1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме — могут: Он был болен ангиной', Он способен к музыке (но нельзя сказать: «Он был больной ангиной»; «Он способный к музыке»),
2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем.*.) или добавлено усилительное слово ещё.
3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилагательные: бессмысленный — бессмыслен, бедственный— бедствен, бездейственный — бездействен, беспочвенный — беспочвен, бесчисленный — бесчислен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, злокачественный — злокачествен, искусственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочисленный — многочислен, мужественный — мужествен, невежественный — невежествен, посредственный — посредствен, соответственный — соответствен и др. 4. Формы «более лучший», «более худший» и т. п. 'не употребляются, поскольку второе слово само
по себе уже выражает значение сравнительной степени.
5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
6. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагательного (нельзя сказать: «дом каменный и весьма прочен»). Если одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весьма прочный.
Выполните упражнение:
№ 1 Выберите одну из заключенных в скобки форм прилагательных.
1. Ученик был (способный — способен) к математике1. 2. Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высо кие — ещё более высокие) результаты2. 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысленен) 3. 4. У мальчика появились и (худшие — более худшие) привычки4.5. Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем первый5. 6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой комнаты1. 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачности6. 8. Шахматная партия была отложена в (лучшем — более лучшем) положении для белых4. 9. Герой рассказа — студент военного училища. Он всегда (подтянутый — подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (культурный — культурен) в обращении1. 10. Кто (ответствен — ответственен) за противопожарную безопасность3?
№2 Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными.
Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, киви, коммюнике, пенальти, салями, табу, хиппи, цунами.
№3. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина, банщица, вокалистка, доярка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
№4 Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Адвокат, аспирант, бакалавр, врач, генерал, доктор наук, космонавт, кандидат в мастера, лаборант, научный сотрудник, повар, посол, преподаватель, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, тракторист, учитель, шофер, шеф, юбиляр.
№5 От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты.
Автор, адрес, бухгалтер, век, год, директор, джемпер, договор, инженер, инспектор, катер, клапан, кондуктор, корпус, лагерь, лифт, ордер, офицер, порт, профессор, рапорт, ректор, сектор, слесарь, снег, сорт, суп, токарь, торт, трактор, трюфель, хлеб, хор, цех, шофёр, шулер.
№6 Образуйте форму родительного падеже множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, ботинки, буряты, валенки, вафли, гектары, гусары, дяди, калмыки, комментарии, кочерги, мандарины, носки, полотенца, помидоры, сапоги, свадьбы, свечи, серьги, солдаты, сомнения, томаты, туркмены, туфли, уши, чулки, цапли, якуты, яблоки, яблони, ясли.
№7 Установите отличие слов каждой пары по оттенкам значения или стилистически. Составьте словосочетания.
Зубы -- зубья, кондукторы -- кондуктора, корни -коренья, листы — листья, мужи — мужья, проводы -провода, соболи — соболя, счёты — счета, хлебы — хлеба, цветы — цвета.
№ 8 Образуйте от полных краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.
безнравственный бессмысленный
бесчисленный величественный
воинственный естественный
искусственный легкомысленный
медленный откровенный
свойственный соответственный
существенный таинственный
тождественный явственный
№9 Морфологическая норма.
Найдите ошибки в образовании форм глаголов, прилагательных, местоимений. Запишите исправленные предложения.
1. Человек метается по комнате. 2. Саша помогает мне доплысть до берега. 3. Искупавшись, я сразу же вылажу на берег. 4. Судья Ляпкин-Тяпкин в служебное время ездиет на охоту. 5. Трава в поле пригинается к земле. 6. На деревьях набухли почки и дожидают своего времени. 7. Татары хочут убить Жилина. 8. Я ложу книга в портфель, он становится ещё более толще, и я с трудом закрываю его. 9. Я с таким интересом читала книгу «Голод», что мне трудно было от её оторваться. 10. Эта тема сочинения более уже, чем та, которая была в прошлый раз.
Найдите односоставное предложение и определите его тип,
Укажите спряжение глаголов из 1, 3, 4, 6-го предложений.
№10 Морфологическая норма.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 552.