Задачи и этапы бюджетирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи бюджетирования

В различной экономической литературе нет единого подхода к определению задач бюджетирования. Тем не менее, рассмотрим основной их перечень.

Задачами системы бюджетирования являются:

  • планирование - посредством определенных, заранее утвержденных процедур, система бюджетирования позволяет планировать деятельность как самого Общества, так и его структурных подразделений (бюджетных единиц) в рамках горизонта бюджетирования;
  • координация - система бюджетирования консолидирует бюджеты структурных единиц (бюджетных единиц) в бюджет Общества и координирует оперативную деятельность Общества и его структурных единиц (бюджетных единиц);
  • авторизация - система бюджетирования наделяет руководителей структурных единиц (бюджетных единиц), подразделений и руководителей аппарата управления Общества, а также определенных руководителей правами и обязанностями, которые позволяют им осуществлять руководство процессом составления и утверждения бюджетов Общества и ее структурных единиц;
  • оценка деятельности - система бюджетирования на основании результатов выполнения бюджета определяет базу для оценки эффективности деятельности руководителей Общества и его структурных единиц (бюджетных единиц);
  • мотивация - система бюджетирования, посредством вовлечения большего количества сотрудников Общества и его структурных единиц (бюджетных единиц) в процесс планирования и контроля позволяет повысить их заинтересованность в результатах своего труда и результатах финансово-хозяйственной деятельности Общества;
  • анализ исполнения и контроль - анализ исполнения в рамках системы бюджетирования осуществляется посредством сравнения планируемых и фактических показателей, а также путем нормирования показателей.

К числу основных задач бюджетирования относятся:

  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.

Или:

  • задача анализа и синтеза бизнеса, которая включает осмысление бизнеса, постановку целей развития и анализ альтернатив;
  • задача финансового учета – вынуждает учитывать и обдумывать действия совершенные ранее и этим помогает принимать верные решения в будущем;
  • задача финансового планирования – предполагает составление более или менее подробных планов и тем самым дает возможность обдумывать будущее;
  • задача финансового контроля – дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса;
  • мотивационная задача – обеспечивает участие различных менеджеров в выработке планов, ясность целей, наказание за срыв, поощрение за перевыполнение;
  • коммуникационная задача – согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственности исполнителей координация функциональных блоков планирования.

Сформулируем задачи бюджетирования несколько проще:

  • планирование важнейших аспектов деятельности предприятия;
  • обеспечение сбалансированности показателей;
  • текущий мониторинг деятельности предприятия по системе «план-факт»;
  • делегирование полномочий и распределение ответственности.

Таким образом, главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

Задачи определяют методы достижения целей. Другими  словами цель – конечный результат деятельности, задачи – необходимые этапы достижения целей.

Необходимость использования системы бюджетирования, т.е. ее главная цель – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.

Этапы процесса бюджетирования

Сама процедура бюджетирования идет постоянно, один этап сменяет другой. Охарактеризуем их несколько подробнее.

1.Построение бизнес-модели развития и ее корректировка. На данном этапе происходит формирование самой схемы ведения бизнеса, строятся прогнозные модели различных экономических сценариев. По сути этот этап представляет собой формирование модели образования и расходования финансовых ресурсов компании, математически описывается механизм планирования бюджета и взаимосвязи между его составными элементами.

2. Этап формирования бюджета. На данном этапе в большинстве случаев происходит доведение ключевых показателей распределения средств до подразделений предприятия на конкретный период времени. Далее эти подразделения планирую свой (первичный) бюджет, основываясь на доведенных сверху цифрах. Согласованные руководством и утвержденные именно первичные бюджеты становятся основой построения общего бюджета организации.

3. Этап утверждения бюджета. На этапе утверждения происходит окончательное уравновешивание и урегулирование всех доходных и расходных статей. При этом вид бюджета может значительно измениться по сравнению с тем, что планировался на первом этапе. Окончательная форма и содержание бюджета зависит от разного рода факторов: конъюнктура рынка, социально-экономическая ситуация в стране/регионе, внутренняя структура организации и т.д. В итоге должен быть принят окончательный бюджет предприятия, спланированный на конкретный период времени.

4. Этап доведения контрольных данных. На данном этапе происходит оповещение всех участников составления первичных бюджетов о внесенных изменениях, а при необходимости вносятся корректировки в исходные формы бюджетов. Значение и суть этого этапа бюджетирования в том, что здесь выделяются отдельные части бюджета и доводятся до необходимых структур и центров финансовой ответственности. Основная цель пересмотра доведенных сверху данных в том, чтобы внести изменения в значения ресурсов. Откорректированные первичные бюджеты снова консолидируются в общий бюджет с целью поддержания его в актуальном состоянии.

5. Этап исполнения бюджета. Данный этап самый продолжительный. В процессе исполнения бюджета возможно внесение различных корректив под влиянием разного рода внешних и внутренних факторов. Финансовые ресурсы могут подвергаться сокращению, перераспределению, перемещению между подразделениями. По сути данный этап – это процесс редактирования локальной информации и итогов корректировок до заинтересованных участников процесса бюджетирования.

 

6. Этап контроля исполнения бюджета. Несмотря на то, что данный этап обозначен в последнюю очередь, фактически он начинается с самого начала всего процесса бюджетирования. Длительность этапа контроля не регламентируется и не ограничивается во времени. При контроле происходит сопоставление фактически полученных результатов с теми, что были изначально заложены в бюджете, а также анализ причин и последствия выявленных отклонений. После контроля аи анализа итогов деятельности возможно изменение не только в самом бюджете, но и бизнес-модели и стратегии развития предприятия.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 283.