Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др.
К внутренним относят, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).
Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании деятельности.
Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта
Для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Для определения резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг необходимо резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем реализации продукции (с учетом резервов его роста).
Для определения резервов роста прибыли за счет повышения качества необходимо изменение удельного веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммировать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Выявленные резервы роста прибыли необходимо обобщить.
19. Принципы и этапы стратегического планирования.
Стратегическое планирование, его логика опираются на определенные закономерности, получившие название принципов планирования. Под принципом планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.
Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, организацией, и для него общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:
• 1) принцип единства экономики и политики при приоритете политики;
• 2) принцип единства централизма и самостоятельности;
• 3) принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений;
• 4) принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Этапы:
1. миссия
2. цели
3. оценка и анализ внешней среды
4. управленческое обследование сильных и слабых сторон организации
5. анализ стратегических альтернатив
6. выбор стратегии
7. реализация стратегии
8. корректировка и оценка
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами; адресность и контролируемость.
20. Понятие бизнес-плана, его цели и задачи
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
21. Структура и содержание бизнес-плана
Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих параметров:
1. Резюме
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
o Общие исходные данные и условия.
o Описание образца нового товара.
o Оценка опыта предпринимательской деятельности.
3. Оценка рынка сбыта
o Описание потребителей нового товара.
o Оценка конкурентов.
o Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
4. План маркетинга
o Цели маркетинга.
o Стратегия маркетинга.
o Финансовое обеспечение плана маркетинга.
5. План производства
o Изготовитель нового товара.
o Наличие и требуемые мощности производства.
o Материальные факторы производства.
o Описание производственного процесса.
6. Организационный план
o Организационно-правовая форма собственности фирмы.
o Организационная структура фирмы.
o Распределение обязанностей.
o Сведения о партнерах.
o Описание внешней среды бизнеса.
o Трудовые ресурсы фирмы.
o Сведения о членах руководящего состава.
7. Финансовый план.
o План доходов и расходов .
o План денежных поступлений и выплат.
o Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
o График достижения безубыточности.
o Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
o Оценка риска и страхование.
8. Приложения
22. Цели и задачи оперативно-производственного планирования на предприятии.
Оперативное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутри производственного планирования. Оно призвано конкретизировать и довести планы предприятия до цеха, участка, рабочего места, обеспечить равномерное и комплексное выполнение планов выпуска готовой продукции при рациональном использовании ресурсов.
Основной целью оперативного планирования является выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи оперативного планирования:
- обеспечение ритмичности выполнения производственной программы;
- снижение производственного брака;
- оптимальная загрузка технологического оборудования, производственных мощностей и рабочих;
- экономичное расходование ресурсов;
- охрана труда работников и окружающей среды.
23. Этапы оперативно-производственного планирования на предприятии.
В литературе представлены следующие этапы планирования:
1) Анализ бизнес-плана (тактического плана или производственной программы предприятия на будущий год) на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости – уточнение показателей плана.
2) Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, методик, структуры и квалификации персонала организации и т.п.
3) Выполнение календарно-плановых расчетов и разработка нормативов организации процессов загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности в материальных ресурсах и т.д.
4) Разработка номенклатурно-календарных планов запуска (выпуска) продукции подразделениями организации, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение.
5) Оперативное управление выполнением оперативно-календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование, регулирование).
24. Значение оперативно-производственного планирования в рыночных условиях.
Оперативное планирование производства, как свидетельствует передовой опыт, играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени. Дальнейшее развитие оперативно- календарного планирования на отечественных предприятиях будет способствовать решению следующих организационно-экономических задач [2. С. 127]:
– достижение согласованной работы всех звеньев производства на основе единой рыночной цели, предусматривающей равномерный выпуск и сбыт товаров;
– совершенствование всей системы внутрифирменного планирования за счет повышения надежности календарно-плановых расчетов и снижения трудоемкости;
– повышение гибкости и оперативности внутрихозяйственного планирования на основе более полного учета требований потребителей и последующей корректировки годовых планов;
– обеспечение непрерывности в процессе производственного планирования и достижение более тесного взаимодействия стратегических, тактических и оперативных планов;
– создание на каждом предприятии системы оперативного планирования производства, соответствующей современным требованиям рынка и уровню развития конкретного предприятия.
Следовательно, в современных рыночных условиях система оперативного планирования и регулирования производства должна быть ориентирована на получение запланированных показателей, обеспечивающих высокий совокупный доход каждому предприятию. Снижение объемов производства на многих предприятиях, необходимость равновесия спроса и предложения на выпускаемую продукцию, требование быстрого изменения объема выпуска при снижении или повышении рыночного спроса, возможные отклонения фактического хода производства от оперативных планов-графиков и другие рыночные факторы значительно повышают роль и значение внутрифирменного планирования вообще и оперативно-календарного в частности, в осуществлении многих важных функций современного менеджмента. В этих условиях главным ориентиром в оперативном регулировании хода производства должно стать не устранение выявленных отклонений, а создание необходимых производственных условий для выполнения с учетом рыночного спроса планов-графиков выпуска и продажи продукции. Это будет способствовать получению и запланированных высоких финансовых результатов, которые служат одним из главных рыночных показателей роста эффективности производства, достижению основных стратегических и оперативных целей предприятия и фирмы.
25.Оперативно-производственное планирование как элемент внутрифирменного производства
оперативно-производственное планирование – это «финишная прямая» в разработке плана для компании. Здесь можно выделить несколько основных функций – определение времени на проведение основных операций по производству товара или предоставления услуг, подготовку производства к реализации запланированных объемов (подготовка рабочего места, закупка заготовок и так далее), также проведение анализа, контроля и учета всех реализованных задач. Особенного внимания заслуживает внедрение инноваций.
Основными элементами системы внутрифирменного планирования, которым соответствуют и основные этапы планирования, являются:
· прогнозирование;
· постановка задач;
· корректировка и конкретизация планов;
· составление бюджетов.
Прогнозирование в основном связано с изучением рынка и инвестиционного климата, зачастую выливается в рыночную и инвестиционную стратегию предприятия.
Постановка общих задач происходит на базе прогноза и предполагает установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения.
План служит основой для распределения ресурсов между подразделениями, определения конкретных функций каждого из подразделений. Корректировка плана означает более тесную увязку между отельными его частями с учетом финансовых, производственных и сбытовых реалий конкретных заданий по выполнению стратегических решений для низших звеньев. После конкретизации можно приступать к общему выполнению плана.
Если долгосрочный план-прогноз стратегического характера разрабатывается на уровне дирекции всего предприятия, то краткосрочные оперативные планы создаются и на уровне подразделений. Отсюда необходимость обязательной взаимоувязки расчетов подразделений. Тогда дирекция осуществляет обобщение всех перспективных расчетов с целью выявления совокупных натуральных и стоимостных показателей.
26. Понятие планово-учетных единиц в рамках календарного планирования производства
Для непоточного производства в качестве планово-учетной единицы (ПУЕ) изготовления заготовок и деталей следует использовать маршрутный комплект деталей (МКД), т.е. комплект деталей, однородных по конструктивно-технологическим характеристикам и технологическому маршруту их изготовления, принадлежащих одному заказу, выполняемому на одном предметно-замкнутом участке в соответствии со сроками выполнения заказов по всей технологической цепочке.
Введение МКД в качестве ПУЕ обеспечивает концентрацию однородных работ на каждом рабочем месте, а на участке в целом – увеличение объема однородных работ не менее чем в два раза. МКД способствует повышению устойчивости планов-графиков к возмущающим воздействиям, значительно сокращает связи между производственными участками (упрощается управление цехами), обеспечивает однонаправленое движение деталей по типовым технологическим маршрутам. При использовании МКД в качестве ПУЕ сменно-суточное планирование может поддерживаться заблаговременной оперативной подготовкой пооперационных сменных заданий, выдаваемых мастерам участков и отдельным рабочим.
Состав учетных данных
Своевременность поступления информации в пункты сбора, ее полнота и достоверность непосредственно влияют на качество разрабатываемых производственных программ и оперативно-календарных планов, поэтому эти факторы принимаются в качестве критериев создания системы оперативного учета на предприятии.
Систему СУП должен обслуживать примерный типовой комплекс следующих учетных задач:
· • учет выполнения производственных программ по цехам и предприятию в целом за месяц, квартал, год;
· • учет ритмичности хода производства;
· • учет незавершенного производства;
· • учет остаточной трудоемкости выполнения заказа;
· • учет брака в количественном и стоимостном измерении;
· • учет отработанного времени;
· • учет выполнения производственных программ участками и цехами за сутки, декаду, месяц;
· • учет выполнения сменных заданий;
· • учет выполнения экспортных заказов;
· • учет выполнения плана по запасным частям и ремонтным комплектам;
· • учет движения деталей (заготовок) на производственных складах и в кладовых;
· • учет фактических остатков деталей;
· • учет отстающих (опережающих) деталей;
· • учет проведения изменений в технической документации;
· • учет сдачи готовых деталей;
· • учет пооперационного движения деталей;
· • учет (пооперационный) фактических пропорций незавершенного производства (НЗП) по остаточной трудоемкости;
· • учет (ежедневный) выработки и заработной платы рабочих каждого участка;
· • учет работы оборудования;
· • учет поступления и обеспеченности запуска материалами, технической документацией, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, оборудованием в цехах:
· • учетные задачи по технической подготовке производства:
· • учетные задачи по технико-экономическому планированию производства:
· • учетные задачи по материально-техническому обеспечению;
· • учетные задачи по реализации продукции.
Система оперативного учета должна удовлетворять следующим требованиям:
· • обладать высокой оперативностью;
· • быть застрахованной от дублирования в работе отдельных ее звеньев;
· • обеспечивать предварительную обработку информации в пунктах сбора, чтобы результаты обработки могли быть использованы на местах ее возникновения;
· • исключать возможность передачи избыточной информации;
· • обеспечивать возможность синтезирования полученной информации в необходимых для управления разрезах;
· • сводить к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации;
· • быть экономически эффективной в сравнении с действующей на предприятии системой оперативного учета.
Для обеспечения стыковки смежных плановых периодов и согласования сроков выполнения работ с загрузкой производственных подразделений нужен пооперационный учет фактических пропорций незавершенного производства по остаточной трудоемкости. Пооперационный учет движения деталей и выполнения сменно-суточных заданий – одна из основных предпосылок организации ритмичной работы производственных подразделений.
27. Порядок формирования годового плана выпуска продукции на предприятии
Производственная программа (план производства) - это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
В плане производства и реализации продукции (производственной программе) определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по удовлетворению потребности населения в продукции, выпускаемой данным хозяйствующим субъектом.
Планирование производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчёта потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Принятая в плане структура производства, объём и уровень его специализации обусловливают характер организации производственного процесса, степень использования производственных мощностей, создают предпосылки для внедрения новой техники и технологии.
На основе установленной номенклатуры и объёмов производства разрабатывается план по труду и заработной плате, рассчитывается план по себестоимости продукции, рентабельности производства и т.д. Всё это определяет необходимость тщательного обоснования структуры и объёмов производства и реализации продукции.
Исходными материалами для составления плана производства и реализации продукции являются:
· 1) данные маркетинговых служб об изучении спроса на продукцию, производимую предприятием;
· 2) перспективный план технического развития предприятия;
· 3) мероприятия по повышению эффективности производства и изменению производственных мощностей;
· 4) договоры на поставку продукции и прогноз изменения спроса на неё;
· 5) данные о перспективах обеспечения предприятия сырьём и исходными материалами;
· 6) сведения о наличии нереализованной продукции на начало планового периода.
План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях.
Натуральные показатели - это количественное выражение продукции: штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, метры и др. Позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями.
Условно-натуральные показатели - это количественное выражение однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку. Одно из однородных изделий принимают за условную единицу, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку.
Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.
Основными разделами производственной программы являются:
· 1) план производства в натуральном выражении;
· 2) план производства в стоимостном выражении;
· 3) план продаж.
При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объём конкретных видов выпускаемой продукции и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей.
Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачественных изделий и способствовать эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В процессе разработки плана производства все объёмные расчёты ведутся по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - укрупнённый перечень наименований продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде.
Ассортимент - развёрнутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции, соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.
Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении.
Связь между натуральными и стоимостными объёмами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.
Стоимостными показателями выпуска продукции является валовая, товарная и чистая продукция.
Товарная (изготовленная) продукция включает в себя:
объём выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции;
полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону;
изделия и запчасти для своего капитального строительства и капитального ремонта;
услуги вспомогательных цехов на сторону, своему капитальному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия;
инструменты и приспособления собственного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприятия.
ТП = ГП + ПФ ст. + У + КР + ОБ
где ГП - стоимость готовой продукции, прошедшей контроль и готовой к отгрузке, руб.;
У - стоимость промышленных услуг, руб.;
КР - капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом, руб.;
ОБ - стоимость оборудования собственного изготовления, руб.
Объём валовой продукции (ВП) включает весь объём работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде
Изменение остатков незавершённого производства в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объёма производства в плановом периоде по сравнению с отчётным, передаче выпуска отдельных видов продукции другим предприятиям для создания задела.
ВП = ТП + (НЗП к.г. - НЗП н.г.) + (И к.г. - И н.г.)
где ТП - товарная продукция, руб.;
НЗП - стоимость незавершенного производства, руб.;
И - стоимость инструмента, полуфабрикатов, приспособлений, произведенных для собственных нужд, руб.
Объём чистой продукции определяется путём вычитания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных средств.
РП = ТП + (ГП н.г. - ГП к.г.)
где ГП - стоимость остатков готовой продукции, руб.
Применение данного показателя позволяет исключить повторный счёт продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей - производительности труда, фондоотдаче и др.
Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия и представляет собой стоимость товарной продукции за вычетом стоимости материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.
ЧП = ТП - АО - М
где АО - сумма амортизации, руб.;
М - материальные затраты, руб.
Третьим разделом производственной программы является план продаж. Он содержит показатели объёма и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развёрнутом ассортименте.
Объём поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
При равномерных поставках объём продаж (реализованной продукции) на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции на период времени по формуле:
VРП = ВПср*Т
планирование управление производственный
VРП - планируемый объём продаж, руб.;
ВПср - среднесуточный выпуск товаров, руб.;
Т - планируемый период продаж, дн.
При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям план продаж обычно составляется на каждый месяц.
По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком: это продукция, уже оплачена покупателем.
Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идёт о показателе реализуемой товарной продукции.
28. Значение и содержание производственной программы предприятия.
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.
Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе.
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Государственный заказ доводится предприятиям, выпускающим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение госзаказа считается престижным для предприятия. Госзаказ размещается, как правило, на конкурсной основе. Он предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В отношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выполнения госзаказа, органами государственного управления могут быть применены штрафные санкции.
При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.
Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственных мощностях и их использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для однородной продукции.
Трудовые измерители — часы, минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы.
Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый взгляд вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители часто используются во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должен выполнить коллектив цеха предприятия.
Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения — национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США.
В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, чистая и условно чистая продукция, нормативная чистая продукция, валовый и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй — в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и оказывающего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и оказывают услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.
29. Календарное планирование
Планирование производства строительно-монтажных осуществляется с целью достижения заданных показателей продолжительности строительства, а также во избежание увеличения стоимости объектов. Однако зачастую возникают несоответствия плана и фактического хода работ вследствие воздействия внешних и внутренних факторов производства. В целях повышения уровня соответствия системы планирования строительных процессов реальным условиям производства применяются вероятностные методы планирования.
Стадии проектирования в разделе «Организация строительства» включают в себя разработку проектов организации строительства и проектов производства работ. В составе ПОС и ППР содержатся календарные планы. [1]
В составе ПОС разрабатывается сводный календарный план строительства, в составе ПНР — календарные планы производства работ по отдельным объектам.
Календарный план представляет собой документ, устанавливающий отношения субъектов строительного производства, которые включают в себя объемы, сроки выполнения, потребность в ресурсах выполняемых работ, между различными участниками инвестиционно-строительной сферы, включая заказчиков, проектировщиков, подрядные и субподрядные организации и поставщиков. В календарном плане отражена разбитая на этапы и упорядоченная по времени выполнения последовательность работ по проектированию, возведению эксплуатации объектов. Календарный план позволяет руководству планировать разработку и выполнение проекта от начальной до конечной стадии, а заказчику — ориентироваться в этапах и сроках выполнения проекта. Календарный план является моделью жизненного цикла проекта строительства.
Строительный календарный план, разработанный и утвержденный до начала выполнения работ, является моделью направленных па достижение поставленных перед организацией целей и задач, взаимоувязанных производственных процессов.
Календарный план охватывает все виды работ по возведению объекта, от подготовительных до пусконаладочных, испытания систем горячего и холодного водоснабжения и отопления, проведением благоустройства прилегающих территорий, а также озеленения.
Необходимым условием в процессе разработки календарного плана является учет требований технических условий на производство работ и правил по охране труда, обеспечение высокого качества работ и наиболее экономное и равномерное использование всех ресурсов. Достижение высокой производительности труда обеспечивается созданием фронта работ необходимых объемов, внедрением прогрессивных методов выполнения СМР.
Разработка календарного плана способствует определению необходимых объемов и потребности в ресурсах (трудовых, материальных, финансовых), установлению общей продолжительность строительства, детализации сроков поставки строительных конструкций и оборудования, ведению оперативно-календарного планирования и составления годовых, квартальных, месячных и суточных планов работ. Размеры финансирования также устанавливаются в соответствии с календарным планом. Необходимо учитывать, что сроки возведения объекта, согласно календарному плану, не должны превышать срок, который предусмотрен нормами продолжительности строительства. Календарный план строительства объекта позволяет также контролировать производство работ.
Последовательность выполнения СМР и взаимосвязь между ними может быть отражена в организационно-технологических моделях, которые содержат необходимую информацию о сроках и объемах выполнения работ.
Наиболее часто применяемыми в строительстве являются оптимизационные модели. Сущность оптимизации состоит в том, что на первом этапе происходит разработка нескольких вариантов плановых расчетов, в ходе осуществления последующих этапов выбирается оптимальный вариант.
На сегодняшний день в планировании существует множество методов и моделей для составления календарного плана:
· • линейный план-график Ганта;
· • модель календарного плана в виде циклограммы;
· • сетевая модель.
Диаграмма Гантта (англ. Gantt chart) была разработана Генри Л. Гантом в 1910 г. и представляла собой линейный или ленточный график, иллюстрирующий план работ по проекту1. Пример диаграммы по методу Гантта для проведения работ по устройству свайного фундамента представлен на рис. 1.3.
На линейном календарном графике отражаются: сроки выполнения работ, их объем и номенклатура. Кроме того, линейный график может отражать и другую информацию, в зависимости от целей и задач организации при его составлении, такую как сметная стоимость работ, количество рабочих и т.д.
При построении линейного графика используются две шкалы времени — рабочая и календарная. Календарные дни, не учитывая выходные, проставляются только после определения срока начала строительства. Рабочие дни проставляются подряд, от начала строительства до его окончания.
В случаях, когда выполняемые работы имеют большую продолжительность, на графике показывают не только их начало и окончание, но также учитывают перемещение бригад рабочих, машин и механизмов с участка на участок, в целях облегчения последующего контроля за ходом производства СМР.
Вследствие усложнения строительного производства, развития специализации, расширения системы производственных связей, линейный график для планирования строительства крупного и сложного объекта не является достаточным, поскольку не позволяет обоснованно планировать многочисленные взаимосвязи элементов производства, выбирать оптимальный вариант продолжительности выполнения всей программы, использовать резервы и оперативно корректировать график в ходе строительства.
Довольно широкое распространение в практике строительства получила модель календарного плана в виде циклограммы.
Циклограмма особенно удобна при возведении однотипных зданий, так как дает возможность наглядно отразить развитие потока во времени и пространстве. Потоки, развиваемые в строгой технологической последовательности друг за другом, не допускают пересечения наклонных линий на циклограмме. Последнее возможно только для работ, выполняемых независимо друг от друга.
Циклограмма отражает технологическую взаимосвязь всех работ, поэтому отклонение от нее в ту или другую сторону не должно допускаться.
30. Календарно-плановые нормативы как основа календарного планирования
Оперативное планирование производства опирается на систему календарно-плановых нормативов, состав которых определяется типом производства.
Календарно-плановые нормативы - это совокупность показателей, определяющих организацию производственного процесса во времени и пространстве.
Основные календарно-плановые нормативы (КПН):
длительность производственного цикла;
размеры партии обрабатываемых деталей, узлов;
периодичность запуска (выпуска) партий;
величины опережений, заделов, в том числе размер незавершенного производства; ?
такты и темпы выпуска продукции поточных линий.
В единичном производстве основной КПН - длительность производственного цикла.
Длительность производственного цикла (Т ц) - период времени с момента запуска материалов на первую операцию до момента выхода готовой продукции.
Данная величина складывается из времени выполнения всех процессов до отгрузки готовой продукции: это время выполнения технологических, контрольных и транспортных операций, время естественных процессов (сушка), время пролеживания деталей и полуфабрикатов (ожидания между операциями, между сменами и пр.).
Этот норматив зависит от времени простоя рабочих мест и времени пролеживания деталей (предметов труда). Дилемма «простой рабочего места или пролеживание деталей» разрешается путем выбора принципа организации производственного процесса: в массовом производстве организуется непрерывное движение деталей, в планировании не поточного производства ориентируются на непрерывную загрузку рабочих мест. Время протекания производственного процесса зависит от степени синхронизации операций, от максимальной продолжительности отдельной операции и от средней продолжительности всех операций. В единичном производстве длительность производственного цикла равна суммарному времени выполнения операций по ведущей (самой продолжительной) детали.
КПН в серийном производстве: длительность производственного цикла, размер партии, периодичность запуска (выпуска) партий, общее и частное опережение, заделы.
Размер партии изготовления деталей (N min) - количество одноименных деталей, которое последовательно обрабатывается на станке без переналадки (с однократной затратой подготовительно-заключительного времени).
Определение оптимального размера партии - сложная задача оперативно-календарного планирования. При увеличении размера партии сокращается доля подготовительнозаключительного времени, приходящегося на одну деталь, но увеличивается незавершенное производство (запас деталей на складах и в местах производства).
При определении размера партии необходимо учитывать уровень загрузки оборудования, обеспечивать согласование размеров партии деталей на смежных операциях и ряд других моментов, которые существенно усложняют данную задачу.
Периодичность запуска (выпуска) партии деталей (П дней) - время, через которое необходимо начинать обработку следующей партии деталей.
П = N min / С потр.
где П - период в днях между запуском (выпуском) двух партий,
N min - размер партии деталей,
С потр. - суточная потребность в данных деталях.
Пусть месячная программа составляет 2500 штук деталей, в месяце - 25 рабочих дней, размер партии - 500 штук деталей, тогда периодичность запуска - 5 дней.
Следующие важные нормативы - величины опережений.
Общее опережение запуска деталей на обработку - время от запуска в обработку партии деталей до дня окончания сборки изделия (с деталями этой партии) (см. табл.6.2).
Опережение запуска больше опережения выпуска на величину длительности производственного цикла. Опережение характеризует отрезок времени, который должен быть запланирован для того, чтобы выполнить задание. При известном сроке поставки продукции срок начала (запуска) производства определяется вычитанием из срока поставки общего опережения с учетом календарных дней работы. Так, по данным табл.6.2, работы в кузнечном цехе должны быть начаты за 50 рабочих дней до планируемого срока поставки продукции.
Таблица 6.2. № Цех Т цикла, дн. Общее опережение запуска, дн. 1 Кузнечный 10 50 2 Механический 15 40 3 Термический 3 25 4 Механический 4 22 5 Сборочный 18 18 Расчет общего опережения запуска деталей на обработку
В массовом производстве основным КПН является такт поточной линии.
Такт поточной линии - промежуток времени между выпуском двух очередных изделий на каждом рабочем месте.
Такт определяет, через какой промежуток времени изделия сходят с поточной линии. Величина, обратная такту, называется ритмом поточной линии. Ритм определяет количество изделий, выпускаемых в единицу времени.
31. Структура плана материально-технического снабжения предприятия
В плане материально-технического снабжения устанавливается необходимое для выполнения годового объема работ количество сырья, материалов, инструмента, топлива и других ресурсов. План снабжения разрабатывается на год с разбивкой по кварталам.
На первом этапе устанавливается потребность по всей номенклатуре материалов в планируемом году и составляется заявка на материально-техническое снабжение.
На втором этапе составляется окончательный план материально-технического снабжения в виде баланса, содержащего потребность в материалах, а также источники ее покрытия. На этой основе предприятие заключает договоры с поставщиками.
Договоры могут заключаться с предприятиями-изготовителями при наличии длительных хозяйственных связей или со снабженческо-сбытовыми организациями, если потребление данного материала не носит устойчивого характера или же когда количество поставляемых материалов ниже минимальной нормы отгрузки.
Работы по материально-техническому снабжению выполняют отдел материально-технического снабжения предприятия и находящиеся в его ведении снабженческие склады и их заготовительные отделения. Наиболее важными элементами материально-технического снабжения являются:
- классификация и индексация материалов;
- нормирование расхода и формирование запаса материалов;
- организация работы складов.
Номенклатура материалов, потребляемых предприятиями весьма обширна, разнообразна и может доходить до 30 000 позиций. Для того, чтобы упростить планирование, учет материалов и организацию складского хозяйства необходимо классифицировать материалы, то есть распределить их по однородным признакам на разделы, группы, подгруппы и т. д. Каждому классификационному подразделению присваивается индекс.
Все это оформляется в виде номенклатуры-ценника, в котором приведены для каждого подразделения его индекс, стандарт или технические условия, а также данные о промышленной и плановой цене материала.
Промышленные цены заимствуются из прейскурантов поставщиков. Плановые цены включают промышленную цену, а также все расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов (тарифы, расходы по доставке груза и т. п.).
При планировании материально-технической базы предприятия большое значение отводится нормированию расхода материалов, которое служит для определения потребности в материалах, для установления лимитов отпуска материалов цехам, для определения себестоимости продукции.
Разработанные нормы расхода материалов фиксируются в специальных документах по расходу материалов, картах и ведомостях, а изменения в нормах расхода должны своевременно отражаться во всей документации, используемой для планирования снабжения, учета или контроля расходования материалов.
Каждое предприятие должно располагать запасом материалов для бесперебойного снабжения подразделений. Величина запасов должна быть достаточной для нормального обеспечения производства, но в то же время минимально-необходимой, исключающей длительное оседание материалов на складе и замедление оборачиваемости вложенных в них оборотных средств.
Нормой запаса материалов называется минимальное количество, которое должно находиться на складе обеспечения текущих нужд производства при принятых на данном предприятии условиях завоза материалов, при установленном режиме их потребления. Нормы производственных запасов материалов могут исчисляться:
1) в абсолютных величинах - тоннах, квадратных и кубометрах;
2) в относительных величинах - днях обеспечения предприятия данным материалом (с учетом его среднесуточного потребления).
Величина запаса обосновывается нормой производственного запаса, представляющего собой среднегодовой запас материалов, рассчитанный в днях его среднесуточного потребления, который планируется на конец года как переходящий. Размер переходящего запаса определяется по формуле:
Зп = (Н * П) / Д,
где: Зп - величина переходящего запаса;
Н - норма переходящего запаса;
П - потребность в материале на товарный выпуск;
Д - количество дней в планируемом периоде.
Весь производственный запас материалов подразделяется на:
- текущий запас, который является переменной частью общего запаса материалов. Он изменяется от максимума в момент очередной поставки до нуля, когда вся поступившая ранее партия оказывается израсходованной и ожидается новое прибытие;
- страховой запас, предназначенный для обеспечения производства материалами лишь в случаях задержки очередной поставки.
При составлении плана снабжения необходимо учесть разницу между нормативными запасами на конец планового периода и их фактическими остатками на начало планового периода. Разность между ними определяет либо дополнительное количество материала для пополнения складских запасов, либо сокращения запасов до их нормального уровня.
План материально-технического обеспечения предприятия составляется в форме баланса по каждому виду ресурса и плана закупки ресурсов. Для увязки плана с другими разделами и показателями (в первую очередь со сметой производства и оборотными средствами) он составляется не только в натуральных, но и в стоимостных показателях.
32. Методы планирования потребности предприятия в материальных ресурсах
Потребность организации в материальных ресурсах зависит от множества факторов: от объема реализации продукции и объема производства; вида бизнеса (характера деятельности предприятия); масштаба деятельности (бизнеса); длительности производственного цикла; структуры капитала; учетной политики и системы расчетов; условий и практики кредитования хозяйственной деятельности предприятия; уровня материально-технического снабжения; видов и структуры потребляемого сырья; темпов роста объемов производства и реализации продукции; искусства менеджеров и бухгалтеров и других факторов.
Определение потребности в оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования материальных ресурсов, которые по степени планирования подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормирование осуществляется с помощью методов нормирования, исходя из учета таких факторов, как: производственная программа, технология производства, организация закупок и сбыта, и т. п. Для их использования надо знать: нормы сырья и материалов, необходимых для изготовления продукции, нормы запасов и нормативов по элементам оборотных средств, за исключением товаров отгруженных, денежных средств и средств в расчетах.
Нормирование осуществляется в денежном выражении. Для организаций с несезонным характером производства следует брать данные того квартала, когда объем производства наибольший в году. Соответственно для организаций с сезонным характером производства используются данные с наименьшим объемом производства, поскольку сезонную потребность в оборотных средствах обеспечивают краткосрочные ссуды банка.
Размер ненормируемых материальных ресурсов определяется в оперативном порядке.
Потребность в материальных ресурсах определяется с помощью методов нормирования: опытно-статистический, коэффициентный и прямого счета:
· опытно-статистический метод применяется на основе учета фактического состояния оборотных средств организации для оценки потребности в оборотных средствах по данным месячных балансов.
В частности, с его помощью определяется потребность организации в оборотных средствах для обеспечения нормального кругооборота запасов и дебиторской задолженности;
· коэффициентный метод нормирования оборотных средств.
Коэффициентный метод нормирования оборотных средств
применяется для определения процентного изменения потребности в материальных ресурсах при увеличении объема производства и продаж на 1% при фактическом соотношении темпов прироста оборотных средств и продукции.
Так, например, если за предыдущие годы при росте продукции на 1% оборотные средства возрастали на 2%, то при планировании роста продукции на следующий год на 8% потребность в оборотных средствах возрастет на 16%;
· метод прямого счета.
Метод прямого счета является научно обоснованным методом расчета запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого технико-организационного уровня с учетом всех изменений техники и технологии, организации производства, транспортировки товарно-материальных ценностей и расчетов. Он является основным методом нормирования.
Нормирование предусматривает:
· разработку и установление норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей, выраженных, как правило, в днях.
Для определения норматива необходимо учитывать такие составляющие, как:
· время пребывания оборотных средств в производстве - это период времени, который включает в себя время, в течение которого оборотные средства производства находятся в состоянии запасов в процессе непосредственного функционирования (или обработки), и время перерывов в процессе производства, не требующих затрат рабочей силы;
· время пребывания оборотных средств в сфере обращения - время нахождения их в форме остатков нереализованной продукции, денежных средств в кассе предприятия, на счетах в банках и в расчетах с хозяйствующими субъектами;
· разработка нормативов в целом и для каждого их элемента в денежном выражении. Например, по производственным запасам — среднесуточный расход сырья по каждой составляющей сырья; по незавершенному производству - учитывают себестоимость валовой или товарной продукции; по готовой продукции — производственную себестоимость товарной продукции.
Норма запаса в днях для материалов (Тнм) определяется по формуле:
Тнм = Ттран + Тпод + Ттех + Ттек 4- Тстр, где составляющие в правой части равенства обозначают:
Ттран - продолжительность транспортного запаса, который создается при расчетах материалов на условиях предоплаты, если время движения груза в пути превышает время движения документов на его оплату. Определяется как разность между количеством дней пробега груза и количеством дней движения и оплаты документов на этот груз;
Тпод - время, необходимое на приемку, разгрузку и складирование сырья, устанавливается по нормам. В среднем норма - 1~2 дня;
Ттех - время, необходимое по технологии для подготовительных операций (сушка, выдержка и т. п.);
Ттек - продолжительность текущего складского запаса, который предназначен для обеспечения бесперебойного процесса производства между поставками материалов. Продолжительность зависит от частоты и равномерности поставок, периодичности запуска сырья и материалов в производство, определяется в зависимости от количества видов сырья и характеристик поставщиков сырья. Если сырье поступает от одного поставщика и количество видов сырья ограничено, то норма принимается в размере 100% интервала поставки. Если сырье поступает от нескольких поставщиков, то норма может приниматься в размере 50% от интервала поставки;
Тстр - продолжительность страхового запаса, который создается в качестве резерва для обеспечения бесперебойной работы в случае нарушения поставок. Продолжительность устанавливается на уровне до 50% от текущего складского запаса, может быть больше, если поставщики удалены на значительное расстояние. Продолжительность зависит и от качества материальных оборотных средств, и т. п.
33.Методы планирования численности персонала предприятия.
При планировании численности работников предприятия различают промышленно-производственный и непромышленный персонал.
К промышленно-производственному персоналу относятся работники непосредственно принимающие участие в производственном процессе (оперативники) или его обслуживании. К непромышленному персоналу относятся работники непромышленных организаций, которые в административном отношении подчинены данному промышленному предприятию обслуживании (жкх, культурно-бытовая организация, автогаражн.хозяйство).
Численность промышленно-производственного персонала планируется по следующим категориям: рабочие, инженерно-технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики и работники охраны. При определении плановой численности рабочих различают их явочный и списочный составы.
В явочный состав входят рабочие, которые ежедневно находятся на рабочем месте. Списочная численность рабочих состоит из явившихся в данный день на работу и не явившихся вследствие отпуска, болезней, выполнения государственных обязанностей и других разрешенных законом невыходов на работу, но включенных в список предприятия. Среднесписочная численность – численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год).
Потребность в ИТР и служащих рассчитывают по явочному составу, т. е. по этой категории персонала не предусматривается дополнительное число работников, необходимых для замены находящихся в очередном отпуске, не вышедших на работу по болезни и другим причинам. Численность младшего обслуживающего персонала планируют на основе норм обслуживания. Планирование численности учеников связано с планированием дополнительной потребности в рабочих, которая вызывается убылью кадров в связи с уходом в армию, на учебу, пенсию и т. д.
Основные методы:
1. Расчеты по трудоемкости производственной программы. Норматив численности (Нч) работников (основных рабочих-сдельщиков):
Тпл - плановая трудоемкость производственной программы, нормо-ч.;
Фн – нормативный баланс рабочего времени одного рабочего в год (расчетный эффективный фонд рабочего времени), ч;
Квн - ожидаемый коэффициент выполнения норм времени.
Метод расчета численности по трудоемкости производственной программы является наиболее точным и достоверным.
2. По нормам выработки.
Qпл - плановый объем выпуска продукции за период времени (в установленных единицах измерения);
Нвыр - плановая норма выработки за период (в тех же единицах измерения).
3. По нормам обслуживания. Планирование численности основных рабочих в аппаратурных процессах и вспомогательных рабочих, выполняющих работы, на которые имеются нормы обслуживания, сводится к определению общего количества объектов обслуживания с учетом сменности работ.
Ко – количество единиц установленного оборудования;
С – количество рабочих смен;
Но - норма обслуживания (количество единиц оборудования, обслуживаемое одним рабочим);
Ксп - коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную.
4. По рабочим местам. Опр-ся численность вспомогательных работников, для которых не могут быть установлены ни объемы работ, ни нормы обслуживания (например, крановщики, стропальщики).
Нч = М * С * Ксп , где М – число рабочих мест.
Планирование производительности труда на предприятии.
Производительностью труда называется способность работников производить определенное количество продукции в единицу времени и л и количество времени (период), которое необходимо затратить на выпуск единицы продукции. Увеличение производительности труда способствует:
• дополнительному выпуску продукции без дополнительных капитальных вложений;
• с н и ж е н и ю себестоимости продукции;
• увеличению прибыли и повышению рентабельности.
Показатели производительности труда:
(1) прямой (выработка) характеризует количество выпускаемой продукции в единицу времени;
(2) обратный (трудоемкость) характеризует количество времени, затраченного на единицу продукции.
При планировании производительность труда определяется как в расчете на одного рабочего, так и на всех работников предприятия, при этом уровень производительности труда можно рассчитать на один отработанный человеко-час, на один отработанный человеко-день или один отработанный человеко-месяц. Производительность труда — один из определяющих факторов конкурентоспособности, а следовательно, успеха и процветания предприятия. Производительность труда наряду с такими важнейшими функциями предприятия, как маркетинг и инновации, определяет результат его деятельности — получение прибыли.
Программы повышения производительности труда многообразны:
• одни из них концентрируют внимание на технических аспектах производственного процесса;
• другие — на социальных рычагах процесса принятия управленческих решений (мероприятия по обогащению труда);
• в-третьих делается упор на материальное стимулирование.
Общим элементом во всех этих программах является процедура измерения производительности труда — уровня, динамики , взаимосвязи с финансовыми показателями — как необходимое условие для контроля за реализацией целенаправленных управленческих воздействий. Производительность труда на предприятиях во многом зависит от эффективности организационной структуры, от сбалансированности различных сфер деятельности внутри предприятия.
Применяются следующие методы планирования производительности труда:
• по технико- экономическим факторам;
• на основе трудоемкости производственной программы;
• укрупненные методы;
• индексный метод.
Наиболее точный— метод планирования производительности труда по технико-экономическим факторам. Он предполагает расчет планируемого изменения численности по каждому технико-экономическому фактору, общего изменения численности в целом по предприятию, а затем определение прироста производительности труда.
Возможен и другой подход, основанный на расчете планируемого изменения производительности труда в процентах по каждому технико-экономическому фактору, общего изменения в целом по предприятию с последующим определением экономии (перерасхода) численности персонала.
Планирование производительности на основе трудоемкости производственной программы осуществляется прямым счетом, поскольку между показателями производительности труда и трудоемкости продукции существует обратная зависимость.
Укрупненные методы планирования производительности труда основаны на связи производительности труда с другими факторами, от которых зависит производительность и которые достаточно точно прогнозируются. Для установления характера и количественного выражения связи в данном методе применяются экономико -математические модели.
Вообще, рост производительности труда является важным показателем повышения эффективности производства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 282.