Согласование сказуемого с подлежащим
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. При подлежащем, выраженном сочетанием соби­рательного существительного (ряд, большинство, . меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного чис­ла, сказуемое обычно ставится в форме множествен­ного числа, если речь идет о предметах одушевлен­ных или если подчеркивается активность действия: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены, и в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевлен­ные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее правило может нарушаться в условиях кон­текста. 2. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, т. е. сочетанием количе­ственного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в форме родительного падежа множественного числа, то ска­зуемое обычно согласуется так же, как с подлежа­щим — собирательным существительным (см. п. 1): Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров.

3. При числительных два, три, четыре сказуе­мое обычно ставится в форме множественного числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.

4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Школу окончил сорок один ученик.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуе­мое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единст­венного числа: Прошло две недели; Пробило десять часов; Пятнадцать лет прошло.

1. Если при счетном обороте (колич. числ. 4- род. п. мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все три, всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Гостей приходило только трое (П.).

8. Если подлежащее выражено сложным существи­тельным, первой частью которого является пол-, то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошед­шем времени — в форме среднего рода: полдома сго­рело; полжизни прожито. Но если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в фор­ме множественного числа: Полгода, проведён­ные в деревне, восстановили здоровье боль­ного.

9. Если в состав подлежащего входит существитель­ное со значением количества — определенного (яа-ра , тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в форме единст­венного числа: За моею тележкою четвёрка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и пово­зок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

10. При подлежащем, включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Сколько раз­ных чувств проходит во мне, сколько мыслей ту­маном проносится (Пришв.); Много птиц сидело на ветвях,

11. При существительном мужского рода, обозна­чающем профессию, должность, звание и т. д., ска­зуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Агроном сделал доклад; Директор вызвал секретаря.

В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, ког­да известно, что речь идет о женщине: Наш профессор (дама ещё молодая) написала книгу.

При наличии имени собственного лица, при кото­ром название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию. 12. При подлежащем, выраженном словосочетанием (названия литературных произведений, кинофиль­мов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть ведущее слово или слово в форме именительного па­дежа, сказуемое согласуется с этим словом (или сло­вами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лер­монтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене местного театра. Однако нельзя сказать: «„Рус­лан и Людмила" написаны А. С. Пушкиным», по­скольку речь идет об одном произведении, хотя в на­звании имеются два имени; в подобных случаях следует добавить родовое наименование (поэма, про­изведение и т. д.), с которым и согласовать ска­зуемое.

13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выра­жает более широкое понятие или является конкрет­ным обозначением предмета: автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-ро­манс стала весьма популярной; витрина-стенд по­мещена в вестибюле; внимание привлекала маши­на-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад прошёл с большим успехом; книга-справочник по­лезна; таблица-плакат висела; раскладное крес­ло-кровать стояло.

14. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым не влияет: Никто, даже лучшие спе­циалисты, не мог наладить компьютер.

15. Если подлежащее — сложносокращенное слово, которое имеет грамматическую форму (склоняется), то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз объявил набор студентов; Алданзолото выпол­нило план. При отсутствии у сложносокращенного слова грамматической формы сказуемое согласуется с ве­дущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект) исчез за горизонтом.

16. Если сказуемое относится к нескольким подле­жащим, соединенным только интонацией или свя­занным посредством соединительного союза, то:

1) сказуемое, стоящее после однородных подлежа­щих, обычно ставится в форме множественного чис­ла: Промышленность и сельское хозяйство нуж­даются в инвестициях;

2) сказуемое, предшествующее однородным подле­жащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).

Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз, то ска­зуемое ставится в форме единственного числа: Пере­житый страх или мгновенный испуг уже через ми­нуту кажется и смешным, и странным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).

17. При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного падежа и творительного падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуе­мое ставится в форме множественного числа, если оба предмета/лица выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащи­ми): Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери, и в форме единственного числа, если вто­рой предмет/лицо лишь сопутствует основному про­изводителю действия (является дополнением): Мать с ребёнком пошла в поликлинику.

При наличии слов вместе, совместно сказузе-мое при таком подлежащем обычно ставится в фор­ме единственного числа: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с инжене­ром взялся отремонтировать станок.

Выполните  упражнение:

№1 Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола.

I. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комна­ты1. 2. Пять учеников (подошло подошли) к экзаме­национному столу2. 3. Двадцать две тетради, проверен­ные учителем, (лежало лежали) в шкафу3. 4. На кон­ференцию (прибыл прибыли) двадцать один делегат4. 5. Тысяча солдат (бросилось бросилась бросились) в атаку5. 6. (Прошло прошли) два месяца6. 7. На экс­курсию (пошло пошли) всего десять человек7. 8. Пол­часа, проведённые в обществе такого интересного рас­сказчика, (прошло прошли) незаметно8. 9. Пятерка истребителей (сопровождала сопровождали) эскад­ру9. 10. Много выпускников нашей школы (пошло — по­шли) работать на автозавод10.

№2  Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола.

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справ­ки11. [Речь идёт о лице женского пола.] 2. «Война и мир» (написана написано написаны) Л. Н. Толс­тым12. 3. Недавно в институте (открыта открыто) кафе-столовая13. 4. Никто, даже самые сильные учени­ки, не (мог могли) решить эту трудную задачу14. 5. Правление спортивного клуба, в том числе председа­тель и его заместитель, отлично (справляется — справ­ляются) со своими обязанностями14. 6. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала сделали) для организации летнего отдыха детей14. 7. НИИ (получил — получило) заказ на разработку но­вых строительных материалов15. 8. В продаже (имеет­ся — имеются) в большом выборе цветы, семена, са­женцы16. 9. Брат или сестра (поможет помогут) мне сделать уроки16.10. Мать с детьми (уехала уеха­ли) в деревню17.

 

№3 Перепишите предложения, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. Большинство студентов института, занимающихся в спортивных секциях, уже сдал., нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины сре­ди учащихся, принимается администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал., на экзаменах глубокие знания. 4. Уста­новлен., три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел., и равномерно вздрагивал.. . 6. Много детей был., больн.. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет ди­ректора, после того как девушка-секретарь доложил., о нашем приходе. 8. Такси стоял., у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был,, отложен., для них. 10. Ты и твои друзья окаж..т нам помощь и на этот раз.

 

№4 Поставьте сказуемое в единственном, или во мно­жественном числе, учитывая значение подлежащего и сказуемого и способ их выражения.

1. Двадцать один студент нашего вуза входит(:ят) в сборную команду города.

2. На семинаре были(-ло) обсуждены(-но) три доклада.

3. Пять человек не пришли(-ло) на лекцию.

4. Шесть автоматчиков выскочили(-ло) на дорогу.

5. Сто сорок тонн цемента было(-ли) отправлено(-ны) на стройку.

6. На стройку будет(-ут) отправлено(-ны) сто сорок тонн цемента.

7. Двенадцать преподавателей института добились(-лось) полной успеваемости в группах.

8. Двадцать человек стояло(-ли) в .стороне.

9. Тысяча книг расставлена(-ны) на полках.

10. До берега осталось(-лись) метров пятьдесят.

11. Много книг стояло(-ли) на полках.

12. Много студентов участвовало(-ли) в конкурсе.

13. Сколько студентов присутствовало^ ли) на лекции по химии?

14. Как мало нас от битвы уцелело(-ли) (А.С. Пушкин).

15. Часть студентов не получила(-ли) зачёт.

16. Целый ряд орфографических и стилистических ошибок повлиял(-ли) на общую оценку сочинения.

17. Большинство студентов нашей группы хорошо подготовились(-лось) к зачёту.

18. Большинство названных книг издано(-ны) недавно.

19. Большинство студентов и преподавателей универ­ситета уже побывали(-ло) на спектакле.

20. Большинство голосовало(-ли) против.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1627.