Употребление форм прилагательных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. При полной форме прилагательного, употреблен­ной в функции именной части составного сказуемо­го, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме — могут: Он был болен анги­ной', Он способен к музыке (но нельзя сказать: «Он был больной ангиной»; «Он способный к му­зыке»),

2. При форме сравнительной степени (более высо­кие) должен быть указан предмет сравнения (бо­лее высокие, чем.*.) или добавлено усилительное слово ещё.

3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прила­гательные: бессмысленный бессмыслен, бедст­венныйбедствен, бездейственный бездейст­вен, беспочвенный беспочвен, бесчисленный бесчислен, величественный величествен, воинст­венный воинствен, двусмысленный дву­смыслен, злокачественный злокачествен, искус­ственный искусствен, легкомысленный лег­комыслен, многочисленный многочислен, мужественный мужествен, невежественный невежествен, посредственный посредствен, соответственный соответствен и др. 4. Формы «более лучший», «более худший» и т. п. 'не употребляются, поскольку второе слово само

по себе уже выражает значение сравнительной степени.

5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.

6. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагатель­ного (нельзя сказать: «дом каменный и весьма про­чен»). Если одно из прилагательных не имеет крат­кой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весь­ма прочный.

Выполните  упражнение:

№ 1 Выберите одну из заключенных в скобки форм прилагательных.

1. Ученик был (способный способен) к математи­ке1. 2. Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высо­ кие ещё более высокие) результаты2. 3. Подобный от­вет (бессмыслен — бессмысленен) 3. 4. У мальчика по­явились и (худшие — более худшие) привычки4.5. Второй прыжок был (ловчее ловче), чем первый5. 6. Дверь (низкая низка) для такой высокой комнаты1. 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно полное) ка­кой-то особенной прозрачности6. 8. Шахматная партия бы­ла отложена в (лучшем более лучшем) положении для белых4. 9. Герой рассказа — студент военного училища. Он всегда (подтянутый подтянут), всегда (одетый одет) по форме, (культурный культурен) в обраще­нии1. 10. Кто (ответствен ответственен) за проти­вопожарную безопасность3?

№2  Подберите прилагательные (определения), пра­вильно согласуя их с существительными.

Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, киви, коммю­нике, пенальти, салями, табу, хиппи, цунами.

 

№3. Подберите к существительным женского рода су­ществительные мужского рода. Отметьте случаи от­сутствия родовых пар.

Балерина, банщица, вокалистка, доярка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, си­делка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.

№4 Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилис­тические и семантические различия между ними. От­метьте случаи отсутствия родовых пар.

Адвокат, аспирант, бакалавр, врач, генерал, доктор наук, космонавт, кандидат в мастера, лаборант, науч­ный сотрудник, повар, посол, преподаватель, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, тракторист, учитель, шофер, шеф, юбиляр.

 

№5 От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Укажи­те возможные варианты.

Автор, адрес, бухгалтер, век, год, директор, джемпер, договор, инженер, инспектор, катер, клапан, кондук­тор, корпус, лагерь, лифт, ордер, офицер, порт, про­фессор, рапорт, ректор, сектор, слесарь, снег, сорт, суп, токарь, торт, трактор, трюфель, хлеб, хор, цех, шофёр, шулер.

 

№6 Образуйте форму родительного падеже множе­ственного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, ботинки, буря­ты, валенки, вафли, гектары, гусары, дяди, калмыки, комментарии, кочерги, мандарины, носки, полотенца, помидоры, сапоги, свадьбы, свечи, серьги, солдаты, сомнения, томаты, туркмены, туфли, уши, чулки, цапли, якуты, яблоки, яблони, ясли.

№7 Установите отличие слов каждой пары по от­тенкам значения или стилистически. Составьте сло­восочетания.

Зубы -- зубья, кондукторы -- кондуктора, корни -коренья, листы — листья, мужи — мужья, проводы -провода, соболи — соболя, счёты — счета, хлебы — хлеба, цветы — цвета.

№ 8 Образуйте от полных краткие формы прилага­тельных. Укажите возможные варианты.

безнравственный          бессмысленный

бесчисленный               величественный

воинственный               естественный

искусственный              легкомысленный

медленный                    откровенный

свойственный               соответственный

существенный               таинственный

тождественный             явственный

№9 Морфологическая норма.

Найдите ошибки в образовании форм глаголов, прилагательных, местоимений. Запишите исправленные предложения.

1. Человек метается по комнате. 2. Саша помогает мне доплысть до берега. 3. Искупавшись, я сразу же вылажу на берег. 4. Судья Ляпкин-Тяпкин в служебное время ездиет на охоту. 5. Трава в поле пригинается к земле. 6. На деревьях набухли почки и дожидают своего времени. 7. Татары хочут убить Жилина. 8. Я ложу книга в портфель, он становится ещё более толще, и я с трудом закрываю его. 9. Я с таким интересом читала книгу «Голод», что мне трудно было от её оторваться. 10. Эта тема сочинения более уже, чем та, которая была в прошлый раз.

 Найдите односоставное предложение и определите его тип,

Укажите спряжение глаголов из 1, 3, 4, 6-го предложений.

№10 Морфологическая норма.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 477.