Технология дифференциации и индивидуализации обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Карточки

Для индивидуальной работы

По культуре речи

Технология дифференциации и индивидуализации обучения

Учитель: Журавлёва НН,

Учитель русского языка

И литературы

Межозёрный

2009

Повторите:

Классификация речевых ошибок

    Хорошая речь - это речь лаконичная и богатая, точная и яркая, стилистически выдержанная и индивидуальная, выразительная

 

Лексические ошибки:

1. Ошибки, вызванные незнанием значения слов

2. Нарушение законов сочетания слов

3. Смешение похожих слов (паронимов)

4. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов и устойчивы сочетаний

5. Ложная синонимия

Грамматические ошибки

  1.Ошибки в употреблении рода, числа, падежа

2.  В образовании степеней сравнения прилагательных и наречий

3. Ошибки в словообразовании

4. Ошибки в употреблении местоимений

5. В выборе падежной формы зависимого слова

6. Синтаксические ошибки

7. Ошибки в употреблении деепричастного оборота

Стилистические ошибки

1. Соответствие стиля

2. Канцеляризмы

3. Штампы

4. Повтор

5. Многословие

6. Логические ошибки

7. Красноречие

8. Неоправданное употребление архаизмов

9. Ошибочное употребление заимствований

10. Авторские неологизмы

11. Префиксация

12. Суффиксация

13. Категория рода имен существительных

14. Употребление местоимений

Выполните упражнение:

“Ясность речи”

№2 Исправьте предложения и назовите характер ошибок.

Не надо смотреть на того, с кем обмениваетесь рукопожатием, мрачно.

Заведующий пытается проводить кое-какую работу, но в клубе голые стены, не на чем даже сидеть.

Жители города любят погулять в большом парке, расположенном на горном плато, послушать музыку, откуда открывается замечательная панорама города.

Рабочие улыбаются навстречу идущей к ним с белым эмалированным ведром в руке девушка.

Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников.

У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят чёрные глаза, угловатая фигура.

Вокруг сушняка для костра сколько хочешь.

Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке.

Мать любит дочь.

В организме человека нет белковых запасов. Это жир откладывается, а не белки.

Он выбрал ларец из карельской берёзы наилучший.

 

«Точность речи»

№ 3 Исправьте предложения и назовите характер ошибок.

Жизнь хороша, по Тагору, во всех её проявлениях, - для

света необходима тень, как непременное условие его существования. Мир вол всех антимониях ...

На космодроме высилось чудище человеческого разума- ракета.

Отгремели последние звуки Великой Отечественной войны.

Для удобства пользования школьный альманах снабжён содержанием.

Автор делит героев своего романа на две части.

На выставке представлено 25 наименований продукции.

У нас в столовой самообслуживание: покушал – убирайся сам.

Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться.

Врач обсмотрел больного и сокрушительно покачал головой.

Далее мы коснёмся этого вопроса более подробно.

На пространстве несколько километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется.

Писатель широко применяет газетную лексику, что сообщает его рассказам какую-то сухость.

Притормозив коня, командир подождал Марусю.

«Краткость речи»

№ 4 Исправьте предложения.

1) В каких предложениях слово «свой» - лишнее, а в каких необходимо. Ответ обоснуйте.

Русская литература прошла длительный путь [своего] развития.

Вдруг Софья теряет [своё] сознание.

Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься своей химией.

Директор интерната [своё] главное внимание уделяет воспитательной работе.

Справка дана Ивановой А. В том, что ей действительно разрешается продать [своё] мясо.

Каждая школа с учётом своей специфики определяет наиболее эффективную методику использования обучающих машин.

В приведённой точке зрения есть и [своё] рациональное зерно.

Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.

Прохожий снял [свою] шляпу и поклонился.

№5.Отредактируйте  текст.

Заметив, что к машине в течение часа никто не подходит, А. Комиссаров и В. Нигматулин открыли дверцы и забрались в неё. Но машина не заводилась. Младшему cержанту милиции М.Агитаеву показалось странным поведение незнакомцев,[которые вели себя подозрительно] .

Как известно, для каждого хорошего произведения необходимо разумное сочетание трёх с: смысл, страсть, стиль. В тесной зависимости друг от друга находятся [между собой] эти три с.

 

№6 . Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Про­ходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пасса­жирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Тёмная глуби­на тёмного леса пугала детей, которые в темноте потеря­ли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 5. Следует отметить в работе следую­щий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 6. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. 7. Среди пуг­ливых животных больше всего выделяются в этом отно­шении пугливые серны и пугливый заяц. 8. С грохотом и шумом едут трамваи; плавно один за другим на мягких шинах едут легковые автомобили; едут автобусы, тяже­ло покачиваясь из стороны в сторону. 9. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом. 10. Не без труда уда­лось преодолеть трудности и затруднения. 11. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнём. 12. Блестящие рельсы тянутся куда-то вдаль, тянутся вдоль полотна телеграфные столбы, бес­конечной линией тянутся провода. 13. Обширные залы обширного здания выставки были заполнены экспоната­ми. 14. Робкий мальчик своей робостью резко отличался от своих товарищей, которые нередко смеялись над его робостью. 15. Все работали напряжённо, выполняя сроч­ную работу.

 

№7 Отредактируйте текст: устраните повторение слов.

А. С. Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушки­на была дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома под руководством домашних учителей, потом Пушкина определили в Царскосельский лицей. Писать стихи Пушкин начал ещё ребёнком. Окончив лицей, Пушкин поступил на государственную службу. Вскоре за эпи­граммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был отправ­лен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина из­вестно каждому грамотному человеку в нашей стране, широко известно имя Пушкина и за пределами нашей страны.

 

№ 8 Исправьте стиль стилиста.

Ошибкой является языковое новшество, когда оно затрудняет взаимное понимание людей [между собой].

 

 

№9 Ответьте писателю.

 

,,Я лично ’’(я- личное местоимение. Зачем же прибавлять ещё ,,лично’’? для важности?).

 

 

№10. Подберите к данным паронимам, подходящие си­нонимы из скобок:

длинный длительный (протяженный, долговременный); комический комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый нетерпимый (недопустимый, невыно­симый);

опасный опасливый (рискованный, осторожный); понятный понятливый (ясный, способный).

№11 Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова:

болотный — грецкий —

авантюрный венец —

иронический — каменистый — удачливый — явно — веский — дельный —

типичный — опечатка — трагический — поступок •— духовный — лирический —

№12 Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ.

Мне ... общежитие (отдать в чье-то распоряжение). ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность

решить).

Нужно срочно ... отчёт о летней практике (предъя­вить).

Дедушку ... к ордену (ходатайствовать о награде).

Все меня ... чудаком (считать, воображать).

Фильм был ... на фестивале (предъявлять к показу).

Актёр умел ... чужие голоса (копировать, изображать).

Эта квартира ... собой литературный музей (является).

Прошу ... мне очередной отпуск (дать).

 

№13. Подчеркните нужное значение слова,

СКРЫТНЫЙ -    

 1) тайный, скрываемый, внешне не­заметный.

2) скрывающий свои чувства, мыс­ли.

ПОДПИСЬ          

 1) нанесение рисунка на что-либо.

2) собственноручно написанная фами­лия.

ЭФФЕКТНЫЙ

1) действенный, результативный.

2) производящий сильное впечатление

ОБОСНОВАТЬ

1) положить начало, создать что-ни­будь.

2) подтвердить правильность чего-либо фактами, аргументами.

ЕДИНЫЙ

1) общий, одинаковый для всех.

2) исключительный, неповторимый.

ОТЧЁТНЫЙ

1) реальный, чёткий, разборчивый.

2) содержащий отчёт.

ОТБОРНЫЙ

1) отобранный из числа других; луч­ший по качеству.

2) отобранный при формировании со­става чего-нибудь.

МЕЛОЧНЫЙ

1) небольшой по величине, объёму; малозначительный.

2) придающий преувеличенное значение пустякам.

ПРОСЛЕДОВАТЬ

1) пойти следом за кем-либо.

2) проехать куда-либо, мимо чего-либо.

ЗДРАВИЦА        

1) учреждение, где отдыхают и лечатся.

2) краткая речь (тост) с пожелани­ем здоровья.

№14 Определите, в каких функциональных стилях литературного языка может употребляться каждое слово. Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово:

1) трапезничать — вкушать — есть — кушать — уп­летать — лопать — жрать — трескать — хавать.

2) руководитель — главарь — глава ...

3) вздор — ерунда — чепуха — лажа ...

4) лицо — физиономия — лик ...

5) особа — персона — лило — фигура — птица ...

 

№ 15 Подберите русские синонимы к иностранным  словам.

Анализ, библиотека, варьировать, вестибюль, дегенерация, дефект, импорт, инициатор, консенсус, конструктивный, коттоновый, креативный, лексикон, мемуары, нюанс, презентация, прессинг, актуальный, реставрация, симуляция, спонтанный, нация, фауна, фиксировать, фиктивный, флора, экспорт.

№17 Определите различия в значении слов.

1. Брифинг — пресс-конференция.

2. Имидж — образ.

3. Меценат — спонсор.

№ 18 Укажите значения заимствованных слов.

Альтернатива, альтруизм, аншлаг, апелляция, кот, вето, генеалогия, генезис, девальвация, дилетант, доктрина, , канон, катаклизм,  кворум, конформизм, конъюнктура, инсинуация, но! обструкция, остракизм, охлократия, пацифизм, регресс, реноме, фантом, филантропия, экивоки,

Импозантный, легитимный, одиозный,  схоластичный, тотальный, тривиальный, фатальный  эксцентричный.

Заимствования последних лет

Аудит, аутотренинг, бонус, брейк, верификация. 1 серфинг, грант, дайджест, дебитор, демпинг, диви; дилер, зомби, инсинуация, истеблишмент, киллер, кутюрье, лейбл, лоббизм,- маргинал, мораторий, мониторинг, ноу-хау, оферта, оффшор, полтергейст, плюрализм, пролонгация, рота репринт, респондент, рэкет, санация, секвестр, фристайл, харизма, хоспис, эмиссия.

 

№19. Лексическая норма.

Выполните упражнение:

 №1 Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.

№1 1. После обеда мы обычно пили (чёрный чёрное) кофе1. 2, Покупатель попросил дать ему примерить (пра­вый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —» читальная зала) библиотеки всегда (переполнен пе­реполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле та­бели) отмечается выход на работу членов бригады*. 5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5. в. В магазине продаётся (яблочная повидла яблочное по­видло)8. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку —* широкой просеке)7. 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем траурной вуалью)1.9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной больную) мозоль7?

№ 2 Выберите одну из заключенных в скобки падеж­ных форм существительных.

1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» —- «Вишнёвом саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином Дарвиным)9. 3. В ма­газине был большой выбор чулок и (носок носков)1®. 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) за­вода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа должна быть закончена к первому (августу авгус­та)13. 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор помидоров)10. 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных (доль долей)10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель —• знаменателя) второй, а (знаменатель знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй14.

№ 3  Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм.

1. В романе «Мать» М. Горький создал образы револю­ционеров, принадлежащих к (различным социальным средам различной социальной среде)15. 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах речи) школьников даже старших классов16. 3. Во время войны войска нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск17. 4. Почти (цеха цехи) завода оснащены современным оборудо­ванием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правиль ное отношение правильные отношения) к общест­венному труду17. 6. Директорам школ настоятельно ре­комендовали проводить регулярный обмен (опытом опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё шире раздвинул (меха мехи) своей гармони18. 8. Опыт­ные (шофера шофёры) уверенно вели машины по гор­ным дорогам18.

№4 Морфологическая норма.

Образуйте множественное число от данных существительных. Про­ставьте ударение.

Бухгалтер, герб, грифель, дно, инженер, шофёр, тренер, торт, катер, купол, ректор, профессор, тенор, порт, штемпель, округ, рефлектор, конденсатор, фельдшер.

@ Составьте предложение с парным соединением однородных членов и обоб­щающим словом при них, используя в качестве подлежащих выделенные су­ществительные во множественном числе.                     

№5 Морфологическая норма.                     

Поставьте имена существительные в родительном падеже множест­венного числа.

Георгин, дело, шпрота, кеды, макароны, носки, чулки, коле­ни, свеча, грабли, вафля, простыня, гектар, апельсин, яблоко, шорты, ясли, лохмотья, шаровары, блюдце; армянин, туркмен, таджик, грузин.

Какие слова появились в русском языке недавно? Что они означают?    Без чего не обойдёшься в туристском походе? Дайте письменный ответ на вопрос, используя в нём некоторые помещённые выше существительные в форме родительного падежа множественного числа,

№6 Морфологическая норма.

Найдите ошибки в образовании форм имён существительных. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Поздняя осень. Дуют холодные ветра. 2. По небу плывут лёгкие облачки. 3. Птицы уже не поют песней. 4. В этом году был большой урожай яблоков. 5. По вечерам у меня много свободного время. 6. В драме «Гроза» Островский разоблачает хозяинов жиз­ни, таких, как Дикой и Кабаниха. 7. В начале книги Павел показан простым мальчишкой. 8. Сарай был крыт толью. 9. На окнах висела занавески из тюли.

2. Обозначьте существительные 1-го (1), 2-го (2) и 3-го (3) склонения.

Повторите:

Выполни упражнение

№1 Выберите одну из заключенных в скобки форм,

1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец1. 2. Школь­ная библиотека располагает двумя тысячами (четы­реста восемьдесят четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами2.3. Первый искусственный спутник Зем­ли просуществовал как космическое тело (92 суток 92 дня — в течение 92 суток)3. 4. Место лесоразра­боток находится в (полутораста километров полу­тораста километрах) от станции железной дороги4. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся5. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов) 6. 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода7. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного учебных) месяца8. 9. Жители отметили (' восемъсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания своего горо­да9. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей и девушек — юноши и девушки)1

11. Каждому учени­ку дали по (пять пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма килограммов)6.

№2 В приведённых ниже предложениях найдите слу­чаи неправильного выбора формы числительного. Ис­правьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Три неразлучных друга пришли сдавать экзамены. 3. Четверо жур­налисток были направлены на место событий. 4. Записа­ли программу с помощью .двоих дисков. 5. Трое дней и ночей не покидали они свой остров. 6. Двое тигрят игра­ли на траве. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. На дорогу вышло пятеро волков. 9. В класс вошли двое. 10. Потребовалось шестеро носилок, чтобы вынес­ти строительный мусор. 11. Окруженная крепость про­держалась шесть суток. 12. Шли без отдыха трое су­ток.

 

№3  Прочитайте, напишите, употребив числитель­ные и существительные в нужной форме.

1. К 347 прибавить 67.

2. От 964 отнять 89.

3. По сравнению с 75 (тонна) веса мяса кита, вес его мозга не более 8 кг

4. 268 девушкам из 172 стран мира были присланы приглашения.

5. Предложение принято 375 (голос) против 44 (го­лос).

6. Монастырь находится в 163 (километр) от города.

7. На занятиях присутствовало около 69 студентов.

8. Из 880 книг своей библиотеки он дорожил лишь 278.

9. Предложение принято 375 (голос) против 44 (го­лос).

10. Старый ворон командовал 760 воронами.

11. В редакцию пришло более 7800 писем.

12. Зал был украшен букетами из 500 роз и 500 све­чами.

13. 440 из 670 моделей жюри осталось довольно.

Повторите:

Употребление местоимений

1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение это­го положения ведет к искажению смысла.

2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она* оно, они) прибавляется начальное н , если они стоят пос­ле простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней и после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих роди­тельным падежом: вокруг них, сзади него.

После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.

Не прибавляется н также после предлога благо­даря и предложных сочетаний не в пример, в про­тивовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением, др., состоящих из простого пред­лога и существительного; благодаря ему, со сторо­ны его.

После формы сравнительной степени прилага­тельных и наречий местоимения 3-го лица употреб­ляются без начального в: старше его, лучше её,

3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить мес­тоимением в форме множественного числа. Напри­мер, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдох­нёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.

4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предло­жениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочи­тать свой доклад местоимение себе по смыслу от­носится к существительному дворник, а местоиме­ние свой — к слову ассистент.

5. Формы у ней, от ней носят разговорный или уста­релый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.

Выполните упражнение:

 Выберите одну из заключенных в скобки форм.

1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему — мальчику) было девять лет1. 2. Проводник шёл впереди, а сзади (его него) ехала нагруженная вещами повоз­ка2. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзамено­вать (их её) в первую очередь3. 4. Хозяйка сняла со стула чемодан и отодвинула (его стул чемодан) в сторону1. 5. Больной попросил сестру налить (себе ему) воды4. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней неё) можно было ждать многого5. 7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их них) будет разбит сквер2. 8. Если ученик не исправит своё поведение, то в от­ношении (его — него) будут приняты более строгие меры2.

Повтори:

Употребление форм глагола

1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затруд­няет иногда понимание смысла высказывания. На­пример, в предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной формы глагола лучше употре­бить другую форму (некоторых больных направ­ляют).

2. В качестве однородных членов предложения обыч­но употребляются глаголы одного и того же вида.

3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, вы­ставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи.

4. Рекомендуются следующие глаголы несовершен­ного вида с суффиксом -ыва-/-ива-, соответствующие глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспари­вать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередует­ся с а); озабочивать, опозориватъ, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, при­урочивать, сосредоточивать, уполномочивать (со­храняется о). 5. В парах видеть видать, слышать слыхать, мучить — мучатъ, лазить — лазать первые гла­голы — нейтральные, вторые — разговорные.

6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (буду­щего простого) времени глаголов победить, убе­дить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.

7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, ма­шет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мя­укает, сыплет, щиплет. Формы полоскает , плес­кает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные.

Возможны параллельные формы со смысловым различием:

брызгаю 'спрыскиваю, окропляю' (брызгает водой, брызгает бельё) брызжу 'разбрасываю капли, сыплю брызгами' (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной);

двигаю' 'перемещаю, толкая или таща что-нибудь' (двигаю мебель) — движу 'перен. побуждать, руко­водить' (им движет чувство сострадания); двигается 'приходит в движение' (поезд двига­ется) движется 'находится в движении' (маши­на медленно движется};

капает 'падает каплями, льется по капле' (капает лекарство в рюмку, пот со лба капает) каплет 'протекает' (крыша каплет);

мечет икру, мечет гром и молнии метает пет­ли, метает шов.

8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных гла­голов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мок­нул, глохнул, чахнул).

Выполни упражнение:

Выберите одну из заключенных в скобки глаголь­ных форм.1. Сюда (собираются дети — собирают детей), ко­торые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодё­жи духовно расти и (проявить — проявлять) свои спо­собности2. 3. Не (порти порть) мебель, ставя на по­лированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали сосредоточивали) вни­мание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов4.5. Где вы (слышали слыхали) о по­следних событиях в этой стране5? 6. Если так будет про­должаться и дальше, я (очучусь могу очутиться) в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговари­ваете, не (махайте машите) так сильно руками7. 8. Цветок без воды (сох сохнул) в горшке8. 9. Ста­роста класса (уполномачивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету врача больной (полоскает полощет) горло раство­ром соды7.

 

 

Повтори:

Строй простого предложения

1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно уп­равляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнения; в противном случае синтаксиче­ская связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Помимо работы на предприятии, моло­дёжь учится на вечерних курсах». Это предложе­ние можно исправить так: Молодёжь учится на ве­черних курсах без отрыва от производства или: Работая на предприятии, молодёжь одновременно учится на вечерних курсах.

2. Не следует использовать сочетания типа «идёт снижение цен» — однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции носят канцелярский характер. Лучше употреблять глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успе­ваемость.

3. Нельзя давать конец предложения в ином син­таксическом плане, чем начало. Например, вместо «Одним из вопросов, подлежащих нашему рас­смотрению, это вопрос об укреплении дисцип­лины.» следует сказать: Один из вопросов... этот вопрос... или: Одним из вопросов... является вопрос...

4. Нельзя допускать в предложении смешения раз­нородных понятий.

5. Форма именительного падежа существительного или прилагательного при связке был обозначает ус­тойчивый признак предмета: Он был человек прак­тичный; Погода здесь постоянно была ветреная.

Для указания на временный признак в этих слу­чаях употребляется форма творительного падежа: Он был в то время студентом.

6. В именной части составного сказуемого полная форма прилагательного обозначает постоянный признак, вневременное состояние: река спокой­ная (обычно), а краткая форма — временный признак, временное состояние: река спокойна (в данное время).

Полная форма прилагательного обозначает безот­носительный признак: комната низкая (вообще), а краткая — признак по отношению к определенным условиям: комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма прилагательного носит более отвлеченный характер, чем полная. Ср.: он смел он смелый; она зла она злая.

7. Существенное значение для правильного построе­ния (и понимания) предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчер­кивание, выделение одного из членов. Ср.: Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель). — Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожидан­ность трудности). — Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).

Неудачный порядок слов (например, широко го­товится отметить юбилей вместо готовится ши­роко отметить юбилей) искажает смысл предложе­ния, затрудняет его понимание. Так, вместо: «Богда­нов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загружен­ность общественной работой» следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вмес­те со всеми студентами...', понимание смысла фразы «Глаза его прикрывали стёкла очков» за­трудняется из-за неоправданной перестановки под­лежащего и прямого дополнения.

В предложении Осенний ветер безжалостно срывает листья берёзы все члены предложения сто­ят на своих обычных местах (это так называемый прямой порядок слов):

1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер срывает);

2)согласованное определение стоит перед опреде­ляемым словом (осенний ветер);

3) несогласованное определение стоит после опреде­ляемого слова (листья берёзы);

4) дополнение стоит после управляющего слова (срывает листья);

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаго­лом-сказуемым (безжалостно срывает).

В контексте для смыслового или стилистического выделения отдельных членов предложения прямой порядок слов часто нарушается. Такое изменение расположения членов предложения называется о б-ратным порядком слов (инверсией).

Выполни упражнение:

 № 1Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в кон­цертных выступлениях дадут ряд концертов)1. 2. На предприятии (происходит рост производительности растёт производительность) труда, благодаря примене­нию новейших методов производства2. 3. (Одна одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является повышение успеваемости3. 4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком (среди по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы»4. 5. Ломоносов в юности был (рыбак рыбаком)5. 6. Эта река (^покойная — спо­койна)^. 7. Общественность (широко готовится — гото­вится широко) отметить юбилей писателя7. 8. Для наше­го небольшого класса эта доска слишком (широкая ши­рока)6.

№2   Прочитайте предложения. Найдите фразы с об­ратным порядком слов и объясните причину использова­ния инверсии.

1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. (П.) 2. Волнение души моей было тягостное. (П.) 3. Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.) 4. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие я куры кудахтающие. (Гонч.) 5. Судьбы свершился приговор! (Л.) 6. Досадно было, боя жда­ли. (Л.) 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на охоту. (Л.) 8. Аркадий Павлович говорил голо­сом мягким и приятным. (Т.) 9. Неотразимое впечатле­ние произвёл на всех присутствующих голос певца. (Т.) 10. Скука смертельная царила в его доме. (Т.) 11. Обеды задавал он отличные. (Т.) 12. Тут сгорел мой приятель со стыда. (Т.) 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу то­локном замесили. (С.-Щ.) 14. Я по двору погулять вы­шла. (Остр.) 15. Я уж и так топиться от вас хочу. (Остр.) 16. Развязка же наступила неожиданная. (Д.) 17. Да» мы дружны были очень. (Л. Т.) 18. Радостной улыбкой озарилось лицо Анны. (Л. Т.) 19. Руку мне подал на про­щание. (Ч.) 20. Почти целую неделю не спала она. (Ч.)

21. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница. (Ч.)

22. Как раз над двором плыла полная луна. (Ч.) 23. Всю дорогу мешала говорить тряская езда. (Ч.) 24. А хорошая сторона — Сибирь! (М. Г.) 25. Ослепительно-яркое вы­рвалось из печи пламя. (Гл.) 26. Пустынны и печальны Карпаты в осенний сумрачный день. (А. Т.) 27. Бор глухим, сумрачным стал. (Сейф.) 28. Волка на пашне видели. (Сейф.) 29. Вышел месяц ночью тёмной, одино­ко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на де­ревни дальние, на деревни ближние. (Нее.) 30. В лавку вошла, согнувшись в три погибели, старуха. (Фед.)

31. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо. (Пан.)

32. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце. (Пан.)

33. Душа к высокому тянется. (Пан.) 34. К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня. (Копт.) 35. Книжками сын мой сильно интересуется. (Н. О.)

Повтори:

Некоторые случаи управления

1. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Одна из распространенных ошибок — употребление пред­ложного сочетания вместо беспредложной конст­рукции: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместоразъяснение допущенных ошибок), «показа­тели по использованию электроэнергии» (вместо показатели использования.*.), «оперировать с точ­ными фактами» (вместо оперировать точными фактами).

2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся предложные сочетания (так называемые новые пред- логи: в деле, по линии, в части, за счёт и др.) при неуместном их использовании придают речи канце­лярский характер: в части удовлетворения запро­сов молодёжи; в деле изучения покупательского спроса.

3. При выборе предлога следует учитывать прису­щие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в си­лу, в связи с, по причине, благодаря и др. Напри­мер, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда (а не «вследствие предстоящего отъезда», так как отъезд еще не состоялся и последствий пока не име­ет), но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду прошедших дождей», так как явление относится к прошлому).

Не утратил своего лексического значения и пред­лог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам', благодаря помощи товарища. Поэтому не следует использо­вать этот предлог, если речь идет о чем-то отрица­тельном.

4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки упот­ребляются с дательным падежом: согласно приказу.

5. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде на поезде; уйти с кухни из кухни.

Предлог в, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направле­ние внутрь чего-либо (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-либо (с предложным паде­жом); предлог на обозначает направление на по­верхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение 'изнутри', а предлог с — 'с по­верхности'; ер.г в столе, на столе, из стола, со стола. Если речь идет о какой-либо территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле. Если же мысль об ограничении отсутствует, то употребля­ется предлог на: находиться на поле', ср.: во дворе (в окруженном забором или домами пространстве) — на дворе (вообще вне дома).

С названиями городов, районов, областей, рес­публик, регионов, государств употребляется пред­лог в: в Туле, в Красногорском районе, в Москов­ской области, в Татарстане, в Сибири, в Герма­нии.

С названиями гор употребляется предлог но: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная мест­ность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство).

При названиях предприятий употребляют и пред­лог на: на заводе, на фабрике, на почте, на теле­графе, на шахте, и предлог в: в конструкторском бюро, в издательстве, в карьере, в магазине и т. д.

При названиях учебных заведений употребляет­ся предлог в: в институте, в техникуме, в школе, но: на курсах. При названиях частей учебного заве­дения используется предлог на: на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в лабо­ратории, в III классе — под влиянием представле­ния о помещении для занятий).

При названиях зрелищных мероприятий устано­вилось такое употребление: в театре, в кино, в цир­ке, но: на концерте, на опере, на представлении, на сеансе.

При названиях средств передвижения возможны варианты: в/на поезде, в/на трамвае, в/на метро (более общее значение имеет предлог на).

Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на — предлог с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа; поехал в Белоруссию — вернулся из Белоруссии. 6. После переходных глаголов с отрицанием упот­ребляется как родительный падеж: не читал этой книги, так и винительный падеж: не читал эту книгу.

Родительный падеж обычно употребляется:

1) в предложениях с усиленным отрицанием, кото­рое создается наличием частицы ви или местоиме­ния и наречия с этой частицей: Не люблю ни чрез­мерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда ни­кому не доверял своей тайны;

2) при разделительно-количественном значении до­полнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений; не понял многих слов; не дос­тал тетрадей; не принимает мер;

3) после глаголов видеть, слышать, думать, хо­теть, желать, чувствовать, ждать и др., обозна­чающих восприятие, желание, ожидание: не слы­шал крика; не чувствовал желания; не видел опас­ности; не ждал прихода;

4) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрыва­ет подозрений; не осуществляет контроля, не объ­ясняет правил; не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется:

1) для подчеркивания конкретности объекта: Сту­дент не прочитал книгу, которую ему рекомендо­вали;

2) при одушевленных существительных, при име­нах собственных: не любит свою дочь; не наказы­вал Петю;

3)если дополнение стоит перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книгу я не возьму; 4) для внесения ясности, чтобы избежать совпаде­ния одинаково звучащих форм: Я не читал ещё га­зету (слово газеты могло бы быть воспринято как форма множественного числа); 5) при двойном отрицании: Нельзя не признать си? лу его доводов (основной смысл высказывания —

утверждение, а не отрицание);

6) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение; чуть не пропустил урок;

7) при наличии в предложении слова, по смыслу от­носящегося одновременно к сказуемому и дополне­нию: не нахожу эту книгу интересной;

8) во фразеологических оборотах: не скалить зубы. Если прямое дополнение относится не непосред­ственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то такое до­полнение обычно ставится в форме винительного па­дежа: не хотел читать эту книгу; не могут при­знать его правоту.

Если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, то дополнение ставится в форме винительного падежа: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок.

После глаголов с приставкой недо -, указываю­щей на выполнение действия ниже нормы, дополне­ние обычно ставится в форме винительного падежа: недовыполнить план.

7. Следует различать конструкции со словами, близ­кими по значению, но требующими разного управ­ления:

беспокоиться о чем-ком-нибудь — тревожиться за кого-нибудь;

упрекать в чем-нибудь — порицать за что-нибудь; препятствовать кому-чему-нибудь — тормозить что-нибудь;

отчитаться в чем-нибудь — сделать отчёт о чем-нибудь;

обращать внимание на кого-что-нибудь — уделять внимание кому-чему-нибудь; удивляюсь чему-нибудь — удивлён чем-нибудь; превосходство над чем-нибудь — преимущество пе­рёд кем-чем-нибудь; уверенность в чем — вера во что, в кого. 8. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в раз­ных падежных формах в зависимости от смысловых или стилистических оттенков: бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) бросить камнем (значение орудия дейст­вия: бросить камнем в змею);

вертеть пальцы ('крутить, причиняя им боль') — вертеть пальцами (от нечего делать); двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (на­пример, во сне);

жертвовать что (конкретные предметы: жертво­вать деньги) жертвовать чем (отказываться от чего-либо в чьих-либо интересах: жертвовать , жизнью);

завязать узел (на вещах) — завязать узлом (напри­мер, галстук);

знать, говорить, напомнить, сообщить ч т о (в пол­ном объеме, по существу) — знать, говорить, на­помнить, сообщить .6 чем (в общем виде, поверх­ностно);

лежать на постели ('отдыхать') — лежать в по­стели ('быть больным');

наблюдать что ('проводить наблюдения': наблю­дать солнечное затмение) наблюдать зачем ('иметь надзор': наблюдать за порядком); удовлетворять что ('исполнять чьи-либо зада­ния, требования': удовлетворять потребность, просьбу) удовлетворять чему ('оказаться в соот­ветствии с чем-либо, вполне отвечающим чему-либо': работа удовлетворяет всем требованиям); удостоить чего ('признав достойным, наградить чем-либо': удостоить награды, премии) удосто­ить чем ('сделать что-либо в знак внимания': удостоить ответом, беглым взглядом). 9. Некоторые глаголы требуют одновременно двух дополнений, и выбор падежной формь! зависит от смысла. Например: обеспечить кого (что) чем ('снабдить ъ потребных размерах': обеспечить школь­ников учебниками) обеспечить кому (чему) что ('гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным': обеспечить больному хороший уход).

Слово обязан в значении 'должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признатель­ность за что-либо' обычно употребляется с двумя па­дежами: дательным, указывающим на адресата, и творительным, указывающим на объект призна­тельности, на ее причину: Так этим вымыслом л вам ещё обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?

10. Разница между конструкциями вылить воду — выпить воды, купить книги купить книг и т. п. заключается в том, что родительный падеж обозна­чает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть его, тогда как винитель­ный падеж указывает, что действие полностью пере­ходит на предмет.

11. Разница между конструкциями искать место искать места, просить деньги просить денег и т. п. заключается в том, что форма винительного падежа указывает на определенный, конкретный предмет (известное наперед место; обусловленная сумма денег), а форма родительного падежа имеет общее значение (какое-либо свободное место, напри­мер в зале, а также в переносном смысле — 'искать работы'; неопределенное количество денег).

12. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предло­жения. Чаще всего наблюдается «нанизывание» форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ение и -ание: Для решения задачи ускорения подъёма уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. Такие предложения можно уп­ростить, в частности заменив отглагольное сущест­вительное какой-либо другой формой или оборотом (например: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций).

13. Нельзя сочетать в одном предложении родитель­ный субъекта (указывает на производителя дейст­вия: выступление докладчика) и родительный объ­екта (указывает на объект действия: чтение книги). При исправлении предложения родительный субъ­екта («Последовательное изложение ученика мате­риала урока» ) обычно заменяют формой творитель­ного падежа (Последовательное изложение учени­ком материала урока).

В отдельных случаях может возникнуть неяс­ность при использовании даже одной формы роди­тельного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или чи­тались его стихи?). Если читал поэт, то можно ска­зать: Чтение Маяковским своих произведений...; если кто-то читал его стихи, то можно сказать: Чте­ние стихов Маяковского..,

14. При двух или более однородных членах предло­жения общее управляемое слово возможно только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конс­пектировать книгу, выписать и проверить цита­ты. Предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управле­ния: «любить и увлекаться спортом»  (любить что?, а увлекаться чем?), необходимо исправ­лять. Обычно ко второму управляющему слову до­бавляют местоимение, заменяющее дополнение-су­ществительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.

 

Выполните упражнение:

 №1 Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Докладчик оперировал (непроверенными — с непро­веренными) данными1. 2. Преподаватель указал (о том — на то), что в реферате имеется ряд ошибок1. 3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути на «особый» путь) развития России1. 4. Всё это говорило (за то — о том), что, не­смотря на сильный состав зарубежных участников турни­ра, наши мастера могут с честью бороться с ними1. 5. Ответ (по заявлению на заявление) был получен немедлен­но1. 6. Многие молодые режиссёры добились больших ус­пехов (в деле создания в создании) исторических кино­фильмов2. 7. Движение на дороге было прервано (благода­ря из-за) неосмотрительности стрелочника3. 8. Посевы производились согласно (указаний указаниям) агро­нома4. 9. Закончив гастроли, артисты цирка вернулись из) Крыма5. 10. В выходной день мы с товарищем были на) концерте5.

№2 Используя предлоги в и на, составьте предложе­ния с данными словами. Объясните выбор предлога.

Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат бытового обслуживания, полевой стан, собрание, мед­пункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, по­езд, трамвай, самолёт, автобус.

№3  Прочитайте предложения. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием. (См. п. 6.)

1. Некоторые ученики не выполняют домашние зада­ния. 2. Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своём творчестве чуждые влияния. 3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 4. Бы­ло бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли учас­тие в розыгрыше первенства страны по шахматам. 6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 7. К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

№4 Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Мать сильно беспокоилась (за сына — о сыне)'1. 2. Легко заметить преимущества новой модели автомо­биля (над перед) старой7. 3. Решимость народов всех стран не допустить новую войну вселяет в нас уверен­ность в (победу победе) дела мира7. 4. К концу года правление фонда должно будет отчитаться (о — в) про­деланной работе7. 5. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением — солнечное за­тмение) 8. 6. Мальчик бросил (камень камнем) в во­ду8. 7. (Чем я обязан такому лестному отзыву — чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе9. 8. Необходимо своевременно обеспечить (школам по­требное количество школы потребным количест­вом) топлива на зиму9. 9. Успокойтесь, выпейте (воду воды)10. 10. Главный герой повести в течение несколь­ких месяцев безуспешно ищет (работу работы)11. 11. (В целях дальнейшего улучшения качества про­дукции чтобы улучшить качество продукции) за­водская лаборатория должна будет провести испытания новых синтетических материалов12. 12. Проверка (дека­ната деканатом) условий жизни студентов в обще­житии института выявила ряд недостатков13. 13. Наш преподаватель организовал и руководит кружком люби­телей родного языка14.

Повторите:

Сложное предложение

№ 1  Прочитайте предложения и определите, правиль­но ли они построены.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике1. 2. Человечество охвачено страстным стрем­лением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя2. 3. Лошади казаков, которые бы­ли покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тро­пе3. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к отве­ту4. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся5. 6. Волчиха осторожно пробира­лась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам по­советовали сходить и посвящённую творчеству Горько­го6. 8. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отпра­вили в больницу5. 9. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты6. 10. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех7.

Повторите:1. Ошибочна постановка рядом двух однозначных союзов (при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто или будто бы).

2. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части сложноподчиненного предложения, в которой сказуемое выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения («Если бы эти пред­ложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему» ). 3. Неправильный порядок слов: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое су­ществительное в той же числовой форме. В этом случае может возникнуть неясность: Беседа с пред­ставительницей делегации, которая недавно при­ехала в Москву (кто приехал — представительница или делегация?).

4. Смешение прямой речи с косвенной.

5. Повторение одинаковых союзов при последова­тельном подчинении придаточных (то же при одина­ковых союзных словах).

6. Не должны выступать как однородные синтакси­ческие элементы член предложения и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

7. Вводное слово ошибочно принято за сказуемое главной части сложноподчиненного предложения.

№2 Синтаксическая норма.

Исправьте ошибки, допущенные учащимися в роде и числе союзного слова который. Перепишите предложения в отредактированном виде; обо­значьте род или число союзного слова и укажите стрелкой, от какого слова эта форма зависит.

I1. Я видел высокогорное озеро Рица, в которой зеркальная вода. 2. Есть такая страна — Детство, в которое мы, взрослые, уже не попадём. 3. Ребята направились к деревне Остров, который виднелся на крутом берегу реки.

II. 1. Наряду с двусоставными, в русском языке широко рас­пространены предложения , односоставные, в котором подлежа­щее и сказуемое выражены одним членом. 2. Пылкие речи Чац­кого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений. 3. Все сидящие здесь помнят команду киевского «Ди­намо», которые играли «матч смерти».

 Подчеркните грамматические основы в 3-м предложении (II). Укажите, чем выражены подлежащие.

 

№3. Синтаксическая норма.

ПОВТОРИТЕ СТИЛИСТИКУ

№1 Перепишите предложения, исправляя в них ошиб­ки в словоупотреблении. Укажите характер каждой ошибки (непонимание значения слова, употребление вместо нуж­ного слова другого, близкого по звучанию или по значе­нию, употребление слова с неподходящей стилистической окраской, нагромождение лишних слов, неоправданное повторение одних и тех же или однокоренных слов, логи­ческие ошибки в соотнесении понятий и т. д.).

1. Студенты успешно выполнили заданное на преды­дущем занятии задание. 2. Вначале молодым спортсме­нам было трудно заниматься, но, преодолевая силу во­ли, они на примерах показали, как надо заниматься. 3. Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже были напечатаны. 4. Раз­вёрнутая в данный период времени работа по решитель­ной перестройке всей работы дала положительные результаты. 5. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано. 6. Следует отметить в рабо­те следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 7. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 8. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на пред­ставление излишних отчётов. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро блюдце кончилось, и он влез в него обеими лапами. 10. Невозможность заниматься постоян­но и прерывистое чтение мешали хорошей усвояемости материала. 11. Ясный ум и руководящие способности по­могли молодому руководителю организовать такую боль­шую организацию. 12. Строители дома придавали на всем протяжении строительства первоочередное внима­ние своевременному окончанию работы. 13. Редкие кни­ги хранятся в хорошо оборудованных хранилищах, обес­печивающих их полную сохранность. 14. Не желая ро­нять авторитет молодого врача, профессор поддержал его точку зрения на научной конференции. 15. Вряд ли ге­рои этих рассказов надолго сохранят свою жизнь в памя­ти читателя.

№2  Выберите один из заключенных в скобки вариан­тов. Мотивируйте свой выбор.

1. На ближайший поезд билеты с (плацкартам плацкартой) уже проданы. 2. В официальном приказе указано, что А. М. Сергеев в течение апреля был в (от­пуске отпуску). 3. В продажу поступила первая пар­тия (мандарин мандаринов). 4. Препараты хранятся в (спирте спирту). 5. Автор внёс ряд (корректив коррективов) в рукопись своей работы. 6. Нужно до­полнительно купить дюжину (простынь простыней). 7. В ближайшее время в нашем районе будет построено ещё несколько (яслей яселъ ). 8. Словно бабочки, перед глазами мелькали живописно разрисованные (вееры — веера). 9. Стихи были (удачные удачны) и по содер­жанию и цо форме. 10. Полярники пробыли на льдине (283 — в течение 283) суток. 11. Успеваемость в классе составляет 94,7 (процента процентов), 12. Семена подсолнуха (дробятся, разминаются и отмываются дробят, разминают и отмывают) холодной водой от примесей. 13. Лицо мальчика Стало (красное крас­ным) от мороза. 14. Ряд докладов на эту тему уже (было сделано был сделан), 15. Местная пресса, в частности ежедневные газеты, (уделяет уделяют) много вни­мания вопросам культуры. 16. (Щупалъцы щупаль­ца) осьминога крепко держали свою жертву. 17. Боль­ной не терял ни (бодрость бодрости), ни (надежду надежды). 18. (Что — чего), кроме осуждения, заслу­живает подобное бюрократическое отношение? 19. Мы не успели спрятаться от дождя и (промокнули про­мокли) до нитки. 20. Если бы не бдительность стрелоч­ника, поезд неизбежно сошёл бы с (рельс рельсов). 21. На портретах А. П. Чехов изображен в пенсне, (которое которые) тогда часто носили вместо очков.

№ 3 Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Исправляя ошибки, помните, что необходимо полностью сохранить смысл фразы.

Путешественника, впервой отправляющегося в цент­ральные районы высокогорного Тянь-Шаня, изумляют и восхищают отличные, прекрасные горные дороги. Ог­ромное множество машин и транспорта двигается по горным дорогам. Тяжелые машины, нагруженные тя­жёлым грузом и людьми, то всползают на высокие гор­ные перевалы, то опускаются в глубинные горные доли­ны. Чем выше горы, тем чище и прохладнее воздух. Стремящийся и бурливый горный поток то перебивает горную дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. По бокам виднеются обломки скал, напоминающие ру­ины и развалины. Дикое, пустынное впечатление пред­ставляет раскинувшаяся вдоль горной реки глубокая горная ложбина. Дикую степь покрывают стебли высох­ших трав. Редкое дерево виднеется на берегу горной ре­ки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши. Стадо джейранов перебегает дорогу. На склонах гор можно приметить стадо горных серн. Чуткие живот­ные, вглядываясь в пробегающую внизу горную дорогу, возвышают головы, ибо боятся нападения хищников. Кто хоть раз побывал в этих местах, никогда этих мест не забудет.

№4  Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Помните, что необходимо сохранить смысл фразы.

В книгах полярных экспериментаторов, подробно из­лагавших охоту в холодных странах, почти нет указа­ния, чтобы белый медведь по собственной инициативе нападал на человека. Обычно во всех случаях агрессив­ной стороной являлся человек. Опытные полярники зна­ют, что при встрече с человеком сытный зверь не даёт сигналов враждебности. Он как бы с большим удивлени­ем разглядывает невиданное двуногое существо, стара­ясь детальнее узнать его и обнюхать. Для хорошо воору­жённого путешественника такая встреча опасности не составляет. Иначе чувствует себя в таких случаях нево­оружённый человек, в руках которого не находится ни­чего, кроме простых лыжных палок.

№ 45Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Помните, что необходимо сохранить смысл фразы.

 Не всегда, однако, встреча с белым медведем приво­дит к мирному финалу. Однажды белый медведь долго гонялся за группой высадившихся на берег Новой Земли учёных. По всем признакам голодный зверь имел жела­ние воспользоваться неожиданно подвернувшейся добы­чей. Трудно сказать, чем окончилась бы погоня за улепё-тывавшими от него безоружными людьми. От опасности путешественников спасла предприимчивость студен­та-геолога. Убегая, он стал сбрасывать с себя части кос­тюма. Медведь внимательно занимался то бросаемой ме­ховой шапкой, то рукавицами, то студенческим пиджа­ком. Это помогло людям вовремя прибежать и спустить на воду шлюпку. Отъехав от берега, Долго наблюдали они, как шарахается по берегу упустивший лакомую до­бычу голодавший зверь.

 

№6 Исправьте речевые ошибки, допущенные в пред­ложениях.

1) Важно следить и анализировать процессы, проис­ходящие в современном обществе,

2) Это был человек, верящий в добро и справедли­вость и ксстррый искренне стирался принести пользу об­ществу.

3) Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

4) Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно пред­ставляют в"клетчатой кепи.

5)Городская общественность широко готовится отме­тить юбилей нашего города.

6) По сообщениям газет, вскоре граждане будут оплачиватъ за квартиру значительно больше, чем сейчас.

7) Для выполнения этого упражнения ляжьте на ков-рик на пол.

8) С обоими претендентками на звание «Мисс Россия» я познакомился в весьма необычной обстановке.

9) Все посылки, отправляющиеся в Америку, прохо­дят строгий эпидемиологический контроль.

10) При подготовке этой реформы следует учесть уровень подготовленности соответствующих специалистов.

11) Чингиз Айтматов в своих произведениях всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни и который проходит ряд испытаний.

12) На юбилейном вечере, посвященном пятидесяти­летию университета, старейшим ветеранам были вруче­ны грамоты и пенные подарки.

13) Не следуует думать, что только талант имеет глав­ную рожь в достижении цели — необходимы также труд и терпение.

14) Согласно приказа директора школы со следующе­го года вводится обязательная школьная форма. -

15) Герой Булгакова — явный прототип Иисуса Христа.

16) Лишь в 60-е годы мы смогли прочитать и насла­диться лучшим романом Булгакова.

17) Сатирическое изображение русской жизни описы­вает Лесков в знаменитой «Блохе».

18) В наши дни добро, к сожалению, не имеет места для существования.

19) Я читал автобиографию жизни Бальзака как за­хватывающий роман.

20) Большая половина класса прекрасно справилась с итоговой контрольной работой по математике.

21) Заведующий отдела жалоб внимательно выслушал посетителя.

22) Было ясно, что вопрос идет о смене руководителя банка.

23) Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело.

24) Популярный телеведущий дал разъяснение о смысле указа Президента.

25) За последние несколько лет наш институт разра­ботал более пятьсот пятидесяти новых проектов.

26) Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены и кото­рые набрали достаточное количество баллов, будут за­числены в университет.

27) По обоим сторонам строительной площадки воз­вышались аккуратно сложенные штабеля кирпичей. ...

28) Для выполнения столь крупного заказа нам при­дется прибегнуть к помощи и сотрудничеству с другими предприятиями.

29) Многие участники конгресса приехали с самых отдаленных районов.

30) Она не производила впечатление тихони, застен­чивость вряд ли была для нее свойственна.

№7 Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже.

2. Директор подчеркнул о необходимости ремонта школы,

3. Высказывается критика о том, что мы делаем.

4. ^Решимость парламента свелась лишь в предостав­лении полномочий.

5. Магазин, ориентированный специально Для школь­ников.

6. Уверенность каждого за свой завтрашний день.

7. Контролировать за ходом операции.

8. Озабоченность за безопасность жизни детей.

9. Факты говорят за возможность использования ре­зервов.                                                                            

10. Делегаты конференции разъехались в свои страны.

№8 В приведённых предложениях исправьте стилис­тические недочёты в выборе предлога, а также оши­бочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

2. Разрушения произошли за счёт плохой работы сис­темы водоснабжения.

3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях.

4.. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.

5. По окончанию работы все должны собраться в зале.

6. Вопреки указанных положений на заводе продол­жается нарушение техники безопасности-

7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернутъся к этому вопросу.

Н. Благодаря успешного стечения обстоятельств, мы успели выполнить задание в срок.

Повторите:

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок-) име­ют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании): прав, права, право, правы; вреден, вредна, вредно, вредны. (Поэтому неправильным следует считать часто встречаю­щееся произношение «правы», «глухи», «глупы», «бледны» и т. п.)                                                   !

2. Многие глаголы в форме прошедшего времени имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в ко­торой ударение на окончании): дал, дала, дало, дали; понял, поняла, поняло, поняли.

То же самое наблюдается у многих кратких страдательных причастий прошедшего времени: начат, начата, начато, начаты; продан, про­дана, продано, проданы.

3. Иногда предлоги (чаще всего на, за, под, по, из, без) принимают на себя ударение, и тогда следую­щее за ним существительное оказывается безудар­ным: на ногу, за голову, под гору, по морю, из дому, без толку.

Ср. также: час от часу, год от году, до ночи, до полу и др.

Приведем некоторые слова (и их формы), при про­изношении которых часто делают неправильное уда­рение. (Вторые варианты оцениваются как разго­ворные.)

 

автобус                             вторгнуться

агент                                гектар

агентство                           генезис

агония                              гравёр

алкоголь                            гренадёр

алфавит                           группировать

анатом                               гусь — гуся и гуся

апостроф                           демократия

арбуз(арбуза, арбузы)      деятельность

аргумент                           диагноз

арест                                  диалог

аристократия                   диспансер

астроном                          добыча

атлас ('собрание географи- договор и договор

ческих карт')                договорённость

атлас ('ткань')                   дозвониться   (дозвонюсь, баллотировать                        дозвонишься)

баловать           .           документ       ^

безудержный                     драматургия

библиотека                       дремота

братание                            духовник

брататься                           забронировать ('закре-

брбня ('закрепление чего-     пить что-либо за кем-

либо за кем-либо')             либо')

броня ('защитная обли- забронировать ('покрыть цовка из стали')               бронёй')

буржуазия                         завидно

валовой                              заговор

варить (варю, варишь)      задолго

вахтёр                       :   заём

верба                                  зазвонить (зазвоню, зазво-

вблен                                    нйшь)

волк — волка                    заиндеветь и заиндеветь

волшебство                        закупорить

вор — вора (воры)             занятой (человек;)

занятый (кем-либо, чем- мастерски

либо)                            мастерство звонить (звоню, звонишь)  медикамент

зимовщик                         мельком и мельком

злоба                                молодёжь

зубчатый                           монолог

иероглиф                          морковь

издавна                            набело

изобретение                      наверное

изредка                            наголо и наголо

иллюстрировать               надолго

импорт                             надоумить

индустрия                        намерение

инструмент                       недоимка

информировать                 некролог

искра                                ненависть

каталог                             неподалёку

катастрофа                       непревзойдённый

каучук                              новорождённый

квартал                            облегчить

кедровый                          обострить

километр                          огулом

кинематография               озлобленный

кожевенный                     опериться

коклюш                            осведомить

колосс ('великан')             откупорить комбайнер и комбайнёр    отчасти

компас                              паралич

комплекс                          партер

крапива                            пахота

красивее                           пепелище

кремень                            поваренная (соль)

кухонный                         портфель

ломоть                              постамент

лоскут                              похороны (на похоронах)

лыжня                              предмет

магазин                            премировать

мригонор                            судно

приданое                            таможня

призыв                               теплиться

призывной (пункт, воз- топливный

раст )                             торос

призывный ('зовущий')     угольный угол)

приноровленный                угольный уголь)

принудить                          улучшить

принцип                             усугубить и усугубить

приобретение                     факсимиле

прирост                              фарфор

прозорливый                     феномен и феномен

простыня (простынь         формировать

и простынёй)                 фбрум

процент                            . ,

"    ,                               фундамент

псевдоним                                     ,  „ ,

.  характерный (танец, по-рассердиться (рассердился)

револьвер                                 ,       „

характерный (человек) ремень

,           ...     хирургия

ровен (но: не ровен час)

руководить (руковожу,     хлошж - "ошсовый

руководишь)                 хозйин <**• хозйева)

русло                                 христианин

санитария                          цыгйн

сантиметр                          черпать

свёкла                                шофёр

силос                                 щавель

сирота (мн. сироты)          щепотка

случай                               эксперт — экспертный

соболезнование                 экспорт

созыв                                 эпилог

средство (мн. средства)     языковой ('относящийся

стабильный                            к словесному выраже-

статус                                     нию мыслей')

статут                                языковый ('относящийся

статуя                                    к органу в полости

стенография                          рта')

 

Плеоназм.

Плеоназм — сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого: * главный приоритет (приоритет — это первенствующее положение в чем-либо); * местные аборигены (аборигены — это «местные жители»); * жестикулировать руками (жестикулировать — «делать движения руками»). Ошибочны сочетания первая премьера, сво­бодная вакансия, успех победы, платежи по выплате зарплаты, коллеги по работе, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, прейскурант цен, в марте месяце и др.

Также неправильны сочетания *более лучше, *самый величайший и подобные, поскольку лучше — это «более хорошо», а величайший — «са­мый великий».

Тавтология.

Тавтология — стечение в одной фразе однокоренных слов. Напри­мер: проливной ливень; сгруппировать в группы; зарасти зарослями; спро­ектировать проект.

6. Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли: * Для героини свобода жить так, как хочется (я бы после тире вставил слова это возможность).

7. Смешение паронимов.

Паронимы — это близкие по звучанию, но не тождественные по зна­чению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо дру­гого: дипломат дипломант; одеть — надеть; главный — заглавный и т.д.

* Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «об­лечь в какую-нибудь одежду»: одеть ребенка; одежду мы надеваем: на­деть пальто, надеть на сына шапку).

* Она играла заглавную роль в фильме «Высота» (в подобных случаях слово заглавный означает «относящийся к заглавию», таким образом, можно играть заглавную роль в фильме «Анна Каренина» или в спектак­ле «Дон Кихот», но не может быть заглавных ролей в фильмах «Война и мир» или «Место встречи изменить нельзя»).

Тренажёр

№ 1. Поставьте ударение в словах: пуловер, квартал, приданое, фортель, ба­лованный, баловать, вероисповедание, гофрированный, иконопись, тортов, бан­тов, договор, древко, снадобье, табу, предвосхитить, афинянин, новорождён­ный, костюмированный, еретик, свекла, маркетинг, феномен, родился, каталог, кремень, крашение, асбест, памятуя, мозЗйчный, эксперт, красивее, мастерски, мусоропровод, обетованный, отрочество, досуг, лиловее, знамение, щегольски, бледни, ждало, брало, складчина, толика, туника, сливовый, щепоть, раджа, шарфы, скатертей, углубить, христианин., ворожея, диспансер, исчерпать, об­легчить, ходатайствовать, соболезнование, обеспечение, августовский, творог, щавель, ломоть, мытарство, сосредоточение, бряцать, танцовщица, фетиш, на­мерение, включат, звонишь, вечеря, духовник, жалюзи, закупорить, стебель, ма­каронные рожки.

№ 2. Разведите в 2 столбика (или укажите, используя в нужных случаях на­писание букв Е и Ё) слова

а) в которых вы произносите звук ё [ о];

б) в которых вы произносите звук е [ э].

Новорожденный (ё), свекла (ё), опека (е), забеленный (ё), афера (е), гренадер (е), завороженный (ё), острие (ё), раскаленный (ё), бытие (е), отекший (ё), ис­текший (е), белесый (ё), блеклый (ё), оседлый (е), разношерстный (ё), поднес­ший (ё), разноименный (ё).

№ 3. Разведите в 2 столбика (или припишите над словом нужное сочетание согласных) слова, которые вы произносите

а) с "ШН";

б) с "ЧН".

Девичник (ШН), скворечник (ШН), подсвечник (ШН), яичница (ШН), Ильи­нична (ШН), булочная (ЧН), молочная (ЧН), конечно (ШН), скучно (ШН)., дос­таточно (ЧН), пустячный (ШН). № 4. Определите род существительных, если это возможно.

Плацкарт/а/ (ж.р.), шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), визави (м.р., ж.р.), тюль (м.р.), бра (ср.р.), пенсне (ср.р.), галифе (мн. ч. - рода нет), цунами (ж.р.), саля­ми (ж.р.), резюме (ср.р.), алиби (ср.р.), ЗАГС (м.р.), ЮНЕСКО (ср.р.), НАТО (ср.р.), США (мн.ч. - рода нет), ГАИ (ж.р.), Тбилиси (м.р.), Чебоксары (мн.ч. -рода нет), кресло-качалка (ср.р.), какаду (м.р.), диван-кровать (м.р.), вагон-редакция (м.р.), шимпанзе (м.р.), иваси (ж.р.). № 5. Поставьте существительные в форму Им.п. мн.ч.

Шофер (ы), клапан (ы), договор (ы), приговор (ы), порт (ы), фронт (ы), то­карь (и), слог (и), сторож (а), повар (а). № 6. Поставьте существительные в форму Р.п. мн.ч.

Сапог (сапог), носок (носков), мандарин (мандаринов), помидор (помидоров), туркмен (туркмен), калмык (калмыков), киргиз (киргизов), ампер (ампер), ватт (ватт), гектар (гектаров), килограмм (килограммов), драгун (драгун), гусар (гусар), сапер (саперов), минер (минеров), гардемарин (гардемаринов), кочерга (кочерег), консервы (консервов), макароны (макаронов).

плечо (плеч), дно (доньев), полено (поленьев), мемуары (мемуаров), басня

(басен), вафля (вафель), острие (остриев), блюдце (блюдец), будни (будней),

грабли (граблей).

№7.

А) Выберите форму окончания существительных в Тв.п.

Эксперимент проведен под городом Серпухов (ом). Проект разработан ин­женером Серпухов (ым).

Теория эволюции создана англичанином Дарвин (ом). "Два капитана" напи­сана Вениамином Каверин (ым).

Б) Выберите форму мн.ч. или ед.ч., учитывая влияние на склоняемость имен собственных пола предполагаемого человека.

Братья Вайнер (ы), отец и сын Бах (и), сестры Брик (-), сестра и брат Браун

№ 8. Раскройте скобки, выберите нужную форму числительного или зави­сящих от него слов.

Поздравляю с (Восьмое марта).                                          С Восьмым марта

Расстояние около (полтораста) километров.                  Полутораста

Статья рассказывает о (трех, троих) победительницах.        Трех

Эта неожиданность случилась с (обе, оба) участницами      Обеими

Со (сколько) часов работает магазин?                                     Со скольких

Куплено (25) ножей и (23) (ножницы).                           Двадцать пять ножей и

                                                                                           ножницы в количестве

                                                                                             двадцати трех

Не нашел я этой записки в карманах (оба, обе, те и

другие) брюк.                                                                   Тех и других брюк

Мы провели в окружении (143) (сутки).                  Сто сорок три дня и ночи      

Осталось (полтора мохеровый моток).                          Полтора мохеровых мотка

В зоопарке живут (пять, пятеро) волков.                       Пять волков

Осталось (десять, десятеро) учеников.                    Десять учеников

 

 

№ 9. Образуйте сравнительную степень прилагательных, желательно про­стую, по типу: красный - краснее.

Бойкий                              Бойче, более бойкий

Звонкий                             Звонче, более звонкий

Ловкий                              Ловче, более ловкий

Долгий                              Более долгий

Дальний                            Более дальний

Жалкий                             Более жалкий

№ 10. Исправьте ошибки, допущенные при образовании форм имен прила­гательных.

На выставке представлены самые новейшие          новейшие; самые новые

достижения.

Этот спортсмен показал более высший

результат.                                                                более высокий; результат

                                                                                  выше

 

Тот склоне еще каменистее,                                                  Более каменистый

Комната маленькая для такой мебели.                                 Мала

Поле слева от дороги красно от маков, а слева -

голубо от васильков.                                                              красное, голубое

№11. Выберите нужную форму местоимения.

Благодаря (им, ним) состоялась эта встреча.                       Им

Мой брат сильнее (его, него).                                               Его

Вокруг (ее, нее) всегда много людей.                                  Нее

№ 12. Исправьте ошибки, если они есть, выберите нужную форму глаголь­ных форм или синонимичную ей конструкцию.

Ансамбль готовится к концерту, состоящемуся

на следующей неделе.                                            который состоится

Моющие обои.                                                           Моющиеся

Нам сделали обезб(о,а)ливающие уколы.         Обезболивающие

"Не ложь масло на солнце!"                                  не клади

Я убиралась в квартире.                                        Я убирала

Никто их не уполном(о,а)чивал.                          Уполномочивал

"Покладите на место!"                                          Положите

Подыт(о,а)живать будете сами.                           Подытоживать

Стоял, опустивши голову.                                    Опустив

"Высуни руку в окно".                                          Высунь

 Я всегда ложу на место.                                      Кладу

Опираемся на опыт предшествующих/              Предшествовавших

                                                                      предшествовавших поколений.

 

 

№ 13. Поставьте ударение в глаголах: положил, положу, заложили.

№ 14. Выберите нужную форму слов. Исправьте допущенные ошибки.

Большинство учеников с заданием справил(о,и)сь.   Справились

Часть ребят, писавших работу, допусти(и,а) ошибки.    Допустили

 Встретимся между первым и вторым часом/часами.  Часом

Три (ближайшие/ближайших) станции скоро встретят

нас.                                                                                   ближайших

Мать с детьми уехал(а,и) в деревню.                                Уехала

Ты с приятелем (зайдешь/зайдете) к нам?                  Зайдешь

 

Школьники не выполняют домашние задания.          Домашних заданий

Пять жирафов выступал(и,о) в цирке.                         Выступало

Мальчик боялся папу.                                                    Папы

 

Это не (играет/имеет) (значение/роль).                       Играет роль; имеет значение

(Платите/оплачивайте) (проезд/за проезд).                 Платите за проезд;

                                                                                    оплачивайте проезд

Теперь у нас (преимущество/превосходство)

(над кем-то/перед чем-то).                                           превосходство над;

                                                                                   Преимущество перед

 

Группа школьников во главе с лидерами

молодежного движения под готовил (и,а) этот

концерт.                                                               подготовила

 

Все подготовлено согласно распоряжения)

директора.                                                             распоряжению

 

Шампунь укрепляет и ухаживает за вашими

волосами до самых кончиков.                           укрепляет волосы

                                                                          и ухаживает за ними

Врачи и педиатры Америки рекомендую!

детский Тайленол.                                            Исправление:

                                                                        исключить Либо

                                                                        врача, либо педиат­ра,

                                                                        т.к. они соотносятся

                                                                  как видовое и родовое по­нятия

 

Мне нравится мой "Тик-так" за чувство

уверенности, которое он дарит мне каждый

день.                                                            ....нравится чувством, ко­торое ....

 

За оставленные вещи в коридоре

администрация ответственности не несет. за вещи, оставленные в коридоре

 

Карточки

Для индивидуальной работы

По культуре речи

Технология дифференциации и индивидуализации обучения

Учитель: Журавлёва НН,

Учитель русского языка

И литературы

Межозёрный

2009

Повторите:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 603.