Факторы формирования супер-эго
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Супер-эго моделируется по самым ранним образцам родителей, когда они выглядели\были для ребенка совершенными и всемогущими.

Эти ранние образы родителей влияют на последующие взаимосвязи детей с авторитарными фигурами, с законами, идеями общества.(З. Фрейд,1933г.)

Голос совести есть копия голосов родителей \команды, обвинения,угрозы, нотации\.

Ребенок в целях избегания конфликта из-за любви, ненависти, вины, тревоги идентифицируется не с реальными родителями, а с идеализиуемыми. Он как бы очищает их поведение, как постоянно верными проповедуемым ими принципам морали. По З.Фрейду, у ребенка осуществляется идентификация с супер-эго родителей. Поэтому строгость\сила супер-эго определяется не только строгостью, с которой родители угрожали ребенку и не только отражением поведения родителей, а в первую очередь отражением, наследованием родительского супер-эго. В это смысле традиционные ценности,идеи общества передаются из поколения в поколение.(З.Фрейд,1933г.).

В значительной степени супер-эго является бессознательным, так как формируется в очень раннем возрасте.

Функции супер-эго

      Супер-эго осуществляет родительскую власть, поэтому оно ведет себя по отношению к эго как родитель к ребенку\наказывает, вызывая чувство вины\. Супер-эго командует, исправляет, судит целиком в родительской манере или награждает вниманием за подчинение.

        Но главная функция супер-эго – ограничивать инстинктивные удовлетворения не в соответствии с принципом реальности, а в соответствии с совершеннейшими и неосуществимыми нормами, наложенными еще на супер-эго родителей.

        Еще одна важная положительная роль супер-эго в формировании личности – это переход от контроля родителей к супер-эговому собственному контролю. Появление этого уровня собственной морали, регулятора правильности-неправильности сделанного является предпосылкой установления независимости.

       Родительская власть осуществляется, главным образом, в запрещении и регулировании сексуальных и агрессивных импульсов.

         Супер-эго и ид имеют одно общее: они оба представляют влияния прошлого на индивидуума. В ид содержится биологическая наследственность индивида, в супер-эго – общественная традиция.\З. Фрейд\.

       Супер-эго и эго. Выражения напряжения между эго и супер-эго проявляются в чувстве вины. Гармония между ними переживается как гордость, чувство наслаждения и безопасности. Эго любит себя, если следует требованиями «идеала»\ в супер-эго\ и ненавидит себя, если идентифицируется с объектами или людьми, отвергаемыми супер-эго.

Заключение

        Таким образом, можно считать, что личность имеет 3 грани, различные сущности: потребности\ид , эго и супер-эго.

       Они не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям, их супер-эго слабо и не способно подавить влечение\идовый характер\. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом, готовы совершить преступление - социопаты\психопаты.

      У других, наоборот, чрезмерно развито супер-эго. Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их требовательность не только мешает им самим, но и изолирует их от других людей. Их удел: участь святых, страдальцев.

      Равновесие между влечениями и ограничениями обеспечивается сильным эго, которое руководствуется принципом реальности и эффективности, оценивает, ринимает решения, защищает от тревоги. Но сила эго не в деспотии, а в дипломатии. Это посредник в переговорах между ид, реальностью и супер-эго. 

 

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., ЕВРОЗНАК, 2005. – 608 с.

 

 

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.