Ограничения в использовании эксперимента в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(этические принципы, выдвинутые Американской психологической ассоциацией в 1981 г.): (В.Н. Дружинин)

1)испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах.

2) Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия.

3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь разъяснит испытуемым идею эксперимента.

4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.

 

          Еще одно ограничение  эксперимента – в том, что он часто бывает искусственным, и его результаты не могут быть перенесены на другие условия и ситуации.

           Еще одна трудность в проведении эксперимента - возможны непреднамеренные артефакты. Например, как только участники узнают, что они находятся в условиях эксперимента или о целях эксперимента – их поведение может измениться \ по той причине, что за ними наблюдают\.

            Кроме того, пристрастия и предубеждения самого экспериментатора могут стать источником ошибок в исследовании, так как он будет влиять на поведение испытуемых.

 

 

                        МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

          Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы. Проблема это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения.

          Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования.

          Рабочая гипотеза – это предположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется.  Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\

 

Виды рабочей гипотезы:

1) конкурирующая гипотезапредполагает, что значимое изменение происходит;

2) нулевая гипотеза предполагает, что значимого изменения нет.

         Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.

        После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента.

       Эксперимент  является средством проверки (каузальной) гипотезы (о причинных связях).

        Существует  3 необходимых  условия для подтверждения связи между 2-мя переменными:

1)временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту;

2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию);

3)не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения эффекта помимо предполагаемой причины.

 

Основные переменные, влияющие на достоверность

Экспериментальных данных

 

     Внутренняя валидностьдействительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.

 

        Факторы, которые могут дать эффекты: \внешние переменные\:

1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами;

2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения времени \ напр., усталость…\

3) инструментальная погрешность - изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \могут вызвать изменения в результатах замера\.

4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей;

5) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;

6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.

 

        Внешняя валидность- это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.

        Факторы, которые могут дать эффекты:

           1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию.

           2) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\;

           3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться;

            4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.

 

                                       Планы экспериментов

1)Исследование единичного случая - это однократное исследование на единственной группе, подвергшейся воздействию. Здесь практически отсутствует контроль за внешней и внутренней валидностью. Не представляет научной ценности. Часто применяется в педагогике.

 

  2) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. На достоверность результатов этого плана влияет множество факторов: фон, естественное развитие, изменение реактивности, инструментальная погрешность, статистическая регрессия. Этот план часто используется в качестве пилотажного исследования для апробации методик измерения и экспериментального воздействия.

 

  3) Сравнение статистических групп. Этот план, где для установления эффекта экспериментального воздействия группа, подвергшаяся такому воздействию, сравнивается с группой, не получившей воздействия \контрольная группа\.

 

4) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План истинно научный. В этом плане используются 2-е группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. Тестовые замеры производятся в каждой группе 2 раза – до и после экспериментального воздействия. Этот план обеспечивает контроль возможного действия практически всех факторов.

                                             

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. − СПб: Питер, 2008.- 319 с.* (50 экз.)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. ред М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3. Р.Готтсданкер Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2006. – 464 с.

4.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Практикум: Учеб. пособие. – М., Наука, 2006. – 315 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.