Методы исследования мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Метод наблюдения (для исследования детского мышления) (эгоцентрическая речь).

      В процессе диагностики мышления психолог обязательно использует метод косвенных наблюдений (то есть экспертная оценка того как испытуемый выполняет задание).

2. Эксперимент (эксперименты Леонтьева - «спички», «точки»), эксперименты Выготского - «эгоцентрическая речь»);

Вспомогательная задача – этот метод используется в эксперименте.

Диагностические методы изучения мышления.

Диагностические методы:

1.  стандартизированные – тесты на интеллект (тест Ровена, тест Векслера).

2.  нестандартизованные – это методики, в которых нет жесткого количественного стандарта. В этих методиках разрешается сокращать количество использованных методик. Такого рода методики используются, чтобы сделать заключение о сохранности или нарушенности функции (в норме или не в норме). ( «Сходство», «Сравнение понятий», «Исключенпие лищнего» и др.)

 

ИНТЕЛЛЕКТ

- это общие умственные способности, которые обеспечивают успешность прежде всего в  познавательной деятельности и других видах деятельности.

- это совокупность способностей к обучению (обучаемость).

К интеллекту также относится сумма имеющихся и приобретенных знаний и навыков.

Показатель IQ

        IQ – это коэффициент интеллекта – это показатель интеллекта данного конкретного человека соответственно его возрастным нормам.

        Интеллект – это комплекс способностей. Измерительные процедуры на интеллект измеряют вербальное мышление и оперирование с числовыми или абстрактными символами.

        Факторы, влияющие на развитие и формирование интеллекта:

 1) Наследственный;

 2) Фактор окружения – социальный. К этому фактору относятся продолжительное обучение, средства коммуникации, отношение родителей к образованию и т.д.

3) Личностные характеристики человека: Мотивация, достижения, система ценностей, настойчивость, самореализация (умение освободится от эмоциональных трудностей).

Интеллект влияет на формирование, развитие личности:

· на самооценку;

· на защитные механизмы личности, то есть человек становится менее подвержен защитным искажениям. Люди с более высоким интеллектом в целом менее подвержены разного рода химическим зависимостям.

 

Факторы, негативно влияющие на интеллект:

· состояние здоровья, которое ухудшается с возрастом (на интеллект влияет не столько возраст, сколько состояние здоровья);

· сильные стрессовые факторы.

 Факторы, способствующие удержанию уровня интеллекта:

· тренировки, то есть задействованность интеллекта в профессиональной деятельности (образования и самообразования, интеллектуальные виды хобби).

 

 Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.(ЭБС)

 

 Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М.:КДУ, 2009. – 190 с. (ЭБС)

 5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: Питер, 2008. – 492 с.

6. Психологические исследования интеллекта и творчества. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. - М.: ИП РАН, 2010. - 288 с.(ЭБС)

7. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гип­пен­ рейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2001. – 400 с.*

9. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.