Форма государственного устройства. Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно. В Англии и Уэльсе - это графства, которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.
В Великобритании — родине классических муниципальных форм — сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.
Одна из характерных черт этой системы — отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Однако правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления выполняют свои задачи.
Другой характерной чертой англосаксонской модели местного самоуправления является утвердившийся в Великобритании принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешено законом. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. Это предопределило роль британского парламента в формировании муниципального права. Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти.
35. Конституция США 1787 года и ее специфические черты. Поправки к конституции.
Конституция США - самая “старая” из писаных конституций, действующих в настоящее время. Была принята в 1787г. В 1787г. конституция была дополнена “Биллем о правах”, а затем в нее был внесен целый ряд поправок.
Конституция США включает 3 компонента:
1. Преамбула, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного Закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения гражданам США благ свободы.
2. Семь статей. 3. Двадцать семь поправок. Основные черты Конституции:
- Первая писаная конституция, маленькая, супержесткая.
- Закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила суверенитет.
- Определила демократические принципы государственности (разделение властей, республиканская форма правления),
- Права человека – только в поправках. Первые 10 поправок включают политические права, получили название «Биль о правах», - нет описания кабинета министров, - нет четкого закрепления формы правления, акцент на разделении властей. Многие социальные, экономические, культурные права отсутствуют и сейчас. В Конституции молчаливо закреплялось рабство негров, лишало избирательных прав женщин.
Статья 1 – Конгресс, ст.2 – Президент, ст.3 – суд.власть.
Изменения: жесткая конституция. Поправки принимаются 2/3 членами Конгресса, либо специальным конвентом, созванным 2/3 штатов. Подлежат ратификации законодательными собраниями штатов (3/4 штатов).
«Биль о правах» - первые 10 поправок: политические и социальные свободы (гарантия частной собственности).
Поправка 1865г. «О признании рабов гражданами США», «О равенстве прав граждан».
Поправка 1866г. «О национальном равноправии граждан» и т.д.
Вопросы конституционного права регулируются также конституциями штатов, федеральными законами штатов и решениями Верховного суда. Верховный Суд США.®Конституционный контроль осуществляется общими судами, окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд, по актам штатов - Верховный суд штата
36. Форма правления; место президента США в системе государственных органов.
По форме правления США — президентская республика.
Исполнительная власть согласно второй статье Конституции США осуществляется Президентом. Он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти государства.
Президент избирается выборщиками сроком на четыре года. Президентом может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35 лет и постоянно проживающий в стране не менее 14 лет. Одно и то же лицо не может избираться Президентом более двух раз. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство выборщиков. Выборы Вице-президента проводятся отдельно по аналогичной схеме. Если ни один кандидат в Президенты не получил абсолютного большинства голосов выборщиков, Президент выбирается Палатой представителей из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков. Если выборщики не избрали вице-президента, он избирается Сенатом из числа двух кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков. В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий (смерть, отставка, отстранение от должности) его функции все оставшееся до очередных выборов Президента время выполняет Вице-президент. Сам он никакими определенными полномочиями не обладает, за исключением обязанности председательствовать в Сенате.
К числу полномочий Президента США Конституция относит: исполнение законов, определение полномочий всех должностных лиц США, представительство государства в международных отношениях, назначение высших должностных лиц с совета и согласия Сената, а нижестоящих - без такого согласия. Президент ведет переговоры с иностранными государствами, заключает международные договоры с совета и согласия Сената, является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, осуществляет помилование, награждает орденами и т.д.
Существенны полномочия Президента и в законодательном процессе. Он обращается к Конгрессу с посланиями, в которых содержатся планы законодательных мероприятий. Президент подписывает законы, обладая правом вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов парламентариев каждой из палат.
Президент руководит кабинетом. При этом министры являются лишь советниками при нем: все решения по руководству исполнительной властью принимаются Президентом единолично.
Президент не несетполитической ответственности перед кем бы то ни было, но к нему может быть применена юридическая ответственность в форме импичмента (государственная измена, коррупция либо иное тяжкое преступление или проступок). Правовым последствием импичмента является отрешение Президента от должности и лишение права занимать какие-либо должности на государственной службе США.
37. Конгресс США: характеристика палат парламента.
По форме правления США — президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип «разделения властей» — законодательная власть принадлежит Конгрессу,исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду и другим судам.
Высший орган государственной власти — Конгресс состоит из двух палат — Палаты представителей и Сената.
Палата представителей, в состав которой входят 435 членов, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства (1 депутат от 480 тыс. избирателей). Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на 2 года.
Сенат — палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. В ее составе 100 человек — по 2 сенатора от каждого штата, независимо от численности населения штата.
Один раз в год Конгресс собирается на очередную сессию. Продолжительность которой составляет 7-8 месяцев.
Палаты, как правило, проводят свои заседания раздельно. Однако, основная деятельность Конгресса осуществляется не на пленарных заседаниях палат, а разнообразными комитетами, создаваемыми обеими палатами. Так, в комитетах проходит большая часть законодательной работы. В настоящее время в Конгрессе имеется примерно 60 комитетов
38. Американский федерализм. Местное самоуправление и управление.
По форме государственного устройства США — федерация. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. С островами Пуэрто-Рико и Гуам заключено соглашение о “свободной ассоциации”, на основании которого им предоставлен статус “свободно присоединившихся государств”. Конституция США содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции центральной власти. Вопросы, не включенные в этот перечень, штаты правомочны решать самостоятельно. Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные органы — легислатуры, свою исполнительную власть и судебную систему.Штатам запрещено заключать договоры с иностранными государствами и с другими штатами, вести войну, создавать вооруженные силы, вступать в союзы, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, облагать импорт и экспорт таможенными сборами или иными пошлинами, принимать законы об опале и имеющие обратную силу, жаловать дворянские титулы. Все остальные предметы ведения принадлежат штатам. Штаты, как субъекты федерации, не обладают государственным суверенитетом; они не имеют права выхода из союза. Законы федерации обладают верховенством в отношении законов штатов. Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих, равных прямых выборов на два-четыре года. Полномочия губернаторов систематически расширяются, однако в целом в последнее время в американском федерализме все более отчетливо проявляется тенденция к централизации.
Штаты делятся на графства, которыми управляют муниципальные органы.
Положения, регулирующие вопросы организации и деятельности муниципалитетов, содержатся в конституциях штатов. Помимо конституций штатов существенное значение в правовом регулировании системы органов местного управления в США имеет законодательство штатов. Города в США выделены из состава графств.
В них сложились три системы муниципального самоуправления:
1) «Система мэр — совет», которая действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре, ибо реальная власть мэра далеко не одинакова во всех муниципалитетах.
2) «Система совет — менеджер» (или «городской управляющий»). Эта форма городского управления используется почти в 40 процентов городов США. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника — менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и осуществляет практическую реализацию определяемой советом политики. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию.
3) «Комиссия» — встречается достаточно редко. Существует она в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из трех-семи человек, избираемых всеобщим голосованием.
39. Конституция ФРГ 1949 г.
Конституция ФРГ официально называется Основным законом, принята в 1949году как временная (есть конституции каждой из земель).
Основные черты: Отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципа демократии, равенства, разделения властей, справедливости. Ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять. Есть право каждого оказывать сопротивление всем, кто пытается сменить свободный демократический строй, если нет иных методов.
По конституции ФРГ- демократическое , социальное и правовое государство с многопартийной системой . Вся власть исходит от народа , который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований.
Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу.
Концепция правового государства находит своё выражение в нормах по которым суд является независимым. Установлена ответственность государства , его должностных лиц перед гражданином. Закон обратной силы не имеет.
По форме правления Германия парламентская республика. Конституции земель должны соответствовать федеральной конституции.
Изменение и дополнение может быть осуществлено только специальным конституционным законом 2/3голосов в каждой палате парламента (жесткая).
Конституционный контроль осуществляет Федеральный конституционный суд.
40. Форма правления, место президента в системе государственных органов ФРГ.
По форме правления ФРГ — парламентарная республика. Высшие органы государства, в соответствии с Основным законом 1949 г., — Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.
Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом - Федеральным собранием на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может избираться президентом только на два срока. Он не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать руководящие посты в предприятиях и фирмах, занимающихся получением прибыли. Президент пользуется иммунитетом. Полномочия президента типичны для главы парламентарной республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитует и принимает послов. Большинство актов президента нуждаются в обязательной контрассигнации главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них
41.Бундестаг и Бундесрат: порядок формирования и компетенция. Федеральный канцлер и правительство ФРГ.
Законодательная власть осуществляется федеральным парламентом, состоящим из двух палат Бундестага и Бундесрата.
Бундестаг (нижняя палата), в составе которого более 650 депутатов, избирается сроком на 4 года.
Бундесрата (верхней палаты) насчитывается около 70 человек, они являются членами правительства земель. Каждая земля имеет в Бундесрате от 3 до 6 голосов, в зависимости от численности ее населения. Необходимо отметить, что численность депутатов обеих палат парламента меняется по мере изменения численности населения страны. Палаты избирают своих председателей, которые руководят работой депутатов
Процедура принятия федеральных законов заключается в следующем. Законопроект принимается Бундестагом и сразу передается Бундесрату. Если Бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение двух недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат.
Бундестаг обладает также контрольными полномочиями в отношении правительства. Они проявляются в формах интерпелляций, устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства.
Федеральное правительство - основные рычаги руководства государством состоит из Канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность и т.д. Решения принимают самостоятельно, при спорах – в составе правительства.
Особую роль играет Канцлер, его положение и министров, порядок работы и др., регулирует специальный регламент, утверждается Президентом.
Федеральный Канцлер - избирается Бундестагом по предложению Президента. Избрано то лицо, которое получило абсолютное большинство голосов в Бундестаге. Если у кандидатуры Президента нет большинства голосов Бундестаг может сам выдвинуть кандидатуру Канцлера. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера и увольняются Канцлером. Канцлер определяет основные направления федеральной политики. Бундестаг может выразить недоверие, как Канцлеру, так и министру.
42. Германский федерализм. Местное самоуправление и управление.
По форме государственного устройства ФРГ — федерация, в составе которой 16 земель, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения.
Земли имеют свои конституции, законодательные органы. Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 - 5 лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера. В землях имеются конституционные суды, но они обычно действуют на временных началах.
Отношения между федерацией и землями: федерация устанавливает правовое регулирование, а земли – исполняют, причем они должны исполнять федеральные акты, как свои собственные. Земли имеют значительную степень самостоятельности, но все же существует и значительная централизация.
Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства государства:
— конституционный порядок в землях должен соответствовать положениям Основного Закона;
— на территории федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни, гарантируются равные права и свободы граждан; — все земли имеют равный статус; — приоритет федерального права перед правом земель;
— закреплена исключительная компетенция федерации, конкурирующая компетенция и компетенция земель;
— допускается возможность федерального принуждения, если земля не выполняет федеральную конституцию или законы; — все учреждения федерации и земель должны оказывать взаимную правовую и административную помощь.
Федеративное устройство никаких национальных оснований под собой не имеет. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган — однопалатный ландтаг (в Баварии — двухпалатный), избираемый гражданами на 4 или 5 лет, и правительство во главе с премьер-министром.
Местное самоуправление в ФРГ , имеет сходство как с англосаксонской, так и с французской моделями, обладая, однако, при этом и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных «смешанных», «гибридных» формах управления на местах. Вопросы организации местного самоуправления в федеральных землях Германии решаются по-разному. Земли ФРГ делятся на округа, округа — на районы и города, имеющие статус районов, районы делятся на общины. Местное самоуправление в Германии существует на двух уровнях: а) на уровне округов, статусом которых часто обладают крупные города и центры, и независимых городов; б) на уровне муниципалитетов, которые включают малые города и муниципальные федерации.
43. Конституция Франции 1958 г .
Конституция Франции состоит из трех документов:
1. Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции;
2. Преамбулы конституции 1946 года;
3. Конституции 1958 года, в которой имеются ссылки на указанные выше документы и некоторые международные акты. В конституции наряду с преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов.
Существенное влияние на содержание конституции оказала обстановка, в которой она принималась. В условиях острейшего внутриполитического и внешнеполитического кризиса, основной причиной которого явилась борьба Алжира за освобождение от колониальной зависимости, парламент согласился на значительное расширение полномочий президента де Голля. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете, созданном для ее подготовки, и в Совете министров, а затем одобрен на референдуме 28 октября 1958 года.
Конституция Франции в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принципы национального суверенитета, свободного самоопределения народов колоний, “Свобода, равенство и братство”, “Правление народа, по воле народа и для народа”; закрепляет принцип нерушимости республиканской формы правления, приоритет норм международного права над внутренним законодательством при условии взаимности и др.
Конституция Франции “жесткая”. Для внесения в нее изменений необходимо вначале раздельное решение большинства обеих палат парламента, а затем совместное решение палат большинством 3/5 от общего числа голосов.
Конституционный контроль осуществляется двумя органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — актов органов исполнительной власти.
44. Форма правления. Президент Франции и его место в системе государственных органов.
По форме правления Франция — республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция — Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.
Центральное место в системе гос. органов Франции принадлежит президенту. После проведения референдума в 2000 г., срок полномочий президента был сокращен с 7-ми до 5-ти лет. Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства – во втором туре. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Обязан обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». Президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта (простым большинством) президент обязан его подписать. Имеет право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению — других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, «производит назначения на гражданские и военные должности». В области внешней политики президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Президент — «гарант независимой судебной власти». Он осуществляет право помилования. Конституция предусматривает за ним чрезвычайные полномочия «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы». Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.
45. Парламент Франции: порядок формирования и компетенция.
Законодательный орган — Республики — парламент играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из 2-х палат — Национального собрания и Сената.
Национальное собрание, избирается сроком на 5 лет. Депутатом нижней палаты можно стать с 23 лет. В 1995 году был принят закон об ограничении депутатского иммунитета. Депутаты обладают индемнитетом. Депутатский мандат свободный. В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей. В составе Сената — 321 человек, избираемых на 9 лет. Минимальный возраст сенатора – 35 лет. Каждые три года состав Сената обновляется на одну треть. Парламент собирается на очередные сессии два раза в год.
Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель, вице-председатели, секретари и квесторы.
Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий; кроме того, могут создаваться специальные комиссии.
Депутатские объединения (политические группы) образуются в нижней палате при наличии минимум 20-ти депутатов, в верхней – 14-ти. Во французском парламенте при наличии свободного мандата действует очень жесткая фракционная дисциплина. Основная функция парламента — принятие законов — значительно ограничена Конституцией. Которая точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов в осуществлении ими законодательной инициативы и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат. Права парламента ограничены в финансовой сфере.Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.
46. Правительство Франции: его характеристика.
Правительство Франции — Совет министров, согласно Конституции «определяет и ведет политику нации». В состав правительства входят премьер-министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в сжатой форме. Все вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия законов, акт правительства заменяет закон. Правительство с разрешения парламента может принимать акты, имеющие силу закона и в сфере действия законов. Эти Акты должны быть утверждены специально изданным законом «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание». Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может требовать передачи правительству законодательных полномочий.
Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. Три члена Совета назначаются президентом, три — председателем Сената и три — председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрения споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных органов.
Государственный совет – высший орган административной юстиции. Формально его возглавляет премьер-министр, фактически – министр юстиции. Совет проверяет акты правительства на предмет соответствия конституции, а также жалобы граждан по поводу нарушения их прав.
Экономический и социальный совет — консультативный орган при правительстве. Он дает заключения, на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет вправе и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказать свое мнение о выполнении экономических планов. Члены совета могут выступать перед делегатами парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку Экономический и социальный совет — консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.
47. Форма государственного устройства. Местное самоуправление и управление Франции.
Франция — унитарное государство. Страна разделена на регионы, департаменты и коммуны.
1. В регионах, объединяющих 3 — 5 департаментов, избирается региональный совет, который формирует ряд органов и избирает председателя, наделенного полномочиями исполнительного органа. Представителем государства является комиссар республики — региональный префект.
2. В департаментах (их во Франции 96 и 3 заморских) действуют органы самоуправления — генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава на половину каждые три года. Исполнительным органом является избираемый советом председатель. Центральная власть представлена в лице префектов (комиссаров республики), назначаемых президентом.
3. В коммунах (их более 37 тыс.) местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на 6 лет. Муниципальные советы сроком на 6 лет выбирают мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно по должности является представителем государственной власти в коммуне. Совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, решает другие местные вопросы. Кантоны - историко-географические единицы, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов.
Остров Корсика обладает политической автономией. Там избирается местный парламент с ограниченной компетенцией и избираемый им более узкий коллегиальный орган — совет. Исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель.
48. Конституция Италии 1947г.
Конституция Италии была принята Учредительным собранием 22 декабря 1947 года и вступила в силу с 1 января 1948 года. Конституция Италии состоит из 139 статей и имеет следующую структуру:
1. «Основные принципы» Раздел, посвященный основам конституционного строя государства. Закрепляется принцип народного суверенитета, республиканская форма правления, демократический характер государства, основы правового статуса личности, основы гос. символики, отвергается война, как способ разрешения международных споров.
2. «Права и обязанности граждан» (ч. 1) закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина.
3. «Устройство республики» (ч. 2) посвящена высшим органам гос. власти, территориальному устройству государства и конституционным гарантиям. Полномочия органов государства и система сдержек и противовесов, закрепленные в конституции, приближают Италию к классической модели парламентской республики. Конституция Италии впервые в истории буржуазных государств закрепляет принцип признания и использования различных форм собственности и ограничения права частной собственности, как условие демократического развития общества. Конституция закрепляет унитарную форму государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. В то же время основной закон предусматривает ряд весьма существенных гарантий, обеспечивающих целостность государства. К ним относится право парламента принимать нормативные акты, касающиеся конституционно-правового статуса областей, в том числе запрет областям решать определенные вопросы в сфере торговли и правового статуса граждан.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 689.