Сергей Пепеляев. Налоговое право. Учебник для вузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сергей Пепеляев. Налоговое право. Учебник для вузов

В работе над учебником принимали участие сотрудники кафедры финансового права, преподаватели и выпускники юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущие практикующие юристы. На основе обобщения и анализа российского и зарубежного опыта налогообложения рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Теоретические положения иллюстрированы примерами из судебно-арбитражной практики. Изучение курса облегчают приведенные в учебнике схемы, контрольные вопросы и тесты, списки рекомендованной литературы. Оживляют материал любопытные врезки из истории, анекдоты и т.п. элементы.

Сергей Пепеляев. Налоговое право. Учебник для вузов. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 800 с.

 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 1. Понятие и роль налогов

Глава 2. Виды налогов

Глава 3. Принципы налогообложения

Глава 4. Элементы юридического состава налога

РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Глава 5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений

Глава 6. Объекты налоговых правоотношений

Глава 7. Участники налоговых правоотношений

РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 8. Налоговое законодательство

Глава 9. Дополнительные источники налогового права

РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов

Глава 11. Основные налоги, взимаемые в российской федерации

РАЗДЕЛ V. НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Глава 12. Правовые основы налогового федерализма

Глава 13. Конституционные основы системы налогов в российской федерации

Глава 14. Конституционный принцип единства налоговой политики

РАЗДЕЛ VI. НАЛОГОВОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ

Глава 15. Налоги в международной региональной интеграции государств

РАЗДЕЛ VII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 16. Понятие «международное налоговое право»

Глава 17. Правовое регулирование налоговых отношений с иностранным элементом

Глава 18. Международное многократное налогообложение. Предотвращение уклонения от налогообложения

РАЗДЕЛ VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Глава 19. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения налогового законодательства

Глава 20. Уголовная ответственность за налоговые преступления

РАЗДЕЛ IX. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Глава 21. Налоговые органы

Глава 22. Полномочия Минфина России и других финансовых органов в налоговой сфере

Глава 23. Таможенные органы как участники налоговых правоотношений

Глава 24. Государственные внебюджетные фонды

Глава 25. Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях

РАЗДЕЛ X. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Глава 26. Способы защиты прав налогоплательщиков

РАЗДЕЛ XI. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УКЛОНЕНИЯМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Глава 27. Правовые основы налогового планирования

Глава 28. Налогово-правовые последствия злоупотребления правом и налогового мошенничества

Глава 2. Виды налогов

Любая классификация условна. Это тем более касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Соответственно, критерии классификации верные с экономической точки зрения не всегда правильны с позиции политики или права.

Классификация налогов на прямые и косвенные довольно условна. Она обладает незначительной научной ценностью, но тем не менее была и остается основной классификацией. Изначально, при введении понятия «прямые» и «косвенные» налоги, подразумевались под «прямыми» неперелагаемые налоги, а под «косвенными» — «перелагаемые» (все иные налоги). Перелагаемость налогов в XVII–XIX вв. была единственным основанием деления налогов на прямые и косвенные. 

Позднее косвенные налоги противопоставлялись прямым по способу определения платежеспособности. С платежеспособностью связан подоходно-расходный принцип деления налогов, в соответствии с которым прямые — это налоги подоходно-поимущественные, в состав которых входят и все налоги на обращение, а косвенные налоги — это налоги на потребление в широком смысле слова.

Переложение. За основу выделения прямых и косвенных налогов этот критерий принимает намерение законодателя допустить переложение налога в процессе обмена. К прямым налогам стали относить те, которые по замыслу нормотворца должны лечь на плательщика и не влиять на цену товара или услуги. Косвенные налоги должны перелагаться плательщиком на другое лицо. Переложение налогов — непредсказуемое экономическое явление, подчиняющееся только законам рынка. Оно не может жестко регулироваться законодательством.

В современном законодательстве специальный налоговый режим представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных федеральными законами. По действующему законодательству к специальным налоговым режимам относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

· упрощенная система налогообложения; 

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

· патентная система налогообложения.

Глава 21. Налоговые органы

В России система налоговых органов строится на принципах централизации и организационного единства. С 1991 г. она состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), его территориальных органов и органов специальной компетенции (например, отраслевых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам). Создание налоговых органов, не входящих в систему ФНС России, не допускается. Все управления и инспекции ФНС России признаны юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков и гербовые печати.

Если налоговый орган реализует свои полномочия формально законно, но вне рамок закона, преследуя иные цели, можно говорить о злоупотреблении налоговым органом своими полномочиями. Для правильного понимания прав налоговых органов необходимо учитывать, что к налоговым органам и их должностным лицам неприменим принцип диспозитивности — «разрешено все, что не запрещено законом». Наоборот, они должны руководствоваться императивным принципом, присущим административным отношениям: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамках установленной ему компетенции.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков независимо от того, подлежит ли их деятельность налогообложению или нет. Каждому плательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Присвоенный ИНН не может быть изменен или повторно присвоен другому лицу, не меняется при изменении места нахождения организации, места жительства физического лица.

Контрольную деятельность государственный орган может вести при выполнении предварительного, текущего (оперативного) и последующего контроля. Предварительный контроль в налоговой сфере проводится до возникновения налоговой обязанности, т.е. до совершения сделки или хозяйственной операции. Цель его — заблаговременное информирование налогоплательщика о налоговых последствиях той или иной операции, предупреждение налоговых нарушений или ошибок при уплате налогов. В настоящее время НК РФ не предусматривает полномочий налоговых органов по предварительному налоговому контролю, хотя многие авторы обращают внимание на его важность и эффективность, доказанную зарубежным опытом.

Практикой, которая наиболее близка к предварительному налоговому контролю, можно считать соглашения о горизонтальном мониторинге, которые в настоящее время заключаются налоговыми органами в индивидуальном порядке с некоторыми крупными налогоплательщиками. Такой подход начал применяться российскими налоговыми органами, которые заимствовали успешный опыт Нидерландов и других стран. Налогоплательщики, добровольно раскрывая налоговому органу информацию о своей хозяйственной деятельности, имеют возможность согласовывать правила налогообложения сложных сделок и снижать бремя последующего налогового контроля. Налоговые органы и налогоплательщики взаимодействуют в режиме реального времени, обмениваются информацией и документами, что позволяет заблаговременно согласовать позиции по поводу налогообложения тех или иных операций.

Текущий и последующий налоговый контроль достаточно подробно регламентирован налоговым законодательством и выполняется налоговыми органами посредством проведения налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка по своему характеру и целям соответствует текущему налоговому контролю, а выездная налоговая проверка — последующему.

Документы, не относящиеся к деятельности налогоплательщика (например, документы других юридических лиц, которые по каким-то причинам хранятся в его помещении), в рамках налоговой проверки не могут истребоваться, изыматься, проверяться налоговым органом.

Камеральная налоговая проверка — это форма текущего, планового, цикличного контроля за правильностью отражения сведений в налоговых декларациях и представленных налогоплательщиком документах. Она направлена в большей степени на обнаружение ошибок налогоплательщиков на этапе подачи налоговых деклараций и, следовательно, на предупреждение налоговых правонарушений. Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка — это форма последующего налогового контроля. Она предполагает углубленное изучение документов, информации, сбор доказательств, в том числе, если потребуется, опрос свидетелей, осмотр территории налогоплательщика, назначение экспертизы и другие указанные в законодательстве способы.

Налоговые органы в последние годы предпринимают большие усилия по повышению эффективности налоговых проверок, в том числе благодаря их грамотному планированию. ФНС России разработала и утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Предметом (целью) выездной налоговой проверки законодатель называет проверку «правильности исчисления и своевременности уплаты налогов». То есть задача проверяющих состоит не в доначислении налогов и штрафных санкций, а в выявлении ошибок налогоплательщика, которые могли привести как к недоплате, так и переплате налога, и установление действительного размера налогового обязательства. Это имеет важное практическое значение. Так, если налоговый инспектор «закрыл глаза» на некоторые нарушения законодательства, приведшие к переплате налога и отразил в акте проверки только недоимки, то налогоплательщик в возражениях на акт проверки может потребовать исчисления итоговой суммы платежа с учетом всех обстоятельств, влияющих на исчисление налога.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.  Кодекс устанавливает исчерпывающий перечень оснований для приостановления налоговой проверки — это необходимость: а) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ; б) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; в) проведения экспертиз; г) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговые органы вправе провести лишь одну выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам за один и тот же период; у конкретного налогоплательщика они могут провести лишь одну выездную налоговую проверку в течение календарного года. Выявленные нарушения фиксируются в акте налоговой проверки, который составляется в течение двух месяцев с момента окончания выездной налоговой проверки.

Принятие решения по результатам налоговой проверки должно следовать принципу объективности. Это означает, что руководитель налогового органа должен принять во внимание как мнение своих подчиненных — налоговых инспекторов, проводивших проверку, так и позицию налогоплательщика, после чего принять объективное, взвешенное решение. Первая редакция НК РФ не предусматривала возможности взыскания штрафных санкций без обращения в суд, но изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 г. и имевшие своей целью уменьшение загрузки судов, позволили налоговым органам взыскивать во внесудебном порядке мелкие штрафы (не более 5000 руб. на индивидуального предпринимателя и не более 50 000 руб. на организацию). С 1 января 2007 г. эти нормы были из кодекса исключены, что позволило Высшему Арбитражному Суду РФ сделать вывод (на наш взгляд, совсем нелогичный), что с этого времени налоговые органы вправе взыскивать любые штрафы во внесудебном порядке. Этой позиции арбитражные суды следуют и в настоящее время.

Ответственность налоговых органов. Согласно ст. 103 НК РФ при нарушении прав налогоплательщика подлежат возмещению как реальный ущерб, так и упущенная выгода. Массовые нарушения прав налогоплательщиков удалось ограничить, обязав налоговые органы компенсировать потерпевшим их затраты на правовую помощь.

Сергей Пепеляев. Налоговое право. Учебник для вузов

В работе над учебником принимали участие сотрудники кафедры финансового права, преподаватели и выпускники юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущие практикующие юристы. На основе обобщения и анализа российского и зарубежного опыта налогообложения рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Теоретические положения иллюстрированы примерами из судебно-арбитражной практики. Изучение курса облегчают приведенные в учебнике схемы, контрольные вопросы и тесты, списки рекомендованной литературы. Оживляют материал любопытные врезки из истории, анекдоты и т.п. элементы.

Сергей Пепеляев. Налоговое право. Учебник для вузов. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 800 с.

 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 1. Понятие и роль налогов

Глава 2. Виды налогов

Глава 3. Принципы налогообложения

Глава 4. Элементы юридического состава налога

РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Глава 5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений

Глава 6. Объекты налоговых правоотношений

Глава 7. Участники налоговых правоотношений

РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 8. Налоговое законодательство

Глава 9. Дополнительные источники налогового права

РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов

Глава 11. Основные налоги, взимаемые в российской федерации

РАЗДЕЛ V. НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Глава 12. Правовые основы налогового федерализма

Глава 13. Конституционные основы системы налогов в российской федерации

Глава 14. Конституционный принцип единства налоговой политики

РАЗДЕЛ VI. НАЛОГОВОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ

Глава 15. Налоги в международной региональной интеграции государств

РАЗДЕЛ VII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 16. Понятие «международное налоговое право»

Глава 17. Правовое регулирование налоговых отношений с иностранным элементом

Глава 18. Международное многократное налогообложение. Предотвращение уклонения от налогообложения

РАЗДЕЛ VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Глава 19. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения налогового законодательства

Глава 20. Уголовная ответственность за налоговые преступления

РАЗДЕЛ IX. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Глава 21. Налоговые органы

Глава 22. Полномочия Минфина России и других финансовых органов в налоговой сфере

Глава 23. Таможенные органы как участники налоговых правоотношений

Глава 24. Государственные внебюджетные фонды

Глава 25. Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях

РАЗДЕЛ X. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Глава 26. Способы защиты прав налогоплательщиков

РАЗДЕЛ XI. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УКЛОНЕНИЯМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Глава 27. Правовые основы налогового планирования

Глава 28. Налогово-правовые последствия злоупотребления правом и налогового мошенничества

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.