Способность не страшиться процедуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

небытия – как формы своего отсутствия,

списав его с натуры.

Иосиф Бродский. (На выставке Карла Вейлинка)

 

Или еще такой сюжет:

я есть и в то же время нет... ...

и бьются языки огня вокруг отсутствия меня. Лев Лосев.

Современная поэзия кажется мне если не подражательной, то тотально зависимой от поэзии 80-х и 90-х и технически, и тематически.

 

Уже не пишут сплошь по лекалам Бродского, но большинство авторов пользуется общим банком приемов и идей, созданным два-три поколения назад.

 

Редкое употребление первого лица – всего лишь инерция позавчерашних открытий, ставших литературным этикетом, когда их осознали и освоили широкие массы поэтов. 

Т.о, исчезновение «я» ничего не говорит о сегодняшней поэзии, разве что лишний раз свидетельствует о ее несамостоятельности.

 

Намного интереснее выглядят опыты, в которых «я» меняет свои функции, иногда даже оказывается не субъектом, а объектом («Это я» Льва Рубинштейна, «Это не я» Михаила Щербакова).

 

Неосторожно взяв почин впредь обходиться без личин,
Склеить пытаюсь два словца от своего лица.

Снова не я, а тот, другой, пред микрофоном гнёт дугой
Корпус и разевает рот, думая, что поёт.

Вот он в "Арагви", без щита, розовый после первых ста.
Знаешь ли ты, что значит "сто"? Это, брат, кое-что.
Только и тут на сходстве черт нас не лови, молчи, эксперт.
Это не я, пускай похож. Ты, академик, врёшь.

Может быть, он моим сейчас голосом ахнет, вместо глаз
К небу поднявши два бельма: "Боже, какая тьма!"
Может, хотя бы он - не дым. Впрочем, тогда - что делать с ним?
Сжечь? Изваять? Убить? Забыть? Может быть, может быть.

 

Может быть, в этом направлении нас ожидают открытия, которые будут принадлежать нашему времени, а не титанам прошлого. Во всяком случае, я очень сомневаюсь, что один произвольно выбранный признак может быть причиной «охлаждения читающей публики к стихам, написанным здесь и сейчас».

А. Кушнер писал:

 

Что ни поэт – то последний. Потом

Вдруг выясняется, что предпоследний…

 

В двустрочии из А. Кушнера сузим слово поэт до слова лирик - кто с текстуальной очевидностью наделяет поэтическое высказывание личным опытом. Не выходит ли, что вот-вот замолкнет последний лирик, а засим?..

Однако попытаемся разобраться – прежде всего с самой преамбулой.

 

Правда ли, что Ich-Dichtung, преобладавшее в лирике чуть ли не всегда, – «перестало быть»? И когда именно перестало? Начиная с нулевых?

 

Но если иметь в виду не самое последнее поколение поэтов (по Б. Эйхенбауму, литературные поколения сменяются каждые пять лет), а - шире, то еще вчера действовали и сегодня продолжают действовать поэты, для которых высказывание от первого лица естественно и даже центрально.

Александр Кушнер, Олег Чухонцев, Сергей Гандлевский, Елена Шварц, Олеся Николаева, Ольга Иванова, Иван Волков…

 

Все минувшее тридцатилетие Ich-Dichtung оглашало поэтический воздух. И продолжает оглашать.

Номера «Нового мира» и «Знамени»: - психо-биографическое «я» Дмитрия Быкова

Никаких я истин не отыскивал,
Никогда я горькую не пил, —
Все бы эти листики опрыскивал,
Все бы эти рифмочки лепил.












И Бахыта Кенжеева

Как я завидую великим!
Я так завидую великим,
как полупьяный кот ученый
завидует ночному льву.
Ах Пушкин, ах обманщик ловкий!
Не поддаются дрессировке
коты. …

 

Что делать, если я

не знаю времени и смерти не приемлю?
Я роюсь в памяти, мой хрупкий город горд,
не вдохновением, а перебором нажит

 

Да и поэты, более интровертивные и опосредованные «внешними» сюжетами, не оставили нас без признаний и свидетельств о бытии собственной личности.

 

- Максим Амелин («Подписанное именем моим…», «Опыт о себе самом, начертанный в начале 2000 года»),

- Владимир Гандельсман («Я тоже проходил сквозь этот страх…»),

Я тоже проходил сквозь этот страх —

раскрыв глаза,

раскрыв глаза впотьмах, —

всех внутренностей, выгоравших за

единый миг,

и становился как пустой тростник,

пустой насквозь,

пустее всех пустых,

от пальцев ног и до корней волос,

я падал в ад,

Так существует ли тренд, о котором с беспокойством говорит Сергей Чупринин?

 

Дело, видимо, в изменившемся – вслед за воздухом эпохи – наполнении этого «я». Отнюдь не со вчерашнего дня оно уже – не знак судьбы поэта, за перипетиями которой читатель с непраздным любопытством следует, подчас примеривая их на себя.

Личное местоимение 1л.ед.ч. сменило род службы. Кто ныне осмелится произнести:

«Я жить хочу! хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело <…>

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?»

 

На примере Лермонтова видно, как происходит отказ от лирического дневника, попутного проживаемой или чаемой судьбе.

«Я рожден, чтоб целый мир был зритель

торжества иль гибели моей»,

– возглашает юноша Лермонтов (который еще не Лермонтов);

«Я чувствую – судьба не умертвит

во мне возросший деятельный гений».

Именно деятельный в буквальном смысле («За дело общее, быть может, я паду…»).

 

Но зрелый Лермонтов (написал «Думу», «Не верь себе» и «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон» и «Выхожу один я на дорогу..») по мере нарастающей горечи теряет вкус к лирическому комментированию «судьбы».

Уходит как действователь в отставку, сдвигаясь от жизнестроительной на оценочную позицию.

 И отныне это Лермонтов не одних лишь – воспоминательных по преимуществу – Ich-Dichtung («1-е января»), а и многозначительных баллад («Тамара», «Спор», «Дары Терека») и иносказательных «пейзажей души» («Утес», «Листок»), с поколенчески расширенным «мы» («Дума») и обобщенно-песенным, почти фольклорным «я», – тот Лермонтов, какого мы любим в первую очередь.

 

Как раз о схожем «я» наблюдателя или воспоминателя, оторванного от «глаголов действия», с сожалением говорит Чупринин; но есть ли здесь повод для сожаления?

 

Лирические действователи 60-х, как правило, говорили напряженным языком прямого «я» – о себе ли, о любви или о хрущевской заре пленительного счастья.

«Я разный: я натруженный и праздный,

я целе- и нецелесообразный»

 

Я у рудничной чайной,
у косого плетня,
молодой и отчаянный,
расседлаю коня.

 

– хорошие то были стихи, хоть и встраивались в своеобразный эпатажный ряд:

- Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сочных гроздий венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать! - Бальмонт

 

- Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!;

 

- Д. Воденников,

Так дымно здесь
и свет невыносимый,
что даже рук своих не различить –
кто хочет жить так, чтобы быть любимым?
Я – жить хочу, так чтобы быть любимым!
Ну так как ты – вообще не стоит – жить.

А я вот все живу – как будто там внутри
не этот – как его – не будущий Альцгеймер,
не этой смерти пухнущий комочек,
не костный мозг
и не подкожный жир,
а так как будто там какой-то жар цветочный,
цветочный жар, подтаявший пломбир ,

Так жить, чтоб быть
ненужным и свободным,
ничейным, лишним, рыхлым, как земля –
а кто так сможет жить?
Да кто угодно,
и как угодно – но не я... не я.

 

 

Но время переломилось, и «я» Александра Кушнерасамой высокой частотностью этого местоимения среди сверстников –) стало принципиально другим.

В самом деле:

«Я слушаю тихое пенье…»,

 «Вижу, вижу спозаранку…»,

«Четко вижу двенадцатый век…»,

«И только я нет-нет и загляжусь…».

 

Это ранний Кушнер, так поразивший нас сменой лирической я-позиции. Но таков же и Кушнер позднейший, назвавший один из поэтических циклов: «В мировом спектакле». Его мольба: «…смешай меня с землею, но зренье, зренье мне оставь» – сохраняет прежний жар.

 

Он способен и усомниться в такой зрительской позиции, исключающей рисунок деятельного биографического образа:

 

«Я не прав, говоря, что стихи важнее


































Дата: 2019-03-05, просмотров: 188.