1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы,, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий кофе (мужской род).
2. В современном литературном языке слово туфля женского рода. Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.
3. В современном литературном языке слово зал мужского рода и имеет значение 'помещение для многолюдных собраний или для специальных целей*. Слово зала (женского рода) является устарелым и имеет значение 'просторная парадная комната в частном доме для приема гостей'.
4. В современном языке слово табель мужского рода. Старая форма женского рода сохраняется только в названии Петровская табель о рангах.
5. Слово толь мужского рода. К мужскому роду относятся также слова: банкнот, ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин* занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, черёд, эполет.
6. В современном литературном языке слово повидло среднего рода. К среднему роду относятся также слова: ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце.
7. Слово просека женского рода. К женскому роду относятся также слова: бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта ('болезнь глаз'), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара. (Форма мужского рода этих слов рассматривается как устарелая, диалектная, профессиональная и т. п.).
8. Некоторые неодушевленные существительные мужского рода II склонения употребляются в форме предложного падежа единственного числа с окончанием -е (обычно без ударения) или -у (только под ударением). Окончание -у/-ю имеет существительное, если оно употреблено в обстоятельственном значении (указывает на место, время, образ действия, состояние) с предлогом в или на: в саду, на берегу, на своём веку, на ходу, в цвету. То же при указании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу), при обозначении собрания людей (в полку, в строю). В объектном значении (дополнение) употребляются формы на -е: в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Островского.
9. Иностранные фамилии на -ов и -ив имеют в форме творительного падежа окончание -ом: Биржевом, Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным.
10. В литературном языке употребляются следующие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием): 1)слова мужского рода: (пара) ботинок, валенок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов; помидоров, рельсов, томатов, фильмов, комментариев, коррективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (но,: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); (отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, драгун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров); 2) слова женского рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей;
3) слова среднего рода: (нет) верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остриёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец;
4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.
11. Имена античных божеств (мужского рода) склоняются как существительные одушевленные: надеяться на Юпитера, а в качестве названий планет — как существительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Юпитер.
12. При выборе падежных форм типа в цехе — в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на -е присущи литературному языку, а формы на -у — разговорной речи.
13. При склонении таких сочетаний, как Первое мая, изменяется только первая часть: подготовиться к Первому мая.
14. Форма винительного падежа неодушевленных существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик (обозначающих приборы, механизмы, орудия) совпадает с формой именительного падежа: повернуть выключатель, починить датчик, построить бомбардировщик.
15. Слово среда в значении 'совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества', как и большинство отвлеченных существительных, не имеет форм множественного числа. 2) слова женского рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей;
3)слова среднего рода: (нет) верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остриёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец; 4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.
11. Имена античных божеств (мужского рода) склоняются как существительные одушевленные: надеяться на Юпитера, а в качестве названий планет — как существительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Юпитер.
12. При выборе падежных форм типа в цехе — в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на -е присущи литературному языку, а формы на -у — разговорной речи.
13. При склонении таких сочетаний, как Первое мая, изменяется только первая часть: подготовиться к Первому мая.
14. Форма винительного падежа неодушевленных существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик (обозначающих приборы, механизмы, орудия) совпадает с формой именительного падежа: повернуть выключатель, починить датчик, построить бомбардировщик.
15. Слово среда в значении 'совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества', как и большинство отвлеченных существительных, не имеет форм множественного числа. 16. Слово речь имеет формы обоих чисел только в значении 'публичное выступление'.
17. Слово окружение в большинстве своих значений не употребляется во множественном числе. Отглагольные существительные на -ение, -ание, обозначающие действие или отвлеченное понятие, употребляются в форме множественного числа только при конкретизации значения: знания и навыки учащихся.
18. В литературном языке в зависимости от стиля речи некоторые существительные мужского рода II склонения в форме именительного падежа множественного числа имеют окончания:
ударяемое -а/-я: веера, директора ,доктора, инспектора, катера, клевера, корма, коробакузова, невода, отпуска, паспорта, пекаря и пекари повара, профессора
слесаря и слесари, стога, сторожа, тома и тдмы. Фельдшера, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба
неударяемое -ы/-и:
бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, клапаны, конюхи, лекари, лекторы,.порты почерки, приговоры, прииски, редакторы, торты, тракторы, фронты, цехи, шоферы
Различаются по смыслу формы: борова ('дымоходы') — боровы ('кабаны'); корпуса ('здания; войсковые соединения') — корпусы ('туловища'); образа ('иконы') — образы (художественно-литературные); повода ('поводья') — поводы ('побуждения'); пояса ('часть одежды') — пблсы (географические); пропуска ('документы') — пропуски ('недосмотры'); тока ('место молотьбы') — токи (электрические); тона ('переливы цвета') — тоны (звуковые); тормоза ('устройство') — тормозы ('препятствия'); учителя ('преподаватели') — учители ('идейные руководители'); хлеба (на корню) — хлебы (печёные); цвета ('краски')— цветъ1 ('растения'); меха ('выделанные шкуры') — мехи (кузнечные); соболя ('меха') —соболи ('животные'); счета ('документы') *— счёты ('прибор; взаимные отношения'); сыны (родины) —• сыновья (у родителей) и др.
Слово опыт в значении 'совокупность накопленных знаний и навыков* в форме множественного числа не употребляется.
Выполните упражнение:
№1 Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.
№1 1. После обеда мы обычно пили (чёрный — чёрное) кофе1. 2, Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —» читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — переполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле — табели) отмечается выход на работу членов бригады*. 5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5. в. В магазине продаётся (яблочная повидла — яблочное повидло)8. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку —* широкой просеке)7. 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем — траурной вуалью)1.9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс — правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной — больную) мозоль7?
№ 2 Выберите одну из заключенных в скобки падежных форм существительных.
1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» —- «Вишнёвом саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином — Дарвиным)9. 3. В магазине был большой выбор чулок и (носок — носков)1®. 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров — гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) завода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа должна быть закончена к первому (августу — августа)13. 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор — помидоров)10. 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных (доль — долей)10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель —• знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй14.
№ 3 Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм.
1. В романе «Мать» М. Горький создал образы революционеров, принадлежащих к (различным социальным средам — различной социальной среде)15. 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи) школьников даже старших классов16. 3. Во время войны войска нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск17. 4. Почти (цеха — цехи) завода оснащены современным оборудованием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правиль ное отношение —правильные отношения) к общественному труду17. 6. Директорам школ настоятельно рекомендовали проводить регулярный обмен (опытом — опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё шире раздвинул (меха — мехи) своей гармони18. 8. Опытные (шофера — шофёры) уверенно вели машины по горным дорогам18.
№4 Морфологическая норма.
Образуйте множественное число от данных существительных. Проставьте ударение.
Бухгалтер, герб, грифель, дно, инженер, шофёр, тренер, торт, катер, купол, ректор, профессор, тенор, порт, штемпель, округ, рефлектор, конденсатор, фельдшер.
@ Составьте предложение с парным соединением однородных членов и обобщающим словом при них, используя в качестве подлежащих выделенные существительные во множественном числе.
№5 Морфологическая норма.
Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Георгин, дело, шпрота, кеды, макароны, носки, чулки, колени, свеча, грабли, вафля, простыня, гектар, апельсин, яблоко, шорты, ясли, лохмотья, шаровары, блюдце; армянин, туркмен, таджик, грузин.
Какие слова появились в русском языке недавно? Что они означают? Без чего не обойдёшься в туристском походе? Дайте письменный ответ на вопрос, используя в нём некоторые помещённые выше существительные в форме родительного падежа множественного числа,
№6 Морфологическая норма.
Найдите ошибки в образовании форм имён существительных. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Поздняя осень. Дуют холодные ветра. 2. По небу плывут лёгкие облачки. 3. Птицы уже не поют песней. 4. В этом году был большой урожай яблоков. 5. По вечерам у меня много свободного время. 6. В драме «Гроза» Островский разоблачает хозяинов жизни, таких, как Дикой и Кабаниха. 7. В начале книги Павел показан простым мальчишкой. 8. Сарай был крыт толью. 9. На окнах висела занавески из тюли.
2. Обозначьте существительные 1-го (1), 2-го (2) и 3-го (3) склонения.
Повторите:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 564.