Изучение продуктов деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Виды наблюдения

1.Сплошное (систематическое) и частичное.

2. Включенное, невключенное.

3. В естественных или лабораторных условиях.

4. Экспертное (косвенные наблюдения).

  ЭКСПЕРИМЕНТ - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин)

  Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

  Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

Зависимая переменная – любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ требует

должно проводиться сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

   Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой .

    Другие испытуемые, которые не получили воздействия, обра зуют контрольную группу.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ

1)Испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах.

2) Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия.

3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь разъяснить испытуемым идею эксперимента.

4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо параметра.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ

(А. Анастази, А.А. Бодалев, В.В. Столин)

1.Стандартизация - стандарт инструкции, стандарт процеруры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение.

2.Надежность - это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными.

3.Валидность - тест измеряет то, на что он заявлен.

 

ВИДЫ ТЕСТОВ

  1.Проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизированные и как правило, предполагают контент-анализ – качественный анализ текста ответа испытуемого). Вербальные («Незаконченные предложения» Д.Сакс, С.Леви, Форер; «Сказки» Л.Дюсс) и невербальные (рисуночные методики, тест Люшера). 

    А) Ассоциативные (НП, Роршах и др.), б) интерпретационные (ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках), в) экспрессивные (рисуночные методики).

 

   2.Психометрические стандартизированные - методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра. 

· тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект;

· тесты на специальные способности (музыкальные, художественные);

· тесты на профессиональные интересы и склонности;

· личностные тесты;

· патологические тесты (выявление нарушений психики).

 

 Стратегии использования психологических методов

1.комплексное исследование - когда для исследования используются две и более методик;

2.лонгитюдный способ использования методики - в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых в течение длительного времени с целью исследования процессов формирования, развития и изменения каких-либо психологических параметров.

3. Сравнительный метод исследования – изучение одних и тех же параметров у разных групп испытуемых.

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Психологический словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 2002. – 431 с.

 

 

     Раздел 2. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Лекция 2.

Вопросы:

1. Определение и основные параметры эксперимента.

2. Этические принципы планирования и осуществления экспериментальной процедуры.

3. Основные составляющие программы  экспериментального  исследования. Предмет  исследования, выборка, экспериментальная, контрольная группы, рабочая гипотеза.

4. Планы экспериментов.

     Экспериментальный метод является единственным способом установить причинно-следственные отношения – т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменения другой переменной.

    Эксперимент - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин).

   Эксперимент проводится с целью  проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием  (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

   В психологии эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий (В.Н. Дружинин).

 

   Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

   Зависимая переменная - любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора  на независимую переменную.

 

         Эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов.      Все переменные и условия, могущие повлиять на то, что мы измеряем, следует исключить, или они должны удерживаться на постоянном уровне.

       Случайное распределениегарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе. Т.е. любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент, имеют равные шансы.

        Рандомизация \определяющая характеристика\ - предположение, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы,   за исключением независимой переменной.

 

        Эксперимент требует, чтобы проводилось сравнение  по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

       Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу. Затем проводится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие влияние на выбранную зависимую переменную.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 223.