Исправьте и запишите предложения. Там, где необходимо, вставьте союз или уберите лишний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Старый рабочий сказал, что будто полиции в этих местах нет. 2. Ведя в бой отряд, командир решает, как лучше остано­вить противника и чтобы потерять как можно меньше людей.

3. Библиотекарь спросил у мальчика, что где он оставил книгу.

4. Наш класс следит за тем, чтобы когда в жаркое время не за­сохли цветы в школьном сквере.

5. Научиться играть в баскет­бол нужна воля и настойчивость. 6. Охотник заметил у барса на задней лапе был капкан.

 Укажите вид придаточных предложений. ,

@ Укажите способ образования выделенного слова и приведите ещё три-че­тыре подобных примера.

№9 Синтаксическая норма.

"Ликвидируйте смешение прямой и косвенной речи, оформив цитату как прямую речь.

1. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «лучше быть уби­тыми, чем полонёнными», и что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 2. Автор «Слова» упрекает князей в разорении земли Русской, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 3. В Киеве Святослав осуждает поход Игоря, говоря, «что бесславно вы одолели, без славы пролили кровь по­ганых».

® Выпишите устарелые слова и подберите к ним синонимы из современного языка.

ПОВТОРИТЕ СТИЛИСТИКУ

№1 Перепишите предложения, исправляя в них ошиб­ки в словоупотреблении. Укажите характер каждой ошибки (непонимание значения слова, употребление вместо нуж­ного слова другого, близкого по звучанию или по значе­нию, употребление слова с неподходящей стилистической окраской, нагромождение лишних слов, неоправданное повторение одних и тех же или однокоренных слов, логи­ческие ошибки в соотнесении понятий и т. д.).

1. Студенты успешно выполнили заданное на преды­дущем занятии задание. 2. Вначале молодым спортсме­нам было трудно заниматься, но, преодолевая силу во­ли, они на примерах показали, как надо заниматься. 3. Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже были напечатаны. 4. Раз­вёрнутая в данный период времени работа по решитель­ной перестройке всей работы дала положительные результаты. 5. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано. 6. Следует отметить в рабо­те следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 7. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 8. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на пред­ставление излишних отчётов. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро блюдце кончилось, и он влез в него обеими лапами. 10. Невозможность заниматься постоян­но и прерывистое чтение мешали хорошей усвояемости материала. 11. Ясный ум и руководящие способности по­могли молодому руководителю организовать такую боль­шую организацию. 12. Строители дома придавали на всем протяжении строительства первоочередное внима­ние своевременному окончанию работы. 13. Редкие кни­ги хранятся в хорошо оборудованных хранилищах, обес­печивающих их полную сохранность. 14. Не желая ро­нять авторитет молодого врача, профессор поддержал его точку зрения на научной конференции. 15. Вряд ли ге­рои этих рассказов надолго сохранят свою жизнь в памя­ти читателя.

№2  Выберите один из заключенных в скобки вариан­тов. Мотивируйте свой выбор.

1. На ближайший поезд билеты с (плацкартам плацкартой) уже проданы. 2. В официальном приказе указано, что А. М. Сергеев в течение апреля был в (от­пуске отпуску). 3. В продажу поступила первая пар­тия (мандарин мандаринов). 4. Препараты хранятся в (спирте спирту). 5. Автор внёс ряд (корректив коррективов) в рукопись своей работы. 6. Нужно до­полнительно купить дюжину (простынь простыней). 7. В ближайшее время в нашем районе будет построено ещё несколько (яслей яселъ ). 8. Словно бабочки, перед глазами мелькали живописно разрисованные (вееры — веера). 9. Стихи были (удачные удачны) и по содер­жанию и цо форме. 10. Полярники пробыли на льдине (283 — в течение 283) суток. 11. Успеваемость в классе составляет 94,7 (процента процентов), 12. Семена подсолнуха (дробятся, разминаются и отмываются дробят, разминают и отмывают) холодной водой от примесей. 13. Лицо мальчика Стало (красное крас­ным) от мороза. 14. Ряд докладов на эту тему уже (было сделано был сделан), 15. Местная пресса, в частности ежедневные газеты, (уделяет уделяют) много вни­мания вопросам культуры. 16. (Щупалъцы щупаль­ца) осьминога крепко держали свою жертву. 17. Боль­ной не терял ни (бодрость бодрости), ни (надежду надежды). 18. (Что — чего), кроме осуждения, заслу­живает подобное бюрократическое отношение? 19. Мы не успели спрятаться от дождя и (промокнули про­мокли) до нитки. 20. Если бы не бдительность стрелоч­ника, поезд неизбежно сошёл бы с (рельс рельсов). 21. На портретах А. П. Чехов изображен в пенсне, (которое которые) тогда часто носили вместо очков.

№ 3 Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Исправляя ошибки, помните, что необходимо полностью сохранить смысл фразы.

Путешественника, впервой отправляющегося в цент­ральные районы высокогорного Тянь-Шаня, изумляют и восхищают отличные, прекрасные горные дороги. Ог­ромное множество машин и транспорта двигается по горным дорогам. Тяжелые машины, нагруженные тя­жёлым грузом и людьми, то всползают на высокие гор­ные перевалы, то опускаются в глубинные горные доли­ны. Чем выше горы, тем чище и прохладнее воздух. Стремящийся и бурливый горный поток то перебивает горную дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. По бокам виднеются обломки скал, напоминающие ру­ины и развалины. Дикое, пустынное впечатление пред­ставляет раскинувшаяся вдоль горной реки глубокая горная ложбина. Дикую степь покрывают стебли высох­ших трав. Редкое дерево виднеется на берегу горной ре­ки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши. Стадо джейранов перебегает дорогу. На склонах гор можно приметить стадо горных серн. Чуткие живот­ные, вглядываясь в пробегающую внизу горную дорогу, возвышают головы, ибо боятся нападения хищников. Кто хоть раз побывал в этих местах, никогда этих мест не забудет.

№4  Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Помните, что необходимо сохранить смысл фразы.

В книгах полярных экспериментаторов, подробно из­лагавших охоту в холодных странах, почти нет указа­ния, чтобы белый медведь по собственной инициативе нападал на человека. Обычно во всех случаях агрессив­ной стороной являлся человек. Опытные полярники зна­ют, что при встрече с человеком сытный зверь не даёт сигналов враждебности. Он как бы с большим удивлени­ем разглядывает невиданное двуногое существо, стара­ясь детальнее узнать его и обнюхать. Для хорошо воору­жённого путешественника такая встреча опасности не составляет. Иначе чувствует себя в таких случаях нево­оружённый человек, в руках которого не находится ни­чего, кроме простых лыжных палок.

№ 45Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Помните, что необходимо сохранить смысл фразы.

 Не всегда, однако, встреча с белым медведем приво­дит к мирному финалу. Однажды белый медведь долго гонялся за группой высадившихся на берег Новой Земли учёных. По всем признакам голодный зверь имел жела­ние воспользоваться неожиданно подвернувшейся добы­чей. Трудно сказать, чем окончилась бы погоня за улепё-тывавшими от него безоружными людьми. От опасности путешественников спасла предприимчивость студен­та-геолога. Убегая, он стал сбрасывать с себя части кос­тюма. Медведь внимательно занимался то бросаемой ме­ховой шапкой, то рукавицами, то студенческим пиджа­ком. Это помогло людям вовремя прибежать и спустить на воду шлюпку. Отъехав от берега, Долго наблюдали они, как шарахается по берегу упустивший лакомую до­бычу голодавший зверь.

 

№6 Исправьте речевые ошибки, допущенные в пред­ложениях.

1) Важно следить и анализировать процессы, проис­ходящие в современном обществе,

2) Это был человек, верящий в добро и справедли­вость и ксстррый искренне стирался принести пользу об­ществу.

3) Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

4) Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно пред­ставляют в"клетчатой кепи.

5)Городская общественность широко готовится отме­тить юбилей нашего города.

6) По сообщениям газет, вскоре граждане будут оплачиватъ за квартиру значительно больше, чем сейчас.

7) Для выполнения этого упражнения ляжьте на ков-рик на пол.

8) С обоими претендентками на звание «Мисс Россия» я познакомился в весьма необычной обстановке.

9) Все посылки, отправляющиеся в Америку, прохо­дят строгий эпидемиологический контроль.

10) При подготовке этой реформы следует учесть уровень подготовленности соответствующих специалистов.

11) Чингиз Айтматов в своих произведениях всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни и который проходит ряд испытаний.

12) На юбилейном вечере, посвященном пятидесяти­летию университета, старейшим ветеранам были вруче­ны грамоты и пенные подарки.

13) Не следуует думать, что только талант имеет глав­ную рожь в достижении цели — необходимы также труд и терпение.

14) Согласно приказа директора школы со следующе­го года вводится обязательная школьная форма. -

15) Герой Булгакова — явный прототип Иисуса Христа.

16) Лишь в 60-е годы мы смогли прочитать и насла­диться лучшим романом Булгакова.

17) Сатирическое изображение русской жизни описы­вает Лесков в знаменитой «Блохе».

18) В наши дни добро, к сожалению, не имеет места для существования.

19) Я читал автобиографию жизни Бальзака как за­хватывающий роман.

20) Большая половина класса прекрасно справилась с итоговой контрольной работой по математике.

21) Заведующий отдела жалоб внимательно выслушал посетителя.

22) Было ясно, что вопрос идет о смене руководителя банка.

23) Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело.

24) Популярный телеведущий дал разъяснение о смысле указа Президента.

25) За последние несколько лет наш институт разра­ботал более пятьсот пятидесяти новых проектов.

26) Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены и кото­рые набрали достаточное количество баллов, будут за­числены в университет.

27) По обоим сторонам строительной площадки воз­вышались аккуратно сложенные штабеля кирпичей. ...

28) Для выполнения столь крупного заказа нам при­дется прибегнуть к помощи и сотрудничеству с другими предприятиями.

29) Многие участники конгресса приехали с самых отдаленных районов.

30) Она не производила впечатление тихони, застен­чивость вряд ли была для нее свойственна.

№7 Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже.

2. Директор подчеркнул о необходимости ремонта школы,

3. Высказывается критика о том, что мы делаем.

4. ^Решимость парламента свелась лишь в предостав­лении полномочий.

5. Магазин, ориентированный специально Для школь­ников.

6. Уверенность каждого за свой завтрашний день.

7. Контролировать за ходом операции.

8. Озабоченность за безопасность жизни детей.

9. Факты говорят за возможность использования ре­зервов.                                                                            

10. Делегаты конференции разъехались в свои страны.

№8 В приведённых предложениях исправьте стилис­тические недочёты в выборе предлога, а также оши­бочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

2. Разрушения произошли за счёт плохой работы сис­темы водоснабжения.

3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях.

4.. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.

5. По окончанию работы все должны собраться в зале.

6. Вопреки указанных положений на заводе продол­жается нарушение техники безопасности-

7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернутъся к этому вопросу.

Н. Благодаря успешного стечения обстоятельств, мы успели выполнить задание в срок.

Повторите:

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок-) име­ют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании): прав, права, право, правы; вреден, вредна, вредно, вредны. (Поэтому неправильным следует считать часто встречаю­щееся произношение «правы», «глухи», «глупы», «бледны» и т. п.)                                                   !

2. Многие глаголы в форме прошедшего времени имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в ко­торой ударение на окончании): дал, дала, дало, дали; понял, поняла, поняло, поняли.

То же самое наблюдается у многих кратких страдательных причастий прошедшего времени: начат, начата, начато, начаты; продан, про­дана, продано, проданы.

3. Иногда предлоги (чаще всего на, за, под, по, из, без) принимают на себя ударение, и тогда следую­щее за ним существительное оказывается безудар­ным: на ногу, за голову, под гору, по морю, из дому, без толку.

Ср. также: час от часу, год от году, до ночи, до полу и др.

Приведем некоторые слова (и их формы), при про­изношении которых часто делают неправильное уда­рение. (Вторые варианты оцениваются как разго­ворные.)

 

автобус                             вторгнуться

агент                                гектар

агентство                           генезис

агония                              гравёр

алкоголь                            гренадёр

алфавит                           группировать

анатом                               гусь — гуся и гуся

апостроф                           демократия

арбуз(арбуза, арбузы)      деятельность

аргумент                           диагноз

арест                                  диалог

аристократия                   диспансер

астроном                          добыча

атлас ('собрание географи- договор и договор

ческих карт')                договорённость

атлас ('ткань')                   дозвониться   (дозвонюсь, баллотировать                        дозвонишься)

баловать           .           документ       ^

безудержный                     драматургия

библиотека                       дремота

братание                            духовник

брататься                           забронировать ('закре-

брбня ('закрепление чего-     пить что-либо за кем-

либо за кем-либо')             либо')

броня ('защитная обли- забронировать ('покрыть цовка из стали')               бронёй')

буржуазия                         завидно

валовой                              заговор

варить (варю, варишь)      задолго

вахтёр                       :   заём

верба                                  зазвонить (зазвоню, зазво-

вблен                                    нйшь)

волк — волка                    заиндеветь и заиндеветь

волшебство                        закупорить

вор — вора (воры)             занятой (человек;)

занятый (кем-либо, чем- мастерски

либо)                            мастерство звонить (звоню, звонишь)  медикамент

зимовщик                         мельком и мельком

злоба                                молодёжь

зубчатый                           монолог

иероглиф                          морковь

издавна                            набело

изобретение                      наверное

изредка                            наголо и наголо

иллюстрировать               надолго

импорт                             надоумить

индустрия                        намерение

инструмент                       недоимка

информировать                 некролог

искра                                ненависть

каталог                             неподалёку

катастрофа                       непревзойдённый

каучук                              новорождённый

квартал                            облегчить

кедровый                          обострить

километр                          огулом

кинематография               озлобленный

кожевенный                     опериться

коклюш                            осведомить

колосс ('великан')             откупорить комбайнер и комбайнёр    отчасти

компас                              паралич

комплекс                          партер

крапива                            пахота

красивее                           пепелище

кремень                            поваренная (соль)

кухонный                         портфель

ломоть                              постамент

лоскут                              похороны (на похоронах)

лыжня                              предмет

магазин                            премировать

мригонор                            судно

приданое                            таможня

призыв                               теплиться

призывной (пункт, воз- топливный

раст )                             торос

призывный ('зовущий')     угольный угол)

приноровленный                угольный уголь)

принудить                          улучшить

принцип                             усугубить и усугубить

приобретение                     факсимиле

прирост                              фарфор

прозорливый                     феномен и феномен

простыня (простынь         формировать

и простынёй)                 фбрум

процент                            . ,

"    ,                               фундамент

псевдоним                                     ,  „ ,

.  характерный (танец, по-рассердиться (рассердился)

револьвер                                 ,       „

характерный (человек) ремень

,           ...     хирургия

ровен (но: не ровен час)

руководить (руковожу,     хлошж - "ошсовый

руководишь)                 хозйин <**• хозйева)

русло                                 христианин

санитария                          цыгйн

сантиметр                          черпать

свёкла                                шофёр

силос                                 щавель

сирота (мн. сироты)          щепотка

случай                               эксперт — экспертный

соболезнование                 экспорт

созыв                                 эпилог

средство (мн. средства)     языковой ('относящийся

стабильный                            к словесному выраже-

статус                                     нию мыслей')

статут                                языковый ('относящийся

статуя                                    к органу в полости

стенография                          рта')

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 3161.