Статус депутатов в парламентах зарубежных стран: свободный и императивный мандат, иммунитет, индемнитет, права и обязанности депутата парламента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны, имеют пенсионные льготы. Во многих странах они бесплатно обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием, почтовой и телефонной связью, бесплатными поездками, имеют оплачиваемых государством секретарей и помощников, льготы по налогам.

В странах тоталитарного социализма депутат обычно не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу (парламентская деятельность не считается таковой), хотя некоторые депутаты могут быть освобожденными. В этих государствах депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов.

В подавляющем большинстве стран депутаты и сенаторы имеют свободный мандат . Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа и не обязаны выполнять наказы избирателей округа не могут быть досрочно отозваны ими.

В странах тоталитарного социализма депутат имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказов избирателей. Депутаты в некоторых странах могут быть лишены мандата по решению парламента, по решению суда либо прекращение мандата осуществляется путем добровольной отставки депутата.

Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом – депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Иммунитет может распространяться на все время избрания, а иногда только на период сессии и на время в пути на сессию и обратно.

Депутат обладает также депутатским индемнитетом, под которым понимаются:

1) неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными; 2) депутатское вознаграждение.

Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, он обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства  на заседании парламента или вне его (путем устного или письменного обращения); он вправе получить первоочередной ответ от должностных лиц государства и внеочередной прием у них. Обязанности депутата:

1) присутствовать на сессиях парламента;2) участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий.

В ряде стран запрещается депутатам заниматься профессиональной, торговой и промышленной деятельностью, всякой работой, которая может поставить депутата в зависимость от органов исполнительной власти. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании.

27. Понятие, виды, порядок формирования и структура правительств  зарубежных стран.

Правительство - коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Виды правительств:

1) однопартийные – формируемые партией большинства в парламенте, получившей большинство на президентских выборах; 2) коалиционные – формируемые из представителей нескольких партий, при победе на парламентских выборах их коалиции; 3) правительства меньшинства – формируются, если не удалось создать коалиционное;

4) национальные – должно обеспечиваться представительство отдельных районов, этнических групп;

5) карманные – формируются группами, пришедшими к власти в результате государственного переворота;

6) временные – создаются для руководства государством в переходный период, при смене политического, экономического, социального режима в государстве;

7) профессиональные  – формируются не из представителей определенных партий, а из специалистов, профессионалов в той или иной сфере, отрасли хозяйства. Три способа формирования правительства:

1) парламентский  – данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках;

2) полупарламентский - распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер-министра, а министров назначает самостоятельно;

3) президентский (внепарламентский) - предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата.

Структуры правительства:

1) правительство и кабинет правительства, данный уровень включает министров всех уровней. В прямые обязанности кабинета министров входит управление всеми процессами в государстве

2) совет кабинета и совет министров. Заседания совета кабинета возглавляет премьер-министр; на таких заседаниях принимаются решения по оперативным вопросам. Заседания совета министров являются официальными заседаниями правительства и возглавляются только президентом. На этих заседаниях рассматриваются стратегически важные для государства вопросы;

3) президиум (бюро правительства) состоит из премьера, его заместителей и некоторых министров. Президиум правительства рассматривает и принимает решения относительно многих важных вопросов;

4) межведомственные комитеты или комиссии занимаются главным образом согласованием и решением вопросов родственных министерств одновременно.

Премьер-министр имеет право самостоятельно выдвигать кандидатуры в состав правительства, в кабинет министров. Все вопросы по кадровым перестановкам он принимает от имени правительства.

28. Компетенция правительств зарубежных стран; делегированное законодательство.

Важнейшими вопросами, отнесенными к компетенции правительств, являются следующие:

1. Управление государственным аппаратом.

2. Исполнение законов, принятых парламентом. Однако правительства могут сами активно вмешиваться в деятельность органов законодательной власти.

3. Контроль над законодательной деятельностью парламента, который в ряде стран фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям:

4. Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием, поскольку роль парламента в этом процессе фактически номинальная.

5. Осуществление внешней политики в современных зарубежных государствах также входит, прежде всего, в компетенцию правительства.

6. При определенных условиях правительству могут предоставляться чрезвычайные полномочия.

7. Одним из основных направлений в работе правительства является нормоустанавливающая деятельность.

Делегированное законодательство - издание правительством по уполномочию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых своих исключительных законодательных полномочий. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства издавать в порядке Делегированного законодательства акты по определенным вопросам в течение конкретно установленного времени.

 

29. Понятие и сущность местного управления и самоуправления; муниципальные системы зарубежных стран.

1. Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы.

2.Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами. Возможно возложение на органы местного самоуправления задач государственного управления. Осуществляя эти задачи, соответствующие органы действуют уже не в качестве местного самоуправления, они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. Когда же они осуществляют функции местного самоуправления, государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций.

Муниципальные системы :

1) англо-саксонская (Великобритания, США, Канада, Австралия). Нет представителя из центра; есть только избираемые гражданами органы, которые работают автономно, независимо, самостоятельно.

2) романо-германская (континентальная): Франция, Польша, Италия, Германия.

Наряду с органами, избираемыми народом, есть должностные лица, назначаемые из центра. Т.е. одновременно действуют: органы местного самоуправления (избранные гражданами) и органы местного управления (должностные лица из центра). Должностное лицо назначается Правительством, поскольку оно осуществляет контроль за местными органами самоуправления.

3) иберийская модель (страны Латинской Америки). Перекликается с романо-германской. Особенность: председатель местного Совета (органа местного самоуправления, избираемого гражданами) после своего избрания объявляется должностным лицом – представителем Правительства.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 317.