Состав операционных бюджетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджет, охватывающий деятельность всего предприятия, называется общим бюджетом. Общий бюджет состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет - это текущий бюджет на краткосрочный период. Операционный бюджет включает в себя ряд частных бюджетов:

  1. Бюджет продаж;
  2. Производственный бюджет;
  3. Бюджет материально- производственных запасов;
  4. Бюджеты расходов.

Бюджет продаж является отправной точкой процесса планирования. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследования отдела маркетинга. Объем продаж определяет общий уровень деятельности организации. Планирование бюджета продаж является наиболее сложным процессом. Объем продаж зависит не только от производственных затрат, но и от реальной ситуации на рынке сбыта. При составлении бюджета продаж необходимо учитывать определенные факторы:

  • деятельность конкурентов;
  • стабильность поставщиков и покупателей;
  • изменение ситуации на национальном и мировом рынках;
  • эффективность рекламы;
  • политика ценообразования;
  • рентабельность продукции.

Существует два основных метода оценки, лежащие в основе бюджета продаж:

  1. Статистический прогноз на основе математического анализа;
  2. Экспертная оценка, полученная отделом сбыта на основе исследования рынка.

Наиболее оптимальным вариантом считается сочетание двух вышеуказанных методов при составлении бюджета продаж.

Производственный бюджет составляется после установления объема продаж. С учетом возможного объема продаж определяется количество единиц продукции, которую необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированную продажу и определенный уровень запасов. На основе нормативной себестоимости единицы продукции производится стоимостная оценка производственного бюджета.

Бюджет материально-производственных запасов определяет плановые потребности закупки материалов и их использования. Этот бюджет может составляться отдельно по закупкам материалов и по их использованию. Данный бюджет составляется на основе производственного бюджета с учетом необходимого уровня материальных запасов на начало и на конец планируемого периода. Данный бюджет составляется в натуральных единицах измерения и оценивается в стоимостном выражении при помощи нормативной цены закупки или учетных цен.

Бюджеты расходов включают в себя:

  1. Бюджет трудовых затрат;
  2. Бюджет общепроизводственных расходов;
  3. Бюджет административных расходов;
  4. Бюджет коммерческих расходов.

Бюджет трудовых затрат определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства. Необходимое рабочее время определяется с учетом сменности работы предприятия, продолжительности смен в часах, необходимых простоев и других потерь рабочего времени. Объем рабочего времени в часах оценивается в стоимостном выражении при помощи нормативной ставки оплаты труда.

Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детальный план производственных затрат, кроме прямых. Этот бюджет, как правило, составляется на основе анализа аналогичных бюджетов и фактических затрат за прошлые периоды. Основой для составления данного бюджета является перечень статей затрат по счету 25 «Общепроизводственные расходы».

Бюджет административных расходов составляется аналогично бюджету общепроизводственных расходов, но за основу принимается перечень статей по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Бюджет коммерческих расходов представляет собой планируемые расходы, связанные со сбытом продукции. При этом коммерческие расходы следует подразделить на переменные и условно-постоянные. При планировании переменных расходов их следует увязывать с объемом реализации. Условно- постоянные коммерческие расходы планируются с учетом аналогичных расходов за прошлый период.

Операционный бюджет является основой для составления финансового бюджета.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.