1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство, . меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены, и в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее правило может нарушаться в условиях контекста. 2. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, т. е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в форме родительного падежа множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим — собирательным существительным (см. п. 1): Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров.
3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.
4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Школу окончил сорок один ученик.
5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка.
6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Прошло две недели; Пробило десять часов; Пятнадцать лет прошло.
1. Если при счетном обороте (колич. числ. 4- род. п. мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все три, всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Гостей приходило только трое (П.).
8. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является пол-, то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошедшем времени — в форме среднего рода: полдома сгорело; полжизни прожито. Но если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Полгода, проведённые в деревне, восстановили здоровье больного.
9. Если в состав подлежащего входит существительное со значением количества — определенного (яа-ра , тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в форме единственного числа: За моею тележкою четвёрка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
10. При подлежащем, включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится (Пришв.); Много птиц сидело на ветвях,
11. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Агроном сделал доклад; Директор вызвал секретаря.
В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, когда известно, что речь идет о женщине: Наш профессор (дама ещё молодая) написала книгу.
При наличии имени собственного лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию. 12. При подлежащем, выраженном словосочетанием (названия литературных произведений, кинофильмов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть ведущее слово или слово в форме именительного падежа, сказуемое согласуется с этим словом (или словами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене местного театра. Однако нельзя сказать: «„Руслан и Людмила" написаны А. С. Пушкиным», поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в подобных случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласовать сказуемое.
13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или является конкретным обозначением предмета: автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-романс стала весьма популярной; витрина-стенд помещена в вестибюле; внимание привлекала машина-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад прошёл с большим успехом; книга-справочник полезна; таблица-плакат висела; раскладное кресло-кровать стояло.
14. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым не влияет: Никто, даже лучшие специалисты, не мог наладить компьютер.
15. Если подлежащее — сложносокращенное слово, которое имеет грамматическую форму (склоняется), то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз объявил набор студентов; Алданзолото выполнило план. При отсутствии у сложносокращенного слова грамматической формы сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект) исчез за горизонтом.
16. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:
1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится в форме множественного числа: Промышленность и сельское хозяйство нуждаются в инвестициях;
2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).
Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).
17. При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного падежа и творительного падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится в форме множественного числа, если оба предмета/лица выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими): Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери, и в форме единственного числа, если второй предмет/лицо лишь сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Мать с ребёнком пошла в поликлинику.
При наличии слов вместе, совместно сказузе-мое при таком подлежащем обычно ставится в форме единственного числа: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с инженером взялся отремонтировать станок.
Выполните упражнение:
№1 Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола.
I. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комнаты1. 2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаменационному столу2. 3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежало — лежали) в шкафу3. 4. На конференцию (прибыл — прибыли) двадцать один делегат4. 5. Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку5. 6. (Прошло — прошли) два месяца6. 7. На экскурсию (пошло — пошли) всего десять человек7. 8. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного рассказчика, (прошло — прошли) незаметно8. 9. Пятерка истребителей (сопровождала — сопровождали) эскадру9. 10. Много выпускников нашей школы (пошло — пошли) работать на автозавод10.
№2 Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола.
1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки11. [Речь идёт о лице женского пола.] 2. «Война и мир» (написана — написано — написаны) Л. Н. Толстым12. 3. Недавно в институте (открыта — открыто) кафе-столовая13. 4. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу14. 5. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется — справляются) со своими обязанностями14. 6. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала — сделали) для организации летнего отдыха детей14. 7. НИИ (получил — получило) заказ на разработку новых строительных материалов15. 8. В продаже (имеется — имеются) в большом выборе цветы, семена, саженцы16. 9. Брат или сестра (поможет — помогут) мне сделать уроки16.10. Мать с детьми (уехала — уехали) в деревню17.
№3 Перепишите предложения, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. Большинство студентов института, занимающихся в спортивных секциях, уже сдал., нормы по лыжам.
2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.
3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал., на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен., три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел., и равномерно вздрагивал.. . 6. Много детей был., больн.. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил., о нашем приходе. 8. Такси стоял., у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был,, отложен., для них. 10. Ты и твои друзья окаж..т нам помощь и на этот раз.
№4 Поставьте сказуемое в единственном, или во множественном числе, учитывая значение подлежащего и сказуемого и способ их выражения.
1. Двадцать один студент нашего вуза входит(:ят) в сборную команду города.
2. На семинаре были(-ло) обсуждены(-но) три доклада.
3. Пять человек не пришли(-ло) на лекцию.
4. Шесть автоматчиков выскочили(-ло) на дорогу.
5. Сто сорок тонн цемента было(-ли) отправлено(-ны) на стройку.
6. На стройку будет(-ут) отправлено(-ны) сто сорок тонн цемента.
7. Двенадцать преподавателей института добились(-лось) полной успеваемости в группах.
8. Двадцать человек стояло(-ли) в .стороне.
9. Тысяча книг расставлена(-ны) на полках.
10. До берега осталось(-лись) метров пятьдесят.
11. Много книг стояло(-ли) на полках.
12. Много студентов участвовало(-ли) в конкурсе.
13. Сколько студентов присутствовало^ ли) на лекции по химии?
14. Как мало нас от битвы уцелело(-ли) (А.С. Пушкин).
15. Часть студентов не получила(-ли) зачёт.
16. Целый ряд орфографических и стилистических ошибок повлиял(-ли) на общую оценку сочинения.
17. Большинство студентов нашей группы хорошо подготовились(-лось) к зачёту.
18. Большинство названных книг издано(-ны) недавно.
19. Большинство студентов и преподавателей университета уже побывали(-ло) на спектакле.
20. Большинство голосовало(-ли) против.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1915.