Русская поэзия переживает пору неслыханного, фантастического расцвета. - много стихотворных сборников. создать свой союз писателей (либо назвать свою литгруппу при ДЭЗе), выпустить собственный журнал или альманах. Еще проще зарегистрироваться в Интернете, -… И ты станешь поэтом. По крайней мере прослывешь поэтом – по крайней мере в собственных глазах. А большего и не нужно
стихи нынче могут быть любыми.- правильными, как в школьном учебнике, традиционных, Или, возмутительно неправильными, нарушающими все и всяческие представления о метрике и ритмике, о красоте и смысле –
сейчас в русском поэтическом пространстве – к – одновременно сосуществуют все, кажется без изъятия, традиции, линии и векторы движения стиха – от гиперконсервативного до ультрареволюционного.
каждая школа ценит исключительно своих фронтменов в твердой уверенности, что «нас в русском языке от силы десять» (Лев Лосев), но школ этих - столько, что значительные поэты могут исчисляться десятками, если не вовсе сотнями.
Нет только счастья. - число читателей поэзии неумолимо сужается, измеряясь - просто сотнями, если не вовсе десятками.
впечатление, что в Москве с ее 15-мил.- 150–200, ну пусть 300–500 - послушать стихи. И еще меньше тех, кто готов купить поэтический сборник.
Вот вам и ситуация: стихи пишут, стихи пишут много, стихи пишут в том числе и хорошие, иногда даже замечательные, а читают все меньше,
Попробуем разобраться. Учитывая, что уже известны два, вернее, два с половиной ответа на эти вопросы.
Первый: поэты, обезголосели, и их новые творения читателям просто неинтересны.
Второй: виновата публика, - разучилась постигать новые смыслы и восхищаться свежими метафорами.
И это даже хорошо - поэзия никому ничего не должна, в том числе и нравиться. Ведь «если подлинно поется и полной грудью, наконец, все исчезает – остается пространство, звезды и певец».
Тем не менее всем нам – и поэтам, и читателям – нужно как-то жить в ситуации, для нас беспрецедентной. Как?
Поэты перемещаются с одной площадки на другую вместе со своими читателями (которые тоже - почти все пишут стихи, то есть фактически поэты читают друг другу), и книжку издать нынче довольно легко.
парадокс. Стихов нынче – море, а - довольно большое количество читающих людей, - тоскуют по стихотворному слову, по лирике. А слово это – хорошее поэтическое – к ним не доходит.
круг настоящих читателей продолжает сужаться.
мы хотим этот круг расширить, - пойти к читателям – как-то по-другому.
Я же говорю о просветительской работе
в газете «Литература», ИД «Первое сентября» усилиями Сергея Волкова и Сергея Дмитренко, - стихов современных поэтов. - в цитате, разговора о культурном явлении. - Гандлевского или Кибирова, Бориса Рыжего, и Нонны Слепаковой. и –молодого литератора,
А на газету «Литература», между прочим, подписаны почти все средние учебные заведения – школы, лицеи и так далее.
фонд «Сибирские огни» совместно с «Литературной газетой» выпустили для ст.школьников (т.е. учителей-словесников) «Шедевры русской поэзии. Вторая половина двадцатого века» .
Хрестоматия андеграундной поэзии - http://arzamas.academy/materials/1243 -
в книге содержатся не только стихи ушедших поэтов, но и сочинения современных авторов, многие из которых находятся сегодня внутри литературного процесса, выступают публично и время от времени выпускают новые книжки. Распространение этой хрестоматии задумано таким способом, чтобы она в перспективе попала на стол к каждому учителю литературы. Получится это или нет – другой вопрос.
«Новый мир» совместно с «православным журналом для сомневающихся» «Фома» - поэтический проект «Строфы». -стихи, в которых есть душа, это – лирика. - внушительным тиражом
стоит попробовать двинуться в сторону потерянного нами читателя какими-то другими, дополнительными путями. И этот читатель непременно появится, как только мы начнем о нем думать чуть-чуть иначе, чем думали до сих пор.
Под «поэзией» и «поэтическим» можно понимать самые разные вещи – от «профессиональной» поэзии до песенных текстов
от того, насколько мы широко или узко рассмотрим поле «поэтического», зависит и постановка «читательской» проблемы.
в 2005–2006 - Литературтрегеры были озабочены структурированием самого литературного сообщества - демаркационная линия между «правильным» и «неправильным», «своим» и «чужим», в литературе - предмет их неусыпной заботы и охраны. В первую очередь это, конечно, касалось поэзии. - среди прочих закрытых, еще и особо охраняемая территория.
Именно эта территория, объединившая поле литературных салонов и поле толстых журналов «Журнального зала» и интернет-площадок, в обиходе «литературных людей» считается территорией «профессиональной» поэзии.
- именно благодаря тому, как формировалось это пространство, фигура внешнего наблюдателя «не заложена» в само устройство современного поэтического сообщества.
Знание о современной поэзии – это знание по природе своей «эзотерическое». - можно получить только от самих «посвященных».
– оно дается приобщением, вовлечением в поэтический процесс. Пришел на поэтический вечер или сайт, стал общаться – и вот ты уже часть «тусовки».
Поэтому фигура читателя поэзии в прежнем, традиционном смысле – находящийся «по ту сторону», не вовлеченный в «действо» и имеющий дело только с результатом (продуктом) творческой деятельности, свидетель, – уходит в прошлое.
читатель конфигурируется иначе. Это не «масса», но множество элементов, каждый из которых – отделен.
- количественный фактор становится не так важен. Сообщество читателей поэзии – это периферия самого поэтического сообщества. Больше всего это похоже на сетевой маркетинг. Современная поэзия теперь сама «вербует» себе читателей из тех, кто ей больше нравится.
И наиболее активно этот процесс «вербовки» идет через Интернет. - социальные сети, которые позволяют сократить поиск нужного контакта, осуществить необходимый дрейф из одного сообщества в другое – скажем, из сообщества «Стихи.Ру» в сообщество профессиональных поэтов.
Эти процессы привели к тому, что телевизионные СМИ, -, теперь периодически делают ее главной темой телепередач. - информация о наличии современной поэзии - достоянием через телевизор.
Некоторые поэты – уже вполне медийные, узнаваемые фигуры. Они могут стать «паровозом» для всех остальных. Так что – процесс знакомства общества с поэзией пошел, И достаточно интенсивен,
мой ответ – В XXI веке поэзия без читателя не останется.
Вряд ли возможно примирить тех, кто видит в поэзии прежде всего способ продуктивного диалога с современниками, и тех, кому роднее позиция «Нет, никогда ничей я не был современник». Да и надо ли пытаться, если спор между приверженцами «искусства для искусства» и сторонниками искусства как общественного деяния длится в России уже более полутора столетий.
Сейчас, вряд ли кто будет возражать, эпоха непоэтическая. Значит, задача поэтов – сопротивляться обстоятельствам времени и места. А как – пытаясь, асширять число сочувственников и единомышленников, или, уходя в глубины собственного внутреннего мира – это уж решит сам поэт.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.