Ошибки при употреблении фразеологизмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов. Обычно из соста­ва фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него добавить. Однако это простое правило часто нарушается:

1) замена компонента фразеологизма: * Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля)',

2) неоправданное сокращение фразеологизма: * Подготовка абиту­риентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего);

3) смешение двух фразеологизмов: * Все хвалили Игоря и пели ему фи-миамы (правильно: пели дифирамбы или курили фимиам);

4) употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: * Он был человек мастеровой и всегда работал положа руку на сердце (вы-ражение положа руку на сердце означает «искренне, чистосердеч­но», .поэтому правильно:... работал добросовестно);

5) стилистическая неуместность использования фразеологизма: * Группа солдат, оказавшаяся в окружении, едва унесла ноги (фра­зеологизм имеет разговорную окраску и выражает отрицательную оценку, не соответствующую контексту; следовало: группе сол­дат... удалось спастись).

 

Выполните упражнения:

№1 Укажите номера слов, значение которых оп­ределено правильно:

1. Электорат — совокупность людей, работающих на одном пред­приятии.

2. Дискредитация — отказ в предоставлении кредита.

3. Арьергард — часть войск, находящаяся позади главных сил.

4. Бомонд — не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актеры, художники, музыканты), ведущие беспорядочную жизнь.

5. Конфронтация — противостояние, противоборство.

№2. Укажите номера слов, значение которых определено правильно:

1. Риэлтер — лицо, живущее на проценты с капитала или ценных бу­маг.

2. Китч — произведение массового искусства, обычно низкопробно­го содержания.

3. Инвектива — гневное выступление против кого-, чего-либо, ос­корбительная речь.

4. Дилемма — необходимость выбора из нескольких возможных ре­шений.

5. Аудитор — ревизор, осуществляющий проверку финансовой от­четности предприятий.

№3. Укажите номера слов, значение которых определено правильно:

1. Катарсис — состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля.

2. Антиномия — неразрешимое противоречие.

3. Респондент — тот, кто отвечает на вопросы анкеты.

4. Инаугурация — торжественное публичное представление чего-ли­бо, устраиваемое с целью рекламы.

5. Консенсус — общее согласие по какому-либо вопросу.

№4. Укажите номера слов, значение которых определено правильно:

1. Кворум — массовое собрание, съезд.

2. Кинолог — работник кинематографии.

3. Саммит — встреча глав государств.

4. Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.

5. Диссидент — иностранец, постоянно проживающий в данной стране.

№5. Укажите номера слов, значение которых определено правильно:

1. Багет — планка для рамок и карнизов.

2. Дискант — низкий женский голос.

3. Затон — вдавшийся в берег речной залив, заводь.

4. Инспирировать — внушить кому-либо какой-либо образ действий, мыслей.

5. Подоплека — тонкая, скрытая насмешка.

№6. Укажите номера слов, значение которых определено правильно:

1. Пожарище — большой пожар.

2. Скаредный — застенчивый, скромный.

3. Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств.

4. Диалект — местная или социальная разновидность языка.

5. Бакалея — некоторые непродовольственные товары: нитки, пуго­вицы, кожаные изделия.

№7. Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1. Гнаться за длинным рублем — стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.

2. Притча во языцех — то, что известно всем, является частым пред­метом обсуждения.

3. Быть под мухой — быть в глупом положении.

4. Дать петуха — сорвавшись на высокой ноте во время пения, из­дать писклявый звук.

5. Муки Тантала — нравственные страдания человека, муки совести.

№8. Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1. Втирать очки — льстить, преувеличенно хвалить кого-либо.

2. Дары данайцев — чрезвычайно щедрое вознаграждение.

3. Краеугольный камень — помеха, затруднение в каком-либо деле.

4. Поднимать на щит — восхвалять, превозносить.

5. Середина на половину — посредственный, ничем не выделяющийся, обычный.

№9. Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1. Втирать очки — говорить, не касаясь дела, не прямо.

2. Эзопов язык — иносказательное выражение мыслей.

3. Собаку съел — о человеке, испытывающем сильное чувство голода.

4. Вставлять палки в колеса — намеренно мешать в каком-либо деле.

5. Куда Макар телят не гонял — очень далеко.

№10. Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1. Ничтоже сумняшеся — совсем не задумываясь, без колебаний.

2. Краеугольный камень — основа, существенная часть, главная идея.

3. Дамоклов меч — нависшая, угрожающая опасность.

4. Медвежий угол — удаленное, заброшенное место.

5. Сизифов труд — очень хлопотное дело.

№11. Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1. Прокрустово ложе — мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее.

2. Лыка не вяжет — о неумеющем выражать свои мысли, косноязыч­ном человеке.

3. Метать перуны — сильно сердиться, ругать кого-нибудь, неистов­ствовать.

4. Курить фимиам — выведывать чьи-либо мысли, вторгаться в самое сокровенное.

5. Родиться в рубашке — о том, кому всегда сопутствует удача, везение.

№12. Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1. Перейти Рубикон — принять решение, сделать решительный шаг.

2. Аннибалова клятва — зарок, обещание не делать чего-либо впредь.

3. Заварить кашу — затеять какое-либо сложное, хлопотливое дело.

4. Взять быка за рога — прийти в состояние озлобления, досады.

5. Кот наплакал — об очень малом, незначительном количестве чего-либо.

№13. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании (словосо­четаниях):

1) предотвратить неверный шаг      4) принимать за другого

2) взаимное уважение друг друга    5) кануть в историю

3) озабочен здоровьем родителей   6) вызывать доверие

№14. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании (словосо­четаниях):

1) причинить пользу                       4) пристально слушать

2) вызвать отклик                           5) оказывать покровительство

3) потребность в знаниях                6) благодаря пожару

№15. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании (словосо­четаниях):

1) глубокое сопротивление    4) превосходство над противником

2) давать намеки                    5) поселился жить в городе

3) несмотря на запрет            6) одеть перчатки

№16. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании (словосо­четаниях):

1) удивляться красоте                     4) оказать вред

2) большой уровень образования    5) закоренелый преступник

3) признать вину                            6) зачинатель драки

№17. Из приведенных в скобках слов выберите подходящее по смыслу.

1. Двумя-тремя (1 — экономичными, 2 — экономными) штрихами автор рисует яркую картину.

2. Боль была очень сильной, временами (1 — нетерпимой, 2 — не­стерпимой).

3. Гнезда соболи устраивают в дуплах поваленных деревьев, в пусто­тах среди (1 — каменных, 2 — каменистых) россыпей.

4. Итак, (1 — одевайте, 2 — надевайте) наушники.

5. В библиотеке должен быть список (1 — рекомендованной, 2 — ре­комендательной) литературы.

№18. Определите тип лексической ошибки:

А — тавтология

Б — плеоназм

1. Вам предстоит продемонстрировать свои знания на предстоящей олимпиаде по математике.

2. Пожалуйста, обратите внимание на прейскурант цен.

3. Самая важнейшая задача — подготовка к вступительным экзаменам.

4. Предлагаю вам ознакомиться с нашим деловым предложением.

5. Коллеги по работе отзывались об Иване хорошо.

№19. Определите тип лексической ошибки: А —- нарушение лексической сочетаемости

Б — употребление слова в несвойственном ему значении

В — плеоназм

Г — смешение паронимов

Д — ошибка в употреблении фразеологизма

1. Кто же не слышал об этом юном вундеркинде?

2. Каждое слово несет определенную функцию в предложении.

3. Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.

4. Наша страна выбрала демократичный путь развития.

5. Когда Марина вышла из кабинета, на глазах у нее еще стояли слезы.

№20. Определите тип лексической ошибки: А — нарушение лексической сочетаемости

Б — употребление слова в несвойственном ему значении

В — плеоназм

Г — смешение паронимов

Д —речевая недостаточность

1. Эти рослые парни — закоренелые сибиряки.

2. Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме.

3. Наше предприятие играет большое значение в экономике города.

4. Постарайтесь заранее предусмотреть возможные трудности.

5. К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.

 

Тренажёр

№ 1. Поставьте ударение в словах: пуловер, квартал, приданое, фортель, ба­лованный, баловать, вероисповедание, гофрированный, иконопись, тортов, бан­тов, договор, древко, снадобье, табу, предвосхитить, афинянин, новорождён­ный, костюмированный, еретик, свекла, маркетинг, феномен, родился, каталог, кремень, крашение, асбест, памятуя, мозЗйчный, эксперт, красивее, мастерски, мусоропровод, обетованный, отрочество, досуг, лиловее, знамение, щегольски, бледни, ждало, брало, складчина, толика, туника, сливовый, щепоть, раджа, шарфы, скатертей, углубить, христианин., ворожея, диспансер, исчерпать, об­легчить, ходатайствовать, соболезнование, обеспечение, августовский, творог, щавель, ломоть, мытарство, сосредоточение, бряцать, танцовщица, фетиш, на­мерение, включат, звонишь, вечеря, духовник, жалюзи, закупорить, стебель, ма­каронные рожки.

№ 2. Разведите в 2 столбика (или укажите, используя в нужных случаях на­писание букв Е и Ё) слова

а) в которых вы произносите звук ё [ о];

б) в которых вы произносите звук е [ э].

Новорожденный (ё), свекла (ё), опека (е), забеленный (ё), афера (е), гренадер (е), завороженный (ё), острие (ё), раскаленный (ё), бытие (е), отекший (ё), ис­текший (е), белесый (ё), блеклый (ё), оседлый (е), разношерстный (ё), поднес­ший (ё), разноименный (ё).

№ 3. Разведите в 2 столбика (или припишите над словом нужное сочетание согласных) слова, которые вы произносите

а) с "ШН";

б) с "ЧН".

Девичник (ШН), скворечник (ШН), подсвечник (ШН), яичница (ШН), Ильи­нична (ШН), булочная (ЧН), молочная (ЧН), конечно (ШН), скучно (ШН)., дос­таточно (ЧН), пустячный (ШН). № 4. Определите род существительных, если это возможно.

Плацкарт/а/ (ж.р.), шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), визави (м.р., ж.р.), тюль (м.р.), бра (ср.р.), пенсне (ср.р.), галифе (мн. ч. - рода нет), цунами (ж.р.), саля­ми (ж.р.), резюме (ср.р.), алиби (ср.р.), ЗАГС (м.р.), ЮНЕСКО (ср.р.), НАТО (ср.р.), США (мн.ч. - рода нет), ГАИ (ж.р.), Тбилиси (м.р.), Чебоксары (мн.ч. -рода нет), кресло-качалка (ср.р.), какаду (м.р.), диван-кровать (м.р.), вагон-редакция (м.р.), шимпанзе (м.р.), иваси (ж.р.). № 5. Поставьте существительные в форму Им.п. мн.ч.

Шофер (ы), клапан (ы), договор (ы), приговор (ы), порт (ы), фронт (ы), то­карь (и), слог (и), сторож (а), повар (а). № 6. Поставьте существительные в форму Р.п. мн.ч.

Сапог (сапог), носок (носков), мандарин (мандаринов), помидор (помидоров), туркмен (туркмен), калмык (калмыков), киргиз (киргизов), ампер (ампер), ватт (ватт), гектар (гектаров), килограмм (килограммов), драгун (драгун), гусар (гусар), сапер (саперов), минер (минеров), гардемарин (гардемаринов), кочерга (кочерег), консервы (консервов), макароны (макаронов).

плечо (плеч), дно (доньев), полено (поленьев), мемуары (мемуаров), басня

(басен), вафля (вафель), острие (остриев), блюдце (блюдец), будни (будней),

грабли (граблей).

№7.

А) Выберите форму окончания существительных в Тв.п.

Эксперимент проведен под городом Серпухов (ом). Проект разработан ин­женером Серпухов (ым).

Теория эволюции создана англичанином Дарвин (ом). "Два капитана" напи­сана Вениамином Каверин (ым).

Б) Выберите форму мн.ч. или ед.ч., учитывая влияние на склоняемость имен собственных пола предполагаемого человека.

Братья Вайнер (ы), отец и сын Бах (и), сестры Брик (-), сестра и брат Браун

№ 8. Раскройте скобки, выберите нужную форму числительного или зави­сящих от него слов.

Поздравляю с (Восьмое марта).                                          С Восьмым марта

Расстояние около (полтораста) километров.                  Полутораста

Статья рассказывает о (трех, троих) победительницах.        Трех

Эта неожиданность случилась с (обе, оба) участницами      Обеими

Со (сколько) часов работает магазин?                                     Со скольких

Куплено (25) ножей и (23) (ножницы).                           Двадцать пять ножей и

                                                                                           ножницы в количестве

                                                                                             двадцати трех

Не нашел я этой записки в карманах (оба, обе, те и

другие) брюк.                                                                   Тех и других брюк

Мы провели в окружении (143) (сутки).                  Сто сорок три дня и ночи      

Осталось (полтора мохеровый моток).                          Полтора мохеровых мотка

В зоопарке живут (пять, пятеро) волков.                       Пять волков

Осталось (десять, десятеро) учеников.                    Десять учеников

 

 

№ 9. Образуйте сравнительную степень прилагательных, желательно про­стую, по типу: красный - краснее.

Бойкий                              Бойче, более бойкий

Звонкий                             Звонче, более звонкий

Ловкий                              Ловче, более ловкий

Долгий                              Более долгий

Дальний                            Более дальний

Жалкий                             Более жалкий

№ 10. Исправьте ошибки, допущенные при образовании форм имен прила­гательных.

На выставке представлены самые новейшие          новейшие; самые новые

достижения.

Этот спортсмен показал более высший

результат.                                                                более высокий; результат

                                                                                  выше

 

Тот склоне еще каменистее,                                                  Более каменистый

Комната маленькая для такой мебели.                                 Мала

Поле слева от дороги красно от маков, а слева -

голубо от васильков.                                                              красное, голубое

№11. Выберите нужную форму местоимения.

Благодаря (им, ним) состоялась эта встреча.                       Им

Мой брат сильнее (его, него).                                               Его

Вокруг (ее, нее) всегда много людей.                                  Нее

№ 12. Исправьте ошибки, если они есть, выберите нужную форму глаголь­ных форм или синонимичную ей конструкцию.

Ансамбль готовится к концерту, состоящемуся

на следующей неделе.                                            который состоится

Моющие обои.                                                           Моющиеся

Нам сделали обезб(о,а)ливающие уколы.         Обезболивающие

"Не ложь масло на солнце!"                                  не клади

Я убиралась в квартире.                                        Я убирала

Никто их не уполном(о,а)чивал.                          Уполномочивал

"Покладите на место!"                                          Положите

Подыт(о,а)живать будете сами.                           Подытоживать

Стоял, опустивши голову.                                    Опустив

"Высуни руку в окно".                                          Высунь

 Я всегда ложу на место.                                      Кладу

Опираемся на опыт предшествующих/              Предшествовавших

                                                                      предшествовавших поколений.

 

 

№ 13. Поставьте ударение в глаголах: положил, положу, заложили.

№ 14. Выберите нужную форму слов. Исправьте допущенные ошибки.

Большинство учеников с заданием справил(о,и)сь.   Справились

Часть ребят, писавших работу, допусти(и,а) ошибки.    Допустили

 Встретимся между первым и вторым часом/часами.  Часом

Три (ближайшие/ближайших) станции скоро встретят

нас.                                                                                   ближайших

Мать с детьми уехал(а,и) в деревню.                                Уехала

Ты с приятелем (зайдешь/зайдете) к нам?                  Зайдешь

 

Школьники не выполняют домашние задания.          Домашних заданий

Пять жирафов выступал(и,о) в цирке.                         Выступало

Мальчик боялся папу.                                                    Папы

 

Это не (играет/имеет) (значение/роль).                       Играет роль; имеет значение

(Платите/оплачивайте) (проезд/за проезд).                 Платите за проезд;

                                                                                    оплачивайте проезд

Теперь у нас (преимущество/превосходство)

(над кем-то/перед чем-то).                                           превосходство над;

                                                                                   Преимущество перед

 

Группа школьников во главе с лидерами

молодежного движения под готовил (и,а) этот

концерт.                                                               подготовила

 

Все подготовлено согласно распоряжения)

директора.                                                             распоряжению

 

Шампунь укрепляет и ухаживает за вашими

волосами до самых кончиков.                           укрепляет волосы

                                                                          и ухаживает за ними

Врачи и педиатры Америки рекомендую!

детский Тайленол.                                            Исправление:

                                                                        исключить Либо

                                                                        врача, либо педиат­ра,

                                                                        т.к. они соотносятся

                                                                  как видовое и родовое по­нятия

 

Мне нравится мой "Тик-так" за чувство

уверенности, которое он дарит мне каждый

день.                                                            ....нравится чувством, ко­торое ....

 

За оставленные вещи в коридоре

администрация ответственности не несет. за вещи, оставленные в коридоре

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 901.