ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ЛЕКЦИЯ 1
ВОПРОСЫ
1.Психика как предмет научной психологии. Определение психики. Составляющие психики.
2. Методы научной психологии.
4. Эксперимент – определение, основные параметры эксперимента. Ограничения использования эксперимента в психологии.
3. Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов.
Основная литература:
1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− Москва: Смысл, 2010.
2.Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений: В 3-х кн. − Москва: ВЛАДОС, 2011.
3.Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – Москва: Мир, 2006.
4.В.Н. Дружинин Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
Родоначальником научной психологии является В. ВУНДТ (1832 - 1920) - Германия, Лейпцигский университет.
В 1874 г. в работе «Физиологическая психология» назвал психологию самостоятельной наукой. Он систематизировал все научные данные и доказал, что психология имеет свой предмет, метод, область применения.
(Вильгельм Вундт)
В 1879 году он открыл первую в мире психологическую лабораторию.
1889 г. – 1-й Международный психологический Конгресс в Париже. 1890 г. – 1-й номер Психологического журнала.
Им были поставлены первые психологические эксперименты. Экспериментально исследуя познавательные процессы, В. Вундт открыл объем внимания
единицы ≈ 6 – 7 единиц для любой модальности.
Первые два десятилетия ПРЕДМЕТОМ научной психологии было СОЗНАНИЕ.
В. Вундт использовал метод ИНТРОСПЕКЦИИ (самонаблюдения) - самоотчеты испытуемых о своих переживаниях в процессе выполнения задания.
Учениками В. Вундта были И.М . СЕЧЕНОВ, В.М. БЕХТЕРЕВ, Н.Н.ЛАНГЕ, А.П.НЕЧАЕВ.
Г.И. ЧЕЛПАНОВ создал 1-й в России Институт Психологии .
С.Л. РУБИНШТЕЙН один из основателей отечественной психологии –
в 1943 г. создал в МГУ кафедру, а затем отделение психологии. 1940 г. – фундаментальный труд «Основы общей психологии».
Психика в понимании В.Вундта – «совокупность всего нами внутренне переживаемого – наших представлений, чувствований, хотений – слагающихся в одно общее целое в нашем сознании и при постепенном развитии возвышающихся до сознательного мышления и нравственно свободной воли».(«Лекции о душе человека и животных» 1892 г.)
(А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)
Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву И К.Э. ФАБРИ в филогенезе:
1.стадия элементарной сенсорной психики (раздражимость, ощущения); (черви, улитки, моллюски и др. беспозвоночные). Жесткие врожденные программы.
Стадия перцептивной психики
2.1 восприятие – отражение действительности в форме образов предметов (низшие позвоночные – рыбы и др. );
2.2.высшая стадия – элементарные формы мышления, поведение на основе научения, интеллектуальное поведение (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие).
В онтогенезе, по Ж.Пиаже, 4 стадии развития интеллекта:
1) сенсомоторный; 2) дооперационный или символический; 3) конкретных мыслительных операций; 4) формальных мыслительных операций.
Составляющие психики (М.С. Роговин)
1.сознательное; 2. бессознательное;
1.произвольная регуляция; 2. непроизвольная регуляция.
Произвольность – (контролируемые действия) – это когда человек ставит себе цель или задачу и подчиняет себя ей, то есть это то, что подчинено волевым усилиям.
Непроизвольные – к ним относятся автоматизмы и то, что происходит само собой и без постановки цели.
СОЗНАНИЕ – высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.
Основные характеристики сознания: активность и интенциональность (направленность), способность к рефлексии, мотивационно-ценностные характеристики. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека самосознания или я-концепции.
Л.С.Выготский утверждал, что высшие психические функции человека (произвольное внимание, произвольная память и логическое мышление и др.) или сознание имеют социальную природу. Высшие психические функции – произвольны, опосредованы, социальны.
Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Л.С.Выготский назвал интериоризацией. В ходе чего внешние средства-знаки превращаются во внутренние – образы, внутренняя речь и др.
Сознание невозможно вне общества. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания.
Бессознательные явления и процессы были введены в научную психологию З. Фрейдом (1856 - 1939), но значительно позднее «сознания» В. Вундта.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. Это психические процессы, человек их не осознает. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)
К бессознательному относятся: сны; автоматизированные действия; неосознаваемые мотивы; реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями; феномены больной психики (галлюцинации или бред); гипноз (воздействие).
МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.Наблюдение. Интроспекция. Описательный метод.
2.Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий (выявление существующих особенностей и уровней развития соответствующих качеств и их взаимосвязей), формирующий (планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности).
3.Психодиагностические методы – тесты, проективные методики.
Беседа .
Анкетирование.
Социометрия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.