ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(с практикумом)

                                               ФГОС ВО

Уровень основной образовательной программы    бакалавриат

Направление подготовки  050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профили                                « Психология образования», «Психология-социальная

                                                  педагогика»

ОПК-1: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях 

ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ЛЕКЦИЯ 1

ВОПРОСЫ

1.Психика как предмет научной психологии. Определение психики. Составляющие психики.

2. Методы научной психологии.

4. Эксперимент – определение, основные параметры эксперимента. Ограничения использования эксперимента в психологии.

3. Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов.

 

Основная литература:

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− Москва: Смысл, 2010.

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений: В 3-х кн. − Москва: ВЛАДОС, 2011.

3.Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – Москва: Мир, 2006.

4.В.Н. Дружинин Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

 

Родоначальником научной психологии является В. ВУНДТ (1832 - 1920) - Германия, Лейпцигский университет.

В 1874 г. в работе «Физиологическая психология» назвал психологию самостоятельной наукой. Он систематизировал все научные данные и доказал, что психология имеет свой предмет, метод, область применения.  

(Вильгельм Вундт)

  В 1879 году он открыл первую в мире психологическую лабораторию.

  1889 г. – 1-й Международный психологический Конгресс в Париже. 1890 г. – 1-й номер Психологического журнала.

  Им были поставлены первые психологические эксперименты. Экспериментально исследуя познавательные процессы, В. Вундт открыл объем внимания 

единицы ≈ 6 – 7 единиц для любой модальности.

Первые два десятилетия ПРЕДМЕТОМ научной психологии было СОЗНАНИЕ.

  В. Вундт использовал метод ИНТРОСПЕКЦИИ (самонаблюдения) - самоотчеты испытуемых о своих переживаниях в процессе выполнения задания.

Стадия перцептивной психики

2.1 восприятие – отражение действительности в форме образов предметов (низшие позвоночные – рыбы и др. );

2.2.высшая стадия – элементарные формы мышления, поведение на основе научения, интеллектуальное поведение (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие).

 

В онтогенезе, по Ж.Пиаже, 4 стадии развития интеллекта:

1) сенсомоторный; 2) дооперационный или символический; 3) конкретных мыслительных операций; 4) формальных мыслительных операций.

Составляющие психики (М.С. Роговин)

1.сознательное; 2. бессознательное;

1.произвольная регуляция; 2. непроизвольная регуляция.

Произвольность – (контролируемые действия) – это когда человек ставит себе цель или задачу и подчиняет себя ей, то есть это то, что подчинено волевым усилиям.

Непроизвольные – к ним относятся автоматизмы и то, что происходит само собой и без постановки цели.

 

  СОЗНАНИЕ – высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

  Основные характеристики сознания: активность и интенциональность (направленность), способность к рефлексии, мотивационно-ценностные характеристики. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека самосознания или я-концепции.

    Л.С.Выготский утверждал, что высшие психические функции человека (произвольное внимание, произвольная память и логическое мышление и др.) или сознание имеют социальную природу. Высшие психические функции – произвольны, опосредованы, социальны.

   Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Л.С.Выготский назвал интериоризацией. В ходе чего внешние средства-знаки превращаются во внутренние – образы, внутренняя речь и др.

  Сознание невозможно вне общества. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания.

 

      Бессознательные явления и процессы были введены в научную психологию З. Фрейдом (1856 - 1939), но значительно позднее «сознания» В. Вундта.

      БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. Это психические процессы, человек их не осознает. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)

      К бессознательному относятся: сны; автоматизированные действия; неосознаваемые мотивы;  реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями; феномены больной психики (галлюцинации или бред); гипноз (воздействие).

 

МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.Наблюдение. Интроспекция. Описательный метод.

2.Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий (выявление существующих особенностей и уровней развития соответствующих качеств и их взаимосвязей), формирующий (планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности).

3.Психодиагностические методы – тесты, проективные методики.

Беседа .

Анкетирование.

Социометрия.

Виды наблюдения

1.Сплошное (систематическое) и частичное.

2. Включенное, невключенное.

3. В естественных или лабораторных условиях.

4. Экспертное (косвенные наблюдения).

  ЭКСПЕРИМЕНТ - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин)

  Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

  Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

Зависимая переменная – любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ требует

должно проводиться сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

   Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой .

    Другие испытуемые, которые не получили воздействия, обра зуют контрольную группу.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ

(А. Анастази, А.А. Бодалев, В.В. Столин)

1.Стандартизация - стандарт инструкции, стандарт процеруры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение.

2.Надежность - это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными.

3.Валидность - тест измеряет то, на что он заявлен.

 

ВИДЫ ТЕСТОВ

  1.Проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизированные и как правило, предполагают контент-анализ – качественный анализ текста ответа испытуемого). Вербальные («Незаконченные предложения» Д.Сакс, С.Леви, Форер; «Сказки» Л.Дюсс) и невербальные (рисуночные методики, тест Люшера). 

    А) Ассоциативные (НП, Роршах и др.), б) интерпретационные (ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках), в) экспрессивные (рисуночные методики).

 

   2.Психометрические стандартизированные - методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра. 

· тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект;

· тесты на специальные способности (музыкальные, художественные);

· тесты на профессиональные интересы и склонности;

· личностные тесты;

· патологические тесты (выявление нарушений психики).

 

 Стратегии использования психологических методов

1.комплексное исследование - когда для исследования используются две и более методик;

2.лонгитюдный способ использования методики - в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых в течение длительного времени с целью исследования процессов формирования, развития и изменения каких-либо психологических параметров.

3. Сравнительный метод исследования – изучение одних и тех же параметров у разных групп испытуемых.

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Психологический словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 2002. – 431 с.

 

 

     Раздел 2. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Лекция 2.

Вопросы:

1. Определение и основные параметры эксперимента.

2. Этические принципы планирования и осуществления экспериментальной процедуры.

3. Основные составляющие программы  экспериментального  исследования. Предмет  исследования, выборка, экспериментальная, контрольная группы, рабочая гипотеза.

4. Планы экспериментов.

     Экспериментальный метод является единственным способом установить причинно-следственные отношения – т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменения другой переменной.

    Эксперимент - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин).

   Эксперимент проводится с целью  проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием  (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

   В психологии эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий (В.Н. Дружинин).

 

   Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

   Зависимая переменная - любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора  на независимую переменную.

 

         Эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов.      Все переменные и условия, могущие повлиять на то, что мы измеряем, следует исключить, или они должны удерживаться на постоянном уровне.

       Случайное распределениегарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе. Т.е. любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент, имеют равные шансы.

        Рандомизация \определяющая характеристика\ - предположение, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы,   за исключением независимой переменной.

 

        Эксперимент требует, чтобы проводилось сравнение  по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

       Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу. Затем проводится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие влияние на выбранную зависимую переменную.

 

Экспериментальных данных

 

     Внутренняя валидностьдействительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.

 

        Факторы, которые могут дать эффекты: \внешние переменные\:

1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами;

2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения времени \ напр., усталость…\

3) инструментальная погрешность - изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \могут вызвать изменения в результатах замера\.

4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей;

5) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;

6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.

 

        Внешняя валидность- это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.

        Факторы, которые могут дать эффекты:

           1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию.

           2) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\;

           3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться;

            4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.

 

                                       Планы экспериментов

1)Исследование единичного случая - это однократное исследование на единственной группе, подвергшейся воздействию. Здесь практически отсутствует контроль за внешней и внутренней валидностью. Не представляет научной ценности. Часто применяется в педагогике.

 

  2) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. На достоверность результатов этого плана влияет множество факторов: фон, естественное развитие, изменение реактивности, инструментальная погрешность, статистическая регрессия. Этот план часто используется в качестве пилотажного исследования для апробации методик измерения и экспериментального воздействия.

 

  3) Сравнение статистических групп. Этот план, где для установления эффекта экспериментального воздействия группа, подвергшаяся такому воздействию, сравнивается с группой, не получившей воздействия \контрольная группа\.

 

4) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План истинно научный. В этом плане используются 2-е группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. Тестовые замеры производятся в каждой группе 2 раза – до и после экспериментального воздействия. Этот план обеспечивает контроль возможного действия практически всех факторов.

                                             

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. − СПб: Питер, 2008.- 319 с.* (50 экз.)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. ред М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3. Р.Готтсданкер Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2006. – 464 с.

4.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Практикум: Учеб. пособие. – М., Наука, 2006. – 315 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

ОЩУЩЕНИЕ

- это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека.

У человека 5 сенсорных систем:  зрение; слух; тактильные ощущения; обоняние; вкус.

Классификация ощущений

1. по модальностям (зрительная – 90% всей получаемой информации; слуховая – 90%;  осязание\тактильная;  обонятие; вкус – кончик языка – сладкое, боковые части – кислое, корень языка - горькое);

2. Ч. Шеррингтона:

· экстероцептивные (поступают из вне: зрение, слух):

    1)контактные;  2)дистантные;

· интероцептивные (изнутри: голод, мышечные явления);

· проприоцептивные (ощущения отражающие движения нашего тела).

    Человеческий глаз способен различать 7,5 млн цветовых оттенков (по проф. М.С. Роговину). В повседневной жизни мы используем 2-3 дес. цветов.

Специалисты по цвету различают примерно 100 оттенков черного.

ВОСПРИЯТИЕ

  Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека целостных предметов (не отдельных свойств) и явлений в совокупности их свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ.

Пример: отдельные ноты – ощущение, мелодия - восприятие.

  Восприятие, по Ж. Пиаже,  представляет собой процесс выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим – это понятие фигура-фон.  Процесс восприятия определяется не единичными ощущениями, а всем полем действующих на организм раздражителей или структурой воспринимаемой ситуацию в целом.

Свойства восприятия

1.Предметность, то есть отнесенность перцептивного образа к определенному объекту;

2.Целостность, то есть образ всегда целостен, закончен;

3.Константность и постоянство, то есть мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

4.Осмысленность, то есть осознание того, что воспринимается;

5.Избирательность, то есть преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (неизбежна). Она определяется, в первую очередь, мотивацией человека (интересно или важно);

Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность:

· объем восприятия – количество объектов, которое может переработать человек в единицу времени;

· быстрота или скорость;

· точность и полнота перцептивного образа;

· надежность – это длительность восприятия с требуемой скоростью.

     По этим показателям оценивается уровень перцептивных способностей человека.

Виды восприятия

I. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта:

 (аспекты: когнитивные и эмоциональные):

· предметов; речи; музыки; социальная перцепция;

II. В зависимости от преобладающего органа чувств (по модальности):

· зрительная; осязательная/тактильная; слуховая; вкусовая; обонятельная.

III. По формам существования материи:

· пространства; времени; движения.

IV. По продолжительности перцептивного процесса:

· симультанное – одномоментное восприятие;

· сукцессивное – развернутое во времени.

 

Закон восприятия

    Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся.

                       Иллюзия восприятия времени

     «Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала. Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала.

      Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%.

       Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира.

Признаки: 1)наличие цели;  2)план наблюдения (выделение критериев наблюдения);  3)систематичность;  4)активный характер.

Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать.

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* Гл. 7, 8.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

 Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

5. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

Лекция 4. ВНИМАНИЕ

Вопросы:

1.Определение внимания. Виды внимания. Свойства внимания. 2. 2.Возрастные особенности внимания.

3. Методы изучения внимания.

 

        ВНИМАНИЕ (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности.

        Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности.

        Внимание не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс.

Свойства внимания

1. Объем внимания - то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены.

Объем внимания был экспериментально выявлен В. Вундтом и равен 7 ± 2 единицы.

Объем кратковременной памяти равен объему внимания.

2. Избирательность - обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации;

Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую.

Предвнимание (бдительность, фон) – по У.Найсеру.

3. Колебание внимания - это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность;

Колебания обусловлены:

· значимостью информации;

· интересом;

· утомляемостью нервных центров.

 

4. Переключение внимания - это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность;

Скорость переключения зависит от:

· уровня сложности переключаемых деятельностей;

· от целей переключения (полное и неполное).

 

4.Распределение внимания - это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности.

Эффективность распределения зависит от:

· уровня сложности деятельности;

· автоматизированности;

· тренировки.

 

5.Устойчивость внимания – сохранение требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени (для диагностики - минимум 10 мин.).

Виды внимания

1.Произвольное (ПВ) - тот вид внимания, который формируется социумом (культурное);

2.Непроизвольное  - врожденное (натуральное).

3.Послепроизвольное внимание (введен  Добрыниным).

Произвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями. Основные характеристики ПВ: целенаправленность; организованность; повышенная устойчивость.

Произвольность, в целом, - это способность подчинять себя задаче

(мотив – «надо!»).

   Механизм формирования ПВ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ («вращивание внутрь») переход внешнего опосредования во внутреннее. То есть формирование новой внутренней функции.

 Основными развивающими факторами ПВ являются: общение; развивающие виды деятельности: развивающие игры; учебная деятельность (все познавательные виды деятельности).

          Контрольная функция внимания, по П.Я. Гальперину – это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности.

     Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений (преимущественно в учебной деятельности):

1.принятие постоянно усложняющихся инструкций;

2.удержание инструкций на протяжении всего занятия;

3.навыки самоконтроля.

     Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация.

   Непроизвольное внимание (НВ) - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя. Этот вид внимания малоэффективен.

Характеристики НП: возникает не специально; наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя); скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя);

Внешние факторы НВ: 1.Интенсивность (сила раздражителя); 2.Новизна объекта; 3.Необычность;4.Динамичность (огонь, водопад).  этот вид внимания малоэффективен.

Непроизвольное внимание может вызывать актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда).

Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»).

Внимание и возраст

    Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного культурного внимания через интериоризацию внешнего опосредования во внутреннюю функцию.

Параллелограмм А.Н.Леонтьева - 2 линии развития внимания:

- одна – развитие натурального непосредственного внимания от дошкольного к подростковому и юношескому возрасту;

- другая - интенсивное развитие культурного, сначала внешне опосредованного внимания (ст. дошкольный и младший школьный возраст), затем через интериоризацию оно становится внутренней функцией – культурным произвольным вниманием.

   Первоначально (1-й год жизни) внимание ребенка непроизвольно, полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно повышается устойчивость внимания. Уже к 2-3-м годам ребенок внимательно может (и достаточно долго) слушать сказки и рассказы взрослых, смотреть мультфильмы или смотреть компьютерные развивающие фильмы-занятия (в течение часа).

    То есть дошкольный возраст – это интенсивное развитие ПВ  через игры, развивающие занятия. На развивающих занятиях дети учатся принимать словесное задание и переводить его в самоприказ.  Объем внимания еще очень небольшой, невысокая концентрация внимания, высокая отвлекаемость, низкая устойчивость внимания, слабое распределение.

    Поступление в школу – существенные сдвиги в развитии произв. внимания, так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию и является развивающей.. Но во внимании мл. школьников еще много детскости. Поэтому учителю нужно использовать специальные приемы, упражнения для поддержания внимания ребенка на уроке. Это – эмоциональная насыщенность, большой объем образного материала, разнообразия содержания и видов деятельности и др. На одном уроке учитель совершает 15-17 переходов от одного вида деятельности к другому (слушают, считают, пишут, отвечают на вопросы…). Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах невозможны.

  От 3-4 класса к 7-му  количество ошибок на внимание снижается более чем в 2-ва раза. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжтельной интенсивной работе. Количество ошибок «на внимание» снижается более  чем в 2-а раза. В то же время повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения очень затрудняют работу в подростковых классах.

    На юность и зрелость приходится вершина развития внимания. Человек способен к величайшей интенсивности и сосредоточенности внимания и к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности.

   В старости - после 70-80-ти лет в тенденции  и в зависимости от состояния здоровья снижаются устойчивость, сосредоточенность  внимания, объем и продуктивность. Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка.

Методики изучения внимания

1. Объем внимания:

· тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проецирования);

Ø стимульный материал в виде: изображение предметов (для детей); в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же).

2. Концентрация внимания:

· точность диагностирования любой методикой на внимание (методика Шульте, «Шифровка», «Корректурная проба»);

· основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок;

· методика «Перепутанные линии».

  Оценка концентрации внимания по наблюдению.

  Ошибки на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях) – показатель снижения концентрации внимания.

· возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).

 

Устойчивость внимания.

    Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение). 

    Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут.

    Устойчивость определяется:

1.по динамике продуктивности выполнения задания;

2.по динамике ошибок.

  Определение устойчивости по наблюдению (косвенные наблюдения или экспертная оценка):

· снижение внимания к концу задания (отвлекаемость);

· нравится или раздражает напряженная работа;

· когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).

 

4. Распределение внимания:

· методики – «Красно-черные таблицы» Ф. Горбова;

· экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).

 

             По наблюдению:

Ø легко или трудно делать одновременно два дела;

Ø не раздражает ли это;

Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.

 

5. Переключение внимания:

· корректурная проба с переключением (со сменой задания);

· на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому.

На скорость переключения влияет:

1.уровень сложности деятельностей;

2.уровень их значимости.

 

Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).

 

Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ

    Вопросы:

1. Определение мышления.  Качества мышления. Функции мышления.

2. Стадии развития мышления, по Ж. Пиаже. Эгоцентризм и синкретизм детского мышления.

3. Концепции процесса мышления.

4. Методы изучения мышления.

5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта.

      Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по А.В. Брушлинскому

      Мышление  – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения

Основные качества мышления:

· поиск и открытие существенно нового;

Ø продуктивное мышление (творческое);

Ø репродуктивное (стереотипное);

· наличие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация);

· мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Л.С.Выготскому), кроме того образами и знаками.

· мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности;

· мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - А. Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренними, то есть происходит процесс интериоризации.

Мотивы мышления

1).Внутренние (специфически - познавательные) (интересно); 2).Внешние мотивы (то, что побуждает человека к деятельности).

 

Концепции процесса мышления

         1. Концепция об открытии латентного признака (Л. Секей).

Внешний мир человека усваивается специфически, то есть второстепенные признаки не принимаются в расчет (обобщение происходит по существенным признакам, а второстепенные признаки - латентные).

Процессы творческого мышления заключаются часто в том, что находится некоторое латентное или скрытое свойство объекта в отличие от остальных свойств.

Задача Л. Секея «со свечей»:

«Необходимо уравновесить весы, но таким образом чтобы они через некоторое время без вмешательства со стороны испытуемого вышли из равновесия». Для уравнивания дается предметы: разновесы (гири), карандаши, ластик, соль, спички, пластилин и обязательно свеча.

Сильное свойство – гореть и излучать свет.

Латентное – терять вес при горении.

Решение: зажженная свеча постепенно сгорает, теряя вес, вызывая при этом нарушение равновесия весов.

 

       2.Подход к исследованию мышления К. Дункера (гештальтподход).

       1.Проблема возникает тогда, когда у человека есть какая-то цель и он не знает как эту цель достичь. В этом случае включается мышление.

Мышление должно наметить ведущее к цели действие прежде чем они будут выполнены.

        2.Всякое решение – это изменение данной ситуации или переструктурирование, то есть осмысленное варьирование соответствующими свойствами ситуации под углом зрения цели.

Пример: задача с 9 монетами.

 

Задача Дункера:            Надо найти прием для уничтожения неоперабельной опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности органические ткани. При этом окружающие опухоль части тела не должны быть разрушены.

       Решающие моменты в процессе мышления  – это:

 1) Процесс пререструктурирования фигуры – фона, то есть части ситуации, которая раньше не осознавались или осознавались на заднем плане вдруг выделяются и становятся главными; 2) Моменты внезапного понимания («Ага» - переживания / инсайт).

      Легче всего выделяют латентные свойства шизофреники.

ИНТЕЛЛЕКТ

- это общие умственные способности, которые обеспечивают успешность прежде всего в  познавательной деятельности и других видах деятельности.

- это совокупность способностей к обучению (обучаемость).

К интеллекту также относится сумма имеющихся и приобретенных знаний и навыков.

Показатель IQ

        IQ – это коэффициент интеллекта – это показатель интеллекта данного конкретного человека соответственно его возрастным нормам.

        Интеллект – это комплекс способностей. Измерительные процедуры на интеллект измеряют вербальное мышление и оперирование с числовыми или абстрактными символами.

        Факторы, влияющие на развитие и формирование интеллекта:

 1) Наследственный;

 2) Фактор окружения – социальный. К этому фактору относятся продолжительное обучение, средства коммуникации, отношение родителей к образованию и т.д.

3) Личностные характеристики человека: Мотивация, достижения, система ценностей, настойчивость, самореализация (умение освободится от эмоциональных трудностей).

Интеллект влияет на формирование, развитие личности:

· на самооценку;

· на защитные механизмы личности, то есть человек становится менее подвержен защитным искажениям. Люди с более высоким интеллектом в целом менее подвержены разного рода химическим зависимостям.

 

Факторы, негативно влияющие на интеллект:

· состояние здоровья, которое ухудшается с возрастом (на интеллект влияет не столько возраст, сколько состояние здоровья);

· сильные стрессовые факторы.

 Факторы, способствующие удержанию уровня интеллекта:

· тренировки, то есть задействованность интеллекта в профессиональной деятельности (образования и самообразования, интеллектуальные виды хобби).

 

 Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.(ЭБС)

 

 Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М.:КДУ, 2009. – 190 с. (ЭБС)

 5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: Питер, 2008. – 492 с.

6. Психологические исследования интеллекта и творчества. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. - М.: ИП РАН, 2010. - 288 с.(ЭБС)

7. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гип­пен­ рейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2001. – 400 с.*

9. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

Развитие памяти

- память развивается у детей от доминирования непроизвольной к доминированию произвольной;

- от непосредственной к опосредованной (от механической к логической);

- для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего либо»;

- память развивается от запоминания более простыми и менее эффективными способами к запоминанию более сложному и более эффективному;

- в процессе обучения память становится все более управляемой и произвольной.

        Дивергентность непосредственного и опосредованного запоминания, по А.Н. Леонтьеву.

-      любой материал, который можно запомнить механически запоминается именно так.         В случае невозможности запомнить таким образом ученик начинает искать способ переработки информации. В этом случае непосредственная и опосредованная память функционируют независимо друг от друга (авторы: А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

    Появление мнемических действий составляет сущность развития памяти, включаются мнемические приемы (чтобы запомнить быстро, прочно и много).

Методы диагностики памяти:

1). Метод диагностики кратковременной памяти (метод напряжения памяти; субтест «повторение цифр» Векслер, методика «заучивания 10 слов» Лурия);

 

2) Диагностика эффективности долговременной памяти (методика «заучивания 10 слов» Лурия, отсроченное воспроизведение; через час-два: норма – 70%);

         Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед

 

3).Методы изучения опосредованного запоминания (методика Леонтьева: с помощью картинок, «пиктограммы» Лурия);

Веселый праздник, развитие, богатство, ядовитый вопрос, глухая старушка, печаль, дружба, беззубый дед, сердитая учительница, надежда, любовь, мысль.

Тяжелая работа, разлука, сомнение, смелый поступок, слепой мальчик, болезнь, война, темная ночь, мальчик трус, страх, зависть, власть.

Вкусный ужин, богатство, справедливость, теплый вечер, девочке холодно, счастье, ум, голодный человек, больная женщина, отчаяние, сожаление, ожидание.

 

4).Диагностика оперативной памяти.

 

 Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: ЛГУ , 2008. – 492 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.:МГУ, 2002. - 390 с.* (ЭБС)

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

 

 

Подход К.К. Платонова

       «Личность» – это биосоциальная иерархическая структура. Подструктуры личности: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, память, мышление); и объединенные свойства темперамента.

        Критика: структура личности интерпретировалась как совокупность биологических и социально обусловленных особенностей.

        В противовес мнению К.К.Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Подход А.Н. Леонтьева

        К концу 70-х годов кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода.

       Личность, по А.Н. Леонтьеву, это психологическое образование, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). 

        К понятию «личность» А.Н. Леонтьев не относит генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, природные задатки (это индивидные свойства человека), а также прижизненно приобретенные знания, умения, навыки, в том числе профессиональные.

       Индивидные свойства могут многообразно меняться в течение жизни, но от этого они не становятся личностными.

       А.В. Петровский – последователь А.Н. Леонтьева (МПШ) –

        «Личность» - это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и в общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

         То есть личность можно изучать только в контексте конкретных социальных условий, конкретного временного периода.

           По А.В. Петровскому, личность может продолжаться в других людях и со смертью индивида полностью не умирает.

           Личность может быть понята только в системе межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности.

           Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождественны. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они несущественны для оценки личности и не получают условий для развития.

          Таким образом, Московская психологическая школа постулирует 2 основных положения:

1) Личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления.

2) Личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами. Следовательно, социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

 

 

Санкт-Петербургская психологическая школа

          Б.Г. Ананьев выделяет следующие уровни: «индивид – субъект деятельности – индивидуальность». Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному, представителю конкретной общественно-исторической эпохи.

         По Б.Г. Ананьеву в структуру личности могут войти и некоторые наиболее общие и актуальные для жизни свойства индивида (например, подвижность или инертность нервной системы).

         Основное различие в трактовке личности между 2-мя школами – в расхождени по вопросу об участии биологических детерминант в формировании личности.

         Б.Г. Ананьев согласен со структурой личности К.К. Платонова, которая включает в себя: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности психических процессов; 3) уровень подготовленности (опыт личности); 4) социально обусловленные качества личности. 

         Все 4 составляющие тесно связаны между собой, но детерминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и напрвленностью, потребностями и интересами, моральными и эстетическими качествами.

         По Б.Г. Ананьеву личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта.

         Таким образом, представители санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. По Б.Г. Ананьеву, не всякий индивид является индивидуальностью, для этого индивиду надо стать личностью.

          Подход Б.Ф. Ломова

         Личность – это социальное качество индивида. Вне общества это качество индивида не существует. Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Формирование и развитие личности – это усвоение социальных программ, который управляется специальными социальными институтами, прежде всего системы воспитания и образования.

         Таким образом, формирование и развитие личности носит системный характер. Связи биологического и социального многоплановы и многогранны.

  Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

Основные понятия

      Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);

     Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.

    Я-концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе.  Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожиданий будущего.

Структуры

·  1) Я – реальное; Я – идеальное; Я – глазами других (Я – социальное);

·  2) Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?);

· Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя);

· Поведенческая составляющая.

 

Конгруэнтность и неконгруэнтность (соответствие и несоответствие).                           

       Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии

я – реального, я – идеального и я - социального).

 

Диагностика зон неконгруэнтности:

- список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) показаний Я - реального и Я – идеального;

- задание: написать то, что в себе не устраивает (в 2-3 предложениях).

Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма.

  Организмическая самооценка – ощущение и состояние в теле.

Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои действия и чувства.

Неконгруэнтность может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство.

Иерархия:

- человек, должен быть способен определить и отделить собственные побуждения от навязанных;

- те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения);

- неконгруэнтность разного рода является основой механизма невроза, фрустрации.

      Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.

Основные элементы отношений

Две фазы общения

- выражение эмоций;

- открытость к переживанию ответа (готовность принять непонимание, враждебное чувство).

         Необходимо устанавливать и поддерживать этот уровень взаимодействия, а не быть всего лишь вежливым, тактичным.

Непринятие ролей.

Проблема развивается из попыток удовлетворить желания других (отчуждение). Если брак основан на нереалистичных ожиданиях (экспектациях) и образах себя и другого, то такой брак внутренне неустойчив.

Свойства

- открытость опыту, то есть способность полностью проживать и реализовываться в каждом моменте жизни;

- доверие внутренним побуждениям, интуиции.

Такая личность постоянно находится в процессе самоактуализации.

     К.Роджерс отрицает, что человек по природе агрессивен и считает, что каждый человек имеет в себе способность понимать и различать факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и способен преодолеть эти факторы самостоятельно.  

 

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

    ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Стратегии снятия напряжений

       Для ид другие люди – это средство и объект удовлетворения своих потребностей \симпатии или агрессии\.

      Некоторое снятие напряжений при отсутствии объекта или условий для удовлетворения потребности может осуществляться :

- через моторную (двигательную) активность \Пр. колоть дрова, поиграть в футбол, помыть полы. Разрядка, расходование агрессивной или сексуальной энергии , в том числе в сочетании с получением удовольствия, в пр. с футболом.Например, когда нет возможности ответить на агрессию начальника из-за страха потерять работу. Или везвозвратная потеря любви – физическая гибель близкого любимого человека или уход, измена и т.д.

- Через фантазии – дневные или ночные. Дневные – это когда вы не смогли или не успели в конфликте сказать все, что хотели, ответь обидчику как хотелось бы. Остались в проигрыше. Тогда после конфликта вы еще какое-то время «договариваете» про себя все, что хотели сказать. \»После боя махать кулаками»\. Ночные фантазии – это сны, сновидения, которые помнятся человеку. Например, во сне вы увидели мертвым, или убиваете человека, который в реальной жизни вас «достает», обижает \например, начальник, или кто-то из сотрудников\, а вы не можете адекватно агрессивно ответить. Соответственно эта ваша агрессивная энергия вытесняется, скапливается в ид. И во сне ид удовлетворяет вашу агрессивную потребность, вы расправляетесь с этим человеком. То есть происходит доделывание, удовлетворение потребности в фантазии.

 

Уровни ЭГО и СУПЕР-ЭГО.

Вопросы:

3. Уровень эго\я. Содержание уровня эго. Принцип функционирования.

4. Защитные механизмы эго.

5. Стадии психосексуального развития.

6. Уровень супер-эго. Содержание уровня супер-эго.

    Основная цель уровня эго (я) – мыслить, сознавать, руководствоваться принципом реальности, хотя принцип удовольствия (ид) для эго остается, но он уже не основной. Эго является переключателем между ид и реальностью и между ид и супер-эго, и занимает центральную позицию в личности. Ид не имеет прямого выхода в реальность, так как не контролирует себя. Эго принимает решение разрешать удовлетворять удовое желание в данный момент или не разрешать, исходя из анализа, сканирования реальной ситуации – существуют или нет условия и объект для удовлетворения желания - «принцип реальности». Если условий или объекта нет, то эго не разрешает удовлетворять желание ид и включает защитные механизмы. Защитные механизмы представляют собой разного рода искажения – либо желания\мотивации\ вплоть до подавления, либо ситуации\отрицание, игнорирование или преувеличение\,либо переадресовка, инверсия либидозной энергии с объекта удовлетворения потребности на другой более безопасный (замещение),или социально приемлемый (сублимация). Защиты включаются бессознательно.Эго отвечает за все контакты с внешним миром.Эго как бы административный центр,который управляет остальными силами личности.

         Эго – это организованная часть личности. Эго включает в себя все психические, интеллектуальные процессы – ощущения, восприятия, внимание, память, мышление. Это нейтральная часть эго. Личностной конфликтной частью эго являются защитные механизмы, с помощью которых эго осуществляет личностную, поведенческую регуляцию.

        Функции эго. Первичная функция – это охранять жизнь индивида от опасностей внешнего мира. Эго учит либо адаптироваться к окружающему миру, либо изменять его посредством активности\деятельности. Цель эго – повышать контроль над требованиями инстинктов ид, так как немедленное удовлетворение инстинктов может быть опасным для жизни. Эго решает – предоставить ли инстинкту получить удовлетворение в данное время, в данных обстоятельствах.

       Эго хорошо приспособленного человека синтезирует силы из ид, из супер-эго и из внешнего мира в гармоничный союз в соответствии с принципом реальности. Цель принципа реальности – тормозить разрядку идового возбуждения (желания) до тех пор, пока не откроется подходящий объект или условия внешней среды для его удовлетворения. То есть это некоторый окольный (отсроченный) путь к конечной цели – приятного удовлетворения. Когда мысли конгруэнтны с действительностью, эго открывает «выпускные ворота» к моторной системе и осуществляет соответствующее действие.

       Между эго и ид нет природного противоречия. Они работают в единстве – эго старается удовлетворить желание ид в соответствии с принципом реальности. Эго не имеет своей собственной энергии и должно занимать ее у ид. Связи эго с ид находятся под влиянием супер-эго, которое в некоторой степени является реакцией формирования против ид. Эго вынуждают к затруднительной позиции – службе 2-м «хозяевам», которые не ладят друг с другом.

        «Принцип реальности» связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. Ребенок уже на первом году жизни может представить себе, простроить логику: «Когда я веду себя определенным образом, окружающие реагируют соответствующим образом». Так ребенок начинает регулировать свое поведение и управлять другими для удовлетворения потребностей. Ребенок начинает осознавать (зачатки эго), что чтобы уменьшить напряжение,- во внешнем мире должны произойти какие-либо события. В результате возникает стремление к объектам\людям с целью удовлетворения желаний (потребность в стимуляции).

         Новорожденный обладает инстинктивными желаниями \либидо, ид\ и первичным нарциссизмом. Первичный нарциссизм – это обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира. Сексуальные цели этого периода аутоэротичны,то есть связаны с любовью к себе. Ребенок ощущает себя всемогущим, так как его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся – магический характер удовлетворения.

           Психоаналитики выделили 4 стадии развития чувства реальности (Ференци,1913): 1)«Бессознательное величие» - состояние до рождения (пренатальный период), когда удовлетворяются все желания ребенка;

2) «Магическое галлюцинаторное величие» - период сразу после рождения, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-либо пожелать, и все это появится;

3)  «Магическое величие жестов»- несколько позднее ребенок обучается преодолевать разочарование криком и жестом;

4)  «Магия мыслей и слов» - наконец, он придает магическое значение мыслям и словам.

 

 

Уровень СУПЕР-ЭГО в психике в психоанализе. Содержание уровня супер-эго, функции.

     З-е основное подразделение личности – супер-эго – представляет мораль. Оно является последним из областей личности, которое формируется нормами общества, в которых ребенок растет. Супер-эго имеет 2 аспекта:

1.совесть действует в качестве судьи, который отмеряет наказания за нарушения правил. Следствием наказания со стороны супер-эго являются чувства вины или стыда.

2.эго-идеал – этические нормы поведения, идеальное Я\ в последующем в гуманистической психологии\. Эго-идеал не наказывает. Несоответствие поведения собственному эго-идеалу вызывает чувство неудовлетворенности, но не вины или стыда.

    Супер-эго формируется из эго в детстве, на 3-м году жизни через идентификацию с родителями. Родители, а точнее их наказания и награды, фигурирующие в ранней жизни ребенка проецируются в эго ребенка и становятся отдельным учреждением. Супер-эго осуществляет такие функции, которые делали родители. Наказания родителей становятся «совестью», награды – «эго-идеалом». Когда эго не живет согласно ожиданиям эго-идеала, совесть наказывает эго, вызывая в нем чувство вины. И наоборот, вызывает чувство гордости, если поведение соответствует требованям супер-эго. Супер-эго является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и как гарант защиты и любви. Хорошее и плохое отношение супер-эго так же важно, как в прошлом отношение родителей.

Функции супер-эго

      Супер-эго осуществляет родительскую власть, поэтому оно ведет себя по отношению к эго как родитель к ребенку\наказывает, вызывая чувство вины\. Супер-эго командует, исправляет, судит целиком в родительской манере или награждает вниманием за подчинение.

        Но главная функция супер-эго – ограничивать инстинктивные удовлетворения не в соответствии с принципом реальности, а в соответствии с совершеннейшими и неосуществимыми нормами, наложенными еще на супер-эго родителей.

        Еще одна важная положительная роль супер-эго в формировании личности – это переход от контроля родителей к супер-эговому собственному контролю. Появление этого уровня собственной морали, регулятора правильности-неправильности сделанного является предпосылкой установления независимости.

       Родительская власть осуществляется, главным образом, в запрещении и регулировании сексуальных и агрессивных импульсов.

         Супер-эго и ид имеют одно общее: они оба представляют влияния прошлого на индивидуума. В ид содержится биологическая наследственность индивида, в супер-эго – общественная традиция.\З. Фрейд\.

       Супер-эго и эго. Выражения напряжения между эго и супер-эго проявляются в чувстве вины. Гармония между ними переживается как гордость, чувство наслаждения и безопасности. Эго любит себя, если следует требованиями «идеала»\ в супер-эго\ и ненавидит себя, если идентифицируется с объектами или людьми, отвергаемыми супер-эго.

Заключение

        Таким образом, можно считать, что личность имеет 3 грани, различные сущности: потребности\ид , эго и супер-эго.

       Они не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям, их супер-эго слабо и не способно подавить влечение\идовый характер\. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом, готовы совершить преступление - социопаты\психопаты.

      У других, наоборот, чрезмерно развито супер-эго. Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их требовательность не только мешает им самим, но и изолирует их от других людей. Их удел: участь святых, страдальцев.

      Равновесие между влечениями и ограничениями обеспечивается сильным эго, которое руководствуется принципом реальности и эффективности, оценивает, ринимает решения, защищает от тревоги. Но сила эго не в деспотии, а в дипломатии. Это посредник в переговорах между ид, реальностью и супер-эго. 

 

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., ЕВРОЗНАК, 2005. – 608 с.

 

 

 

 

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(с практикумом)

                                               ФГОС ВО

Уровень основной образовательной программы    бакалавриат

Направление подготовки  050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профили                                « Психология образования», «Психология-социальная

                                                  педагогика»

ОПК-1: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях 

ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях

Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.