Детская сексуальность. Эдипов комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Ид – это врожденная структура. Соответственно сексуальность и агрессивность существуют в ребенке с первых месяцев жизни. Сексуальность в широком смысле – это поиск наслаждения. Эта потребность в удовольствии появляется очень рано, с первых минут жизни. Наслаждение - особое личное качество человеческого существа. Детская сексуальность – это потребность в получении любви, ласки и в первую очередь телесной от взрослых. Ребенок рождается пансексуальным, то есть любые прикосновения к любым частям тела доставляет ребенку наслаждение. Сексуальный инстинкт изначально выражен в акте сосания, поэтому, например, соска нужна ребенку. С ее помощью он себя успокаивает, получая удовольствие от сосания. Либидозная энергия еще не сфокусирована в эрогенных зонах. Первая зона фокусировки сексуальной энергии – рот, поэтому первый год жизни ребенка - это оральная стадия психосексуального развития. Рот – это первый орган, которым ребенок научается управлять и с помощью и через который ребенок получает удовольствие. Еда, выпивка, курение, кусание, причмокивание, чавканье, поцелуи, грызение ногтей и т.д. – это оральные привычки, оральные способы получения удовольствия. Сексуальность и агрессивность всегда идут рядом.(Напр.,агрессивное набрасывание на еду; сарказм.)

 

           Детская сексуальность отличается от взрослой

1. У ребенка другие - не гениталии эрогенные зоны, доставляющие удовольствие. Прежде всего рот.

2. Инфантильная сексуальность не приводит к сексуальному акту. Ее цели связаны с активностью, которая у взрослых предшествует сексуальному акту.

3. Инфантильная сексуальность аутоэротична. 

     Мать – первый либидозный объект для ребенка, и оральное единение с матерью становится целью. Это начало эмоциональной общности задолго до понимания.

     Эдипов комплекс \для мальчиков\ или комплекс Электры\для девочек\ - это выраженная симпатия, привязанность ребенка к родителю противоположного пола. Бессознательное желание, например, мальчика «обладать» матерью и оттеснить отца. Этот комплекс появляется в разной степени интенсивности на 3-4 годах жизни.

      Таким образом, ид – это резервуар инстинктивной, либидозной энергии.

              - Ид служит удовлетворению либидозных побуждений в соответствии с принципом удовольствия.

               - Ид – аморален и алогичен.

             - Ид обладает филогенетической памятью \архетипы К.Юнга\.  

                     

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., ЕВРОЗНАК, 2005. – 608 с.

 

Уровни ЭГО и СУПЕР-ЭГО.

Вопросы:

3. Уровень эго\я. Содержание уровня эго. Принцип функционирования.

4. Защитные механизмы эго.

5. Стадии психосексуального развития.

6. Уровень супер-эго. Содержание уровня супер-эго.

    Основная цель уровня эго (я) – мыслить, сознавать, руководствоваться принципом реальности, хотя принцип удовольствия (ид) для эго остается, но он уже не основной. Эго является переключателем между ид и реальностью и между ид и супер-эго, и занимает центральную позицию в личности. Ид не имеет прямого выхода в реальность, так как не контролирует себя. Эго принимает решение разрешать удовлетворять удовое желание в данный момент или не разрешать, исходя из анализа, сканирования реальной ситуации – существуют или нет условия и объект для удовлетворения желания - «принцип реальности». Если условий или объекта нет, то эго не разрешает удовлетворять желание ид и включает защитные механизмы. Защитные механизмы представляют собой разного рода искажения – либо желания\мотивации\ вплоть до подавления, либо ситуации\отрицание, игнорирование или преувеличение\,либо переадресовка, инверсия либидозной энергии с объекта удовлетворения потребности на другой более безопасный (замещение),или социально приемлемый (сублимация). Защиты включаются бессознательно.Эго отвечает за все контакты с внешним миром.Эго как бы административный центр,который управляет остальными силами личности.

         Эго – это организованная часть личности. Эго включает в себя все психические, интеллектуальные процессы – ощущения, восприятия, внимание, память, мышление. Это нейтральная часть эго. Личностной конфликтной частью эго являются защитные механизмы, с помощью которых эго осуществляет личностную, поведенческую регуляцию.

        Функции эго. Первичная функция – это охранять жизнь индивида от опасностей внешнего мира. Эго учит либо адаптироваться к окружающему миру, либо изменять его посредством активности\деятельности. Цель эго – повышать контроль над требованиями инстинктов ид, так как немедленное удовлетворение инстинктов может быть опасным для жизни. Эго решает – предоставить ли инстинкту получить удовлетворение в данное время, в данных обстоятельствах.

       Эго хорошо приспособленного человека синтезирует силы из ид, из супер-эго и из внешнего мира в гармоничный союз в соответствии с принципом реальности. Цель принципа реальности – тормозить разрядку идового возбуждения (желания) до тех пор, пока не откроется подходящий объект или условия внешней среды для его удовлетворения. То есть это некоторый окольный (отсроченный) путь к конечной цели – приятного удовлетворения. Когда мысли конгруэнтны с действительностью, эго открывает «выпускные ворота» к моторной системе и осуществляет соответствующее действие.

       Между эго и ид нет природного противоречия. Они работают в единстве – эго старается удовлетворить желание ид в соответствии с принципом реальности. Эго не имеет своей собственной энергии и должно занимать ее у ид. Связи эго с ид находятся под влиянием супер-эго, которое в некоторой степени является реакцией формирования против ид. Эго вынуждают к затруднительной позиции – службе 2-м «хозяевам», которые не ладят друг с другом.

        «Принцип реальности» связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. Ребенок уже на первом году жизни может представить себе, простроить логику: «Когда я веду себя определенным образом, окружающие реагируют соответствующим образом». Так ребенок начинает регулировать свое поведение и управлять другими для удовлетворения потребностей. Ребенок начинает осознавать (зачатки эго), что чтобы уменьшить напряжение,- во внешнем мире должны произойти какие-либо события. В результате возникает стремление к объектам\людям с целью удовлетворения желаний (потребность в стимуляции).

         Новорожденный обладает инстинктивными желаниями \либидо, ид\ и первичным нарциссизмом. Первичный нарциссизм – это обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира. Сексуальные цели этого периода аутоэротичны,то есть связаны с любовью к себе. Ребенок ощущает себя всемогущим, так как его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся – магический характер удовлетворения.

           Психоаналитики выделили 4 стадии развития чувства реальности (Ференци,1913): 1)«Бессознательное величие» - состояние до рождения (пренатальный период), когда удовлетворяются все желания ребенка;

2) «Магическое галлюцинаторное величие» - период сразу после рождения, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-либо пожелать, и все это появится;

3)  «Магическое величие жестов»- несколько позднее ребенок обучается преодолевать разочарование криком и жестом;

4)  «Магия мыслей и слов» - наконец, он придает магическое значение мыслям и словам.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.