СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ, по Ж. Пиаже
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до появления речи).

На этой стадии у ребенка формируется способность причинно следственных связей, пространственных отношений и организация предметов.

Прим: мама вышла из комнаты – не значит ушла на совсем. С 5 месяца не всем улыбается.

2. Дооперационное мышление \ символическое (2 – 6-7 лет).

Эгоцентризм мышления, то есть ребенок понимает окружающие объекты, связи между ними как имеющие смысл только в плане удовлетворения его потребностей («бабушка посмотри какая у меня кукла» - разговор по телефону).

Проявления эгоцентризма детского мышления:

1.Детский реализм (ребенок систематически вторгается во внешнюю реальность – это приводит к путанице между «я» и внешними предметами. Пример: изображая мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает, то есть прозрачность изображаемых объектов (кошка, а внутри котята));

2.Анимизм («одушевление» всех движущихся объектов, то есть наделяет их сознанием и жизнью);

3.Артифициализм (ребенок считает себя центром мироздания и в этом смысле у ребенка с 1 года жизни присутствует нарциссизм и мания величия, он считает, что все создано для человека и по воле человека).

Синкретизм – это смутное и неверное представление о некоем целом. Отдельные детали этого целого выступают у ребенка в зависимости от представляемого им интереса.

Проявления:

1.Интуитивный характер (ребенок не способен еще устанавливать связи между разными элементами ситуации и неспособен приводить доводы в пользу того, что он утверждает. Примет: у ребенка 6 конфет, он разделил их на две части: 3 и 3, и сказал, что «3 разделить на 2 = 6»);

2.Глобальность (ребенок не способен понять существующую организацию элементов. Он видит лишь нерасчлененное целое);

3.Рядоположенность (ребенок «на абум» вычисляет из целого отдельные элементы и не может связать их между собой и с целым. Пример: знает, что велосипед – это колеса, педали, цепь, но не знает как они между собой взаимодействуют);

Мыслительные операции сформировываются к концу этого периода, но они конкретные (абстракции не доступны).

3. Стадия конкретных мыслительных операций (6-7 – 11 лет).

На этой стадии происходит усложнение мыслительных операций. Ребенок овладевает все более сложными числовыми операциями, но при этом они остаются преимущественно конкретными.

4. Формальные мыслительные операции / абстрактное мышление (с 11-12 - ∞).

Мыслительные операции теперь выполняются не только в отношении конкретных предметов, но уже распространяются на гипотезы и суждения. Абстрактные гипотезы – это такие, из которых можно вывести следствие формальным (логическим) путем.

Этапы развития понятий, по Л.С. Выготскому

1.«Куча» - неоформленное, неупорядоченное множество. Синкретическое сцепление отдельных предметов. Образ неустойчив. Напр., «Мя» - кошка и шуба.

 

2.Мышление в «комплексах», коллекции. Объединения на основе уже объективных связей. Простейшие обобщения из повседневной жизни. Конкретные и функциональные значения.

   Группировки: посуда, одежда…

 

3.Высшая ступень – образование понятий. Овладение процессом абстрагирования – истинные понятия.

 

 

Концепции процесса мышления

         1. Концепция об открытии латентного признака (Л. Секей).

Внешний мир человека усваивается специфически, то есть второстепенные признаки не принимаются в расчет (обобщение происходит по существенным признакам, а второстепенные признаки - латентные).

Процессы творческого мышления заключаются часто в том, что находится некоторое латентное или скрытое свойство объекта в отличие от остальных свойств.

Задача Л. Секея «со свечей»:

«Необходимо уравновесить весы, но таким образом чтобы они через некоторое время без вмешательства со стороны испытуемого вышли из равновесия». Для уравнивания дается предметы: разновесы (гири), карандаши, ластик, соль, спички, пластилин и обязательно свеча.

Сильное свойство – гореть и излучать свет.

Латентное – терять вес при горении.

Решение: зажженная свеча постепенно сгорает, теряя вес, вызывая при этом нарушение равновесия весов.

 

       2.Подход к исследованию мышления К. Дункера (гештальтподход).

       1.Проблема возникает тогда, когда у человека есть какая-то цель и он не знает как эту цель достичь. В этом случае включается мышление.

Мышление должно наметить ведущее к цели действие прежде чем они будут выполнены.

        2.Всякое решение – это изменение данной ситуации или переструктурирование, то есть осмысленное варьирование соответствующими свойствами ситуации под углом зрения цели.

Пример: задача с 9 монетами.

 

Задача Дункера:            Надо найти прием для уничтожения неоперабельной опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности органические ткани. При этом окружающие опухоль части тела не должны быть разрушены.

       Решающие моменты в процессе мышления  – это:

 1) Процесс пререструктурирования фигуры – фона, то есть части ситуации, которая раньше не осознавались или осознавались на заднем плане вдруг выделяются и становятся главными; 2) Моменты внезапного понимания («Ага» - переживания / инсайт).

      Легче всего выделяют латентные свойства шизофреники.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.