1. Перед окном, за штакетником, стояли раньше две листве(н, нн)ицы. Теперь они лежали повале(н, нн)ые, рядом пни смолисто мерцали в темноте. Я спросил про листве(н, н«)ицы.
— Вот повалили с сыном, дак они целый день плакали, те-кёт смола, ну, как плачут.
2. Василь Николаевич взглянул на сына.
— У меня тоже такие волоса были, — сказал он, — в точности, густые и вьющие. Всё, ничего не осталось, война выела.
Спишите два первых предложения и подчеркните в них главные члены.
Повторите:
Употребление форм числительных
1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть суток) употребляются:
1) с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»), трое котят;
2) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении 'люди'): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;
3) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов;
4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.
2. В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями.
3. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т. п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного-винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом [например, нельзя сказать: «двадцать два (две, двое) суток»]. Поэтому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено двадцать три штуки ножниц и т. п., т. е. используют разные формы косвенньгх падежей (кроме винительного).
4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах, в полутораста книгах. 5. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма винительного падежа совпадает с формой именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя, выдвинуть сто четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посетителей», «сто четырёх кандидатов»). В разговорной речи возможны отступления от этого правила.
6. При сочетании смешанного числа с существительным дробь управляет существительным (а не целое число): 10,2 процента.
7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот». Следует сказать: у тех и других ворот или: у одних и у других ворот.
8. При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора полных стакана.
9. В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме родительного надежа: трёхлетие, трёхметровый, трёхсотый. Исключение: сто и девяносто всегда сохраняют начальную форму (столетие, столетия', девяностометровый, девяностометровому).
10. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юноши, тридцать четыре дома.
11. С предлогом по числительные два, три, четыре, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа: по две книги, по триста рублей', остальные числительные — в форме дательного падежа: по одному карандашу, по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять рублей.
Выполни упражнение
№1 Выберите одну из заключенных в скобки форм,
1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец1. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами2.3. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток)3. 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги4. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся5. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов) 6. 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода7. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца8. 9. Жители отметили (' восемъсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания своего города9. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей и девушек — юноши и девушки)1
11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов)6.
№2 В приведённых ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.
1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Три неразлучных друга пришли сдавать экзамены. 3. Четверо журналисток были направлены на место событий. 4. Записали программу с помощью .двоих дисков. 5. Трое дней и ночей не покидали они свой остров. 6. Двое тигрят играли на траве. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. На дорогу вышло пятеро волков. 9. В класс вошли двое. 10. Потребовалось шестеро носилок, чтобы вынести строительный мусор. 11. Окруженная крепость продержалась шесть суток. 12. Шли без отдыха трое суток.
№3 Прочитайте, напишите, употребив числительные и существительные в нужной форме.
1. К 347 прибавить 67.
2. От 964 отнять 89.
3. По сравнению с 75 (тонна) веса мяса кита, вес его мозга не более 8 кг
4. 268 девушкам из 172 стран мира были присланы приглашения.
5. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).
6. Монастырь находится в 163 (километр) от города.
7. На занятиях присутствовало около 69 студентов.
8. Из 880 книг своей библиотеки он дорожил лишь 278.
9. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).
10. Старый ворон командовал 760 воронами.
11. В редакцию пришло более 7800 писем.
12. Зал был украшен букетами из 500 роз и 500 свечами.
13. 440 из 670 моделей жюри осталось довольно.
Повторите:
Употребление местоимений
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла.
2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она* оно, они) прибавляется начальное н , если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней и после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него.
После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.
Не прибавляется н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением, др., состоящих из простого предлога и существительного; благодаря ему, со стороны его.
После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального в: старше его, лучше её,
3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.
4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.
5. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.
Выполните упражнение:
Выберите одну из заключенных в скобки форм.
1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему — мальчику) было девять лет1. 2. Проводник шёл впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка2. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать (их — её) в первую очередь3. 4. Хозяйка сняла со стула чемодан и отодвинула (его — стул — чемодан) в сторону1. 5. Больной попросил сестру налить (себе — ему) воды4. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — неё) можно было ждать многого5. 7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер2. 8. Если ученик не исправит своё поведение, то в отношении (его — него) будут приняты более строгие меры2.
Повтори:
Употребление форм глагола
1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).
2. В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи.
4. Рекомендуются следующие глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-, соответствующие глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередуется с а); озабочивать, опозориватъ, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (сохраняется о). 5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать, мучить — мучатъ, лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.
7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает , плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные.
Возможны параллельные формы со смысловым различием:
брызгаю 'спрыскиваю, окропляю' (брызгает водой, брызгает бельё) — брызжу 'разбрасываю капли, сыплю брызгами' (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной);
двигаю' 'перемещаю, толкая или таща что-нибудь' (двигаю мебель) — движу 'перен. побуждать, руководить' (им движет чувство сострадания); двигается 'приходит в движение' (поезд двигается) — движется 'находится в движении' (машина медленно движется};
капает 'падает каплями, льется по капле' (капает лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет 'протекает' (крыша каплет);
мечет икру, мечет гром и молнии — метает петли, метает шов.
8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).
Выполни упражнение:
Выберите одну из заключенных в скобки глагольных форм.1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодёжи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности2. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов4.5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в этой стране5? 6. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться) в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками7. 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке8. 9. Староста класса (уполномачивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором соды7.
Повтори:
Строй простого предложения
1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнения; в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Помимо работы на предприятии, молодёжь учится на вечерних курсах». Это предложение можно исправить так: Молодёжь учится на вечерних курсах без отрыва от производства или: Работая на предприятии, молодёжь одновременно учится на вечерних курсах.
2. Не следует использовать сочетания типа «идёт снижение цен» — однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции носят канцелярский характер. Лучше употреблять глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успеваемость.
3. Нельзя давать конец предложения в ином синтаксическом плане, чем начало. Например, вместо «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, — это вопрос об укреплении дисциплины.» следует сказать: Один из вопросов... — этот вопрос... или: Одним из вопросов... является вопрос...
4. Нельзя допускать в предложении смешения разнородных понятий.
5. Форма именительного падежа существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная.
Для указания на временный признак в этих случаях употребляется форма творительного падежа: Он был в то время студентом.
6. В именной части составного сказуемого полная форма прилагательного обозначает постоянный признак, вневременное состояние: река спокойная (обычно), а краткая форма — временный признак, временное состояние: река спокойна (в данное время).
Полная форма прилагательного обозначает безотносительный признак: комната низкая (вообще), а краткая — признак по отношению к определенным условиям: комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма прилагательного носит более отвлеченный характер, чем полная. Ср.: он смел — он смелый; она зла — она злая.
7. Существенное значение для правильного построения (и понимания) предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркивание, выделение одного из членов. Ср.: Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель). — Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности). — Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).
Неудачный порядок слов (например, широко готовится отметить юбилей вместо готовится широко отметить юбилей) искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Так, вместо: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой» следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами...', понимание смысла фразы «Глаза его прикрывали стёкла очков» затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения.
В предложении Осенний ветер безжалостно срывает листья берёзы все члены предложения стоят на своих обычных местах (это так называемый прямой порядок слов):
1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер срывает);
2)согласованное определение стоит перед определяемым словом (осенний ветер);
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья берёзы);
4) дополнение стоит после управляющего слова (срывает листья);
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (безжалостно срывает).
В контексте для смыслового или стилистического выделения отдельных членов предложения прямой порядок слов часто нарушается. Такое изменение расположения членов предложения называется о б-ратным порядком слов (инверсией).
Выполни упражнение:
№ 1Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях — дадут ряд концертов)1. 2. На предприятии (происходит рост производительности — растёт производительность) труда, благодаря применению новейших методов производства2. 3. (Одна — одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является повышение успеваемости3. 4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком (среди — по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы»4. 5. Ломоносов в юности был (рыбак — рыбаком)5. 6. Эта река (^покойная — спокойна)^. 7. Общественность (широко готовится — готовится широко) отметить юбилей писателя7. 8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая — широка)6.
№2 Прочитайте предложения. Найдите фразы с обратным порядком слов и объясните причину использования инверсии.
1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. (П.) 2. Волнение души моей было тягостное. (П.) 3. Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.) 4. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие я куры кудахтающие. (Гонч.) 5. Судьбы свершился приговор! (Л.) 6. Досадно было, боя ждали. (Л.) 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на охоту. (Л.) 8. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. (Т.) 9. Неотразимое впечатление произвёл на всех присутствующих голос певца. (Т.) 10. Скука смертельная царила в его доме. (Т.) 11. Обеды задавал он отличные. (Т.) 12. Тут сгорел мой приятель со стыда. (Т.) 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (С.-Щ.) 14. Я по двору погулять вышла. (Остр.) 15. Я уж и так топиться от вас хочу. (Остр.) 16. Развязка же наступила неожиданная. (Д.) 17. Да» мы дружны были очень. (Л. Т.) 18. Радостной улыбкой озарилось лицо Анны. (Л. Т.) 19. Руку мне подал на прощание. (Ч.) 20. Почти целую неделю не спала она. (Ч.)
21. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница. (Ч.)
22. Как раз над двором плыла полная луна. (Ч.) 23. Всю дорогу мешала говорить тряская езда. (Ч.) 24. А хорошая сторона — Сибирь! (М. Г.) 25. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Гл.) 26. Пустынны и печальны Карпаты в осенний сумрачный день. (А. Т.) 27. Бор глухим, сумрачным стал. (Сейф.) 28. Волка на пашне видели. (Сейф.) 29. Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Нее.) 30. В лавку вошла, согнувшись в три погибели, старуха. (Фед.)
31. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо. (Пан.)
32. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце. (Пан.)
33. Душа к высокому тянется. (Пан.) 34. К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня. (Копт.) 35. Книжками сын мой сильно интересуется. (Н. О.)
Повтори:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1078.