) этих показателей.

Во-вторых, эксперимент - это всегда сознательно планируемая, ненаправленная, специально организованная и управляемая деятельность, осуществляемая с прогнозируемым результатом.

В-третьих, экспериментальная деятельность всегда является инно­вационной и внедренческой, так как связана с внедрением в практику специально используемых новых средств, обеспечивающих развитие предмета и объекта исследования в новых условиях.

По характеру целей эксперименты делятся на:

§ констатирующие, связанные с изучением путем диагностики состояния зависимой переменной; такие эксперименты обычно проводят в начале исследований с тем, чтобы зафиксировать исходный уровень показателей исследуемой системы;

§ формирующие, связанные с плановым изменением независимой и отслеживанием последующего изменения зависимой пере­менной.

Часто для определения результатов сравнительного эксперимента параллельно с ним (если это возможно) проводят так называемый «хо­лостой опыт» или отслеживают изменение показателей исследуемого явления в обычных условиях, в так называемых контрольных группах, т. е. при отсутствии эксперимента, а затем сравнивают результаты, по­лученные в первом и втором случае, и делают выводы.

Однако на практике бывают случаи, когда так сделать невозможно. Тогда поступают иначе: эксперимент проводят без контрольных групп, сравнивая результаты роста зависимых переменных от начала экспери­ментирования до его завершения. Допускается использование в качестве контрольных групп опубликованных в печати экспериментальных дан­ных других исследований, посвященных изучению этой же или близкой по тематике проблемы. Необходимо только вовремя отыскать эти дан­ные в соответствующих первоисточниках.

Важную роль при планировании эксперимента играет параметри­зация - выделение критериев (критериальных показателей) его эф­фективности, которые позволяют сделать вам обоснованное заключе­ние о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы на осно­вании анализа полученных экспериментальных данных. При этом сле­дует учитывать, что как независимая, так и зависимая переменные не являются простыми объектами, изменения которых могут быть измере­ны и описаны лишь по одному показателю. Как правило, таких показа­телей может быть несколько, а их состав надо тщательно продумать и обосновать, прежде чем приступать к проведению эксперимента.

Когда вы завершите параметризацию переменных, следует проду­мать, с помощью каких методов (теоретических и практических) вы будете фиксировать изменение показателей. Как правило, в любой научно-исследовательской работе для фиксации изменения показателей используется не один, а система методов.

Методы экспериментального исследования могут быть теоретиче­скими и практическими. К теоретическим относят: абстрагирование (выделение существенного), анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию, схематизацию и др. Каждый теорети­ческий метод исследования, в свою очередь, может иметь несколько видов. Например, анализ может быть структурным, феноменологиче­ским, сравнительным, системным, факторным, аспектным, контент-анализом, монографическим и др.

Среди практических методов чаще всего используются: анкетиро­вание, опрос, наблюдение, тестирование, рейтинг, интервью, написание сочинения, изучение документации, измерение показателей с помощью физико-химических методов и др.

Критерии выбора методов, на первый взгляд, выглядят довольно просто: каждый метод должен соответствовать цели работы, научным возможностям исследователя и давать надежные (достоверные) результаты. Однако реально разработка системы методов исследова­ния - это не только серьезная наука, но и настоящее искусство. Поэтому здесь вам, дорогой читатель, наверняка не обойтись без мудрых советов вашего научного руководителя как более опытного исследователя.

По существующей в науке классификации все планируемые экспе­рименты (экспериментальные задачи) являются:

§ естественными, т. е. носят характер опытно-экспериментальной работы, в ходе которой экспериментаторы воздействуют на предмет и объект новыми средствами, позво­ляющими добиться поставленных целей, или

§ лабораторными, которые осуществляют в специально создан­ных условиях, что позволяет избежать нежелательного влияния посторонних факторов, неизбежно проявляющихся в естест­венных экспериментах.

В зависимости от специфики целей планируемые эксперименты могут делиться на дидактические, методические, воспитательные, управленческие, синтетические (например, в химии), физико-химические и др. Часто эксперименты проводят «на стыке наук», ис­пользуя зависимые и независимые переменные из разных наук. В этом случае говорят о психолого-педагогическом, медико-биологическом, лингво-страноведческом, историко-биологическом и других типах экс­периментов, которые называют пограничными.

Надо знать, что все эксперименты можно также подразделить на мерительные и квазиэксперименты .

Мерительными или критериальными экспериментами называют такие, которые предполагают тщательное отслеживание изменений пе­ременных с последующей обработкой статистически значимых данных и представлением аналитических и итоговых материалов, как правило, в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Квазиэксперименты отличаются от мерительных тем, что они проводятся при полном отсутствии контроля за текущим изменением переменных, но предусматривают измерение только исходного и конеч­ного состояний этих переменных (на «входе» и «выходе»).

Каждый из планируемых экспериментов обычно включает два эта­па:

§ проведение констатирующего эксперимента, имеющего целью зафиксировать исходное состояние зависимой переменной;

§ проведение формирующего эксперимента с целью преобразова­ния зависимой переменной посредством изменения независи­мой переменной в соответствии с гипотезой.

Планирование эксперимента важный этап научно-исследовательской работы, который обычно завершается составлением программы эксперимента и разработкой его графика. Типовая струк­тура программы эксперимента, приведенная в книге В.С. Безруковой, имеет следующий вид.

Общие данные об эксперименте:

§ Тема эксперимента.

§ Общая характеристика места проведения эксперимента.

§ Общая характеристика участников эксперимента.

§ Виды и типы (модель) эксперимента.

Научный аппарат эксперимента:

§ Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).

§ Цель экспериментального исследования.

§ Экспериментальная гипотеза.

§ Описание независимых переменных.

§ Описание зависимых переменных.

§ Методы диагностирования независимых переменных.

§ Методы диагностирования зависимых переменных.

§ Методы обработки эмпирических данных.

Организация эксперимента

§ Материально-техническое обеспечение эксперимента.

§ Методическое обеспечение эксперимента.

§ Организационная подготовка эксперимента.

§ Психологическая подготовка участников эксперимента.

§ График проведения эксперимента.

Заканчивая этот раздел, не будем подробно комментировать со­держание каждого из пунктов представленной программы эксперимента, так как мы уже касались их существа ранее. Предлагаем это сделать ав­торам самостоятельно, тем более, что программа эксперимента должна носить конкретный характер, т. е. содержать описание научного аппара­та конкретно вашего исследования. Эта программа завершает подгото­вительный этан экспериментальной работы.

Проведение эксперимента

Следующим этапом экспериментальной части работы является собственно проведение эксперимента. Последовательность действий исследователя на этом этапе обычно предполагает выполнение следую­щих операций:

§ исходное диагностирование состояния зависимых переменных (до опыта) с помощью диагностических методов («первая экспери­ментальная точка»);

§ обработка этих данных (статистическая, аналитическая и т. п.);

§ корректировка программы эксперимента или его графика (если возникла необходимость);

§ частичное или полное изменение независимой переменной с по­мощью избранных вами «средств влияния»;

§ повторное диагностирование состояния зависимых переменных («вторая экспериментальная точка»);

§ обработка полученных данных и их сравнение с исходными;

§ корректировка эксперимента (если возникла такая необходи­мость);

§ изменение независимой переменной;

§ финальное диагностирование состояния зависимых переменных («третья экспериментальная точка»);

§ обработка полученных данных и их сравнение с предыдущими.

Относительно количества «экспериментальных точек», которые требуется и достаточно получить в ходе эксперимента, можно сказать следующее: «Чем больше - тем лучше, но... в разумных пределах». Количество «экспериментальных точек» должно быть достаточным для того, чтобы по ним можно было достоверно судить о закономерностях процесса изме­нения зависимой переменной под влиянием независимой переменной экс­перимента, например, построить график этою изменения. Для этого двух «точек» мало, так как изменения могут носить нелинейный характер, а вы этого не сумеете заметить, выбрав «двухточечный» вариант псевдоэкспе­римента. С другой стороны, если вы решили замерить состояние зависимой переменной в 100 «экспериментальных точках», то вам просто может не хватить времени. Так что планируйте разумно.

Оформление списка использованной литературы

Правила оформления списка использованной литературы к научно-исследовательской работе ничем не отличаются от ранее рассмотренных нами в разделе 1.3.3.5 настоящего руководства аналогичных правил дня реферативной работы. Образцы правильного библиографического опи­сания различных источников информации приведены в Приложении 2.

Оформление приложений

Техника и правила оформления приложений к научно-исследовательской работе также ничем не отличаются от того, которая уже была описана в разделе 1.3.3.6 для реферативной работы. Так что здесь вам не должно встретиться никаких проблем. Важно не переусерд­ствовать с подбором материала для этого раздела, особенно в тех случа­ях, когда объем экспериментальной части достаточно велик. Помните, что в приложения следует включать лишь тот экспериментальный мате­риал, который свидетельствует (документально подтверждает) большой экспериментальный объем проведенного исследования и активно ис­пользуется при обсуждении хода и результатов работы. Об этом должны свидетельствовать ссылки в тексте теоретической и экспериментальной частей, заключаемые в круглые скобки.

Написание введения

Как вы, наверное, уже догадались, техника написания введения к на­учно-исследовательской работе ничем не отличается от таковой, обычно используемой при написании реферативных работ (см. раздел 1.3.3.7).

Трудности здесь обычно возникают, во-первых, из-за требований изложить обширный материал всей (!) работы в строго ограниченном объеме, не более четырех страниц текста. Для сравнения здесь уместно сказать, что размеры введения даже в кандидатских диссертациях не превышают 4,5 - 8 страниц на 150 страниц общего объема текста, который разрешен Высшей аттестационной комиссией.

Во-вторых, трудности могут быть связаны с необходимостью изла­гать текст введения «другими словами», естественно, не изменяя смысла содержания глав работы и заключения. Согласитесь, что прямое цити­рование (а проще говоря, переписывание) набора нужных фрагментов работы во введении будет выглядеть очень странно, хотя, откровенно говоря, этого не всегда удается избежать. Постарайтесь все же перефра­зировать текст работы, излагая ее ход и результаты во введении. Часто в процессе этой работы удается даже значительно улучшить стиль и каче­ство новых формулировок.

Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов

Правила и порядок оформления чистовика, включая оформление титульного листа (см. Приложение 1), написание раздела «Содержа­ние» и аннотации к научно-исследовательской работы те же, что и при оформлении реферативной работы, Поэтому, если возникну! вопросы, то вам нужно просто воспользоваться достаточно подробной инструкци­ей по выполнению этих операций, изложенной ранее в разделах 1.3.3.8 - 1.3.3.10.

Аналогичные рекомендации - воспользоваться информацией, ра­нее изложенной в разделе 1.4, можно дать и но подготовке и проведе­нию презентации результатов научно-исследовательской работы в ходе ее публичной защиты, которая является заключительным этапом науч­но-исследовательской работы и оформляется точно так же, как и защит реферативной работы (см. раздел 1.4). Несмотря на некоторый опыт, которым вы обогатились, зашитая реферативную работу, при подготов­ке презентации результатов научного исследования по-прежнему следу­ет обратить самое пристальное внимание на:

§ написание доклада по теме научно-исследовательской работы;

§ подготовку необходимых иллюстративных материалов к докладу;

§ тщательную отработку навыков публичного выступления с докладом по теме вашего исследования.

Рабочее место

Для того, чтобы ваша работа была для вас удовольствием, а не му­чением, будет лучше, если вы заранее приготовите свое рабочее место.

Освободите книжную полку рядом с вашим письменным столом (если ее нет, можно сделать в комнате перестановку и приблизить друг к другу полку и стол). На этой полке будут стоять подобранные книги по вашей теме. После написания реферата или научно-исследовательской работы их можно расставить по тем местам, где они находились ранее.

Приготовьте пластиковые файлы для ксерокопий, которые теперь можно сделать почти в любой библиотеке.

По окончании работы не поддавайтесь искушению оставить на столе все так, как есть, т.е. в «творческом беспорядке». Прибирая каж­дый вечер рабочий стол, вы тем самым упорядочиваете все усвоенное вами за сегодняшний день. Да и на следующий день приятнее садиться за чистый и опрятный рабочий стол, чем разбирать завалы, оставленные накануне. К тому же за ночь вы можете забыть, в какую папку положили вчерашние выписки и почему книга раскрыта именно на этой странице.

Поставьте на стол мелкие предметы, которые будят у вас творче­ское воображение. А те, которые отвлекают от рабочего процесса, убе­рите на время подальше.

Стоит ли во время работы слушать музыку? Те, кто много работает за письменным столом, уже смогли узнать себя и понять, что им помо­гает, а что отвлекает. Вы, возможно, этого еще не знаете. Поэкспери­ментируйте над собой: позанимайтесь с музыкой и без. Какая работа оказалась плодотворней? Если с музыкой - слушайте ее сколько угодно, не забывайте только подготовить несколько самых любимых дисков. Если же музыка мешает - откажитесь от нее на время вашей напряжен­ной умственной работы.

Составление картотек

Для повышения эффективности и скорости работы имеет смысл пользоваться несколькими картотеками, которые вы создадите сами.

Какие бывают картотеки? Самая главная и абсолютно необходимая библиографическая. О ней мы уже говорили в разделе 1.3.1.4. «Как осуществить поиск и выбор нужной литературы по теме».

Классификацию других картотек предложил в своей книге «Как написать дипломную работу» очень известный писатель, профессор не­скольких университетов Умберто Эко. Он выделяет такие карточки:

1) па содержание книг/статей;

2) тематические:

3) именные;

4) на примеры (цитаты);

5) рабочие.

С книгой Умберто Эко вы можете ознакомиться сами, а мы остано­вимся лишь на пояснении следующих типов карточек.

Карточки на содержание книг/статей. Если в вашей рефератив­ной или научно-исследовательской работе вы анализируете художест­венную литературу и в количестве большем, чем две книги, лучше, если вы на каждую книгу составите карточку с кратким пересказом содержа­ния произведения (чтобы потом не запутаться в именах героев и местах действия!).

Карточки на примеры (цитаты). Читая книгу, вы чувствуете, что вот это предложение звучит очень и очень убедительно и ею лучше не пересказывать своими словами, а поместить в реферат или научно-исследовательскую работу в виде цитаты. Составьте карточку с точным указанием имени автора, названия работы, выходных данных и выпи­шите в нее понравившееся вам предложение. Не забудьте указать но­мер страницы (или номера страниц), где располагается цитата!

Карточки рабочие. Они могут быть разного типа: «карточки, свя­зывающие между собой идеи и подпункты плана, проблемные карточки (как подходить к какой-либо проблеме?), карточки-подсказки (куда за­носятся идеи, заимствованные у кого-то, с добавлением подсказок о на­правлении возможного развития) и так далее...».

Работа с книгой

Речь пойдет о пометках, которые удобнее всего делать прямо в книге (если вы не хотите ее конспектировать или готовите материал для конспектирования). В этом случае действует непреложное правило: по­метки можно делать только в собственных книгах, да и то не во всех. Нельзя помечать материал в редких или очень хорошо (подарочно) из­данных книгах; книгах, которые изданы в XIX веке и ранее.

Во всех остальных книгах пометки делать можно.

Многие исследователи считают, что книга без пометок - непрочи­танная книга. Разработайте свою систему пометок. Вот самые простые советы:

§ помечайте информацию разными цветами;

§ делайте буквенные пометки;

§ включайте также и цифровые пометки;

§ обязательно делайте пометки, свидетельствующие о важности информации («очень важно», «NB» и др.);

§ используйте пометки, указывающие на то, что этот фрагмент текста нужно перечитать.

Это почти все, что нам хотелось бы рассказать по поводу подго­товки и написания реферативных и научно-исследовательских работ. В заключение нам остается надеяться, что приведенные в настоящем руководстве методические рекомендации будут вам полезны и смогут пригодиться не только в школе, но и в будущей учебе в институте, когда вам придется выполнять курсовые и дипломные исследовательские ра­боты или проекты.

Успехов вам в предстоящей научно-исследовательской деятельно­сти!



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. - Ека­теринбург: Издательство Дома учителя, 2000. - 236 с.

2. Беляева Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельно­сти: учебное пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-74 с.

3. Борикова Л. В., Виноградова Н. Л. Пишем реферат, доклад, выпу­скную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. 128 с.

4. Викулова П. П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 25 с.

5. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. Ростов н/Д: Издательский центр «MapT», 2002. - 64 с.

6. Гринберг Б. М. Работа над школьным рефератом но литературе в филологическом классе 7 Проблемы литературного образования школь­ников. Материалы V зональной научно-практической конференции «Филологический класс: наука ВУЗ школа». Екатеринбург. 25 - 26 марта 1999 г. 4.1. Екатеринбург, 1999.

7. ГОСТ 7.9 - 95. (ИСО) 214 76). Реферат и аннотация. - Взамен ГОСТ 7.9 77. Дата ввел. 1997 -07-01 // Библиотека и Закон. 2000. -Вып. 8(1). С. 344 349.

8. Демина JI. А. и др. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования /'Образование в современ­ной школе. - 2001. - № I. - С. 38 - 40.

9. Калмыкова И. Р. Методика подготовки учащихся к экзаменацион­ному реферату 7 Русский язык: прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. -№ 16.-С. 2- 13.

10. Карпова 11. М., Комарова 3. И.. Краев В. С. Руководство по на­писанию рефератов, курсовых и дипломных работ. - Екатеринбург: Ин­ститут международных связей, 2000. 23 с.

11. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов.    М.: «Ось-89», 1997. 304 с,

12. Методические рекомендации по развитию у учащихся умений работать с различными источниками информации. - Ленинград, 1989. 90 с.

13. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, кон­спекты, рефераты. Пособие для 7 - 11 классов. - М.: ЮНВЕС, 2001. -256 с.

14. Пантелеева Н. К. Реферат - один из активных видов самостоя­тельной деятельности учащихся // География в школе. - 2001 - 7 С. 68-71.

15. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1993.

16. Раченко И. П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1982. 208 с.

17. Хуторецкий М. И., Новикова Т. А. Школьный реферат и основ­ные требования к его написанию // Завуч. 2001. - № 8. - С. 82-85.

18. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью пе­дагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Ди­ректор школы». - М.: Сентябрь, 1998. - 144с.

19. Эко У. Как написать дипломную работу. I уманитарные науки. Уч.-метод. пособие. - М.: Книжный дом «Университет». 2003. - 240 с.


Приложение 1

Образец оформления титульного листа работы

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области   МОУО г. Екатеринбурга   МОУ Гимназия №212 Образовательная область                   Предмет                         ТЕМА РЕФЕРАТА     Исполнитель: учащийся .... класса _________________________________________________________ (Ф. И. О.) Научный руководитель: _________________________________________________________ (Ф. И. О., место работы, должность) Внешний рецензент: ______________________________________________________ (Ф. И. О., место работы, должность) Рецензент областного тура: ______________________________________________________ (Ф. И. О., место работы, должность) Екатеринбург 2005

Приложение 2



ОБРАЗЦЫ

ПАМЯТКА

к научно-исследовательской работе

 

Методическое руководство

для учащихся и педагогов

по подготовке к написанию

реферативных и научно-исследовательских работ

 

Рецензент:

проректор по учебной работе УрГПУ, зав. кафедрой ТПУО,

кандидат педагогических наук, доцент А. А. Симонова

Дата: 2019-03-06, просмотров: 234.