Основы организации вагонопотоков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНОЕ  ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ - ЗАОЧНИКОВ

  ПМ. 02 МДК.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

для специальности 23.02.01.

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

 

г.Новоалтайск

2015


Одобрена Цикловой комиссией Транспортные средства Протокол №__________ Председатель ________Л. А. Выжимова « »_________ 20 г Учебное пособие разработано в соответствии с рабочей программой ПМ.02 по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)   Заместитель директора по      учебно-воспитательной работе ________ С.Л. Ананьина    

 

 

Согласовано

Методист:

__________Н.Я.­­­ Мирошникова

 

 

Автор: Н. С Ким - преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске высшей квалификационной категории


Содержание:

1 Организация вагонопотоков                                               5
  1.1 Основы организации вагонопотоков 5
  1.2 Классификация грузовых поездов 6
  1.3 Процесс накопления вагонов на станции 7
  1.4 Экономия от проследования вагонами станции без переработки 9
  1.5 Маршрутизация с мест погрузки 9
  1.6 Разработка календарного плана маршрутизации перевозок грузов 10
  1.7 План формирования поездов 12
     
2 Организация пассажирского движения                                  17
  2.1 Основы организации пасажиропотоков 17
  2.2.Организация дальнего и местного пассажиропотока 17
  2.3 Составление графика движения пригородных поездов 19
  2.4 Составление графика движения пассажирских поездов   22
3 График движения поездов 27
  3.1 Форма и содержание графика 27
  3.2 Классификация графиков движения поездов 29
  3.3 Элементы графика 33
  3.4 Пропускная и провозная способность железнодорожных линий 36
  3.5Организация местной работы на участках и направлениях 40
  3.6 Составление графика движения поездов 41
  3.7Тяговое обслуживание движения поездов 47
 
4  Управление эксплуатационной работой 4.1 Технические нормы эксплуатационной работы 49 49
  4.2 Количественные показатели 52
  4.3 Расчетные показатели 53
  4.4 Показатели обеспечения перевозочной работы 54
  4.5 Регулирование перевозок 55
  4.6 Диспетчерское управление эксплуатационной работой 58
  4.7 Анализ эксплуатационной работы 63

 

 





Пояснительная записка

 

Сложным и важным в профессиональном модуле ПМ.02. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта) является МДК.02.01 Организация движения на железнодорожном транспорте.

Планирование и организация всей эксплуатационной работы лежат в основе перевозочного процесса. Вопросы организации вагонопотоков, маршрутизации перевозок, графика движения поездов, методов управления движением на железнодорожном транспорте определяют диапазон знаний, которые необходимы для овладения компетенциями общими и профессиональными.

Формирование профессиональных компетенций по организации работ персонала, планированию и организации, технологическому обслуживанию перевозочного процесса, обеспечению безопасности движения и решению профессиональных задач на современном уровне невозможно без владения элементарными основами разработки графика движения поездов и расчетами пропускной способности железных дорог, рационального и эффективного управления эксплуатационной работой всей сети железных дорог.

Знания, понимание сущности рассмотренных вопросов поможет студентам приобрести практический опыт применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности в организации перевозок, самостоятельном поиске необходимой информации с тем, чтобы обеспечить эффективное управление движением.

Целью разработки данного учебного пособия является

- оказание помощи студентам в получении знаний по разработке плана формирования поездов, плана маршрутизации перевозки грузов, нормированию элементов графика; станционных интервалов, разработке технологических графиков выполнения операций при расчете основных станционных интервалов и межпоездных интервалов, расчету пропускной способности железнодорожных линий, по эффективному использованию технических средств;

- формирование умения чтения исполненного графика движения поездов;

- формирование умения в   определении оптимальных схем пропуска поездов, видения последствий выбора с учетом оперативности при стандартных и нестандартных ситуациях, расчетов пропускной способности участков при различных типах графика, применения диспетчерских регулировочных мер для введения поездов в график при различных нестандартных ситуациях, сопоставления и анализа полученных результатов;

Учебное пособие поможет студентам при выполнении домашних контрольных работ, курсового проекта, при подготовке к промежуточной аттестации, дипломного проекта по указанному курсу.



Организация вагонопотоков

Период накопления

                 

15
10
2004
 Рис.5 Схема процесса накопления вагонов на состав

На основании данной схемы рассчитываются вагоно-часы накопления вагонов на состав по формуле (расчет производится за сутки):

Внак= m1* t1+ m2* t2+…. + mn* tn;                                      (1)

где m1, m2, mn – количество вагонов, которые участвуют в простое до прибытия следующей группы вагонов,

t1, t2, tn – время, которое простаивает группа вагонов( с учетом вновь поступившей группы вагонов.

Средний простой одного вагона под накоплением определяется по формуле: 

tнак = Внак / Nв;                                                                  (2)

где Nв – количество вагонов, прибывших за сутки на каждое назначение (или в целом на станцию).

Однако для разработки плана формирования поездов используется иная формула:

Внак= с *m;                                                                      (3)

где с –параметр накопления, характеризующий затраты вагоно-часов накопления одного назначения,

m – среднее число вагонов в составе поезда.

Параметр накопления принимается в зависимости от характера вагонопотоков и сложности формирования:

Значения параметра накопления                                                    таблица 1

Участковые станции

Сортировочные станции

Количество назначений

2 3 5 6 7 8--5 26 и более
8,3 8,8 9,5 9, 7 10,6 10,7-11,2 11,3-11,4

Для сборных, вывозных, передаточных поездов принимается – 10.

Отправительский

ступенчатый кольцевой

             Рис. 7 Схемы формирования маршрутов.

1.6 Разработка календарного плана маршрутизации перевозок грузов

Календарный план отправления маршрутов разрабатывается по каждому роду груза, отправителю, назначению.

Порядок расчета:

§ На основании исходных данных рассчитывается суточный грузооборот в тоннах по роду грузов.              

§ Определение размеров суточной погрузки вагонов по роду груза, отправителю, назначению.               

§     Определение количества вагонов в составе поезда.              

§     Определение количества ежедневных и календарных маршрутов, отправляемых со станции.          

§ Составление календарного плана погрузки маршрутов на месяц.

- Расчет среднесуточного грузооборота в тоннах следует произвести по формуле:      

Q c = Q год * К н / 365;                                                                     (4)

 где Q год –годовой грузооборот

К н  – коэффициент неравномерности прибытия груза;

- Расчет среднесуточного вагонопотока производится по формуле:        

n c = Q c / Р тех 4;                                                                                 (5)

где Р тех 4 –техническая норма загрузки 4 –осных вагонов.

Если в составе поезда есть вагоны 4 и 8 ми– осные вагоны, то расчет среднесуточного вагонопотока выполнить по формуле:                                            

n c = Q c / ( Р тех 44 + Ртех8 8 ) ,                                           (6)

где Р тех 4 –техническая норма загрузки 4 –осных вагонов             

Ртех8  –техническая норма загрузки 8 –ми–осного вагона          

а 4,8 –процентное соотношение( в долях единицы ) 4 и 8– ми осных вагонов

- Длина маршрута в вагонах (состав поезда) определяется по формуле:

                   n = Q брутто / ( Р ср нетто ваг + Р ср тара ваг);                               (7)

где  Q брутто - масса поезда брутто;

        Р ср нетто ваг – средневзвешенная масса вагона нетто;

        Р ср тара ваг –масса тары вагона ;

Р ср нетто ваг = Р тех 4 * а4 + Р тех 88;                                                    (8)

Р ср тара ваг –средневзвешенная масса тары вагона ;                      

Р ср тара вагтара4 * а4 + Ртара88;                                                      (9)

где Ртара4 и Ртара8 –масса тары 4 и 8–ми осных вагонов.

- Определение числа ежедневных отправительских маршрутов

производим по формуле:

N ежедн марш = n c / n;                                                                     (10)

- число календарных маршрутов:

                                          N календ марш = n оcт / n;                           (11)

где n оcт –суточный остаток вагонов, не включенных в маршрут,            

n оcт = n c – N ежедн марш * n ;                                                        (12)

 

- на основании произведенных расчетов разрабатывается календарный план отправления маршрутов в таблице на 30 дней, указав конкретно, на каждый день – количество маршрутов, ежедневных и календарных.

 

Календарный план отправления маршрутов                         таблица 3

 

Наименование пунктов погрузки

Род груза

Общий размер погрузки в месяц

Вид маршрутов

Состав маршрута

Всего маршрутов в месяц

 

В том числе по дням месяца

 

1

2 3     27 28 29 30

 

 
Пункт Погрузки 1     ежедневные    

 

               

 

 
      календарные    

 

               

 

 
Пункт Погрузки 2     ежедневны    

 

               

 

 
      календарные    

 

               

 

 
Итого          

 

               

 

                                       

План формирования поездов

Организация вагонопотоков, не охваченных маршрутами, в поезда регламентируется планом формирования поездов, который устанавливает для технических станций категорию поездов, формируемых на ней, порядок постановки групп вагонов в составе поезда, назначение, вес и информационное обеспечение.

План формирования поездов предусматривает формирование поездов:

§ Двухгруппных,

§ Одногруппных

§ Групповых при объединении маломощных назначений,

§ Групповых с переломом весовых норм,

§ Сборных

§ Вывозных,

§ Вагонов с контейнерами,

§ Иностранными вагонами.

Разработано достаточно много способов и методик для определения оптимального варианта плана формирования поездов.

Основными методами расчета плана формирования поездов считаются:

§ Метод абсолютного расчета,

§ Метод аналитических сопоставлений.

Метод абсолютного расчета основан на том, что оптимальным вариантом считается тот, который предлагает минимум затрат на накопление и переработку вагонопотоков на технических станциях в пути следования.

Сложность применения данного метода в том, что при большом количестве технических станций следует рассмотреть огромное количество вариантов возможных объединения струй сквозного назначения. Поэтому применим на участках не более 5-6 станций с однозначно заданным направлением.

Метод аналитических сопоставлений по сущности заключается в последовательном отборе наиболее эффективных возможных сквозных назначений, обеспечивающих наибольшую экономию вагоно-часов.

В данном учебном пособии предлагаю наиболее простой метод расчета оптимального плана формирования поездов, который основан на сопоставлении затрат вагоно-часов накопления вагонов на состав и экономии вагоно-часов от проследования поездов станции без переработки, т. е. метод аналитических сопоставлений.

Главным критерием, определяющим включение сквозных назначений в самостоятельные поезда является условие перекрытия затрат вагоно-часов на накопление вагонов на полный состав экономией вагоно-часов от проследования станций без переработки.

Пример: Порядок расчета представлен нижеследующими схемой участка полигона и пояснениями:


  А                 Б                 В                Г

              ! ___________!______________!_____________!_________

N1 +N4
N1 + N2
Т эк= 900- 770=130вч
Т эк= 780- 840=- 60вч
 Т эк=380-840= - 460вч
 Т эк=450-770= - 320вч
3 Т эк=500+400-770=130вч
2 Расчетные нормативы: В накБ, = С *m= 11*70=770вч В накВ = С *m= 12*70=840вч.  
3 Чистая экономия: Т эк = ∑ t эк ваг–вас – В нак; Определяется для каждой струи.  
                                          Б =5 час.      tэ В =4      указать значения.

N 1 =100ваг N 4 =95 N 6 =60
N 2 =90 N 5 =55
N 3 =50

Выделение сквозных струй в самостоятельное назначение

     
100*5=500вч
 
100*4=400вч


100

90*5=450вч

90

95*4=380вч
95

Возможное объединение струй

190*5=9000000

100+90

100
195*4=780вч

100+95

Принятый план формирования поездов

N 1
 N2+ N 3 N2+ N 4 + N 5 N 4 + N 6

 

Рис.8 Расчет плана формирования поездов

Пояснения к расчетам:

1 Определить расчетные нормативы вагоно-часов экономии и накопления на полный состав (пункт 2 на схеме).

Определить затраты вагоно–часов на накопление вагонов на полный состав по каждой станции формирования, для каждого сквозного назначения по формуле:

В нак = С *m;                                                                          

где С– параметр накопления на 1 вагон

m – количество вагонов в составе поезда

2 Определить экономичность каждой струи вагонопотока при выделении ее в самостоятельную сквозную (пункт 3 на схеме).

В этом пункте следует показать все возможные сквозные назначения и определить их экономичность, т. е. наличие чистой прибыли, так, как показано по вагонопотоку №1.

§ Определить экономию вагоно–часов по каждой станции, если вагонопоток проходит через станцию без переработки по формуле:

t эк ваг–вас = t экБ * m;                                                          

где t экБ – экономия на 1 вагон от проследования без переработки станции (Б)

§ Определить чистую экономию вагоно-часов по каждому сквозному назначению и сделать вывод о целесообразности выделения данной струи вагонопотока в специализированное назначение по формуле:

§

Т эк = ∑ t эк ваг–вас – В нак ;                                                                 

 

Выделение струй вагонопотоков в отдельные сквозные назначения рассматривают только в том случае, если сумма сбережений вагоно-часов на всех попутных станциях превышает затрату вагоно-часов на накопление составов в пункте их формирования, то есть соблюдено необходимое условие для выделения струи в самостоятельную.

В данном примере –это выделение в самостоятельную струю вагонопоток в 100 вагонов назначением А-Г

3 Рассмотреть все возможные объединения сквозных назначений, т. е.

например, вагонопотоки N1 и N2 можно объединить и отправить без переработки до ст.В, рассчитав также чистую экономию вагоно–часов.

В этом случае, экономично объединение струй N1 и N2.

4 Выбрать наиболее экономичные струи вагонопотоков для включения их в оптимальный вариант плана формирования поездов выбранным методом; обосновать решение.

Наиболее экономичны два варианта - N1 и N1 + N2, но чистая экономия одинакова, поэтому выбираем более длинное сквозное назначение - N1

При этом следует учесть, если для одной струи вагонопотока затраты на накопление перекрываются сбережениями вагоно-часов на одной из проходимых без переработки технических станций с наименьшей расчетной экономией, то эта струя удовлетворяет общему достаточному условию и ее всегда выделяют в самостоятельную струю и включают в план формирования поездов. Из назначений, удовлетворяющих необходимому условию, выделяют с наибольшей экономией вагоно-часов.

5 Привести график оптимального варианта плана формирования поездов-показать схему всех поездов формируемых каждой станцией направления.

На основании сравнения формируем план формирования поездов, который устанавливает:

Ст. А формирует 1 сквозное назначение А-Г, участковый поезд А-Б;

Ст. Б формирует участковый поезд Б-В.

Ст. Б формирует участковый поезд В-Г

Контрольные вопросы:

1 Вагонопоток и поездопоток – это одно и то же?

2 Выгодна ли маршрутизация перевозок, если «да», то чем

3 В чем отличие разных видов маршрутов?

4 Когда маршрутизация вагонопотоков эффективна?

5 Что представляет собой ПФП?

6 Каковы недостатки методов расчета плана формирования поездов?

7 На чем отразится нарушение плана формирования поездов?





График движения поездов

График движения поездов организует и объединяет работу станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, сигнализации, связи, энергоснабжений в части организации движения поездов, всего перевозочного процесса.

В настоящее время утверждены основополагающие документы новой системы организации грузового движения: Концепция интегрированной технологии управления движением грузовых поездов по расписанию (далее – Интегрированная технология), Эксплуатационно-технические требования к Интегрированной технологии, Технико-экономическое обоснование внедрения Интегрированной технологии на выбранных полигонах, Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию.

Целью разработки и внедрения технологии организации движения грузовых поездов по расписанию является повышение качества транспортного обслуживания, ускорение продвижения грузо- и вагонопотоков, улучшение показателей использования подвижного состава и достижение целевых экономических параметров.

Движение поездов по единому графику обязывает работать все предприятия в едином ритме и при этом обеспечить выполнение требований Правил технической эксплуатации.

 Сводный график движения поездов должен обеспечивать:

- удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;

- безопасность движения поездов;

- эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности железнодорожных станций;

- рациональное использование железнодорожного подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств;

- соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

- возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и электроснабжения;

- выполнение технологического процесса по своевременной перевозке грузов;

- согласованность работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

3.1 Форма и содержание графика

График движения поездов представляет собой стандартную сетку, на которой горизонтальными линиями показаны все раздельные пункты участков. В верхней части графика помещаются данные по участкам: серии локомотивов, масса и длина поездов в условных вагонах.

По вертикали слева указывается перегонное время хода поезда по каждому перегону или блок-участку в четном и нечетном направлениях для грузовых и пассажирских поездов, наименование раздельных пунктов, средства связи по участкам.

Затем сетка разделена на 24 часа с 30 –ти и 10 –ти минутными интервалами.

При построении графика движения поездов не указываются часы и десятки минут, а только число минут, не кратные десяти.

Линия хода каждого поезда показана отрезками прямой линии по каждому перегону или блок-участку. В точках пересечения линии хода поезда и линии раздельного пункта указываются минуты следования поезда.

 Например: поезд 2102 отправился в 0 час.10 мин., прибыл на станцию а в 0 час 34 минуты, то это на графике будет представлено следующим образом:

Фрагмент графика движения поездов

 

Грузовые

0 четн нечет станции А а

2102

4

б 10мин 10мин 10мин 10мин

 

Рис.16 Фрагмент графика движения поездов

 

Вопрос: Какой поезд проложен дополнительно? Сколько времени находится этот поезд на перегоне?

На перегоне а-б поезд отправляется со станции а после остановки в 0 часов 40 минут и станцию б проследует без остановки. Попытайтесь показать на графике.

При построении графика следует учитывать, что после остановки поезд должен набирать скорость и на это необходимо дополнительное время – на разгон, перед остановкой (тормозить нужно заранее) дополнительное время на торможение.

Например ( рис. 17):

Поезд следует в четном направлении (направление диагонали и линия хода поезда совпадают), время хода составляет 19 мин. Время на разгон поезда принимаем 2 мин. Следовательно в пути поезд будет находиться

19+2 = 21 мин.

 - линию хода поезда проводим в эту точку:

 

четн нечет станции 0 1
19 16 а б 1

 

Рис.17 Следование поезда по перегону

Поезд вышел в 0 час.10 мин., в пути находился 21 мин., т.е. прибывает на ст б в 0 час.31 мин.

- убедитесь на фрагменте графика.

Вопрос:

Как будет проложен нечетный поезд, если он отправляется со ст. б  в 0 час.35 мин. И проследует ст. а напроход, т. е. без остановки?

Проложите этот поезд.

  На графике изображаются поезда:

Пассажирские и пригородные –сплошной линией красного цвета;

Грузовые – сплошной линией черным цветом;

Сборные поезда – штрихпунктирной линией;

Диспетчерские и одиночные локомотивы- пунктирной линией.

 

Элементы графика

§ Перегонные времена хода поездовопределяют чистое время, которое затрачивает соответствующий поезд на проследование перегона или блок – участка, т.е. - от одного раздельного пункта до другого.

Величина перегонного времени зависит от профиля и плана пути, расстояния между раздельными пунктами, типа локомотива и его технических характеристик, массы и длины поезда, устройств энергоснабжения и связи, мощности и технического состояния пути и других факторов. Определяются перегонные времена ода поездов отдельно для четного и нечетного направления, для разных категорий поездов – грузовых и пассажирских с помощью тяговых расчетов. При построении графика движения (напоминаю) следует учитывать, что к перегонному времени следует прибавлять время на разгон или замедление или на то и другое, в зависимости от характера движения поезда.

§ Станционные интервалы - для организации движения поездов через промежуточные станции необходимо время на выполнение операций, связанных с обеспечением безопасных условий приема и отправления поездов. Для выполнения этих условий предусматриваются станционные интервалы времени. В зависимости от сочетания приема и отправления поездов станционные интервалы рассчитываются для каждого раздельного пункта в соответствии с ТРА и технологическим процессом работы станции.

Станционные интервалы подразделяются:

§ Станционный интервал неодновременного прибытия - tн - данный интервал обязателен в тех случаях, если на станции в соответствии с ПТЭ и ТРА запрещен одновременный прием поездов противоположных направлений.

Интервалом неодновременного прибытия называется минимальное время от момента прибытия поезда на раздельный пункт до момента прибытия или проследования через этот раздельный пункт поезда встречного направления.

чет н/ч 0           1  
18 17 а 2002 1 5        
21 19   2001            
                   

 

 

Рис. 22. Схема прокладки поездов в момент интервала неодновременного прибытия

 

Поезда прибывают на ст. т с противоположных направлений неодновременно:

2002 - й прибывает первым – в 0час. 31мин., а затем через интервал с противоположного направления прибывает поезд 2001, если интервал неодновременного прибытия равен 4 мин., то 2001 не может прибывать ранее, чем 0час.35 мин. Поезд 2001 может быть остановлен на ст.а, а может ста.а проследовать без остановки, это отразится на времени хода поезда.

В момент интервала поезда располагаются: поезд 2002 - на станции, п.2001 на перегоне на расстоянии не менее тормозного пути.

Рассчитанный интервал неодновременного прибытия поездов указывает на то, что между прибывающими поездами с противоположных направлений должен быть выдержан промежуток времени, необходимый для выполнения операций, связанных с приемом поездов и обеспечения безопасности движения.

§ Станционный интервал скрещения поездов -  минимальное время от момента прибытия поезда на раздельный пункт до отправления или проследования встречного поезда на то же перегон, интервал позволяет проверить прибытие поезда 2001 в полном составе, приготовить маршрут и отправить поезд 2002.

В графике предусмотрено время, необходимое на выполнение операций по приему и отправлению поездов.

На рис.22 постройте это событие.

§ Станционный интервал попутного следования поездов.

Поезда могут следовать попутно, т. е. в одном направлении, причем поезда могут следовать после остановки на ст.а и без остановки поезда на этой станции.


 

чет н/ч   0           1    
18 17   а 2002     3 2004        
21 19           2        
                       

 

Рис.23 Схема интервала попутного следования поездов после остановки

Поезд 2004 может отправиться в попутном направлении, что и поезд 2002 только после того, как 2002 прибудет на соседнюю станцию, ДСП убедится в прибытии его в полном составе, в пределах полезной длины пути, т.е. через интервал попутного следования = 1мин.

Интервал попутного следования в случае проследования вторым поездом первого раздельного пункта без остановки - t псбо =5мин. - это минимальное время между прибытием поезда 2002 на соседнюю станцию и проследованием поезда 2004 ст. а в том же направлении.

 

чет н/ч с 0         1    
18 17   а 2002     7 2004        
21 19 б         2        
                       

 

 

Рис. 24 Интервал попутного следования поезда 2004 без остановки

В данном случае поезд 2002 находится на ст.б, а поезд 2004 должен находиться от ст.а на расчетном расстоянии, т. е. при условии перекрытия входного светофора на ст. с, машинист поезда 2004 должен успеть затормозить, не проезжая входного светофора.

При самостоятельной разработке технологических графиков станционных интервалов можно воспользоваться нормативами времени на станционные операции, см. Приложение 1.

§ Межпоездные интервалы в пакете

На двухпутных участках, оборудованных автоблокировкой или полуавтоблокировкой, если есть путевые блок -посты, поезда следуют друг за другом по сигналам. При наличии 2-х свободных блок - участков и более поезда следуют по разрешающим показаниям светофоров с установленной скоростью. Это условие и закладывается в график движения поездов, оно определяется соблюдением межпоездного интервала.

Межпоездной интервал - это время, которым разграничиваются поезда при следовании по участку с установленной скоростью, не влияя отрицательно на движение других поездов. Наиболее рациональной схемой следования поездов «вслед» является та, которая обеспечивает движения поездов под зеленый или на зеленый огонь с разграничением тремя блок-участками.

Эта схема позволяет не снижать скорости поезду, даже если впереди идущий поезд по каким-то причинам не освободит своевременно перегон.

Вопросы:

1 Как, по-вашему, для какой цели устанавливаются станционные и межпоездные интервалы?

2 Что они обеспечивают?

3 Каковы виды станционных интервалов.

4 Можно ли уменьшать станционные и межпоездные интервалы. Что для этого необходимо сделатть.

Если затрудняетесь, вернитесь к рассмотрению темы.

§ Нормы стоянок поездов на станции - устанавливаются на станциях в соответствии с принятой технологией обработки поездов, например, стоянка сборного поезда определяется принятым технологическим графиком обработки сборного поезда, стоянка может быть принята в связи со сменой локомотивных бригад, если на данной станции предусмотрена отцепка или прицепка вагонов и т. д.

Станционные интервалы не относятся к нормам стоянок поездов.

§ Нормы времени нахождения локомотивов в пунктах оборота или на станции основного депо - время нахождения локомотива в пунктах оборота определяется объемом профилактических работ, которые производятся с локомотивами:

- Техническое обслуживание,

- Экипировка, подготовка и выдача локомотива под поезд

- Организация смены и отдыха локомотивных бригад и др. операции.

Все рассмотренные вопросы непосредственно влияют на пропускную способность участков.


Количественные показатели

 

Планом перевозок грузов устанавливаются размеры груженых вагонопотоков каждой дороги, которые распределяются по сообщениям:

 

Входные пункты дороги

 

       Дорога

 

 

Входные пункты дороги

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   

А

границы дороги

Е

 

 
   

Выгрузка
Погрузка

          

Ввоз
Местное сообщение
Вывоз
                                                                                  

 

 

 

 

 
 

 

 

Сдача груженых вагонов

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 
                                   

Прием груженых вагонов  
                                

                                   транзит


   Рис.34 Схема груженых вагонопотоков                

 

§ Транзит – вагонопотоки, следующие с других дорог на другие.

§ Ввоз – вагонопотоки, следующие с других дорог на данное.

§ Вывоз - вагонопотоки, следующие с данного на другие дороги.

§ Местное сообщение - погрузка и выгрузка в пределах данной дороги.

§ Прием груженых вагонов – вагонопотоки, включающие в себя транзит и ввоз.

§ Сдача груженых вагонов – вагонопотоки, включающие в себя транзит и вывоз.

§ Погрузка определяется размерами вывоза и местного сообщения.

§ Выгрузка – ввоза и местного сообщения

Но по дорогам следуют не только груженые вагоны, но и порожние.

Направление движения порожних вагонов определяется регулировочным заданием, цель которого обеспечить погрузку порожними вагонами, а избыток вагонов отправить для восполнения недостатка порожних вагонов. При этом следует исключить встречные порожние потоки по роду подвижного состава, излишнее скопление порожних вагонов, учитывая вагонозаменяемость.

Итоговым показателем эксплуатационной работы дороги является работа дороги, которую можно рассчитать по формулам:

U= Uтр + Uвв+ Uвыв+ Uм.с;                                                         (54)

где Uтр , Uвв, Uвыв, Uм.с – соответственно транзит, ввоз, вывоз, местное сообщение,

U= Uпогр + Uпр гр;                                                                        (55)

где Uпогр , Uпр гр- соответственно погрузка, прием груженых,

U= Uвыгр + Uсд гр;                                                                       (56)

где Uвыгр , Uсд гр- соответственно выгрузка, сдача груженых.

Пробеги груженых вагонов (вагоно-километры) рассчитываются по сообщениям:

Sns гр =Sns тр +Sns вв + Sns в +Sns мс;                                        (57)

Пробеги порожних вагонов складываются из транзитных и местных (следующих под погрузку или из-под выгрузки).

Расчет пробегов вагонов                                                            таблица 13

участки

Вагонопотоки

Длина участков

Пробеги вагонов

Пробеги вагонов

Итого

пробегов

груженые

порожние

груженые

порожние

Груженые,

Всего

Порожние,

Всего

чет нечет чет нечет чет нечет чет нечет
А - Б                        
Б - В                        
Б - Д                        
Итого - - - - - - - - -

    Расчет вагонопотоков выполняется по каждому участку в четном и нечетном направлениях по диаграмме вагонопотоков.

Общие пробеги вагонов определяют:

Sns =Sns гр +Sns пор ;                                                                     (58)

 

4.3 Расчетные показатели:

Число отправленных вагонов с технических станций - Suтех

-учитываются все вагоны, груженые и порожние, на имеющие на данной станции грузовых операций. Целесообразно определять по диаграмме вагонопотоков.

Вагонное плечо – среднее расстояние которое проходит вагон между техническими станциями без обработки, рассчитывается по формуле:

Lтех = Sns /Suтех;                                                                            (59)

Коэффициент местной работы – характеризует направленность работы полигона (погрузо-выгрузочное или транзитное):

К = (Uпогр + Uвыгр)/  U;                                                                  (60)

Для парка вагонов с местным грузом:

К = (Uвыгрв+ Uвыгр) / Uвыгр;                                                            (61)

где Uвыгрв –погрузка в местном сообщении себе под выгрузку.

Для порожних вагонов:

К =(Uпогр + Uвыгр) /  (Uпогр+ Uсдпор);                                              (62)

где Uсдпор –сдача порожних на другие подразделения.

Качественные показатели:

Полный рейс вагона – пробег вагона в груженом и порожнем состоянии за время оборота:

l = Sns / U =Snsгр / U +Snsпор / U = lгр+lпор;                               (63)

Коэффициент порожнего пробега – отношение пробега вагона в порожнем состоянии к груженому:

a=Snsпор / Snsгр = lпор /lгр;                                                          (64)

Важнейшим качественным показателем эксплуатационной работы является –оборот вагона – время от момента приема вагона на подразделение до сдачи на другое подразделение. Складывается из трех элементов, которые показывают, что вагон за время оборота находится в движении, на технических станциях под обработкой и под грузовыми операциями. Он рассчитывается:

 

q=1/24[(1+a)* lгр /Vу + (1+a)* lгр*tтех /Lтех + Км*tгр];             (65)

где Vу –участковая скорость.

 tтех –средний простой вагона на технических станциях.

Оборот порожнего вагона определяется по формуле:

 

qпор=1/24[lпор /Vу + lпор*tтех /Lтехпор +g* Кмпор*tгр];                  (66)

где g - доля простоя вагона в порожнем состоянии.

Для местного вагона оборот определяется:

 

qм=1/24[lм /Vу + lм*tтех /Lтехм +(1-g)* Кмм*tгр];                       (67)

Среднесуточный пробег вагона – характеризует расстояние, которое вагон проходит в среднем за сутки:

s = Sns / n;                                                                               (68)

где n – рабочий парк вагонов,

среднесуточный пробег вагона можно определить по формуле:

s = l /q.                                                                                    (69)

Использование вагона характеризует его производительность, которая показывает число тонно-километров нетто, приходящихся на1 вагон рабочего парка в сутки:

w =Sp l / n;                                                                              (70)

где Sp l – выполненная тонно-километровая работа вагона, нетто.

Производительность локомотива –число тонно-километров брутто, приходящиеся на 1 локомотив эксплуатируемого парка, брутто:

W = Sq l / Мэ;                                                                         (71)

где Sq l – грузооборот брутто, т-км. брутто;

Мэ –эксплуатируемый парк локомотивов, лок-сут.

 


Регулирование перевозок

 

Регулирование перевозок представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение или устранение затруднений в пере­возочном процессе, обеспечение равномерной и ритмичной работы же­лезнодорожных подразделений и эффективное использование техни­ческих средств. Цель регулирования перевозок — освоение предстоящего объема работы в конкретных условиях работы железных дорог. Важным сред­ством достижения этой цели является обеспечение рационального раз­мещения локомотивного и вагонного в соответствии с объемом выполняемой работы.

Регулирование может быть плановым, имеющим предупредительный характер, и оперативным, которое может иметь как предупредительный. так и последующий характер. Предупредительные регулировочные меры принимаются на основе прогноза предстоящей работы и предназначе­ны для предотвращения возможных затруднений. Последующие меры направлены на ликвидацию уже возникших и выявленных затруднений. Предупредительное регулирование является основным.

Регулирование перевозок можно подразде­лить на следующие виды: регулирование вагонных парков, вагонопотоков, погрузки, выгрузки, движения поездов, локомотивов и бригад, фор­сирование пропускной способности линий и перерабатывающей способ­ности станций.

По условиям применения следует различать обычные (текущие) и при­меняемые в сложных или чрезвычайных обстоятельствах мероприятия.

§ Комплексное регулирование вагонных парков

Суть системы комплексного регулирования вагонных парков заклю­чается в том, что регулировочные меры распространяются не только на порожние, но и на груженые вагоны, следующие в порожнем направле­нии. Результат выполнения регулировочного задания учитывают в целом по сумме груженых и порожних вагонов.

Погрузочным дорогам, получающим порожние вагоны по системе комплексного регулирования, в свою очередь, необходимо следить за выполнением погрузки в адрес дорог, от которых они получают порож­ние вагоны. Таким образом, процесс комплексного регулирования гру­женых и порожних вагонов требует постоянного контроля за выполне­нием погрузки по назначениям и предупредительного регулирования груженых и порожних вагонопотоков.

Применение системы комплексного регулирования вагонных пар­ков должно стимулировать погрузку в порожнем направлении, которая увеличивает груженую часть погрузочных ресурсов на погрузочных до­рогах. Привлечение дополнительных грузов для погрузки в порожнем направлении снижает порожний пробег, ускоряет оборот вагона, увели­чивает число сдвоенных операций, что в конечном итоге существенно повышает уровень использования подвижного состава.

§ Меры оперативного регулирования вагонных парков

Для устойчивой работы погрузочные дороги должны получать гру­женые и порожние вагоны извне в количестве, достаточном для обеспе­чения погрузки на выход (вывоза).

При повышенном поступлении груженых вагонов следует своевре­менно уменьшать поступление порожних, и наоборот. При недоста­точном поступлении порожних вагонов нужно ускоренно продвигать грузы на данную дорогу и при необходимости увеличивать погрузку в ее адрес.

Обеспечение дорог погрузочными ресурсами определяется вво­зом груженых вагонов, за которым должен быть установлен постоян­ный контроль.

Различают несколько видов оперативного регулирования вагонного парка.

Количественное регулирование направлено на поддержание общего размера вагонного парка в соответствии с техническими нормами и на обеспечение общей погрузки, выгрузки, передачи и оборота вагонов.

Структурное регулирование предусматривает правильное распределение транзитных и местных вагонов.

Регулирование по назначениям предусматривает поддержание в парке определенного числа вагонов каждого назначения.

Регулирование по роду обеспечивает поддержание на дорогах определенного числа вагонов каждого рода.

Важными регулировочными мерами являются постановка вагонов в резерв ОАО «РЖД» и изъятие их из резерва.

В связи с наличием в рабочем парке большой доли приватных и ино­странных вагонов регулировочная работа существенно усложняется, и ее эффективность снижается.

§ Другие виды регулирования перевозок

Регулирование вагонопотоков охватывает мероприятия, относящие­ся к груженым и порожним вагонам, находящимся в движении.

Регулирование вагонопотоков осуществляется путем:

§ перераспределения их по параллельным ходам и установленным
ОАО «РЖД» кружностям с учетом использования резервного пробега
локомотивов.

§ изменения порядка подвода поездов к узлам и станциям;

§ нормирования обмена поездами по стыковым пунктам дорог с подсылкой в необходимых случаях резервных локомотивов;

§ установления оперативной кружности при заполнении пропускной способности основной линии (по специальному разрешению ОАО «РЖД»);

§ перераспределения сортировочной работы между;

§ отстановки избыточного числа поездов лимитирующего направления при значительном перенасыщении дороги вагонным парком и
при серьезных осложнениях в движении поездов.

Регулирование погрузки — одно из наиболее важных и эффектив­ных средств управления перевозочным процессом.

Различают следующие способы регулирования погрузки:

§ по назначениям — для пополнения или уменьшения парка вагонов
на отдельных дорогах увеличивают или уменьшают погрузку в их адрес,

§ по роду вагонов — для концентрации в районах погрузки опреде­
ленного числа вагонов данного рода.

§ по направлениям — для обеспечения устойчивых потоков и равно­
мерной загрузки линий в соответствии с их пропускной способностью.

Меры регулирования погрузки — сгущение, ограничение или вре­менное прекращение. Погрузку по назначениям или роду груза сгуща­ют по согласованию с отправителем.

Регулирование движения поездов осуществляют для обеспечения со­ответствия размеров движения объемам перевозок. Применяют различ­ные способы диспетчерского регулирования движения поездов: регу­лирование подвода поездов к станциям и узлам, ускоренный пропуск поездов по участку, изменяют пункты обгона и скрещения поездов и др.

Форсирование пропускной и перерабатывающей способности исполь­зуют при необходимости ускоренного продвижения определенного по­тока поездов и вагонов.

Также могут применяться: ско­ростное подталкивание или двойная тяга поездов, сдваивание и страи­вание поездов, устройство путевых постов на ограничивающих перего­нах для использования пакетного графика, пропуск тяжеловесных и длинносоставных поездов и др.

На станциях с этой целью изыскивают технологические резервы: ус­траивают дополнительные пути, организуют новые маневровые райо­ны, увеличивают число маневровых локомотивов, укладывают съезды для ускорения маневровой работы. Для облегчения работы станций регулируют подвод поездов, чередуя разборочные и транзитные поезда, оперативно перераспределяют сортиро­вочную работу между станциями и корректируют план формирования поездов и др.

Контрольные вопросы

1 Что такое регулирование перевозочной работы?

2 Какие виды регулирования перевозок вы знаете?

3 Какие меры по регулированию вагонных парков существуют?

4 Как производится регулирование вагонопотоков?

5 Как производится регулирование погрузки и выгрузки?







УЧЕБНОЕ  ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ - ЗАОЧНИКОВ

  ПМ. 02 МДК.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

для специальности 23.02.01.

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

 

г.Новоалтайск

2015


Одобрена Цикловой комиссией Транспортные средства Протокол №__________ Председатель ________Л. А. Выжимова « »_________ 20 г Учебное пособие разработано в соответствии с рабочей программой ПМ.02 по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)   Заместитель директора по      учебно-воспитательной работе ________ С.Л. Ананьина    

 

 

Согласовано

Методист:

__________Н.Я.­­­ Мирошникова

 

 

Автор: Н. С Ким - преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске высшей квалификационной категории


Содержание:

1 Организация вагонопотоков                                               5
  1.1 Основы организации вагонопотоков 5
  1.2 Классификация грузовых поездов 6
  1.3 Процесс накопления вагонов на станции 7
  1.4 Экономия от проследования вагонами станции без переработки 9
  1.5 Маршрутизация с мест погрузки 9
  1.6 Разработка календарного плана маршрутизации перевозок грузов 10
  1.7 План формирования поездов 12
     
2 Организация пассажирского движения                                  17
  2.1 Основы организации пасажиропотоков 17
  2.2.Организация дальнего и местного пассажиропотока 17
  2.3 Составление графика движения пригородных поездов 19
  2.4 Составление графика движения пассажирских поездов   22
3 График движения поездов 27
  3.1 Форма и содержание графика 27
  3.2 Классификация графиков движения поездов 29
  3.3 Элементы графика 33
  3.4 Пропускная и провозная способность железнодорожных линий 36
  3.5Организация местной работы на участках и направлениях 40
  3.6 Составление графика движения поездов 41
  3.7Тяговое обслуживание движения поездов 47
 
4  Управление эксплуатационной работой 4.1 Технические нормы эксплуатационной работы 49 49
  4.2 Количественные показатели 52
  4.3 Расчетные показатели 53
  4.4 Показатели обеспечения перевозочной работы 54
  4.5 Регулирование перевозок 55
  4.6 Диспетчерское управление эксплуатационной работой 58
  4.7 Анализ эксплуатационной работы 63

 

 





Пояснительная записка

 

Сложным и важным в профессиональном модуле ПМ.02. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта) является МДК.02.01 Организация движения на железнодорожном транспорте.

Планирование и организация всей эксплуатационной работы лежат в основе перевозочного процесса. Вопросы организации вагонопотоков, маршрутизации перевозок, графика движения поездов, методов управления движением на железнодорожном транспорте определяют диапазон знаний, которые необходимы для овладения компетенциями общими и профессиональными.

Формирование профессиональных компетенций по организации работ персонала, планированию и организации, технологическому обслуживанию перевозочного процесса, обеспечению безопасности движения и решению профессиональных задач на современном уровне невозможно без владения элементарными основами разработки графика движения поездов и расчетами пропускной способности железных дорог, рационального и эффективного управления эксплуатационной работой всей сети железных дорог.

Знания, понимание сущности рассмотренных вопросов поможет студентам приобрести практический опыт применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности в организации перевозок, самостоятельном поиске необходимой информации с тем, чтобы обеспечить эффективное управление движением.

Целью разработки данного учебного пособия является

- оказание помощи студентам в получении знаний по разработке плана формирования поездов, плана маршрутизации перевозки грузов, нормированию элементов графика; станционных интервалов, разработке технологических графиков выполнения операций при расчете основных станционных интервалов и межпоездных интервалов, расчету пропускной способности железнодорожных линий, по эффективному использованию технических средств;

- формирование умения чтения исполненного графика движения поездов;

- формирование умения в   определении оптимальных схем пропуска поездов, видения последствий выбора с учетом оперативности при стандартных и нестандартных ситуациях, расчетов пропускной способности участков при различных типах графика, применения диспетчерских регулировочных мер для введения поездов в график при различных нестандартных ситуациях, сопоставления и анализа полученных результатов;

Учебное пособие поможет студентам при выполнении домашних контрольных работ, курсового проекта, при подготовке к промежуточной аттестации, дипломного проекта по указанному курсу.



Организация вагонопотоков

Основы организации вагонопотоков

Перевозочный процесс изначально зарождается на станциях погрузки разного рода грузов в различный специализированный подвижной состав.

Вагоны, в зависимости от станций назначения, должны направляться в пункты назначения в поездах различной категории. Количество вагонов, следующих в одном направлении, образует вагонопоток.

Каждый вагонопоток характеризуется мощностью (количество вагонов), родом груза и подвижного состава, и направлением следования (назначение).

Вагонопотоки представляются в суточных размерах различными видами графиков.

Поструйный график вагонопотоков: на рис. 1 показаны струи вагонопотов от станции формирования до назначения (конец стрелки), т.е. 100 ваг. следуют от ст. А доВ, 90 ваг от ст. Б до Г.

 

А Б В Г
100 ваг                                   А , Б, В, Г-
90 ваг Технические станции

 

Рис.1 Поструйный график вагонопотоков

 

Ступенчатый график - вагонопоток представлен ступенькой, начало ступеньки – станция формирования, конец – станция назначения, см. рис2.

Вагонопотоки аналогичны предыдущему примеру.

 

А Б В Г
   
100 ваг  А, Б, В, Г-
90 ваг Технические станции

 

Рис.2 Ступенчатый график вагонопотоков

Совмещенный ступенчатый график вагонпотоков отличается от простого стуленчатого тем, что ступеньки совмещаются по станции назначения, а станция отправления обозначена началом ступеньки, обратитесь к рис.3.

 

А Б В Г
   А, Б, В, Г-
100 ваг 40 ваг 70 технические станции
  90 ваг

 100 ваг. следуют от ст. А до Г; 70 ваг. от ВВ до Г;

50

если начало ступеньки не заполнено, то этого вагонопотока – нет.

 

Рис.3 Совмещенный ступенчатый график вагонопотоков

 

Попытайтесь определить, откуда и куда следуют 40 и 90 ваг.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 343.