Вопросы:
1. Подход К.К. Платонова.
2. Подход А.Н. Леонтьева
3. Подход А.В. Петровского.
4. Подход Б.Г. Ананьева.
«Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношения, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих» (по А.Г. Маклакову).
«Индивид» - носитель определенных биологических свойств.
«Индивидуальность» - неповторимость, своеобразие конкретного человека.
«Личность» - появляясь на свет индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое системное социальное качество – становится личностью.
В структуру личности большинство авторов включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Способности – это индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека.
Характер - это качества, определяющие отношение человека к другим людям.
Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.
Социальные установки – это убеждения людей.
Московская психологическая школа
Подход К.К. Платонова
«Личность» – это биосоциальная иерархическая структура. Подструктуры личности: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, память, мышление); и объединенные свойства темперамента.
Критика: структура личности интерпретировалась как совокупность биологических и социально обусловленных особенностей.
В противовес мнению К.К.Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
Подход А.Н. Леонтьева
К концу 70-х годов кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода.
Личность, по А.Н. Леонтьеву, это психологическое образование, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).
К понятию «личность» А.Н. Леонтьев не относит генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, природные задатки (это индивидные свойства человека), а также прижизненно приобретенные знания, умения, навыки, в том числе профессиональные.
Индивидные свойства могут многообразно меняться в течение жизни, но от этого они не становятся личностными.
А.В. Петровский – последователь А.Н. Леонтьева (МПШ) –
«Личность» - это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и в общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
То есть личность можно изучать только в контексте конкретных социальных условий, конкретного временного периода.
По А.В. Петровскому, личность может продолжаться в других людях и со смертью индивида полностью не умирает.
Личность может быть понята только в системе межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности.
Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождественны. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они несущественны для оценки личности и не получают условий для развития.
Таким образом, Московская психологическая школа постулирует 2 основных положения:
1) Личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления.
2) Личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами. Следовательно, социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.
Санкт-Петербургская психологическая школа
Б.Г. Ананьев выделяет следующие уровни: «индивид – субъект деятельности – индивидуальность». Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному, представителю конкретной общественно-исторической эпохи.
По Б.Г. Ананьеву в структуру личности могут войти и некоторые наиболее общие и актуальные для жизни свойства индивида (например, подвижность или инертность нервной системы).
Основное различие в трактовке личности между 2-мя школами – в расхождени по вопросу об участии биологических детерминант в формировании личности.
Б.Г. Ананьев согласен со структурой личности К.К. Платонова, которая включает в себя: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности психических процессов; 3) уровень подготовленности (опыт личности); 4) социально обусловленные качества личности.
Все 4 составляющие тесно связаны между собой, но детерминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и напрвленностью, потребностями и интересами, моральными и эстетическими качествами.
По Б.Г. Ананьеву личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта.
Таким образом, представители санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. По Б.Г. Ананьеву, не всякий индивид является индивидуальностью, для этого индивиду надо стать личностью.
Подход Б.Ф. Ломова
Личность – это социальное качество индивида. Вне общества это качество индивида не существует. Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Формирование и развитие личности – это усвоение социальных программ, который управляется специальными социальными институтами, прежде всего системы воспитания и образования.
Таким образом, формирование и развитие личности носит системный характер. Связи биологического и социального многоплановы и многогранны.
Основная литература
1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*
2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература
1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496с.*
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*
3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)
4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.
5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*
6. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*
7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.