Форма правления, особенности конституционного статуса президента Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РФ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Президент Российской Федерации обладает рядом полномочий:

- правом ведения переговоров с полномочными представителями субъектов федерации.

- не будучи формально главой исполнительной власти, он имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

- имеет право определять основные направления внутренней и внешней политики;

- участвовать в определении персонального состава Правительства и организации его работы;

- Президент назначает и освобождает от должности членов Правительства, принимает решения о его отставке. От Президента главным образом зависит кандидатура Председателя Правительства. В случае разногласий с парламентом по данному вопросу решающее слово остается за Президентом. Президент не является главой Правительства.

- представляет кандидатуры для назначения на должности Генерального прокурора, Председателя Центрального Банка, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, руководителей других гос. органов.

- Широкими полномочиями обладает Президент в сфере обеспечения деятельности парламента страны и принятия федеральных законов. Он имеет право отправлять принятый закон на новое обсуждение, обладает правом роспуска законодательной палаты парламента, правом направлять законопроект на референдум, минуя парламент.

- Обширными полномочиями он обладает в сфере обороноспособности и гос. безопасности. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и гос. целостности. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти.

Избирается Президент Российской Федерации сроком на 4 года. Он должен быть гражданином РФ, не моложе 35 лет. Ценз оседлости установлен 10 лет. Остальные вопросы, связанные с выборами, регулируются в законе «О выборах Президента РФ». Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Право выдвижения кандидатов в президенты принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. Выборы Президента проводятся по мажоритарной системеабсолютного большинства, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция устанавливает традиционные основания прекращения полномочий Президента: истечение срока полномочий; отставка; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; отрешение от должности, как форма государственно-правовой ответственности.

Заметную роль в управлении государством играют полномочные представители президента в федеральных округах, на которые разделена вся территория страны. Таких округов насчитывается 7.  Эти должностные лица представляют главу государства на территории округа, непосредственно ему подчиняются, призваны осуществлять координацию работы и контроль за исполнением основных функций и полномочий государства на соответствующей территории.

 

 

56. Характеристика парламента и правительства Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ – двухпалатный парламент, является представительным и законодательным органом государства.

Государственная Дума – нижняя палата — состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Избирательное законодательство постоянно меняется. В настоящее время выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе. Государственная дума избирает Председателя, которым является представитель наиболее многочисленной фракции и создает Совет Государственной Думы в состав которого входят первые заместители и заместители Председателя с правом решающего голоса и председатели комитетов с правом совещательного голоса. В Государственной Думе создаются комитеты и комиссии, обладающие предметно определенной компетенцией.

Основное назначение Государственной Думы – принятие законов; может инициировать процедуру импичмента Президента; дает согласие на назначение Председателя федерального правительства; решает вопрос о доверии правительству; принимает решение о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты и половины ее состава; назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистию.

Совет Федерации - «верхняя» палата Федерального Собрания – парламента РФ. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Палата состоит из представителей, избранных законодательными органами гос. власти субъектов РФ, или назначенных высшими должностными лицами субъектов РФ. Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно назначившим его органом в том же порядке, в котором был избран  член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы гос. власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Периодичность его заседаний определяется самой палатой. Заседания являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний ГосДумы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа членов палаты. Полномочия Совета Федерации определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосДумой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира; утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией РФ, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Правительство РФ – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Это коллегиальный орган, в состав которого входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Численный состав правительства определяет глава государства. Конституция устанавливает перечень оснований для отставки правительства. Правительство наделено довольно широкими полномочиями, перечень которых определяется Конституцией и федеральными законами. К ним относятся: реализация внутренней и внешней политики РФ, регулирование социально-экономической сферы, обеспечение единства системы исполнительной власти, разработка федеральных целевых программ и обеспечение их реализации, комплексы вопросов, обеспечивающих эффективное функционирование экономической, бюджетной, финансовой, кредитной сфер, денежной политики, социальной политики. Широкими полномочиями правительство наделено в сфере науки, культуры, образования; обеспечения законности, прав и свобод граждан. Конституция и законы регулируют перечень полномочий правительства в сфере обороны и государственной безопасности, в сфере внешней политики и др. Правительство РФ активно взаимодействует с Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти, органами власти субъектов РФ.

 

57. Форма государственного устройства. Местное самоуправление и управление Российской Федерации.

Концепция российского федерализма определена, прежде всего, Конституцией 1993 года. Ст. 5 Основного Закона закрепляет принципы федеративного устройства страны: гос. целостность, единство системы гос. власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти федерации и ее субъектов, равноправие субъектов федерации, принцип равноправия и самоопределения народов РФ.

Конституция РФ закрепляет ее суверенитет, который распространяется на территорию всей страны. Федеральная конституция закрепляет единое гражданство. Субъекты РФ делятся на три группы:

1) республики, имеющие статус государства;

2) политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

3) национально-территориальные образования: автономная область и автономные округа.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. Основы правового статуса местногосамоуправления регулируются конституцией и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», уставами соответствующей территории. Территориальной основой местного самоуправления являются городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций. Финансово-экономической основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность и финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты. Они избираются на основе традиционных принципов избирательного права в соответствии с федеральными законами и законами субъектов федерации. Численный состав и полномочия таких органов определяется уставом муниципального образования.

Закон предусматривает возможность образования территориального общественного самоуправления – комитетов, советов микрорайонов, улиц, кварталов, домов – для осуществления собственных инициатив.

Основные функции местного самоуправления: осуществление нормотворческой и контрольной деятельности; обеспечение реализации федерального и местного законодательства; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; обеспечение комплексного социально-экономического развития территории; обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-комплексной инфраструктуры территории; оказание полного комплекса услуг населению; охрана общественного порядка; обеспечение законности и др.

 

58. Конституция Японии 1947 г.

Подготовка Конституции Японии началась в 1946 году, то есть вскоре после поражения государства во второй мировой войне. Первоначальный вариант проекта, представленный в парламент вызвал отрицательную реакцию японской общественности и стран-победительниц, после чего был подготовлен по существу новый текст конституции. Фактически он был разработан в штабе американских оккупационных войск, что существенным образом сказалось на содержании документа. В нем, в частности, нашли отражение принципы англосаксонского права, были учтены некоторые нормы международного права. Этот вариант проекта был принят парламентом осенью 1946 года, одобрен Дальневосточной комиссией стран-победительниц и вступил в силу с мая 1947 года.

Конституция Японии небольшая по объему: она состоит из 103 кратких статей. Конституция провозглашает принцип народного суверенитета. Высшим органом государства и единственным законодательным органом провозглашается парламент.Конституция закрепила структуру парламента, состоящего из двух палатпалаты представителей и палаты советников, избираемы на основе всеобщего избирательного права.

Император является не главой государства, а лишь символом нации. В конституции закреплен порядок формирования правительства. Система органов государства, закрепленная в конституции, характерна для конституционной монархии. В конституции закрепляются общечеловеческие ценности, декларируются всеобщие принципы политической морали. В ней содержатся принципиальные антивоенные положения, в том числе отказ от войны и запрет создавать сухопутную армия, военно-морские и военно-воздушные силы. Конституция содержит широкий перечень традиционных прав и свобод граждан: личных, политических и основных социально-экономических. Кроме того, в ней содержится положение об упразднении привилегированных сословий. Своеобразием Японии является система пожизненного найма работников предпринимателями и особая система заработной платы в зависимости от срока службы на данном предприятии.

По способу внесения изменений конституция Японии относится к «жестким». Оно возможно только по инициативе парламента при наличии согласия 2/3 каждой из палат. После это поправки должны утверждаться референдумом либо новым составом парламента. На практике поправки в конституцию пока не вносились.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.