Согласование определений и приложений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Если определение откосится к существительному, зависящему от числительных два,, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования:

1)при словах мужского и среднего рода определение, стоящее между числительным и су­ществительным, ставится в форме родительного па­дежа множественного числа: два больших дома; три громадных окна;

2)при словах женского рода определение ста­вится в форме именительного падежа множествен­ного числа: две большие комнаты.

Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа незави­симо от рода существительного: первые два года; по­следние три недели; верхние четыре окна.

2. Если существительное имеет два или более пред­шествующих определения, перечисляющие разно­видности предметов, то оно может стоять: 1) в форме единственного числа — подчеркива­ется связь определяемых предметов, их терминоло­гическая близость: головной ц спинной мозг', сыпной и брюшной тиф; верхнее и нижнее положение поршня; токарное и слесарное дело; в правой и ле­вой половине дома; существительные мужского, женского и среднего рода; глаголы действительно­го и страдательного залога; если определения вы­ражены порядковыми числительными или место­именными прилагательными, также употребляется форма единственного числа: дипломы первой и вто­рой степени; между пятым и шестым ребром; у моего и твоего отца; та и другая сторона;

2) в форме множественного числа — подчеркива­ется наличие нескольких предметов: Курская ы Орлов­ская области; Щёлковский и Балашихинский районы; Московский и Санкт-Петербургский уни­верситеты; биологический и химический методы; в западной и восточной частях страны; сельскохо­зяйственная и промышленная выставки,

При наличии между определениями раздели­тельного или противительного союза существитель­ное ставится в форме единственного числа: тех­нический или гуманитарный вуз; не стихотвор­ный, а прозаический текст.

Если определяемое существительное предшеству­ет определениям, то оно ставится в форме множе­ственного числа: языки немецкий и француз­ский; залоги действительный и страдательный. 3. Если определение относится к нескольким су­ществительным, имеющим форму единственного числа и выступающим в роли однородных членов предложения, то оно может стоять: 1) в форме единственного числа—в тех случа­ях, когда по смыслу сочетания ясно, что определе­ние относится не только к ближайшему существи­тельному, но и к последующим: необыкновенный шум и говор; у моего отца и матери; написать свой адрес, имя и фамилию; Дикий гусь и утка прилетели первыми (Т.);

2) в форме множественного числа — в тех слу­чаях, когда может возникнуть неясность относитель­но того, связано ли определение только с ближай­шим существительным или со всем рядом однород­ных членов: новые роман и повесть; беспроволочные телефон и телеграф; способные ученик и ученица; маленькие брат и сестра.

При наличии разделительного союза между опре­деляемыми существительными определение ставит­ся в форме единственного числа: новый рассказ или очерк.

4. Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом на­именовании), в одних случаях согласуются, а в дру­гих не согласуются с определяемым словом: 1)согласуются склоняемые названия городов и р е к: в городе Туле, на реке Волге, за Москвой-ре­кой, В географической и специальной литературе эти названия могут сохраняться в начальной форме: в городе Великие Луки, за городом Южно-Саха­линск, на несудоходной реке Ловатъ.

Названия городов на (среднего рода) часто не согласуются, чтобы их можно было отличить от сходных названий мужского рода: в городе Иваново («в городе Иванове» указывало бы и на город Ива­нов);

2)обычно согласуются названия сел, деревень, хуторов: родился в селе Горюхине (П.); в дерев­ню Дюевку (Ч.); в деревне Владиславке (Ш.); за ху­тором Сестраковом (Ш.).

Названия на -о, а также названия, имеющие дру­гую родовую или числовую форму (по сравнению с формой родового наименования), часто не согласу­ются: в селе Караманово; у деревни Берестечко; у деревни Парфенон; 3) остальные географические названия (озер, остро­вов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов, каналов, улиц) и астрономические названия с родовым наименованием не согласуются: на озере Ильмень; за островом Новая Земля; у по­луострова Таймыр; у горы Эльбрус; на станции Орёл; в местечке Радзивиллово; в посёлке Влады­кино; в кишлаке Гилян; на заставе Полтавка; у мыса Сердце-Камень; в бухте Золотой Рог; в пус­тыне Каракумы; в штате Техас; в земле Нижняя Саксония; в провинции Тоскана; в департаменте Вар; на улице Олений Вал; движение планеты Меркурий. Но: на Ладожском озере; у горы Маг­нитной — название имеет форму полного прилага­тельного.

Выполните упражнение:

№1 Согласуйте определения с определяемыми слова­ми, выбрав одну из заключенных в скобки форм.

Три (соседние соседних) здания были построены недавно1. 2. Квартира делилась на две (неравные не­равных) части1. 3. (Первые первых) два места поде-' лили опытный гроссмейстер и юный мастер1. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторо­ны сторон)2. 5. И первая и вторая (половина половины) матча прошли в исключительно быстром темпе2. 6. Ряд экспедиций провели студенты историче­ского и географического (факультета факульте­тов)2. 7. Широкая разделительная полоса проходила как раз посередине между правой и левой (стороной сторонами) дороги2. 8. Слет туристов мы проведём в Ря­занской или Тульской (области областях)2. 9. В кни­ге описываются результаты первой и второй (экспеди­ции -— экспедиций) в Саяны2.

№2 Согласуйте определения с определяемыми слова­ми: допишите окончания. (См. п. 3.)

1. Загоревш.. и окрешп.. брат и сестра вернулись с да­чи. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво.. сына и до­чери. 3. Отреставрированн.. музей и галерея открыл..сь для посетителей. 4. Экспонаты были размещены в боль-ш.. зале и коридоре. 5. Проводился конкурс на решение шахматн.. этюда и задачи.

337. Согласуйте приложения — географические назва­ния: допишите окончания. (См. п. 4.)

1. Некоторое время он жил в городе Самар... 2. Упор­ные бои шли на реке Висл.. . 3. Родом он был из села Крюков... 4. Линия железной дороги проходит в непо­средственной близости от озера Байкал... 5. Теплоход приближался к острову Кипр.. . 6. Тёплое течение прохо­дит мимо полуострова Флорид... 7. Альпинисты остано­вились у подножия горы Казбек,.. 8. Поезд приближал­ся к станции Тул.. . 9. Астрономы изучали движение планеты Марс.. . 10. Много рыбачьих баркасов было в порту Находи.. .

Повторите:

Некоторые случаи управления

1. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Одна из распространенных ошибок — употребление пред­ложного сочетания вместо беспредложной конст­рукции: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместоразъяснение допущенных ошибок), «показа­тели по использованию электроэнергии» (вместо показатели использования.*.), «оперировать с точ­ными фактами» (вместо оперировать точными фактами).

2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся предложные сочетания (так называемые новые пред- логи: в деле, по линии, в части, за счёт и др.) при неуместном их использовании придают речи канце­лярский характер: в части удовлетворения запро­сов молодёжи; в деле изучения покупательского спроса.

3. При выборе предлога следует учитывать прису­щие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в си­лу, в связи с, по причине, благодаря и др. Напри­мер, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда (а не «вследствие предстоящего отъезда», так как отъезд еще не состоялся и последствий пока не име­ет), но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду прошедших дождей», так как явление относится к прошлому).

Не утратил своего лексического значения и пред­лог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам', благодаря помощи товарища. Поэтому не следует использо­вать этот предлог, если речь идет о чем-то отрица­тельном.

4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки упот­ребляются с дательным падежом: согласно приказу.

5. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде на поезде; уйти с кухни из кухни.

Предлог в, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направле­ние внутрь чего-либо (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-либо (с предложным паде­жом); предлог на обозначает направление на по­верхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение 'изнутри', а предлог с — 'с по­верхности'; ер.г в столе, на столе, из стола, со стола. Если речь идет о какой-либо территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле. Если же мысль об ограничении отсутствует, то употребля­ется предлог на: находиться на поле', ср.: во дворе (в окруженном забором или домами пространстве) — на дворе (вообще вне дома).

С названиями городов, районов, областей, рес­публик, регионов, государств употребляется пред­лог в: в Туле, в Красногорском районе, в Москов­ской области, в Татарстане, в Сибири, в Герма­нии.

С названиями гор употребляется предлог но: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная мест­ность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство).

При названиях предприятий употребляют и пред­лог на: на заводе, на фабрике, на почте, на теле­графе, на шахте, и предлог в: в конструкторском бюро, в издательстве, в карьере, в магазине и т. д.

При названиях учебных заведений употребляет­ся предлог в: в институте, в техникуме, в школе, но: на курсах. При названиях частей учебного заве­дения используется предлог на: на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в лабо­ратории, в III классе — под влиянием представле­ния о помещении для занятий).

При названиях зрелищных мероприятий устано­вилось такое употребление: в театре, в кино, в цир­ке, но: на концерте, на опере, на представлении, на сеансе.

При названиях средств передвижения возможны варианты: в/на поезде, в/на трамвае, в/на метро (более общее значение имеет предлог на).

Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на — предлог с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа; поехал в Белоруссию — вернулся из Белоруссии. 6. После переходных глаголов с отрицанием упот­ребляется как родительный падеж: не читал этой книги, так и винительный падеж: не читал эту книгу.

Родительный падеж обычно употребляется:

1) в предложениях с усиленным отрицанием, кото­рое создается наличием частицы ви или местоиме­ния и наречия с этой частицей: Не люблю ни чрез­мерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда ни­кому не доверял своей тайны;

2) при разделительно-количественном значении до­полнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений; не понял многих слов; не дос­тал тетрадей; не принимает мер;

3) после глаголов видеть, слышать, думать, хо­теть, желать, чувствовать, ждать и др., обозна­чающих восприятие, желание, ожидание: не слы­шал крика; не чувствовал желания; не видел опас­ности; не ждал прихода;

4) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрыва­ет подозрений; не осуществляет контроля, не объ­ясняет правил; не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется:

1) для подчеркивания конкретности объекта: Сту­дент не прочитал книгу, которую ему рекомендо­вали;

2) при одушевленных существительных, при име­нах собственных: не любит свою дочь; не наказы­вал Петю;

3)если дополнение стоит перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книгу я не возьму; 4) для внесения ясности, чтобы избежать совпаде­ния одинаково звучащих форм: Я не читал ещё га­зету (слово газеты могло бы быть воспринято как форма множественного числа); 5) при двойном отрицании: Нельзя не признать си? лу его доводов (основной смысл высказывания —

утверждение, а не отрицание);

6) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение; чуть не пропустил урок;

7) при наличии в предложении слова, по смыслу от­носящегося одновременно к сказуемому и дополне­нию: не нахожу эту книгу интересной;

8) во фразеологических оборотах: не скалить зубы. Если прямое дополнение относится не непосред­ственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то такое до­полнение обычно ставится в форме винительного па­дежа: не хотел читать эту книгу; не могут при­знать его правоту.

Если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, то дополнение ставится в форме винительного падежа: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок.

После глаголов с приставкой недо -, указываю­щей на выполнение действия ниже нормы, дополне­ние обычно ставится в форме винительного падежа: недовыполнить план.

7. Следует различать конструкции со словами, близ­кими по значению, но требующими разного управ­ления:

беспокоиться о чем-ком-нибудь — тревожиться за кого-нибудь;

упрекать в чем-нибудь — порицать за что-нибудь; препятствовать кому-чему-нибудь — тормозить что-нибудь;

отчитаться в чем-нибудь — сделать отчёт о чем-нибудь;

обращать внимание на кого-что-нибудь — уделять внимание кому-чему-нибудь; удивляюсь чему-нибудь — удивлён чем-нибудь; превосходство над чем-нибудь — преимущество пе­рёд кем-чем-нибудь; уверенность в чем — вера во что, в кого. 8. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в раз­ных падежных формах в зависимости от смысловых или стилистических оттенков: бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) бросить камнем (значение орудия дейст­вия: бросить камнем в змею);

вертеть пальцы ('крутить, причиняя им боль') — вертеть пальцами (от нечего делать); двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (на­пример, во сне);

жертвовать что (конкретные предметы: жертво­вать деньги) жертвовать чем (отказываться от чего-либо в чьих-либо интересах: жертвовать , жизнью);

завязать узел (на вещах) — завязать узлом (напри­мер, галстук);

знать, говорить, напомнить, сообщить ч т о (в пол­ном объеме, по существу) — знать, говорить, на­помнить, сообщить .6 чем (в общем виде, поверх­ностно);

лежать на постели ('отдыхать') — лежать в по­стели ('быть больным');

наблюдать что ('проводить наблюдения': наблю­дать солнечное затмение) наблюдать зачем ('иметь надзор': наблюдать за порядком); удовлетворять что ('исполнять чьи-либо зада­ния, требования': удовлетворять потребность, просьбу) удовлетворять чему ('оказаться в соот­ветствии с чем-либо, вполне отвечающим чему-либо': работа удовлетворяет всем требованиям); удостоить чего ('признав достойным, наградить чем-либо': удостоить награды, премии) удосто­ить чем ('сделать что-либо в знак внимания': удостоить ответом, беглым взглядом). 9. Некоторые глаголы требуют одновременно двух дополнений, и выбор падежной формь! зависит от смысла. Например: обеспечить кого (что) чем ('снабдить ъ потребных размерах': обеспечить школь­ников учебниками) обеспечить кому (чему) что ('гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным': обеспечить больному хороший уход).

Слово обязан в значении 'должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признатель­ность за что-либо' обычно употребляется с двумя па­дежами: дательным, указывающим на адресата, и творительным, указывающим на объект призна­тельности, на ее причину: Так этим вымыслом л вам ещё обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?

10. Разница между конструкциями вылить воду — выпить воды, купить книги купить книг и т. п. заключается в том, что родительный падеж обозна­чает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть его, тогда как винитель­ный падеж указывает, что действие полностью пере­ходит на предмет.

11. Разница между конструкциями искать место искать места, просить деньги просить денег и т. п. заключается в том, что форма винительного падежа указывает на определенный, конкретный предмет (известное наперед место; обусловленная сумма денег), а форма родительного падежа имеет общее значение (какое-либо свободное место, напри­мер в зале, а также в переносном смысле — 'искать работы'; неопределенное количество денег).

12. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предло­жения. Чаще всего наблюдается «нанизывание» форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ение и -ание: Для решения задачи ускорения подъёма уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. Такие предложения можно уп­ростить, в частности заменив отглагольное сущест­вительное какой-либо другой формой или оборотом (например: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций).

13. Нельзя сочетать в одном предложении родитель­ный субъекта (указывает на производителя дейст­вия: выступление докладчика) и родительный объ­екта (указывает на объект действия: чтение книги). При исправлении предложения родительный субъ­екта («Последовательное изложение ученика мате­риала урока» ) обычно заменяют формой творитель­ного падежа (Последовательное изложение учени­ком материала урока).

В отдельных случаях может возникнуть неяс­ность при использовании даже одной формы роди­тельного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или чи­тались его стихи?). Если читал поэт, то можно ска­зать: Чтение Маяковским своих произведений...; если кто-то читал его стихи, то можно сказать: Чте­ние стихов Маяковского..,

14. При двух или более однородных членах предло­жения общее управляемое слово возможно только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конс­пектировать книгу, выписать и проверить цита­ты. Предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управле­ния: «любить и увлекаться спортом»  (любить что?, а увлекаться чем?), необходимо исправ­лять. Обычно ко второму управляющему слову до­бавляют местоимение, заменяющее дополнение-су­ществительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.

 

Выполните упражнение:

 №1 Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Докладчик оперировал (непроверенными — с непро­веренными) данными1. 2. Преподаватель указал (о том — на то), что в реферате имеется ряд ошибок1. 3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути на «особый» путь) развития России1. 4. Всё это говорило (за то — о том), что, не­смотря на сильный состав зарубежных участников турни­ра, наши мастера могут с честью бороться с ними1. 5. Ответ (по заявлению на заявление) был получен немедлен­но1. 6. Многие молодые режиссёры добились больших ус­пехов (в деле создания в создании) исторических кино­фильмов2. 7. Движение на дороге было прервано (благода­ря из-за) неосмотрительности стрелочника3. 8. Посевы производились согласно (указаний указаниям) агро­нома4. 9. Закончив гастроли, артисты цирка вернулись из) Крыма5. 10. В выходной день мы с товарищем были на) концерте5.

№2 Используя предлоги в и на, составьте предложе­ния с данными словами. Объясните выбор предлога.

Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат бытового обслуживания, полевой стан, собрание, мед­пункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, по­езд, трамвай, самолёт, автобус.

№3  Прочитайте предложения. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием. (См. п. 6.)

1. Некоторые ученики не выполняют домашние зада­ния. 2. Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своём творчестве чуждые влияния. 3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 4. Бы­ло бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли учас­тие в розыгрыше первенства страны по шахматам. 6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 7. К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

№4 Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Мать сильно беспокоилась (за сына — о сыне)'1. 2. Легко заметить преимущества новой модели автомо­биля (над перед) старой7. 3. Решимость народов всех стран не допустить новую войну вселяет в нас уверен­ность в (победу победе) дела мира7. 4. К концу года правление фонда должно будет отчитаться (о — в) про­деланной работе7. 5. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением — солнечное за­тмение) 8. 6. Мальчик бросил (камень камнем) в во­ду8. 7. (Чем я обязан такому лестному отзыву — чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе9. 8. Необходимо своевременно обеспечить (школам по­требное количество школы потребным количест­вом) топлива на зиму9. 9. Успокойтесь, выпейте (воду воды)10. 10. Главный герой повести в течение несколь­ких месяцев безуспешно ищет (работу работы)11. 11. (В целях дальнейшего улучшения качества про­дукции чтобы улучшить качество продукции) за­водская лаборатория должна будет провести испытания новых синтетических материалов12. 12. Проверка (дека­ната деканатом) условий жизни студентов в обще­житии института выявила ряд недостатков13. 13. Наш преподаватель организовал и руководит кружком люби­телей родного языка14.

Повторите:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 713.