В ранних работах начала XX в. было распространено мнение о женщине либо как о неспособной к сосредоточению и распределению внимания, либо как об обладающей тонкой наблюдательностью – но только в том, что ее интересует.
Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин – на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин – со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).
Половые различия по памяти связаны с характером запоминаемого материала и возрастом испытуемых: по вербальной памяти (на слова, предложения, рассказы, имена) отмечается либо превосходство девочек с 3 лет, либо отсутствие различий, по знаковой памяти (на цифры, буквы, линии) наблюдается отсутствие различий (5-84 года), по памяти на предметы и их пространственное расположение – либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков, по образной памяти – либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков (3-21 год), однако в сочетании с названием картинки – превосходство девочек (5-21 год), по кратковременной памяти – отсутствие различий у детей и у некоторых взрослых (до 21 года), а также превосходство взрослых женщин с высоким уровнем эстрогенов (женских половых гормонов), и по социальной памяти – отсутствие различий (4-21 год) или превосходство женщин. Помимо этого, мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо запоминают и тот и другой.
В роли свидетелей и мужчины и женщины более точно запоминают детали вещей и событий, связанные с их полом, но в целом, женщины считаются более надежными свидетелями, чем мужчины.
По общему интеллекту чаще всего наблюдается отсутствие половых различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до 70-летних стариков), в разных культурах, у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях и по вербальным и невербальным субтестам.
Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован.
В случае с речевыми способностями по большинству характеристик обнаруживается превосходство девочек и женщин.
По математическим способностям наблюдаются отсутствие половых различий по вычислительным способностям, превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин – в области вычислений. У девочек обнаружена «математическая тревога», влияющая на их низкую успеваемость по этому предмету.
Исследования эмоциональных реакции маленьких детей показали, что в большинстве случаев половые различия в плаче и страхе отсутствуют, но у мальчиков это не только эмоциональная, но н исследовательская реакция на новый стимул и новизну ситуации, а у девочек – «коммуникативный» плач (вызываемый угрозой лишения общения с окружающими).
В большинстве случаев мальчики и девочки одинаково склонны испытывать страх в незнакомых и опасных ситуациях, но в ряде исследований девочки продемонстрировали больший уровень страха, а мальчики ни разу не показывали такого превосходства.
Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.
Для мальчиков и мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, особенно негативные, эмоциональная сдержанность – даже с друзьями своего пола, и более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.
Можно говорить о существовании гендерно типичных «мужских» и «женских» эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин – печаль и страх.
Вопросы для самопроверки
1. В чем проявляются половые различия по вниманию? Расскажите о половых различиях по памяти в зависимости от характера запоминаемого материала.
2. Влияет ли возрастной фактор на половые различия по памяти? Обоснуйте свой ответ.
3. Что такое эффект самореферентности? У кого он наиболее выражен?
4. В чем различие мужчин и женщин как свидетелей?
5. Расскажите об исследованиях половых различий по общему интеллекту. Что они обнаружили?
6. Что такое спонтанное речевое поведение? Имеются ли по нему половые различия?
7. Расскажите об исследованиях половых различий по речевым способностям.
8. Что такое математическая тревога? У кого она чаще проявляется? Какой пол имеет преимущество по математическим способностям?
9. В каких ситуациях чаще плачут мальчики, а в каких – девочки?
10. Какой пол является более эмоциональным? Проиллюстрируйте свой ответ экспериментальными данными.
Учебные задания
1. Спросите у своих знакомых-непсихологов о том, у кого, по их мнению, лучше память – у женщин или у мужчин? Обсудите в группе вопрос о распространении житейских представлений о половых различиях по вниманию и памяти. Какие следствия порождают такие житейские представления?
2. Напишите сочинение на тему «Мужчины и женщины в роли свидетелей: как их показания могут повлиять на судьбу преступника и жертвы обоего пола». Составьте рекомендации юристам, работающим со свидетелями. Обсудите проделанную работу в группе.
3. Опросите 3 девочек и 3 мальчиков на предмет того, любят ли они математику и испытывают ли страх перед ней. Обсудите результаты в группе, включив в обсуждение вопрос о том, по каким показателям можно судить о математических способностях.
4. Проведите в группе дискуссию о том, как изменились ваши взгляды на половые различия по интеллектуальным и эмоциональным характеристикам с момента поступления на психологический факультет, а также обсудите проблему влияния гендерныхстереотипов на эффективность работы психолога.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 650.