К научно-исследовательской работе
Методическое руководство
для учащихся и педагогов
по подготовке к написанию
реферативных и научно-исследовательских работ
Рецензент:
проректор по учебной работе УрГПУ, зав. кафедрой ТПУО,
кандидат педагогических наук, доцент А. А. Симонова
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
Основные этапы работы над рефератом
Работа над рефератом состоит из трех основных этапов:
I этап - подготовительный, посвященный выбору темы, поиску и отбору нужной литературы по теме;
II этап - исполнительский, целью которого является чтение и анализ текстов первоисточников;
III этап - заключительный, в ходе которого осуществляется обработка первичного текста, первоисточников и составляется текст реферата (вторичный текст) в соответствии с его структурой и требованиями к оформлению, а также готовится устное сообщение (доклад) по выполненной реферативной работе.
Рассмотрим последовательно краткое содержание каждого из этих этапов.
Подготовительный этап
С чего начинать реферативную работу
Прежде чем приступить к работе по подготовке реферата, особенно если это приходится делать впервые, надо хорошо себе представлять специфику, т. е. отличительные признаки этого жанра научной литературы. Для этого вам надо еще раз внимательно перечитать и осмыслить содержание двух предыдущих разделов (разделы 1.1 и 1.2) настоящих методических рекомендаций.
Теперь, когда вам стало более-менее понятно, какую работу предстоит выполнить, необходимо перейти к выбору конкретной темы реферата.
Как выбрать тему реферата
Тема - это основное содержание вашей будущей работы, выраженное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цитируя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать». Поэтому выбор темы - очень важный момент в работе над рефератом. К сожалению, не секрет, что на практике тема реферата часто выбирается учащимися стихийно и необдуманно.
В принципе, существует три пути выбора темы:
§ самостоятельный выбор темы учащимся с последующим ее согласованием с учителем как более опытным человеком;
§ исходя из примерного списка тем, которые рекомендуются учителем по данному предмету;
§ с помощью руководителей кружков, факультативов и проблемных групп, а также по совету ваших родителей. В любом из упомянутых выше случаев, чтобы в дальнейшем, как говорится, не осложнять напрасно себе жизнь, бывает полезно руководствоваться следующими критериями. Тема должна быть:
1) актуальной, т.е. отражать злободневные проблемы науки, практики, общества и школы;
2) интересной, т.е. она должна опираться на материал изучаемой вами учебной программы, но обязательно содержать элемент новизны;
3) довольно хорошо разработанной в науке и технике, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы;
4) проблемной, т.е. содержать какой-то спорный момент, что позволяет отразить в тексте реферата столкновение различных точек зрения;
5) конкретной. Объемные темы, формулировка которых носит общий характер, очень трудно раскрыть полностью, так как это требует освещения очень многих вопросов, а время на подготовку реферата всегда ограничено. Если все же тема получилась общей, то постарайтесь ее сузить. Обычно для этого пользуются одним из следующих способов:
§ выберите один из аспектов общей темы. Например, из темы «Лексика» выберите только раздел «Фразеологизм». Тогда формулировка темы будет выглядеть так: «Выразительные возможности фразеологизмов в русском языке»;
§ ограничьте тему периодом времени, о котором идет речь в реферативной работе. Например, вместо обширной формулировки темы реферата «История развития Великобритании» целесообразно использовать тему «История развития Великобритании в XIX веке», если собранный вами материал в основном касается исторического, экономического и политического развития этой страны в указанный временной период;
6) обратите внимание на формулировку темы реферата. Она должна быть краткой. В этой работе вам поможет знание структуры формулировки темы. Откроем вам секрет: формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект предстоящей реферативной работы.
Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы.
Объект - это область, в которой изучается предмет. Таким образом, предмет - это всегда часть объекта реферативной работы.
Для того чтобы грамотно и быстро сформулировать тему работы, удобно пользоваться алгоритмом, описанным в книге В.С. Безруковой и приведенным нами ниже в виде табл. 1.
Таблица 1
Исполнительский этап
Заключительный этап
План реферата составлен, что делать дальше
На первый взгляд, заголовок этого раздела может показаться странным. Что делать? Конечно, начинать писать черновик реферативной работы, скажете вы, последовательно раскрывая один за другим все пункты плана от первого до последнего, используя для этого собранный и структурированный в соответствии с планом литературный материал! Однако это не совсем так.
Дело в том, что последовательность написания разделов реферативной работы не совпадает со структурой ее разделов.
Типовая структура пояснительной записки реферативной работы обычно включает ряд обязательных разделов (частей), каковыми являются:
1. Аннотация.
2. Титульный лист.
3. Содержание.
4. Введение.
5. Аналитический обзор литературных данных по проблеме (основная текстовая часть реферата).
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
8. Приложения.
Практика подготовки реферативных работ показывает, что написание черновика разделов работы лучше всего проводить в другой последовательности:
1) написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы;
2) написание заключения, к работе;
3) оформление приложений;
4) написание введения;
5) составление содержания работы;
7) оформление чистовика реферативной работы;
8) оформление титульного листа;
9) написание аннотации.
Приступая к подготовке черновика основной текстовой части реферата, следует также учитывать ряд специфических особенностей жанра нового текста, который вам предстоит написать - жанра научной литературы, для которого характерен особый научный стиль речи.
Для научного стиля речи типичны:
§ строгая логичность изложения материала, которая предполагает расположение предложений текста в полном соответствии с причинно-следственной связью явлений, изложение выводов, вытекающих из фактов, описанных в тексте;
§ точность, которая достигается употреблением слов по возможности в их прямом значении, научных терминов и специальной лексики (например, не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я» и глагола в первом лице единственного числа употребляются неопределенно-личные («Считают, что ...»), безличные («Известно, что ...»), определенно-личные («Рассмотрим проблему ...»); в научной речи (в реферате и в научных докладах) принято также излагать материал, используя местоимение «мы» или «нами», а не «я» или «мною» («Мы установили, что ...» или «Нами было показано, что ...»). Такой стиль изложения нисколько не умаляет авторских заслуг референта, но свидетельствует о его компетентности в применении норм специальной лексики при изложении содержания научного текста. Кроме того, в подготовке реферата ученика как минимум принимают участие два человека: он сам и его научный руководитель. Так что «мы» — вполне оправдано;
§ объективность изложения фактов, недопустимость эмоциональности в изложении материала. Например, нельзя писать: «это утверждение - абсолютно нелепо и могло придти в голову только ограниченному человеку»; корректнее было бы написать: «это утверждение, по нашему мнению, не соответствует действительности» и привести аргументы, которые позволяют сделать вам это заключение;
§ отвлеченность и обобщенность изложения материала, которые достигаются за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;
§ широкое использование в тексте реферата так называемых языковых клише - особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях. Использование клише позволяет обеспечить связность и целостность научного текста, достигнуть единства стиля изложения его различных частей.
Рассмотрим последовательно содержание и особенности написания каждой части (раздела) реферативной работы.
1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы
Написание текста реферативной работы требует, как уже упоминалось выше, создания «нового текста» на основе сделанных вами выписок, справок, планов, тезисов и конспектов первоисточников, составленных с помощью приемов сжатия и смысловой переработки. Этот «новый текст» должен быть изложен в соответствии с выбранной вами композицией (индуктивной или дедуктивной) и планом.
Как уже отмечалось ранее, на практике помогает быстрее овладеть приемами написания единого по стилю научного текста использование клише. Ниже мы специально приводим достаточно полный перечень таких клише из работы И.Р. Калмыковой, чтобы вы как автор реферата чувствовали себя более уверенно в любой ситуации, а не думали мучительно, с каких слов начинать написание того или иного раздела работы. Список этих клише полезно выучить наизусть.
1. Описание темы:
§ Настоящая реферативная работа посвящена (актуальному вопросу..., характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по проблеме ... и т.п.).
§ Темой реферативной работы является ...
§ В реферативной работе (рассматривается ..., говорится о ..., дается анализ и оценка ..., обобщаются данные о ...).
2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена реферативная работа:
§ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых (исследователей, критиков и т. п.), так как является актуальной для ...).
§ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...
§ ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной ...
§ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...
3. Характеристика первоисточников, используемых автором реферативной работы:
4. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:
5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):
§ Первая точка зрения заключается в том, что ... Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что .... Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состоит в том, что ...
6. Выражение отношения к различным точкам зрения:
а) согласие:
§ Мы разделяем точку зрения автора ...
§ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...
§ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как ...
§ Заслуживает внимания точка зрения автора ...
б) несогласие, критика:
7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:
§ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что ...) наиболее обоснованную точку зрения ...
§ Таким образом, есть все основания полагать, что ....
§ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения ...
§ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения ...
§ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ....
§ На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том...
В ходе написания черновика основной части реферативной работы полезно помнить, что:
§ каждый абзац «нового текста», выражая тот или иной тезис, имеет достаточно стандартную структуру, состоящую минимум из трех связанных по смыслу предложений: постановка вопроса (тезиса), его рассмотрение (анализ) и вывод (обобщение);
§ все абзацы «нового текста» должны быть логически связаны между собой, т. е. подчинены реализации одной цели, сквозной идеи, основной мысли, которой посвящена реферативная работа; это достигается использованием «предложений-связок», а также вводных слов и словосочетаний (например, «Несмотря на описанные противоречия ...», «К сожалению, ...», «Как и следовало ожидать ...», «Эти выводы позволили высказать предположение ...», «Во-первых, ...», «Во-вторых,...» и т. д.);
§ при любой композиции основной части реферативной работы в ней должны быть последовательно рассмотрены:
1) актуальность темы (проблемы), которая показывает роль и место вашей темы (выявленной проблемы) в теории и практике, соответствие выбранной темы возникшим общественным потребностям;
2) цель работы, которая, как уже отмечалось в разделе 1.3.1.2, всегда отражает действие исследователя (ученика), совершаемое над предметом в рамках объекта исследования;
3) предмет изучения - то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы;
4) объект изучения - область знания (науки), в которой изучается предмет;
5) обоснование выбора методов исследования;
6) задачи и этапы выполнения работы;
7) описание существующих подходов к решению проблемы и изложение сущности различных точек зрения;
8) обсуждение и сопоставление различных точек зрения (анализ);
9) изложение собственного отношения к обсуждаемой проблеме (аргументированное принятие или непринятие точек зрения, существующих в научной литературе). В случае аргументированного неприятия вами существующих в литературе точек зрения по существу обсуждаемых вопросов необходимо сформулировать собственное видение сущности обсуждаемых противоречий и проблем, а также гипотезу о возможных путях их решения. Тогда подготовленный вами реферат может быть использован в качестве литературного обзора дальнейшей научно-исследовательской работы по данной теме. Более подробно эти вопросы обсуждаются во второй главе настоящей работы;
§ черновик реферата может печататься на компьютере, а может быть и рукописным. В последнем случае текст пишется разборчиво, с полями для пометок с одной стороны листа формата А-4, чтобы потом можно было его корректировать, не прибегая к переписыванию (экономия времени!), а вырезая и переклеивая отдельные фрагменты текста в любом порядке;
§ объем черновика должен быть таким, чтобы объем чистовика основной текстовой части реферативной работы не превышал 15 страниц машинописного текста (компьютерного текста в формате \Уогс1 — 7, шрифт- 12).
Одновременно с написанием черновика реферативной работы вам следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту или ГОСТу) оформлять список использованной литературы, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата. Практика показывает, что несоблюдение этих рекомендаций может привести к самым печальным последствиям. Как минимум, вам снизят оценку за реферат из-за отсутствия или неправильного оформления списка литературы. Худшее будет заключаться в том, что вы не сможете впоследствии найти цитируемую работу, даже если очень этого захотите.
При оформлении списка использованной литературы к реферативной работе следует соблюдать следующие правила:
1. Ссылки на цитируемые в тексте реферата литературные источники сразу же заносятся в раздел «Список использованной литературы» для удобства сначала в том порядке, в котором они встречаются в тексте (т. е. с первого и до последнего номера).
2. При оформлении ссылок на различные источники необходимо строго следовать образцам, которые приводятся нами ниже.
3. После завершения составления списка использованной литературы (т. е. после написания всех частей реферативной работы, а не только основной текстовой части) все ссылки расставляются заново, уже по алфавиту. Это можно легко сделать, если вы печатали черновик на компьютере. Если в списке литературы имеются ссылки на работы иностранных авторов, то они приводятся в списке после ссылок отечественных авторов в порядке, определяемом латинским алфавитом.
4. На основании откорректированного окончательного списка использованной литературы вносятся изменения в нумерацию ссылок в тексте реферативной работы перед оформлением чистовика.
В заключение этого раздела еще раз обращаем ваше внимание на необходимость строгого соблюдения всех правил оформления ссылок на первоисточники. Это означает, что все точки, запятые, двоеточия, скобки, тире и другие знаки препинания в вашем списке должны стоять точно так же и там же, как и в соответствующих образцах, Поверьте, что это позволит вам избежать очень многих ошибок и замечании рецензента.
Оформление списка использованной литературы
При оформлении списка литературы следует соблюдать следующие правила:
1. описание всех библиографических ссылок должно строго соответствовать образцам, приведенным в Приложении 2. Это не прихоть авторов настоящей работы, а требование ГОСТа. Следует обратить особое внимание на то, что библиографические описания книг, статей из газет, журналов и энциклопедий, материалов докладов конференции не совпадают: Для каждого отдельного вида источника информации существует свой образец его правильного оформления. Нарушение этого требования при оформлении списка использованной литературы однозначно приводит к снижению оценки реферативной работы и свидетельствует о вашей недостаточной компетентности в этом вопросе;
2. список использованной литературы составляется по алфавиту, а не в том порядке, в каком происходило цитирование первоисточников или ссылка на них в тексте реферативной работы;
3. ссылки на работы иностранных авторов, если таковые имеются, оформляются в списке также по алфавиту, но после работ отечественных авторов.
Затруднения с правильным оформлением списка использованной литературы часто бывают связаны с тем, что в тексте черновика, на стадии его написания, бывает удобнее использовать возрастающую нумерацию ссылок (не по алфавиту), тем более, что часто в ходе работы над рефератом появляются новые ссылки на публикации ранее неизвестных авторов. В этом случае черновой список использованной литературы следует переделать, т. е. составить по алфавиту при завершении работы над черновиком, не забыв при этом поменять нумерацию ссылок в тексте реферата.
Оформление приложений
Реферативная работа может содержать раздел «Приложения». В этот раздел обычно включают большой по объему, но важный для раскрытия сущности темы материал: ксерокопии документов, схемы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы, иллюстрации, фотографии, географические карты и т. п. Дело в том, что приложения не входят в общий объем текста реферативной работы (страницы приложения имеют свою нумерацию). Этим можно воспользоваться на вполне законном основании в том случае, если объем вашей реферативной работы (основной текстовой части) превышает установленные стандарты (15 страниц машинописного текста). Раздел «Приложения» может включать несколько подразделов, каждый из которых имеет свое название (заголовок) и которые нумеруются: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. По ходу изложения основной части реферативной работы на материалы приложений можно делать ссылки. Если в тексте реферативной работы с использованием этих материалов излагается какой-либо тезис, то в скобках указывается ссылка: (см. Приложение 1).
Небольшие по объему иллюстрации, схемы, таблицы и прочие иллюстративные материалы не следует помещать в раздел «Приложения», так как это неудобство может затруднить процесс чтения реферата и, более того, вызвать раздражение у читателя (рецензента). Такие иллюстративные материалы под отдельными заголовками (например: «Взаимосвязь строения и свойств углеводородов») следует размещать в основном тексте, соблюдая нумерацию отдельно для рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, ссылки на которые в тексте также принято делать в круглых скобках, например: (рис. 3) или (табл. 2) и т. д.
Написание введения
Среди учащихся существует устойчивое заблуждение, что введение к реферативной работе должно включать лишь несколько фраз, касающихся причин, повлиявших на выбор автором темы выполненной работы. На самом деле это совсем не так.
Во введении, по существу, описывается вся работа, но только в сильно сокращенном виде. Не случайно этот раздел пояснительной записки пишется после основной текстовой части реферата, составления списка использованной литературы, заключения и приложения, т. е. в самом конце работы. Структура этого раздела включает:
§ обоснование актуальности исследования;
§ описание противоречий и проблем;
§ тему исследования;
§ цель исследования;
§ объект и предмет исследования;
§ задачи исследования;
§ описание базы, на которой проводилось исследование;
§ описание методов исследования;
§ этапы исследования (они могут совпадать с задачами, а могут и не совпадать по желанию автора);
§ краткое описание структуры реферативной работы, раскрывающее содержание каждой части (чему посвящены) и основные выводы (теоретические или научные и практические результаты) всей работы (так называемая пояснительная записка);
§ сведения об объеме пояснительной записки (на скольких страницах изложена), включающей ... таблиц, .... рисунков, ... схем и пр. (указывается, сколько каждого), количестве цитируемых литературных источников, наличии приложения.
При подготовке текста введения вас не должно смущать то, что описание проведенных исследований по анализу литературных данных по избранной теме еще впереди, т. е. будет подробно обсуждаться далее в основной части реферата. Ничего не поделаешь, таковы правила написания введения к любой работе.
По объему введение к реферативной работе не должно превышать двух страниц машинописного текста. Это сделать не всегда просто из-за обилия материала, но необходимо.
Оформление чистовика реферативной работы
Чистовик реферативной работы печатается на компьютере (Word - 7 шрифт - 12, через 1,5 интервала) в двух экземплярах на бумаге формата А-4. Параметры страницы: верхнее поле - 2 см, левое поле - 3 см, нижнее поле - 2 см, правое поле - 1,5 см.
Первый экземпляр - для рецензента, который обычно выбирается вашим научным руководителем и которому передается работа для написания рецензии перед ее защитой на комиссии. Второй тождественный экземпляр - ваш собственный, который вам очень пригодится в дальнейшем при составлении доклада по теме реферата.
Первой страницей работы является титульный лист, который оформляется строго по образцу, представленному в Приложении 1. Второй - «Содержание». Обе эти страницы не нумеруются. Далее, начиная с 3-й страницы, на которой обычно располагают раздел «Введение», они нумеруются по порядку. Номер страницы ставится в правом верхнем углу арабскими цифрами.
Раздел «Приложения» может содержать несколько приложений. В этом случае они нумеруются так: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Страницы каждого из приложений нумеруются отдельно, начиная с первой.
Теперь чистовик реферативной работы полностью готов и его необходимо переплести с помощью папки-скоросшивателя.
Внимание! Печатая работу на компьютере, следует пользоваться жестким диском, а не дискетой, во избежание неприятностей (дискеты имеют обыкновение не открываться в самый неподходящий момент и в этом случае восстановить текст вашей реферативной работы не удастся ни при каких условиях!). Плюс к этому копию текста реферативной работы обязательно сохраните на дискете.
Составление раздела «Содержание»
Составление раздела «Содержание» реферативной работы проводят тогда, когда подготовка чистовика уже полностью завершена и каждый раздел печатного текста «имеет свою страницу».
Сначала составляют перечень глав, разделов и подразделов работы, которые в печатном тексте обычно выделяются жирным шрифтом. Этот перечень с указанием страниц, с которых начинаются разделы пояснительной записки, заносится в раздел «Содержание». Обращаем ваше внимание на то, что данный раздел называется именно «Содержание», а не «Оглавление».
При составлении данного раздела следует соблюдать следующие правила:
1. В разделе «Содержание» не нумеруются разделы «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» и «Приложения». В разделе «Содержание», да и в тексте работы, они записываются без кавычек.
2. Остальные главы (разделы и подразделы) нумеруются арабскими цифрами.
3. Раздел может содержать несколько подразделов. В этом случае номер каждого подраздела обязательно включает номер раздела. Например, как видно из раздела «Содержание» настоящей работы, глава 1 состоит из четырех разделов, которые нумеруются: 1Л, 1.2, 1.3 и 1.4. В свою очередь, раздел 1.3 включает три подраздела: 1.3.1, 1.3.2 и 1.3.3. Подраздел 1.3.1, например, делится еще на четыре части: 1.3.1.1, 1.3.1.2, 1.3.1.3 и 1.3.1.4 и т. д.
4. В разделе «Приложения» не указываются количество приложений и их названия.
5. Составив раздел «Содержание», тщательно проверьте, совпадают ли названия глав, разделов и подразделов, а также номера страниц с теми, которые приведены в тексте реферативной работы.
Написание аннотации
Аннотация к реферативной работе есть ее краткая характеристика. Размеры аннотации ограничены - 0,5 страницы машинописного текста. По существу - аннотация это 3-4 предложения (или 5-7 строк), в которых, тем не менее, раскрывается актуальность темы, решению которой посвящена работа, основные научные и практические результаты, полученные в ходе ее выполнения. Естественно, что для написания аннотации можно смело использовать любые нужные фрагменты текста вашей реферативной работы.
Аннотация оформляется отдельным листом. Она не переплетается вместе с работой, а прикладывается к ней обычно в том количестве экземпляров, который равен числу членов комиссии, на заседании которой вам предстоит защищать реферативную работу. Аннотация, таким образом, нужна для того, чтобы быстро ввести в курс дела любого читателя или слушателя.
Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы
Заключительным этапом подготовки реферата (в том случае, если реферативная работа входит в план подготовки учащихся 8-11 классов как специальный вид учебно-познавательной деятельности) является презентация (представление) ее результатов в ходе публичной защити на научно-практической конференции.
Подготовка к презентации включает:
§ написание доклада по теме реферативной работы;
§ подготовку необходимых иллюстративных материалов к докладу;
§ отработку навыков публичного выступления с докладом по теме реферативной работы.
Рассмотрим каждый из этих разделов более подробно, так как они играют исключительно важную роль в презентации полученных вами результатов.
Написание доклада
Доклад по теме написанной вами реферативной работы представляет собой краткое изложение ее содержания по следующей примерной схеме:
§ объявление темы работы;
§ обоснование ее актуальности, определение цели и задач;
§ краткое описание основных этапов работы (что, в какой последовательности и как делали);
§ изложение полученных результатов и выводов, степени новизны и научного значения работы;
§ изложение перспектив развития работы, возможных путей ее дальнейшего применения в учебном процессе (практическое значение).
Доклад для выступления следует разборчиво написать (напечатать) на отдельном листке (листах) бумаги, откорректировать его содержание и объем с помощью вашего научного руководителя с учетом того, что время для выступления по докладу строго регламентировано и не должно превышать 7 минут.
Подготовка иллюстративных материалов к докладу
Написанный и откорректированный по содержанию и объему (времени выступления) текст доклада поможет вам определить, какие конкретно иллюстративные материалы необходимо подготовить. Это могут быть крупные иллюстрации, схемы, таблицы, слайды для показа с помощью видеопроектора, фотографии, модели, видеофильмы, аудио-материалы и, наконец, специальные компьютерные презентации, разработанные с помощью современных компьютерных программ (например, МС Роvеr Роint). Отсутствие достаточного количества иллюстративных материалов обедняет содержание любой работы и, как правило, снижает ее оценку, вызывая много недоуменных вопросов у слушателей. Так что старайтесь этого избегать.
Естественно, что, выбрав иллюстрационный материал, вам необходимо продумать отдельно вопросы технического оснащения вашей предстоящей презентации: наличие в аудитории стенда и крепления для схем и таблиц, наличие (если требуется) доски, мела и тряпки, удлинителей, переходников и розеток, телевизора, видеомагнитофона, магнитофона, проектора, компьютерной техники и т. п.
Не забудьте про указку!
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Разработка гипотезы
Первоначальное предположение о взаимосвязи предмета и объекта исследования в науке принято формулировать в виде гипотезы. Таким образом, гипотеза - это тезис, высказанный изначально, априори, т.е. до опыта (до экспериментальной проверки).
Древняя мудрость гласит: «Наука без гипотез, что конь без сбруи». Действительно, ключевую роль разработки гипотезы в успешном проведении научных исследований невозможно переоценить. Эта исследовательская операция позволяет предсказать пути и способы достижения цели, т. е. осуществить проектирование способа разрешения выявленного противоречия (проблемы) в направлении достижения цели на основе исследования, с помощью которого существующий предмет изучения переводная в новое состояние, приводящее к изменению объекта исследования. Если вы внимательно прочитали последнее предложение, то, видимо, вам стало совершенно ясно, что в гипотезе, по существу, соединились все элементы аппарата научного исследования: противоречие и проблема, цель, предмет и объект исследования.
Любая гипотеза, являясь научным предположением, требует доказательства, в ходе которого она обязательно приводит исследователя к выводу как новому научному знанию. К сожалению, практика показывает, что не всякая гипотеза подтверждается в ходе научного исследования. По образному выражению Т. Гексли, «большая трагедия науки состоит в убийстве прекрасных гипотез низкими фактами». Но отрицательный результат в науке - это тоже важный результат, так как он позволяет изменить тактику исследования в направлении поставленной цели. В этом случае на смену старой гипотезе приходит (разрабатывается) новая, более совершенная, которая снова проверяется на практике. Так от вывода к выводу по проверке гипотез и развивается новое научное знание.
Чтобы научиться правильно строить гипотезы, можно воспользоваться алгоритмами, приведенными в книге В. С. Безруковой. В связи с этим рассмотрим в качестве примера некоторые типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ учащихся (табл. 5). Безусловно, описанными алгоритмами не описывается их возможное разнообразие.
Таблица5
Формулирование задач работы
Достижение цели научно-исследовательской работы не может быть осуществлено сразу, так как проверка и доказательство гипотезы всегда предполагает постановку ряда промежуточных подцелей, которые по отношению к главной цели принято называть задачами. В свою очередь, любам задача может делиться на подзадачи, становясь для них целью. Процесс деления задач продолжают до тех пор, пока достаточно абстрактная цель не превратится в набор задач, для решения которых необходимы простые и конкретные действии. Таким образом, задачи - это те «препятствия», которые мы намечаем себе сами и которые нам следует последовательно преодолевать для того, чтобы, наконец, достигнуть поставленной цели. Чем сложнее достижение цели, тем большее количество шагов (задач) требуется пройти.
На практике очень часто приходится сталкиваться с затруднениями учащихся в формулировке задач исследования. Дело в том, что напрямую разделить цель исследования на задачи, как правило, бывает очень трудно. Помогаю! правильно сформулировать задачи выделение объекта и предмета исследования, а также формулировка гипотезы. Внимательно прочитайте их, и вам наверняка станет более ясно, какие задачи по преобразованию (изучению) предмета с целью изменения (описания) объекта в направлении поставленной цели вам предстоит сделать, чтобы на практике или в ходе эксперимента доказать справедливость теории, гипотезы. Понятно, что этим задачам, обусловленным необходимостью доказательства гипотезы, должны предшествовать задачи. связанные с поиском и анализом литературных данных по изучаемой теме, а завершать перечень вполне могут задачи, направленные на практическое применение результатов работы (например, выработка и применение каких-либо рекомендаций, методик, программ и т. п.).
Чтобы сформулировать и расставить все задачи «по ранжиру», от первой и до последней, полезно воспользоваться классификацией задач. приведенной в книге В. С. Безруковой, а также примерным перечнем глаголов, с которых формулировки этих задач начинаются (табл. 6).
Таблица 6
Классификация задач и примерный перечень глаголов,
применяемых для их формулировки
Класс задач и его отличительные особенности | Глаголы, с которых начиняются формулировки задач | Пример |
1. Задачи, связанные с изучением теории вопроса | Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п. | «Провести феноменологи-ческий анализ понятия ....» |
2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования | Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. | «Описать опыт использова-ния теории (методики) структурного анализа текста для ...» |
3. Задачи, связанные с созиданием новых тео-рий, идей, учений, пре-образованием предмета исследования | Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т.п. | «Разработать классифика-цию методов определения ....» |
4. Задачи, связанные с проведением экспери-мента и доказатель-ством гипотезы | Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) | «Выполнить эксперимен-тальную проверку предла-гаемого способа...» |
5. Задачи, связанные с разработкой рекомен-дательных материалов на основе результатов исследования | Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформули-ровать, раскрыть, наметить и т. п. | «Составить рекомендации по применению получен-ных закономерностей по … в практической деятельнос-ти» |
6. Прочие задачи по соз-данию, разработке, изу-чению чего-то нового | Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. | «Разработать методику оценки ....» |
Очень часто задачи научно-исследовательской работы представляют собой комплекс задач разных классов: описать теорию и практику (вопроса, провести теоретическое исследование, связанное с выбором путей решения выявленных проблем, осуществить экспериментальную проверку разработанного теоретического подхода, разработать методические рекомендации по практическому применению выявленных подходов, закономерностей, программ, методик и т.п.
Планирование и описание этапов исследования
Завершение формулировки задач предстоящего исследования позволят вам правильно спланировать его этапы - составные части исследовательской деятельности, которые объединяют несколько задач сходных по объекту изучения.
Но надо ли планировать этапы выполнения работы? Нельзя ли просто обойтись постановкой задач? Мы уверены, что нет.
Представьте себе, что, начиная работать с литературой, вы будете решать лишь задачу поиска информации по теории вопроса, упусти из виду анализ литературных данных ПО практике применения этой теория на том основании, что это другая задача. В этом случае рано или поздно вам все равно придется снова возвращаться в библиотеку, чтобы пол новым (практическим) углом зрения просматривать те же первоисточники, поскольку эти данные крайне необходимы для того, чтобы правильно сформулировать противоречие, проблему и цель работы. В результате отсутствие планирования этапов исследования на практике обязательно оборачивается потерей драгоценного времени, которою гак не хватает для проведения эксперимента. Планирование этапов предполагает уточнение сроков, что позволяет лучше организовать выполнение всей научно-исследовательской работы в точно отведенное время.
В науке сложились дедуктивная или индуктивная структуры построения этапов теоретической (исследовательской) части работ, точно так же, как это имеет место при написании реферативной работы (см. раздел 1.3.3.1). Дедуктивная стратегия предполагает ход от общей теории к практике и эксперименту, индуктивная - от опыта практической деятельности и экспериментов к обобщающей теории. Выбор, как и всегда, за вами и вашим научным руководителем, который наверняка сможет оказать помощь, так как он должен быть лучше знаком с литературой по данному вопросу.
Для примера приведем в виде табл. 7 типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы, чтобы было более понятно, о чем идет речь и зачем это необходимо делать. Такое разбиение, конечно, носит примерный характер, и вы вправе его изменить, например, увеличить или уменьшить количество этапов, поменять их содержание и г. п. Однако при этом не должна быть нарушена логика научного исследования.
Таблица 7
Краткие выводы
Исследовательская часть пояснительной записки работы обычно завершается краткими выводами, в которых подчеркивается широта и глубина (объем), новизна, научная (теоретическая) и практическая (прикладная) значимость проведенного исследования, а также перспективы дальнейшего развития работы. Техника составления выводов была нами подробно рассмотрена в разделе 1.3.3.4.
В эти выводы, естественно, не должны включаться выводы, касающиеся анализа литературных данных по теме исследования, так как они уже были описаны в конце литературного обзора (глава 1). В дальнейшем выводы 1, 2 и 3 глав будут составлять основу для написания заключения по работе.
2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление
2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования
Как уже упоминалось ранее, сущность научно-исследовательской работы состоит в доказательстве выдвинутой гипотезы, которая описывает предполагаемое влияние предмета на объект исследования. Гипотеза иными словами, предполагает существование взаимосвязи независимой переменной (условий или средств изменения предмета исследования, которые устанавливает сам экспериментатор) и зависимой переменной (предмета и объекта исследования, которые один за другим меняются под воздействием новых экспериментальных условий).
Эксперимент в работах по естественно-научной и научно-технической тематике является разновидностью исследовательской деятельности (наряду с теоретической и опытной), которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипуляцию независимой переменной и наблюдает эффект, производимый этими действиями на зависимую переменную. При этом результат любого изменяющего действия в эксперименте ограничивается рамками объекта исследования.
Для гуманитарных работ, в которых исследованию часто подвергаются произведения, существует исключение: экспериментальная часть работы может носить другое название, например, аналитической части (см. раздел 2.1.2), в которой описывается ход анализа литературных и (художественных произведений, документальных информационных материалов, аудио-видео информации, музыкальных произведений и др. и обсуждаются полученные при этом результаты, связанные с доказательством выдвинутой гипотезы.
Практика показывает, что лишь в ходе правильно спланированного эксперимента результат или подтверждает, или опровергает гипотезу, развивая тем самым наше знание о характере взаимосвязи условий, предмета и объекта исследования. Весь вопрос состоит в том, как это сделать?
Чтобы ответить на этот вопрос, отметим, что эксперимент обладает существенными признаками, отличающими его от других видов деятельности, которые очень важно учитывать при планировании.
Во-первых, проведение эксперимента всегда предполагает диагностирование исходного состояния, промежуточных изменений и конечного результата изменения объекта исследования, возникающих под влиянием изменения предмета. Такое диагностирование становится возможным, если вами будут разработаны показатели (качество, уровень, степень развития и т. п.), состояние которых требуется периодически измерять в ходе эксперимента, а также определены параметры (область изменения) этих показателей.
Во-вторых, эксперимент - это всегда сознательно планируемая, ненаправленная, специально организованная и управляемая деятельность, осуществляемая с прогнозируемым результатом.
В-третьих, экспериментальная деятельность всегда является инновационной и внедренческой, так как связана с внедрением в практику специально используемых новых средств, обеспечивающих развитие предмета и объекта исследования в новых условиях.
По характеру целей эксперименты делятся на:
§ констатирующие, связанные с изучением путем диагностики состояния зависимой переменной; такие эксперименты обычно проводят в начале исследований с тем, чтобы зафиксировать исходный уровень показателей исследуемой системы;
§ формирующие, связанные с плановым изменением независимой и отслеживанием последующего изменения зависимой переменной.
Часто для определения результатов сравнительного эксперимента параллельно с ним (если это возможно) проводят так называемый «холостой опыт» или отслеживают изменение показателей исследуемого явления в обычных условиях, в так называемых контрольных группах, т. е. при отсутствии эксперимента, а затем сравнивают результаты, полученные в первом и втором случае, и делают выводы.
Однако на практике бывают случаи, когда так сделать невозможно. Тогда поступают иначе: эксперимент проводят без контрольных групп, сравнивая результаты роста зависимых переменных от начала экспериментирования до его завершения. Допускается использование в качестве контрольных групп опубликованных в печати экспериментальных данных других исследований, посвященных изучению этой же или близкой по тематике проблемы. Необходимо только вовремя отыскать эти данные в соответствующих первоисточниках.
Важную роль при планировании эксперимента играет параметризация - выделение критериев (критериальных показателей) его эффективности, которые позволяют сделать вам обоснованное заключение о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы на основании анализа полученных экспериментальных данных. При этом следует учитывать, что как независимая, так и зависимая переменные не являются простыми объектами, изменения которых могут быть измерены и описаны лишь по одному показателю. Как правило, таких показателей может быть несколько, а их состав надо тщательно продумать и обосновать, прежде чем приступать к проведению эксперимента.
Когда вы завершите параметризацию переменных, следует продумать, с помощью каких методов (теоретических и практических) вы будете фиксировать изменение показателей. Как правило, в любой научно-исследовательской работе для фиксации изменения показателей используется не один, а система методов.
Методы экспериментального исследования могут быть теоретическими и практическими. К теоретическим относят: абстрагирование (выделение существенного), анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию, схематизацию и др. Каждый теоретический метод исследования, в свою очередь, может иметь несколько видов. Например, анализ может быть структурным, феноменологическим, сравнительным, системным, факторным, аспектным, контент-анализом, монографическим и др.
Среди практических методов чаще всего используются: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование, рейтинг, интервью, написание сочинения, изучение документации, измерение показателей с помощью физико-химических методов и др.
Критерии выбора методов, на первый взгляд, выглядят довольно просто: каждый метод должен соответствовать цели работы, научным возможностям исследователя и давать надежные (достоверные) результаты. Однако реально разработка системы методов исследования - это не только серьезная наука, но и настоящее искусство. Поэтому здесь вам, дорогой читатель, наверняка не обойтись без мудрых советов вашего научного руководителя как более опытного исследователя.
По существующей в науке классификации все планируемые эксперименты (экспериментальные задачи) являются:
§ естественными, т. е. носят характер опытно-экспериментальной работы, в ходе которой экспериментаторы воздействуют на предмет и объект новыми средствами, позволяющими добиться поставленных целей, или
§ лабораторными, которые осуществляют в специально созданных условиях, что позволяет избежать нежелательного влияния посторонних факторов, неизбежно проявляющихся в естественных экспериментах.
В зависимости от специфики целей планируемые эксперименты могут делиться на дидактические, методические, воспитательные, управленческие, синтетические (например, в химии), физико-химические и др. Часто эксперименты проводят «на стыке наук», используя зависимые и независимые переменные из разных наук. В этом случае говорят о психолого-педагогическом, медико-биологическом, лингво-страноведческом, историко-биологическом и других типах экспериментов, которые называют пограничными.
Надо знать, что все эксперименты можно также подразделить на мерительные и квазиэксперименты .
Мерительными или критериальными экспериментами называют такие, которые предполагают тщательное отслеживание изменений переменных с последующей обработкой статистически значимых данных и представлением аналитических и итоговых материалов, как правило, в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.
Квазиэксперименты отличаются от мерительных тем, что они проводятся при полном отсутствии контроля за текущим изменением переменных, но предусматривают измерение только исходного и конечного состояний этих переменных (на «входе» и «выходе»).
Каждый из планируемых экспериментов обычно включает два этапа:
§ проведение констатирующего эксперимента, имеющего целью зафиксировать исходное состояние зависимой переменной;
§ проведение формирующего эксперимента с целью преобразования зависимой переменной посредством изменения независимой переменной в соответствии с гипотезой.
Планирование эксперимента важный этап научно-исследовательской работы, который обычно завершается составлением программы эксперимента и разработкой его графика. Типовая структура программы эксперимента, приведенная в книге В.С. Безруковой, имеет следующий вид.
Общие данные об эксперименте:
§ Тема эксперимента.
§ Общая характеристика места проведения эксперимента.
§ Общая характеристика участников эксперимента.
§ Виды и типы (модель) эксперимента.
Научный аппарат эксперимента:
§ Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).
§ Цель экспериментального исследования.
§ Экспериментальная гипотеза.
§ Описание независимых переменных.
§ Описание зависимых переменных.
§ Методы диагностирования независимых переменных.
§ Методы диагностирования зависимых переменных.
§ Методы обработки эмпирических данных.
Организация эксперимента
§ Материально-техническое обеспечение эксперимента.
§ Методическое обеспечение эксперимента.
§ Организационная подготовка эксперимента.
§ Психологическая подготовка участников эксперимента.
§ График проведения эксперимента.
Заканчивая этот раздел, не будем подробно комментировать содержание каждого из пунктов представленной программы эксперимента, так как мы уже касались их существа ранее. Предлагаем это сделать авторам самостоятельно, тем более, что программа эксперимента должна носить конкретный характер, т. е. содержать описание научного аппарата конкретно вашего исследования. Эта программа завершает подготовительный этан экспериментальной работы.
Проведение эксперимента
Следующим этапом экспериментальной части работы является собственно проведение эксперимента. Последовательность действий исследователя на этом этапе обычно предполагает выполнение следующих операций:
§ исходное диагностирование состояния зависимых переменных (до опыта) с помощью диагностических методов («первая экспериментальная точка»);
§ обработка этих данных (статистическая, аналитическая и т. п.);
§ корректировка программы эксперимента или его графика (если возникла необходимость);
§ частичное или полное изменение независимой переменной с помощью избранных вами «средств влияния»;
§ повторное диагностирование состояния зависимых переменных («вторая экспериментальная точка»);
§ обработка полученных данных и их сравнение с исходными;
§ корректировка эксперимента (если возникла такая необходимость);
§ изменение независимой переменной;
§ финальное диагностирование состояния зависимых переменных («третья экспериментальная точка»);
§ обработка полученных данных и их сравнение с предыдущими.
Относительно количества «экспериментальных точек», которые требуется и достаточно получить в ходе эксперимента, можно сказать следующее: «Чем больше - тем лучше, но... в разумных пределах». Количество «экспериментальных точек» должно быть достаточным для того, чтобы по ним можно было достоверно судить о закономерностях процесса изменения зависимой переменной под влиянием независимой переменной эксперимента, например, построить график этою изменения. Для этого двух «точек» мало, так как изменения могут носить нелинейный характер, а вы этого не сумеете заметить, выбрав «двухточечный» вариант псевдоэксперимента. С другой стороны, если вы решили замерить состояние зависимой переменной в 100 «экспериментальных точках», то вам просто может не хватить времени. Так что планируйте разумно.
Оформление списка использованной литературы
Правила оформления списка использованной литературы к научно-исследовательской работе ничем не отличаются от ранее рассмотренных нами в разделе 1.3.3.5 настоящего руководства аналогичных правил дня реферативной работы. Образцы правильного библиографического описания различных источников информации приведены в Приложении 2.
Оформление приложений
Техника и правила оформления приложений к научно-исследовательской работе также ничем не отличаются от того, которая уже была описана в разделе 1.3.3.6 для реферативной работы. Так что здесь вам не должно встретиться никаких проблем. Важно не переусердствовать с подбором материала для этого раздела, особенно в тех случаях, когда объем экспериментальной части достаточно велик. Помните, что в приложения следует включать лишь тот экспериментальный материал, который свидетельствует (документально подтверждает) большой экспериментальный объем проведенного исследования и активно используется при обсуждении хода и результатов работы. Об этом должны свидетельствовать ссылки в тексте теоретической и экспериментальной частей, заключаемые в круглые скобки.
Написание введения
Как вы, наверное, уже догадались, техника написания введения к научно-исследовательской работе ничем не отличается от таковой, обычно используемой при написании реферативных работ (см. раздел 1.3.3.7).
Трудности здесь обычно возникают, во-первых, из-за требований изложить обширный материал всей (!) работы в строго ограниченном объеме, не более четырех страниц текста. Для сравнения здесь уместно сказать, что размеры введения даже в кандидатских диссертациях не превышают 4,5 - 8 страниц на 150 страниц общего объема текста, который разрешен Высшей аттестационной комиссией.
Во-вторых, трудности могут быть связаны с необходимостью излагать текст введения «другими словами», естественно, не изменяя смысла содержания глав работы и заключения. Согласитесь, что прямое цитирование (а проще говоря, переписывание) набора нужных фрагментов работы во введении будет выглядеть очень странно, хотя, откровенно говоря, этого не всегда удается избежать. Постарайтесь все же перефразировать текст работы, излагая ее ход и результаты во введении. Часто в процессе этой работы удается даже значительно улучшить стиль и качество новых формулировок.
Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов
Правила и порядок оформления чистовика, включая оформление титульного листа (см. Приложение 1), написание раздела «Содержание» и аннотации к научно-исследовательской работы те же, что и при оформлении реферативной работы, Поэтому, если возникну! вопросы, то вам нужно просто воспользоваться достаточно подробной инструкцией по выполнению этих операций, изложенной ранее в разделах 1.3.3.8 - 1.3.3.10.
Аналогичные рекомендации - воспользоваться информацией, ранее изложенной в разделе 1.4, можно дать и но подготовке и проведению презентации результатов научно-исследовательской работы в ходе ее публичной защиты, которая является заключительным этапом научно-исследовательской работы и оформляется точно так же, как и защит реферативной работы (см. раздел 1.4). Несмотря на некоторый опыт, которым вы обогатились, зашитая реферативную работу, при подготовке презентации результатов научного исследования по-прежнему следует обратить самое пристальное внимание на:
§ написание доклада по теме научно-исследовательской работы;
§ подготовку необходимых иллюстративных материалов к докладу;
§ тщательную отработку навыков публичного выступления с докладом по теме вашего исследования.
Рабочее место
Для того, чтобы ваша работа была для вас удовольствием, а не мучением, будет лучше, если вы заранее приготовите свое рабочее место.
Освободите книжную полку рядом с вашим письменным столом (если ее нет, можно сделать в комнате перестановку и приблизить друг к другу полку и стол). На этой полке будут стоять подобранные книги по вашей теме. После написания реферата или научно-исследовательской работы их можно расставить по тем местам, где они находились ранее.
Приготовьте пластиковые файлы для ксерокопий, которые теперь можно сделать почти в любой библиотеке.
По окончании работы не поддавайтесь искушению оставить на столе все так, как есть, т.е. в «творческом беспорядке». Прибирая каждый вечер рабочий стол, вы тем самым упорядочиваете все усвоенное вами за сегодняшний день. Да и на следующий день приятнее садиться за чистый и опрятный рабочий стол, чем разбирать завалы, оставленные накануне. К тому же за ночь вы можете забыть, в какую папку положили вчерашние выписки и почему книга раскрыта именно на этой странице.
Поставьте на стол мелкие предметы, которые будят у вас творческое воображение. А те, которые отвлекают от рабочего процесса, уберите на время подальше.
Стоит ли во время работы слушать музыку? Те, кто много работает за письменным столом, уже смогли узнать себя и понять, что им помогает, а что отвлекает. Вы, возможно, этого еще не знаете. Поэкспериментируйте над собой: позанимайтесь с музыкой и без. Какая работа оказалась плодотворней? Если с музыкой - слушайте ее сколько угодно, не забывайте только подготовить несколько самых любимых дисков. Если же музыка мешает - откажитесь от нее на время вашей напряженной умственной работы.
Составление картотек
Для повышения эффективности и скорости работы имеет смысл пользоваться несколькими картотеками, которые вы создадите сами.
Какие бывают картотеки? Самая главная и абсолютно необходимая библиографическая. О ней мы уже говорили в разделе 1.3.1.4. «Как осуществить поиск и выбор нужной литературы по теме».
Классификацию других картотек предложил в своей книге «Как написать дипломную работу» очень известный писатель, профессор нескольких университетов Умберто Эко. Он выделяет такие карточки:
1) па содержание книг/статей;
2) тематические:
3) именные;
4) на примеры (цитаты);
5) рабочие.
С книгой Умберто Эко вы можете ознакомиться сами, а мы остановимся лишь на пояснении следующих типов карточек.
Карточки на содержание книг/статей. Если в вашей реферативной или научно-исследовательской работе вы анализируете художественную литературу и в количестве большем, чем две книги, лучше, если вы на каждую книгу составите карточку с кратким пересказом содержания произведения (чтобы потом не запутаться в именах героев и местах действия!).
Карточки на примеры (цитаты). Читая книгу, вы чувствуете, что вот это предложение звучит очень и очень убедительно и ею лучше не пересказывать своими словами, а поместить в реферат или научно-исследовательскую работу в виде цитаты. Составьте карточку с точным указанием имени автора, названия работы, выходных данных и выпишите в нее понравившееся вам предложение. Не забудьте указать номер страницы (или номера страниц), где располагается цитата!
Карточки рабочие. Они могут быть разного типа: «карточки, связывающие между собой идеи и подпункты плана, проблемные карточки (как подходить к какой-либо проблеме?), карточки-подсказки (куда заносятся идеи, заимствованные у кого-то, с добавлением подсказок о направлении возможного развития) и так далее...».
Работа с книгой
Речь пойдет о пометках, которые удобнее всего делать прямо в книге (если вы не хотите ее конспектировать или готовите материал для конспектирования). В этом случае действует непреложное правило: пометки можно делать только в собственных книгах, да и то не во всех. Нельзя помечать материал в редких или очень хорошо (подарочно) изданных книгах; книгах, которые изданы в XIX веке и ранее.
Во всех остальных книгах пометки делать можно.
Многие исследователи считают, что книга без пометок - непрочитанная книга. Разработайте свою систему пометок. Вот самые простые советы:
§ помечайте информацию разными цветами;
§ делайте буквенные пометки;
§ включайте также и цифровые пометки;
§ обязательно делайте пометки, свидетельствующие о важности информации («очень важно», «NB» и др.);
§ используйте пометки, указывающие на то, что этот фрагмент текста нужно перечитать.
Это почти все, что нам хотелось бы рассказать по поводу подготовки и написания реферативных и научно-исследовательских работ. В заключение нам остается надеяться, что приведенные в настоящем руководстве методические рекомендации будут вам полезны и смогут пригодиться не только в школе, но и в будущей учебе в институте, когда вам придется выполнять курсовые и дипломные исследовательские работы или проекты.
Успехов вам в предстоящей научно-исследовательской деятельности!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000. - 236 с.
2. Беляева Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности: учебное пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-74 с.
3. Борикова Л. В., Виноградова Н. Л. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. 128 с.
4. Викулова П. П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 25 с.
5. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. Ростов н/Д: Издательский центр «MapT», 2002. - 64 с.
6. Гринберг Б. М. Работа над школьным рефератом но литературе в филологическом классе 7 Проблемы литературного образования школьников. Материалы V зональной научно-практической конференции «Филологический класс: наука ВУЗ школа». Екатеринбург. 25 - 26 марта 1999 г. 4.1. Екатеринбург, 1999.
7. ГОСТ 7.9 - 95. (ИСО) 214 76). Реферат и аннотация. - Взамен ГОСТ 7.9 77. Дата ввел. 1997 -07-01 // Библиотека и Закон. 2000. -Вып. 8(1). С. 344 349.
8. Демина JI. А. и др. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования /'Образование в современной школе. - 2001. - № I. - С. 38 - 40.
9. Калмыкова И. Р. Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату 7 Русский язык: прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. -№ 16.-С. 2- 13.
10. Карпова 11. М., Комарова 3. И.. Краев В. С. Руководство по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ. - Екатеринбург: Институт международных связей, 2000. 23 с.
11. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997. 304 с,
12. Методические рекомендации по развитию у учащихся умений работать с различными источниками информации. - Ленинград, 1989. 90 с.
13. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, конспекты, рефераты. Пособие для 7 - 11 классов. - М.: ЮНВЕС, 2001. -256 с.
14. Пантелеева Н. К. Реферат - один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся // География в школе. - 2001 - № 7 С. 68-71.
15. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1993.
16. Раченко И. П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1982. 208 с.
17. Хуторецкий М. И., Новикова Т. А. Школьный реферат и основные требования к его написанию // Завуч. 2001. - № 8. - С. 82-85.
18. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 1998. - 144с.
19. Эко У. Как написать дипломную работу. I уманитарные науки. Уч.-метод. пособие. - М.: Книжный дом «Университет». 2003. - 240 с.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа работы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области МОУО г. Екатеринбурга МОУ Гимназия №212 Образовательная область Предмет ТЕМА РЕФЕРАТА Исполнитель: учащийся .... класса _________________________________________________________ (Ф. И. О.) Научный руководитель: _________________________________________________________ (Ф. И. О., место работы, должность) Внешний рецензент: ______________________________________________________ (Ф. И. О., место работы, должность) Рецензент областного тура: ______________________________________________________ (Ф. И. О., место работы, должность) Екатеринбург 2005 |
Приложение 2
ОБРАЗЦЫ
ПАМЯТКА
к научно-исследовательской работе
Методическое руководство
для учащихся и педагогов
по подготовке к написанию
реферативных и научно-исследовательских работ
Рецензент:
проректор по учебной работе УрГПУ, зав. кафедрой ТПУО,
кандидат педагогических наук, доцент А. А. Симонова
Дата: 2019-03-06, просмотров: 228.