Необходимым условием восприятия является выделение предмета или фигуры из фона. Каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она находится. Фон может искажать фигуру.
Пример: горизонтальная линия кажется короче вертикальной.
Гештальтпсихология – это направление исследовало закономерности восприятия и были открыты так называемые «законы гештальта», то есть факторы восприятия обеспечивающие выделение фигуры из фона:
I. Общий закон – «закон хорошей формы»:
Он означает тенденцию воспринимаемого образа принимать всегда хорошую форму, то есть законченную, простую, упорядоченную.
II. Так называемый «фактор сходства»:
Фигуры сходные по каким либо элементам (цвету, величине, форме) восприятия объединяются и группируются.
III. Фактор близости:
Близко расположенные фигуры обычно объединяются.
IV. Фактор «общей судьбы»:
Фигуры могут объединятся общим характером изменений.
V. Фактор «замкнутости»:
Замкнутая фигура воспринимается лучше.
VI. Фактор «группировки без остатка»:
Несколько фигур стараются группировать таким образом, чтобы не оставалось одной отдельно стоящей фигуры.
Фактор апперцепции - – влияние прошлого опыта на восприятие.
Гештальт – это такая структура, которая при изменении одного элемента будет изменена вся.
Иллюзии восприятия – это свойства нормальной, здоровой психики – это искажение восприятия, возникающее при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.
Галлюцинации – явления больной психики, они возникают при отсутствии объектов внешней действительности.
Наибольшее количество иллюзий относятся к восприятию пространства:
1. Зрительные иллюзии переоценки вертикальных линий в сравнении с горизонтальными.
2. Неправильное восприятие величины предмета:
а) иллюзия контраста: Когда предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от окружающих предметов.
б) иллюзия геометрической перспективы:
Одинаковые предметы кажутся разными по величине, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга. Предмет расположенный ближе кажется меньше, а дальний больше своей действительной величины.
Закон восприятия
Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся.
Иллюзия восприятия времени
«Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала. Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала.
Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%.
Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира.
Признаки: 1)наличие цели; 2)план наблюдения (выделение критериев наблюдения); 3)систематичность; 4)активный характер.
Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать.
Основная литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* Гл. 7, 8.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература
1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*
3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)
4. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*
5. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Лекция 4. ВНИМАНИЕ
Вопросы:
1.Определение внимания. Виды внимания. Свойства внимания. 2. 2.Возрастные особенности внимания.
3. Методы изучения внимания.
ВНИМАНИЕ (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности.
Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности.
Внимание не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс.
Свойства внимания
1. Объем внимания - то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены.
Объем внимания был экспериментально выявлен В. Вундтом и равен 7 ± 2 единицы.
Объем кратковременной памяти равен объему внимания.
2. Избирательность - обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации;
Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую.
Предвнимание (бдительность, фон) – по У.Найсеру.
3. Колебание внимания - это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность;
Колебания обусловлены:
· значимостью информации;
· интересом;
· утомляемостью нервных центров.
4. Переключение внимания - это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность;
Скорость переключения зависит от:
· уровня сложности переключаемых деятельностей;
· от целей переключения (полное и неполное).
4.Распределение внимания - это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности.
Эффективность распределения зависит от:
· уровня сложности деятельности;
· автоматизированности;
· тренировки.
5.Устойчивость внимания – сохранение требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени (для диагностики - минимум 10 мин.).
Виды внимания
1.Произвольное (ПВ) - тот вид внимания, который формируется социумом (культурное);
2.Непроизвольное - врожденное (натуральное).
3.Послепроизвольное внимание (введен Добрыниным).
Произвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями. Основные характеристики ПВ: целенаправленность; организованность; повышенная устойчивость.
Произвольность, в целом, - это способность подчинять себя задаче
(мотив – «надо!»).
Механизм формирования ПВ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ («вращивание внутрь») переход внешнего опосредования во внутреннее. То есть формирование новой внутренней функции.
Основными развивающими факторами ПВ являются: общение; развивающие виды деятельности: развивающие игры; учебная деятельность (все познавательные виды деятельности).
Контрольная функция внимания, по П.Я. Гальперину – это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности.
Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений (преимущественно в учебной деятельности):
1.принятие постоянно усложняющихся инструкций;
2.удержание инструкций на протяжении всего занятия;
3.навыки самоконтроля.
Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация.
Непроизвольное внимание (НВ) - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя. Этот вид внимания малоэффективен.
Характеристики НП: возникает не специально; наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя); скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя);
Внешние факторы НВ: 1.Интенсивность (сила раздражителя); 2.Новизна объекта; 3.Необычность;4.Динамичность (огонь, водопад). этот вид внимания малоэффективен.
Непроизвольное внимание может вызывать актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда).
Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»).
Внимание и возраст
Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного культурного внимания через интериоризацию внешнего опосредования во внутреннюю функцию.
Параллелограмм А.Н.Леонтьева - 2 линии развития внимания:
- одна – развитие натурального непосредственного внимания от дошкольного к подростковому и юношескому возрасту;
- другая - интенсивное развитие культурного, сначала внешне опосредованного внимания (ст. дошкольный и младший школьный возраст), затем через интериоризацию оно становится внутренней функцией – культурным произвольным вниманием.
Первоначально (1-й год жизни) внимание ребенка непроизвольно, полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно повышается устойчивость внимания. Уже к 2-3-м годам ребенок внимательно может (и достаточно долго) слушать сказки и рассказы взрослых, смотреть мультфильмы или смотреть компьютерные развивающие фильмы-занятия (в течение часа).
То есть дошкольный возраст – это интенсивное развитие ПВ через игры, развивающие занятия. На развивающих занятиях дети учатся принимать словесное задание и переводить его в самоприказ. Объем внимания еще очень небольшой, невысокая концентрация внимания, высокая отвлекаемость, низкая устойчивость внимания, слабое распределение.
Поступление в школу – существенные сдвиги в развитии произв. внимания, так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию и является развивающей.. Но во внимании мл. школьников еще много детскости. Поэтому учителю нужно использовать специальные приемы, упражнения для поддержания внимания ребенка на уроке. Это – эмоциональная насыщенность, большой объем образного материала, разнообразия содержания и видов деятельности и др. На одном уроке учитель совершает 15-17 переходов от одного вида деятельности к другому (слушают, считают, пишут, отвечают на вопросы…). Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах невозможны.
От 3-4 класса к 7-му количество ошибок на внимание снижается более чем в 2-ва раза. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжтельной интенсивной работе. Количество ошибок «на внимание» снижается более чем в 2-а раза. В то же время повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения очень затрудняют работу в подростковых классах.
На юность и зрелость приходится вершина развития внимания. Человек способен к величайшей интенсивности и сосредоточенности внимания и к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности.
В старости - после 70-80-ти лет в тенденции и в зависимости от состояния здоровья снижаются устойчивость, сосредоточенность внимания, объем и продуктивность. Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка.
Методики изучения внимания
1. Объем внимания:
· тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проецирования);
Ø стимульный материал в виде: изображение предметов (для детей); в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же).
2. Концентрация внимания:
· точность диагностирования любой методикой на внимание (методика Шульте, «Шифровка», «Корректурная проба»);
· основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок;
· методика «Перепутанные линии».
Оценка концентрации внимания по наблюдению.
Ошибки на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях) – показатель снижения концентрации внимания.
· возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).
Устойчивость внимания.
Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение).
Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут.
Устойчивость определяется:
1.по динамике продуктивности выполнения задания;
2.по динамике ошибок.
Определение устойчивости по наблюдению (косвенные наблюдения или экспертная оценка):
· снижение внимания к концу задания (отвлекаемость);
· нравится или раздражает напряженная работа;
· когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).
4. Распределение внимания:
· методики – «Красно-черные таблицы» Ф. Горбова;
· экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).
По наблюдению:
Ø легко или трудно делать одновременно два дела;
Ø не раздражает ли это;
Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.
5. Переключение внимания:
· корректурная проба с переключением (со сменой задания);
· на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому.
На скорость переключения влияет:
1.уровень сложности деятельностей;
2.уровень их значимости.
Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).
Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ
Вопросы:
1. Определение мышления. Качества мышления. Функции мышления.
2. Стадии развития мышления, по Ж. Пиаже. Эгоцентризм и синкретизм детского мышления.
3. Концепции процесса мышления.
4. Методы изучения мышления.
5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта.
Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по А.В. Брушлинскому
Мышление – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения
Основные качества мышления:
· поиск и открытие существенно нового;
Ø продуктивное мышление (творческое);
Ø репродуктивное (стереотипное);
· наличие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация);
· мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Л.С.Выготскому), кроме того образами и знаками.
· мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности;
· мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - А. Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренними, то есть происходит процесс интериоризации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.