Употребление форм существительных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы,, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий ко­фе (мужской род).

2. В современном литературном языке слово туфля женского рода. Форма туфель (мужского рода) при­суща профессиональному употреблению.

3. В современном литературном языке слово зал мужского рода и имеет значение 'помещение для многолюдных собраний или для специальных це­лей*. Слово зала (женского рода) является устаре­лым и имеет значение 'просторная парадная комна­та в частном доме для приема гостей'.

4. В современном языке слово табель мужского ро­да. Старая форма женского рода сохраняется только в названии Петровская табель о рангах.

5. Слово толь мужского рода. К мужскому роду от­носятся также слова: банкнот, ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин* занавес, канделябр, картофель, комментарий, коррек­тив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, сана­торий, фильм, черёд, эполет.

6. В современном литературном языке слово повидло среднего рода. К среднему роду относятся также слова: ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце.

7. Слово просека женского рода. К женскому роду относятся также слова: бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта ('болезнь глаз'), коленка, ко­нопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара. (Форма мужского рода этих слов рассмат­ривается как устарелая, диалектная, профессио­нальная и т. п.).

8. Некоторые неодушевленные существительные муж­ского рода II склонения употребляются в форме предложного падежа единственного числа с оконча­нием (обычно без ударения) или (только под ударением). Окончание -у/-ю имеет существитель­ное, если оно употреблено в обстоятельственном зна­чении (указывает на место, время, образ действия, состояние) с предлогом в или на: в саду, на берегу, на своём веку, на ходу, в цвету. То же при ука­зании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу), при обозначении собрания людей (в полку, в строю). В объектном значении (до­полнение) употребляются формы на -е: в «Вишнё­вом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Остров­ского.

9. Иностранные фамилии на -ов и -ив имеют в форме творительного падежа окончание -ом: Биржевом, Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным.

10. В литературном языке употребляются следую­щие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием): 1)слова мужского рода: (пара) ботинок, вале­нок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов; помидоров, рельсов, томатов, фильмов, комментариев, кор­рективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (но,: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); (отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, дра­гун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров); 2) слова женского рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей;

3) слова среднего рода: (нет) верховьев, ни­зовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остри­ёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блю­дец, зеркалец, одеялец, полотенец;

4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.

11. Имена античных божеств (мужского рода) скло­няются как существительные одушевленные: наде­яться на Юпитера, а в качестве названий планет — как существительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Юпитер.

12. При выборе падежных форм типа в цехе в цеху, в отпуске в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на присущи литера­турному языку, а формы на — разговорной речи.

13. При склонении таких сочетаний, как Первое мая, изменяется только первая часть: подготовить­ся к Первому мая.

14. Форма винительного падежа неодушевленных существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик (обозначающих приборы, механизмы, орудия) сов­падает с формой именительного падежа: повернуть выключатель, починить датчик, построить бом­бардировщик.

15. Слово среда в значении 'совокупность природ­ных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества', как и большинство отвлеченных существительных, не имеет форм множественного числа. 2) слова женского рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей;

3)слова среднего рода: (нет) верховьев, ни­зовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остри­ёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блю­дец, зеркалец, одеялец, полотенец; 4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.

11. Имена античных божеств (мужского рода) скло­няются как существительные одушевленные: наде­яться на Юпитера, а в качестве названий планет — как существительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Юпитер.

12. При выборе падежных форм типа в цехе — в цеху, в отпуске в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на присущи литера­турному языку, а формы на — разговорной речи.

13. При склонении таких сочетаний, как Первое мая, изменяется только первая часть: подготовить­ся к Первому мая.

14. Форма винительного падежа неодушевленных существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик (обозначающих приборы, механизмы, орудия) сов­падает с формой именительного падежа: повернуть выключатель, починить датчик, построить бом­бардировщик.

15. Слово среда в значении 'совокупность природ­ных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества', как и большинство отвлеченных существительных, не имеет форм множественного числа. 16. Слово речь имеет формы обоих чисел только в значении 'публичное выступление'.

17. Слово окружение в большинстве своих значений не употребляется во множественном числе. Отглаголь­ные существительные на -ение, -ание, обозначающие действие или отвлеченное понятие, употребляются в форме множественного числа только при конкрети­зации значения: знания и навыки учащихся.

18. В литературном языке в зависимости от стиля речи некоторые существительные мужского рода II склонения в форме именительного падежа множе­ственного числа имеют окончания:

             ударяемое /-я: веера, директора ,доктора, инспектора, катера, клевера, корма, коробакузова, невода, отпуска, паспорта, пекаря и пекари повара, профессора

слесаря и слесари, стога, сторожа, тома и тдмы. Фельдшера, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба

         неударяемое -ы/-и:

бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, клапаны, конюхи, лекари, лекторы,.порты почерки, приговоры, прииски, редакторы, торты, тракторы, фронты, цехи, шоферы

Различаются по смыслу формы: борова ('дымо­ходы') — боровы ('кабаны'); корпуса ('здания; вой­сковые соединения') — корпусы ('туловища'); образа ('иконы') — образы (художественно-литературные); повода ('поводья') — поводы ('побуждения'); пояса ('часть одежды') — пблсы (географические); про­пуска ('документы') — пропуски ('недосмотры'); тока ('место молотьбы') — токи (электрические); тона ('переливы цвета') — тоны (звуковые); тор­моза ('устройство') — тормозы ('препятствия'); учи­теля ('преподаватели') — учители ('идейные руково­дители'); хлеба (на корню) — хлебы (печёные); цвета ('краски')— цветъ1 ('растения'); меха ('выделанные шкуры') — мехи (кузнечные); соболя ('меха') —соболи ('животные'); счета ('документы') *— счёты ('при­бор; взаимные отношения'); сыны (родины) —• сыновья (у родителей) и др.

Слово опыт в значении 'совокупность накоплен­ных знаний и навыков* в форме множественного числа не употребляется.

Выполните упражнение:

 №1 Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.

№1 1. После обеда мы обычно пили (чёрный чёрное) кофе1. 2, Покупатель попросил дать ему примерить (пра­вый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —» читальная зала) библиотеки всегда (переполнен пе­реполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле та­бели) отмечается выход на работу членов бригады*. 5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5. в. В магазине продаётся (яблочная повидла яблочное по­видло)8. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку —* широкой просеке)7. 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем траурной вуалью)1.9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной больную) мозоль7?

№ 2 Выберите одну из заключенных в скобки падеж­ных форм существительных.

1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» —- «Вишнёвом саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином Дарвиным)9. 3. В ма­газине был большой выбор чулок и (носок носков)1®. 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) за­вода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа должна быть закончена к первому (августу авгус­та)13. 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор помидоров)10. 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных (доль долей)10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель —• знаменателя) второй, а (знаменатель знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй14.

№ 3  Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм.

1. В романе «Мать» М. Горький создал образы револю­ционеров, принадлежащих к (различным социальным средам различной социальной среде)15. 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах речи) школьников даже старших классов16. 3. Во время войны войска нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск17. 4. Почти (цеха цехи) завода оснащены современным оборудо­ванием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правиль ное отношение правильные отношения) к общест­венному труду17. 6. Директорам школ настоятельно ре­комендовали проводить регулярный обмен (опытом опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё шире раздвинул (меха мехи) своей гармони18. 8. Опыт­ные (шофера шофёры) уверенно вели машины по гор­ным дорогам18.

№4 Морфологическая норма.

Образуйте множественное число от данных существительных. Про­ставьте ударение.

Бухгалтер, герб, грифель, дно, инженер, шофёр, тренер, торт, катер, купол, ректор, профессор, тенор, порт, штемпель, округ, рефлектор, конденсатор, фельдшер.

@ Составьте предложение с парным соединением однородных членов и обоб­щающим словом при них, используя в качестве подлежащих выделенные су­ществительные во множественном числе.                     

№5 Морфологическая норма.                     

Поставьте имена существительные в родительном падеже множест­венного числа.

Георгин, дело, шпрота, кеды, макароны, носки, чулки, коле­ни, свеча, грабли, вафля, простыня, гектар, апельсин, яблоко, шорты, ясли, лохмотья, шаровары, блюдце; армянин, туркмен, таджик, грузин.

Какие слова появились в русском языке недавно? Что они означают?    Без чего не обойдёшься в туристском походе? Дайте письменный ответ на вопрос, используя в нём некоторые помещённые выше существительные в форме родительного падежа множественного числа,

№6 Морфологическая норма.

Найдите ошибки в образовании форм имён существительных. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Поздняя осень. Дуют холодные ветра. 2. По небу плывут лёгкие облачки. 3. Птицы уже не поют песней. 4. В этом году был большой урожай яблоков. 5. По вечерам у меня много свободного время. 6. В драме «Гроза» Островский разоблачает хозяинов жиз­ни, таких, как Дикой и Кабаниха. 7. В начале книги Павел показан простым мальчишкой. 8. Сарай был крыт толью. 9. На окнах висела занавески из тюли.

2. Обозначьте существительные 1-го (1), 2-го (2) и 3-го (3) склонения.

Повторите:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 504.