Методы прогнозирования и их отличительные черты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.

Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.

Методы прогнозирования можно классифицировать по двум измерениям: степень свободы процесса прогнозирования от субъективности и большей или меньшей степени аналитичности этого процесса. В крайних точках этих измерений находятся субъективные и объективные методы, методы наивные и причинно- следственные.

При использовании субъективных методов процессы не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При использовании объективных методов процессы четко сформулированы и могут быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно придут к формированию того же прогноза. В этом измерении противопоставляются количественные методы качественным, в которых доминируют интуиция, творчество и воображение.   

Наивные методы. Прогноз формулируется на базе наблюдений за прошлой эволюцией исследуемой переменной (например, уровень первичного спроса), без учета в явной форме основных движущих факторов.

Причинно-следственные (казуальные) методы. Факторы, определяющие спрос, идентифицированы, и их вероятные будущие значения спрогнозированы; из них выводится вероятное значение спроса, при условии реализации принятого сценария. Это второе измерение противопоставляет методы экстраполяции методам, объясняющим взаимосвязи, независимо от их качественного или количественного характера.

Методы экспертного прогнозирования предполагают работу специалистов - экспертов по обсуждению проблемы и выработке по ней общего решения (рекомендаций). Экспертиза проводится групповым либо индивидуальным способом.

При групповом методе работа основана на непосредственном обмене мнениями между экспертами , причем не исключается возможность использования знаний специалистов смежных специальностей по поводу развития данной проблемы в целом или отдельных ее аспектов. Суть данного метода сводится к выявлению и последующему практическому использованию мнений на основе специальной обработки творческих возможностей экспертов. Конечный результат – изыскание новых официальных идей и достижение обобщенной точки зрения по рассматриваемой проблеме.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы “комиссий”, “коллективной генерации идей” (мозговая атака), “Дельфи”, матричный метод и др.

Индивидуальный метод представляет собой проведение анкетного опроса специалистов, что позволяет уменьшить влияние таких психологических факторов, как эффективная аргументация, нежелание отказаться от ранее публично высказанных взглядов, подчинение мнению большинства. Затем отбираются ответы и обрабатываются полученные мнения; при этом происходит отсеивание ответов, выходящих за пределы установленных отклонений.

Содержащиеся в ответах обоснования каждого мнения рассылают всем экспертам данной группы для ознакомления и возможного изменения ранее высказанных взглядов. Это дает возможность всему составу группы ознакомиться с имеющимися точками зрения перед вторым туром опроса.

Практика показала, что если мнения сходятся, то их можно выразить в числовом или графическом виде, рассчитав среднюю величину. Отметим, что в индивидуальном методе (с использованием анкет) особо важную роль играют выбор тематики, формулирование проблемы, составление опросника и организация всей работы.     

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод “интервью”, аналитический метод, метод написания сценариев, построения “дерева целей”.

 

Кратко о главных методах

1)Метод “интервью” позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме “вопрос-ответ”, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

2) Аналитический метод позволяет осуществить логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации и представить его в виде аналитической записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

3) Метод написания сценария основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней “дерева целей”. Сценарий – это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.

4) Метод дерева целей - широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

5) Метод “Дельфи” состоит в организации систематического сбора экспертных оценок, их математико-статистический обработки и последовательной корректировки экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его основные особенности: анонимность экспертов; много туровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

6) Метод “коллективной генерации идей” целесообразен для определения возможных вариантов развития объекта прогнозирования и получения продуктивных результатов за короткий срок путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность этого метода состоит в мобилизации творческого потенциала экспертов во время “мозговой атаки” и генерация идей с последующим деструированием (разрушением, критикой) этих идей и формулированием контридей.

7) Метод получения мнений жюри - наиболее старый и наиболее простой метод прогнозирования сбыта, поскольку в этом случае просто объединяются и усредняются взгляды, нередко основанные всего лишь на интуиции высших администраторов. В большинстве случаев окончательная оценка представляет собой мнение президента фирмы, основанное на рассмотрении мнений прочих руководящих работников. Преимущества метода состоят в его доступности и простоте, недостатки - в том, что прогнозы основываются на предположениях, а не на фактах и их анализе; усреднение мнений уменьшает ответственность за точность прогноза; прогнозы обычно не разбиты на подразделы (по видам продукции), периоды времени или структурные подразделения. Метод мнений жюри применяется и в других сферах деятельности предприятия.

8) Метод совокупных мнений работников сбыта - один из наиболее часто применяемых методов прогнозирования. Он состоит в том, что на основании мнений агентов по сбыту и руководителей подразделений сбыта составляется совокупная оценка вероятного объема сбыта. В основе метода лежит убеждение, что лучше всего знают рынок те, кто непосредственно имеет дело со сбытом, к тому же им предстоит и реализовывать свои прогнозы (хотя бы на первых порах). Этот метод позволяет детализировать прогнозы на разделы в зависимости от вида продукции, клиентов или территории. Часто оказывается, что прогнозы, полученные методом совокупных мнений работников сбыта, подтверждаются прогнозами, составленными посредством других методов. Подтверждает удивительную надежность данного метода и постоянное сопоставление работниками сбыта сделанных ими в прошлом прогнозов с фактическими результатами. Существенным недостатком метода является неумение агентов по сбыту, а нередко и их руководителей составлять надежные прогнозы на какой-либо срок, кроме ближайшего будущего, т.к. они склонны учитывать в первую очередь условия, существующие в настоящее время.

 

 

4.   Связь планирования и прогнозирования н деятельности предприятий.

Планирование – процесс проектирования желаемого будущего организации и определение наиболее эффективных путей его достижения, т.е. план – результат управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив.

Прогнозирование (от греч. prognosis — знание наперед) — это род предвидения (предсказания), так как имеет дело с получением информации о будущем. Предсказание предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего.

Прогнозирование позволяет путем аналитических обоснований планировать деятельность организации более эффективно, оценивать целесообразность принятия отдельных управленческих решений, предупреждать негативное влияние факторов и их последствия.

Прогноз – предположительная научно обоснованная оценка экономического, финансового, технико – технологического состояния организации в перспективе.

Целью прогнозирования является оценка перспектив воздействия внешней среды.  Главной  задачей прогнозирования является научное предвидение развития деятельности организации, а также поиск решений, которые обеспечивают это развитие в оптимальном режиме.

План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления производством. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую практику на возможности развития в будущем, а прогнозирование - как инструмент разра­ботки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана.

Еще одно существенное отличие прогнозирования от планирования состоит в том, что оно, будучи составной частью планирования, существует самостоятельно. Выражается это, в частности, в том, что в сфере общественного производства существуют эко­номические процессы, которые не всегда поддаются планированию, но являются объектами прогнозирования. К ним относятся, например, демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и т.д. Прогнозирование и планирование отличаются друг от друга также и тем, что характеризуют разные ступени познания исследуемого объекта, различные, хотя и взаимосвязаннее, формы предвидения его будущего состояния.

Прогнозы предшествуют планированию и в значительной степени обеспечивают его высокое качество, т.к. цели прогнозирования и планирования практически одинаковы, а различаются они только временными параметрами, полнотой и достоверностью исходных данных и, соответственно, степенью вероятности.

 


 

5.   Метод «Дельфи», алгоритм его реализации в плановых расчетах предприятия.

Метод «Дельфи» - это один из самых распространённых методов групповых экспертных оценок, который позволяет обобщить в одно мнение оценки многих специалистов.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Целью данного метода является получение информации с высокой степенью достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между группой экспертов.

Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Плюсы и минусы метода «Дельфи»  
Плюсы Минусы  
Позволяет обобщить мнения, участвующих экспертов Требует много времени и организационных усилий  
Наличие обратной связи между аналитической группой и экспертами Возможный конформизм экспертов - стремление попасть в большинство  
Позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов Возможное воздействие на экспертов со стороны  
Помогает прогнозировать будущие события при малом количестве информации    

 

Метод реализуется следующим образом.

  1. Ставится задача - вопросы на которые нужно ответить. При этом ответ должен выражаться численно.
  2. Отбирается экспертная группа - группа людей (обычно 10 или больше), которые являются специалистами в данной области. Они и будут голосовать.
  3. Проводиться первый тур голосования. При этом эксперты:
    • Выставляют оценку себе (Самооценка). Это численное значение из заранее определённого диапазона, которое показывает на сколько объективным или весомым считает своё мнение эксперт.
    • Даёт численную оценку по вопросу голосования. Оценка может быть как из какого-то диапазона так и без ограничений. Например при оценке качества услуг какой-то фирмы может быть введена шкала баллов от 0 до 10 - это оценка с ограничениями. А в случае, когда голосование прогнозирует, скажем, изменение курса доллара нельзя заранее предвидеть в каком диапазоне будут находится ответы экспертов (в этом случае это даже не имеет смысла).
    • Комментарий. Эксперт должен как можно подробнее обосновать своё мнение, почему он поставил именно эту оценку.
  4. После этого аналитическая группа проводит анализ данных. Вычисляются:
    • Среднегрупповая оценка. Число, равное среднеарифметическому всех самооценок.
    • Простая оценка. Среднеарифметическое всех поставленных оценок.
    • Средневзешенная оценка. Вычиляется как сумма произведений оценки эксперта на его самооценку и делёное это всё на сумму всех самооценок.
    • Медиана. Для вычисления медианы упорядочиваются все оценки по возрастанию и выбираются две средние по номеру (скажем, если оценок всего 12, то берётся 6я и 7я, если 11 то два раза берётся 6я) оценки, высчитывается их среднеарифметическое. Это и будет медиана.
    • Высчитывается доверительный интервал. Для этого считаются так называемые квартили - 1/4 от разницы между максимальной оценкой и минимальной. Нижней границей доверительного интервала будет (минимум + квартиль), верхней (максимум - квартиль). Чем меньше длина доверительного интервала, тем более согласованно ответили эксперты. Если длина доверительного интервала равна нулю, эксперты ответили единогласно.

5. Далее всем экспертам рассылаются результаты. Они изучают их, в частности комментарии других экспертов. Проводится второй тур, в котором эксперт может как остаться при своём мнении, так и поменять его. Свою новую оценку эксперт должен прокомментировать.

6. По новым данным вновь вычисляются все характеристики из пункта 4. пункты 4-6 повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению. Критерием этого может быть, например, длина доверительного интервала - как только он станет меньше, чем заранее заданная величина голосование прекращается.

 


 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.