1. В ряд однородных членов предложения нельзя включать видовые и родовые понятия. Например, понятие фрукты включает в себя понятие апельсины, а понятие мебель — понятия стулья, шкаф, столы. Поэтому предложение «В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, стильная мебель» (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к стильной мебели) неудачно.
2. Не следует соединять в Качестве однородных членов предложения далекие по смыслу понятия: «изучать музыку и болезни».
3. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу. Например, нельзя сказать: «Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса» (нельзя «внести замечание»),
4. Иногда создается двусмысленность, если управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов предложения: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для определенной цели, но соседство слов «для истребления волков и лиц» неудачно).
5. При однородных членах предложения можно опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, [с] тарелками, [с] ложками, [с] сахаром, [с] ягодами, [с] хлебом (Т.). Но разные предлоги опускать нельзя: «Множество людей было на площадях, [на] бульварах, [на] улицах, [в] переулках». 6. В качестве однородных членов предложения могут попарно соединяться слова, выражающие понятия или близкие по значению, или противоположные: Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
7. Однородные члены предложения могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены существительное и инфинитив (нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).
8. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы.
9. Нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: «не только ... а также» (вместо не только ... но и), «как... а также» (вместо как ... так и) и т. п.
10. Однородные члены предложения должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.
11. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения (нельзя сказать: «Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю»).
12. Однородные члены предложения с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение (см, § 74).
Выполните упражнение:
№1 Прочитайте предложения и определите, правильно ли они построены.
1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины1. 2. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русско- го литературного языка, особенности «онегинской строфы»2. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны3. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта4. 5. Организована производственная практика студентов на заводах и лабораториях5. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах6. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии7. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение8. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов9,
10. В турнире принимали участие представители многих стран: Россия, Великобритания, Франция и др.10
11. Всех заинтересовала статья, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о профилактике гриппа11.12. Работа ведётся в соответствии и в а основе утверждённого плана12.
Повторите:
Употребление причастных оборотов*
№1 Прочитайте предложения и определите, правильно ли они построены.
1. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке1. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений2. 3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию2. 4. В ближайшее время будет показан новый спектакль, создающийся силами членов школьного драматического кружка2. 5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива2. 6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью3. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переписать3. 8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать об этом заявление4. 9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес9. 10. М. Горький высмеивает глупого Пингвина, олицетворяющего мещанина-обывателя, прячущегося от грома, боящегося надвигающейся бури, беспокоящегося только о своей безопасности6. 11. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова7. 12. Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений.
№2 Перестройте предложения, заменяя придаточные определительные причастными оборотами; если этого сделать нельзя, объясните почему.
1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы8. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пе-ночкина, которая надолго останется у него в памяти9. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет10. 5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью. 6. Автор комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики8. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня11. 8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь10. 9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.
Повторите:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 766.