Предложения с однородными членами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 1. В ряд однородных членов предложения нельзя включать видовые и родовые понятия. Например, понятие фрукты включает в себя понятие апель­сины, а понятие мебель — понятия стулья, шкаф, столы. Поэтому предложение «В комнате сто­яли столы, стулья, книжный шкаф, стильная мебель» (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к стильной мебели) не­удачно.

2. Не следует соединять в Качестве однородных чле­нов предложения далекие по смыслу понятия: «изу­чать музыку и болезни».

3. Все однородные члены предложения должны лек­сически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу. Например, нель­зя сказать: «Много критических замечаний и цен­ных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса» (нельзя «внести замечание»),

4. Иногда создается двусмысленность, если управ­ляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов предложения: Подготовка охот­ников для истребления волков и лиц, ответствен­ных за проведение этого мероприятия (речь, конеч­но, идет о подготовке охотников и других лиц для определенной цели, но соседство слов «для истреб­ления волков и лиц» неудачно).

5. При однородных членах предложения можно опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, [с] та­релками, [с] ложками, [с] сахаром, [с] ягодами, [с] хлебом (Т.). Но разные предлоги опускать нельзя: «Множество людей было на площадях, [на] бульва­рах, [на] улицах, [в] переулках». 6. В качестве однородных членов предложения могут попарно соединяться слова, выражающие понятия или близкие по значению, или противоположные: Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощад­ках.

7. Однородные члены предложения могут быть вы­ражены морфологически неодинаковыми словами: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены существительное и инфинитив (нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).

8. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при пер­вой части союза, а другой — при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы.

9. Нельзя составлять неправильные пары сопоста­вительных союзов: «не только ... а также» (вместо не только ... но и), «как... а также» (вместо как ... так и) и т. п.

10. Однородные члены предложения должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.

11. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или дее­причастный оборот и придаточная часть сложно­подчиненного предложения (нельзя сказать: «Порт­фель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю»).

12. Однородные члены предложения с различным управлением не должны иметь при себе общее до­полнение (см, § 74).

Выполните упражнение:

№1 Прочитайте предложения и определите, правиль­но ли они построены.

1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины1. 2. Укажем место Пушкина в истории рус­ской и мировой литературы, его роль в создании русско- го литературного языка, особенности «онегинской стро­фы»2. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через ис­пытания, равнодушие и капризы Оксаны3. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта4. 5. Органи­зована производственная практика студентов на заводах и лабораториях5. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах6. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обяза­тельства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чис­тоту в общежитии7. 8. Книга не только имеет познава­тельную ценность, но и большое воспитательное значе­ние8. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов9,

10. В турнире принимали участие представители многих стран: Россия, Великобритания, Франция и др.10

11. Всех заинтересовала статья, опубликованная в пос­леднем номере журнала и которая рассказывает о профи­лактике гриппа11.12. Работа ведётся в соответствии и в а основе утверждённого плана12.

Повторите:

Употребление причастных оборотов*

№1 Прочитайте предложения и определите, правиль­но ли они построены.

1. Роман содержит критику сословных предрассуд­ков, господствующих на родине писателя в прошлом ве­ке1. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает осо­бых затруднений2. 3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию2. 4. В ближай­шее время будет показан новый спектакль, создающийся силами членов школьного драматического кружка2. 5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива2. 6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью3. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочи­нение, должны будут его переписать3. 8. Каждый сту­дент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать об этом заявление4. 9. Прочитан­ная лекция для учеников о мирном использовании атом­ной энергии вызвала большой интерес9. 10. М. Горький высмеивает глупого Пингвина, олицетворяющего меща­нина-обывателя, прячущегося от грома, боящегося на­двигающейся бури, беспокоящегося только о своей без­опасности6. 11. Через несколько дней после ссоры Дуб­ровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова7. 12. Ученик держал в руке орфографи­ческий словарь, служивший ему как справочник и кото­рым он пользовался в случае затруднений.

№2  Перестройте предложения, заменяя придаточные определительные причастными оборотами; если этого сделать нельзя, объясните почему.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим пар­нем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы8. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пе-ночкина, которая надолго останется у него в памяти9. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет10. 5. Мы проезжали по равнине, которая была вы­жжена солнцем и покрыта пылью. 6. Автор комедии «Го­ре от ума» затронул ту же тему, которую потом стали раз­рабатывать другие писатели-классики8. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня11. 8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь10. 9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.

Повторите:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 693.