По способу внесения изменений итальянская конституция относится к числу «жестких». За время действия в нее внесено всего лишь десять поправок, которые не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства.
49. Форма правления, высшие органы государственной власти Италии.
По форме правления в соответствии с Конституцией 1947 г. Италия — парламентская республика.
Парламент Италии, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат:
1. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. 475 депутатов избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, 155 – по пропорциональной системе. Депутатами могут быть граждане не моложе 25 лет. Срок полномочий палаты — 5 лет. Полномочия могут быть продлены «только в законодательном порядке и лишь в случае войны». Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов, на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями.
2. Сенат республики — верхняя палата парламента, избирается сроком на 5 лет на основе мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Сенат является палатой областей, в его составе 315 человек. 3/4 сенаторов избираются по мажоритарной системе и 1/4 — по пропорциональной. Для избрания в Сенат установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был президентом республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого». Обе палаты работают в сессионном порядке. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако, каждая из них может принять решение о закрытом заседании. Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и сметы об их исполнении. В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.
Основное правомочие парламента — принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме интерпелляций, резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.
Президент республики является главой государства. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. В выборах участвуют по три депутата от каждой области. Срок президентских полномочий — семь лет. Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат.
Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает председателя и по его совету остальных членов правительства. Компетенция правительства весьма обширна — практически оно осуществляет руководство государством. Особенно широки полномочия правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера — регламенты. Осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава правительства «направляет общую политику правительства и несет за нее ответственность». Среди высших органов юстиции можно выделить:
Государственный совет, состав которого формируется президентом страны. Данный орган выполняет консультативные функции в области административного права, дает заключения о законопроектах, осуществляет юрисдикцию по защите законных интересов, связанных с действиями государственных органов.
Высший совет магистратуры в состав которого входят высшие должностные лица судебной системы, а также выборные представители от парламента и судов, имеющие юридическое образование и значительный стаж работы. Данный орган призван обеспечить автономию и независимость судебной системы.
Счетная палата. В ее состав входит примерно 450 магистратов (представители прокуратуры и судов) и 3400 административных работников. Данный орган осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, следит за правильным исполнением государственного бюджета, осуществляет контроль за деятельностью финансовых органов. Финансирование которых осуществляет государство.
Конституционный суд государства состоит 15-ти судей, назначенных президентом, избранных парламентом на совместном заседании палат и высшими органами юстиции. Срок их полномочий составляет 9 лет без права повторного переизбрания. Членами Конституционного суда могут быть судьи высших общих и административных судов, профессора права и адвокаты со стажем работы не менее 20 лет. К полномочиям данного органа относятся споры о конституционности законов, споры о компетенции между высшими органами государства, между государством и областями, а также между самими областями, вопросы, связанные с обвинениями и процедурой импичмента в отношении президента и министров. В последнем случае, в рассмотрении вопроса дополнительно участвует 16 парламентариев.
50. Форма государственного устройства. Местное самоуправление и управление Италии.
Италия — унитарное государство. В административном отношении страна разделена на 20 областей, которые, в свою очередь, делятся на провинции и коммуны. Пять областей — в которых живут национальные меньшинства и два острова — Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией).
Полномочия областей включают создание своих органов, ведомств, установление границ коммун, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи, градостроительства, туризма, гостиничного дела. На национальном уровне области участвуют в выборах президента, обладают правом законодательной инициативы, инициативы проведения конституционных референдумов и др. Споры между областями и государством правомочен решать Конституционный суд. В областях действуют выборные органы власти — советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Они работают в сессионном порядке. Очередность сессий и их продолжительность определяет сам совет. Органами областного совета являются его председатель, партийные фракции, постоянные и другие комиссии. Совет со своим председателем является законодательным органом, он контролирует деятельность исполнительной власти. Джунта – исполнительный орган, образуемый советом. Численный состав членов джунты зависит от количества населения области. Председатель джунты представляет область во внешних сношениях, и промульгирует законы, принимаемые советом.
Чисто административными единицами являются провинции и коммуны. Органами местного самоуправления в провинциях являются советы и джунты, а в коммунах – муниципальные джунты и мэр, выполняющий, кроме того, функции представителя государства. В их компетенцию входят вопросы, касающиеся социальных и школьных служб. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным правительством комиссарами.
51. Конституция Испании 1978 г.
Конституция Испании 1978 года – одиннадцатая по счету после Первой испанской революции 1808 года. Она был разработана Генеральными кортесами и принята 6 декабря 1978 года подавляющим большинством избирателей на общенациональном референдуме. Конституция состоит из преамбулы и 11 разделов, содержащих 169 статей.
По структуре и содержанию ей присущи все элементы конституций: преамбула, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах гос. власти, территориальном устройстве государства, Конституционном суде, об изменении конституции. Особенностью структуры является включение в текст четырех дополнительных, девяти переходных, а также отменяющих и заключительных положений с собственной нумерацией, не разделенных на статьи.
Преамбула закрепляет цели Конституции и пути их достижения.Вводный раздел содержит основополагающие характеристики государства и общества. Основополагающими принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства.
Правового статуса человека и гражданина – традиционный элемент испанского конституционализма.
Институциональной гарантией прав и свобод испанских граждан является Защитник народа (аналог омбудсмена), назначаемый Генеральными кортесами и подотчетный парламенту.
Национальный суверенитет реализуется через формы непосредственного волеизъявления избирателей. На него опираются все государственные полномочия. Принцип правового государства опирается на конституционную норму, согласно которой граждане и государственная власть подчинены нормам конституционного и другого законодательства. Этот принцип обеспечивается Конституционным судом.
Основной закон Испании закрепил принцип верховенства Конституции и иерархию остальных законов государства.
Отдельные разделы детально регламентируют конституционно-правовой статус высших органов государственной власти: короля, Генеральных кортесов, правительства, судебных органов.
Особое внимание в конституции уделяется вопросам, связанным с решением национальной проблемы, в частности регулированием статуса автономных сообществ. Отдельная глава посвящена местному самоуправлению. Закреплен официальный характер двух языков – испанского языка и собственного языка сообщества. Кроме того, конституция подробно регламентирует вопросы соотношения международных и внутригосударственных правовых норм.
По способу внесения изменений основной закон Испании относятся к разряду «жестких». Ее пересмотр осуществляется в зависимости от того, является ли она частичным или полным. Во всех случаях инициатива изменения конституции принадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного сообщества.
52. Форма правления, высшие органы государственной власти Испании.
В соответствии с Конституцией 1978 г. Испания является конституционной монархией.
Глава государства — король — символ государственного единства и постоянства, «гарант правильного функционирования государственных институтов». Достаточно обширные полномочия короля могут быть осуществлены им только с контрассигнации председателя правительства или соответствующего министра. К их числу относятся: санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск Генеральных кортесов, объявление всеобщих выборов, назначение и увольнение членов правительства. Король является: верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, представляет страну в международных отношениях. Король не обладает правом вето. Конституции закрепляет, что «в течение 15 дней после одобрения Генеральными кортесами законопроекты утверждаются королем». Король может назначить референдум, но только по предложению председателя, которое одобрено Конгрессом депутатов — нижней палатой парламента. После предварительного совещания с представителями политических партий в парламенте король предлагает Конгрессу депутатов кандидатуру главы правительства. Эта кандидатура должна быть одобрена председателем Конгресса депутатов. Члены правительства назначаются и увольняются королем по предложению главы правительства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.