Партийные системы зарубежных стран
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Партийная система – это совокупность легально действующих партий и отношений между ними.

1. Многопартийная система: - классическая (без господствующей партии); - система с монопольно господствующейпартией; - блоковая форма (политические партии не уверены что пройдут в парламент, они объединяются в блоки).

2. Двухпартийная система: реально претендует на власть двух партий.

3. Система фиксированного законом числа партий: фиксируется четко количество партий, чтобы предотвратить образование оппозиций.

4. Однопартийная система: характерна для стран с тоталитарно-политическим режимом (стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом – Куба, Китай, Корея).

5. Политические партии зарубежных стран: понятие, виды, функции и цели; институционализация политических партий.

Политическая партия — это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями и задачами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.

Целями демократических партий являются: обеспечение эффективного функционирования всей политической системы страны, согласование и реализация интересов различных слоев общества, стабильность существующего строя при сохранении динамики и способности к саморегулированию и развитию.

Функции: 1. Участие партии в формировании органов власти и контроль за их деятельностью.

2. Разработка политического курса, направленного на решение существующих в обществе проблем.

3. Привлечение в партию новых членов, работа по подготовке актива, мобилизация избирателей на поддержку кандидатов от партии в ходе выборов.

 4. Установление и поддержание эффективной обратной связи между руководством партии и обществом.

5. Участие в решении социальных конфликтов.

6. Национальная интеграция. Данная функция характерна для партий, действующих в государствах, борющихся за национальную независимость либо в первый период после ее завоевания.

7. Разработка определенной идеологии и ее пропаганда в обществе с целью увеличения числа своих сторонников, а так же создания в государстве социально-психологической атмосферы, благоприятной для деятельности партии.

Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах:

1. Конституционализация — включение в конституции основных принципов статуса политических партий.

2. Законодательная институционализация — детальное определение законом правового положения политических партий.

Классификация политических партий:

1. политологическая характеристика:   а) либеральные – отстаивают не вмешательство государства в общественную жизнь

б) консервативные – выступают за сохранение прежних порядков – противники реформ;

в) радикальные – выступают за коренную перестройку общества с применением принудительных мер

г) конфессиональные – требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством отвечали догмам религии.

2. организационное построение: А) организационно-оформленные партии (кадровые) – фиксированное членство; жесткая дисциплина; обязательные членские взносы; централизованное руководство.

Б) организационно-неоформленные партии (массовые) – нет фиксированного членства; нет обязательных членских взносов; руководство формируется из партийных деятелей или бизнесменов.

3. методы действий: А) демократические – действуют в порядке конституции; Б) радикальные – ради собственных интересов готовы пожертвовать конституцией;   В) экстремистские – делают ставку на силу, принимают противозаконные методы борьбы.

4. по правовому статусу:      А) легальные – действуют на законных основаниях; Б) нелегальные – действуют подпольно

 

7. Конституции зарубежных стран: понятие, сущность, содержание, юридические свойства.

Конституция (от латинского слова constitutio – установление, утверждение) – это основной закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения. Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании, высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства и в повышенной стабильности. Содержание конституции— это совокупность норм, институтов и принципов основного закона, закрепляющих организацию гос. власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер содержания конституции определяются историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции.

Функции конституции: юридическая, политическая, идеологическая.

Юридические свойства конституций – это признаки, которые отличают их от актов текущего законодательства:

1. Верховенство в системе законодательных актов государства.

2. На нормах и принципах конституций базируется текущее законодательство.

3. Законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе конституции и соответствовать ей.

4. Нормы конституции являются нормами прямого действия.   5. Действие на всей территории государства.

6. Особый порядок их изменений и дополнений. 7. Особая правовая защита.

 

8. Эволюция содержания конституций зарубежных стран, их классификация.

Первый этапначался с момента принятия современных конституций и продолжался до 1-й мировой войны и образования т.н. социалистических государств. Конституции, принятые в этом периоде называют старыми. Большинство из них уже не действует. Действующими остаются конституции США, Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Швейцарии. Австралии.

Второй этап охватывает промежуток времени между двумя мировыми войнами. Появляются новые страны, в которых были приняты основные законы. На сегодняшний день из принятых в это период конституций действующими остаются конституции Финляндии, Австрии, Ирландии. Эти конституции принято назвать новыми. В это период отдельные страны Азии и Африки получили так называемые колониальные конституции. Были приняты конституции в республиках, входивших в состав СССР. В них стали регулироваться новые области общественных отношений, сфера социально-экономических прав, идеологии. Следует отметить, что многие нормы социалистических конституций были фиктивными, так как они не реализовывались на практике.

Третий этап начался после второй мировой войны и продолжался до рубежа 80-90-х гг. Среди конституций, принятых в это время можно назвать конституции Исландии, Франции, Италии и Японии, ФРГ, Греции, Дании, Португалии, Испании, Турции. В Азии, Африке, Латинской Америке и Океании после распада колониальной системы возникло более 130 новых государств. Принимались и обновлялись конституции социалистических стран.

На этом этапе конституции стали больше внимания уделять регулированию социальных отношений. В социалистических странах вводятся нормы о руководящей роли политических партий. Устанавливаются конституционные гарантии деятельности профсоюзов, других общественных организаций.

Четвертый этап начался на рубеже 80-90-х гг. и продолжается до настоящего времени. Он связан, прежде всего, с крушением тоталитарных режимов. За это время было принято более 100 новых конституций. В них наблюдается рост значения общечеловеческих ценностей. Более широко стали учитываться нормы международного права.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.