1. Метод наблюдения (для исследования детского мышления) (эгоцентрическая речь).
В процессе диагностики мышления психолог обязательно использует метод косвенных наблюдений (то есть экспертная оценка того как испытуемый выполняет задание).
2. Эксперимент (эксперименты Леонтьева - «спички», «точки»), эксперименты Выготского - «эгоцентрическая речь»);
Вспомогательная задача – этот метод используется в эксперименте.
Диагностические методы изучения мышления.
Диагностические методы:
1. стандартизированные – тесты на интеллект (тест Ровена, тест Векслера).
2. нестандартизованные – это методики, в которых нет жесткого количественного стандарта. В этих методиках разрешается сокращать количество использованных методик. Такого рода методики используются, чтобы сделать заключение о сохранности или нарушенности функции (в норме или не в норме). ( «Сходство», «Сравнение понятий», «Исключенпие лищнего» и др.)
ИНТЕЛЛЕКТ
- это общие умственные способности, которые обеспечивают успешность прежде всего в познавательной деятельности и других видах деятельности.
- это совокупность способностей к обучению (обучаемость).
К интеллекту также относится сумма имеющихся и приобретенных знаний и навыков.
Показатель IQ
IQ – это коэффициент интеллекта – это показатель интеллекта данного конкретного человека соответственно его возрастным нормам.
Интеллект – это комплекс способностей. Измерительные процедуры на интеллект измеряют вербальное мышление и оперирование с числовыми или абстрактными символами.
Факторы, влияющие на развитие и формирование интеллекта:
1) Наследственный;
2) Фактор окружения – социальный. К этому фактору относятся продолжительное обучение, средства коммуникации, отношение родителей к образованию и т.д.
3) Личностные характеристики человека: Мотивация, достижения, система ценностей, настойчивость, самореализация (умение освободится от эмоциональных трудностей).
Интеллект влияет на формирование, развитие личности:
· на самооценку;
· на защитные механизмы личности, то есть человек становится менее подвержен защитным искажениям. Люди с более высоким интеллектом в целом менее подвержены разного рода химическим зависимостям.
Факторы, негативно влияющие на интеллект:
· состояние здоровья, которое ухудшается с возрастом (на интеллект влияет не столько возраст, сколько состояние здоровья);
· сильные стрессовые факторы.
Факторы, способствующие удержанию уровня интеллекта:
· тренировки, то есть задействованность интеллекта в профессиональной деятельности (образования и самообразования, интеллектуальные виды хобби).
Основная литература
1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.
2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.(ЭБС)
Дополнительная литература
1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*
3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)
4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М.:КДУ, 2009. – 190 с. (ЭБС)
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: Питер, 2008. – 492 с.
6. Психологические исследования интеллекта и творчества. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. - М.: ИП РАН, 2010. - 288 с.(ЭБС)
7. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*
8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппен рейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2001. – 400 с.*
9. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.