В IV в. началось великое переселение народов, перекроившее карту Европы. Многочисленные полчища гуннов вторглись на Кубань, разгромили приазовских готов, захватили боспорские города Кепы, Фанагорию и другие и двинулись через Керченский пролив на Запад. В это время в степях Предкавказья кочевали болгарские племена. По названию одного из этих племен - оногуров - вся Приазовская низменность называлась тогда Оногурией. С появлением гуннов в Приазовье стал господствовать гунно-болгарский союз племен с сильным влиянием сарматской культуры. Предгорные районы Закубанья занимали предки адыгских племен — зихи, сагины и касоги.
В 635 г. болгарский хан Кубрат объединил под своей властью приазовских и причерноморских болгар. Так на территории Кубани возникла Великая Болгария с центром в Фанагории. Но она просуществовала недолго и после смерти своего основателя вскоре распалась. В VII в. кубанские болгары, или "черные булгары", как их называли, были завоеваны хазарами и вошли в состав Хазарского каганата. Они платили дань хазарам и участвовали в их военных походах. Местный центр, подчинявшийся Хазарии, переместился в бывшую Гермонассу, получившую хазарское наименование Тумен-тархан, т. е. место ставки начальника ту мена (тумен - от монгольского слова "тьма" - военно-административная единица или военное подразделение в 10 тыс. воинов). Греки называли этот город Таматархой.
В конце IX в. степи Северного Причерноморья оглашаются гулом новых кочевых орд - печенегов, вместе с другими кочевниками расшатывавших Хазарский каганат. Но смертельный удар Хазарскому каганату в 964 - 65 гг. нанес великий киевский князь Святослав. Разгромив союзников Хазарии волжских булгар, Святослав двинулся в низовья Волги и захватил столицу каганата город Итиль. Затем он разгромил ясов и касогов (предков осетин и адыгов) и овладел Таматархой - центром Таманского полуострова. Здесь на берегу Русского (так тогда называлось Черное море) и Сурожского (Азовского) морей возникает русское Тмутараканское княжество. Время его образования точно не известно.
Не исключено, что русы появились в этих местах еще во времена князя Игоря, когда он совершал походы на Византию. Так, в договоре 944 г., который он заключил с византийским императором, упоминается Корсунская страна, по-видимому владения Руси на Таманском полуострове. Зато точно известно, что сын Святослава Владимир послал править в Тмутараканское княжество своего сына Мстислава. Его правление в Тмутаракани (988-1036 гг.) было отмечено расширением и усилением этого самого отдаленного удела Руси. Окрестные племена платили Мстиславу дань и поставляли воинов для его походов. Когда же касожский князь Редедя отказался подчиниться Мстиславу, он в 1022 г. пошел с дружиной на землю касогов. При встрече двух войск Редедя предложил не губить воинов, а решить спор в единоборстве. Мстислав одолел Редедю и вновь подчинил касогов себе. В честь своей победы он основал в Тмутаракани церковь Богородицы, позже ставшую центром местной епархии. В 1023 г. он пошел войной против своего брата Ярослава, возглавив большую дружину, в которой были русские, хазарские и касожские (адыгские) воины. В 1024 г. под Лиственом близ Чернигова встретились варяжско-русские войска Ярослава и дружина Мстислава. Ярослав Мудрый, стремившийся к единству Руси, не сумел одолеть талантливого полководца Мстислава и вынужден был передать тмутараканскому князю левобережье Днепра. Мстислав стал править в Чернигове, не забывая и свое далекое Тмутараканское княжество, а Ярослав - в Киеве.
Тмутараканское княжество в этот период было небольшим, но весьма влиятельным. По сути дела Тмутаракань контролировала пространство от Нижней Волги до Дона. Сам город Тмутаракань был крупным административным и экономическим центром. Здесь жили русские, греки, болгары, хазары, аланы, готы, касоги.
Город был обнесен мощной стеной из кирпича. Улицы и площади замощены камнем. В Тмутаракани находилась резиденция князя, было много красивых домов, украшенных мрамором. Над городом возвышалась церковь, построенная из камня. Город стоял на берегу удобной гавани, куда прибывали купеческие суда с товарами. Тмутаракань славилась своими ремесленниками, рыбаками и воинами. В 1068 г. тмутараканский князь Глеб измерил по льду Керченского пролива расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи). В 1792 г. мраморная плита с русской надписью об этом событии была найдена на Таманском полуострове. Так началось изучение истории русского княжества на Кубани.
В 1061-1074 гг. близ г. Тмутаракани жил крупнейший церковно-политический деятель Киевской Руси писатель и летописец Никон. Монах Киево-Печерского монастыря Никон бежал в Тмутаракань от гнева киевского князя Изяслава. Здесь он основывает монастырь, который стал распространять на Северном Кавказе русскую грамоту. Кроме того, Никон был знаменитым летописцем своего времени. По мнению ученых, он является автором летописного свода 1073 года - одного из источников "Повести временных лет". Никон принимал участие и в политической жизни.
С 1078 г. внук Ярослава Мудрого Олег Святославич использует Тмутаракань для собирания сил в борьбе за Чернигов. Так и не получив его, Олег станет на несколько лет полноправным правителем в Тмутаракани. Междоусобицы на Руси негативно отразились и на положении Тмутараканского княжества. Его князья и посадники уже не имели того авторитета и могущества, каким славился Мстислав. К тому же здесь плела политические интриги и Византия, которая к середине XII в. сумела овладеть Тмутараканью. Правда, владела она ею недолго. Уже в конце XII в. город стал принадлежать кочевникам-кыпчакам. Русские называли их половцами, от слова "полова", т. е. солома, за их выгоравшие от солнца волосы.
В это время так называемая "половецкая степь" протянулась от Волги до Дуная. Степняки занимались кочевым скотоводством и набегами, главным образом на русские земли. Русские князья отвечали им по принципу "око за око", иногда удачно, иногда терпя поражения. Так, в 1185 г. в половецкую степь направился со своей дружиной новгород-северский князь Игорь Святославич - внук Олега Тмутараканского. Игорь Святославич хотел не только "примерно наказать " половцев за их грабительские набеги на Русь, но и освободить Тмутаракань, где в это время еще проживало немало русских земледельцев и ремесленников. Поход небольшой дружины Игоря Святославича против многотысячной орды половцев закончился поражением и пленением самого князя. Этот трагический эпизод русской истории был талантливо описан в поэтическом произведении неизвестного автора "Слово о полку Игореве".
От пребывания половцев на Кубани остались каменные изваяния, получившие название "половецкие бабы"; большая их коллекция находится в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике. В погребениях половцев найдено немало предметов адыгского вооружения и быта, что говорит о товарообмене, существовавшем между степняками и горцами. После разгрома Хазарского каганата во II половине X в. начинается процесс постепенного премещения адыгов из степных районов Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа. По данным адыгского просветителя Шоры Ногмова, первыми двинулись в путь кабардинцы и бесленеевцы, затем темиргоевцы и хатукаевцы, потом шапсуги, бжедуги и другие горские племена. Произошло своеобразное разделение территории: степняки кочевали главным образом на равнинной части Кубани, горцы оседло проживали в предгорьях.
В XIII в. на тех и других обрушился шквал татаро-монгольского нашествия. Половецкая знать была перебита, население покорено и стало частью Золотой Орды, участвуя в ее завоевательных походах. Отчаянное сопротивление оказывали захватчикам адыгские племена. Дважды - в 1222 г. и 1237 г. - полчища татаро-монголов врывались в земли адыгов, уничтожая все на своем пути. Но степной татарской коннице было трудно действовать в предгорьях и горных ущельях Северного Кавказа, поэтому потребовалось немало времени, чтобы окончательно включить предгорья Кубани в состав татаро-монгольского Улуса Джучи.
Адыгская знать пошла на службу к золотоордынским ханам, участвуя с подвластными людьми в их военных экспедициях. В 1380 г. адыгские воины были в войске хана Мамая, потерпевшего сокрушительное поражение на Куликовом поле от московского князя Дмитрия. В 1395 г. властитель Средней Азии Тимур (Тамерлан, как его звали европейцы), поражавший современников своей необыкновенной жестокостью, вторгся в Предкавказье, захватил Азак (Азов) и, сметая все на своем пути, ринулся на Кубань. Но здесь ему пришлось нелегко, т. к. адыги сожгли луга между Азаком и Кубанью, в результате чего его победоносное войско больше недели бедствовало от бескормицы. Золотоордынский хан Тохтамыш, которому подчинились адыги, был уже обречен; адыгские воины отчаянно сражались, защищая свою землю. Разгневанный Тимур как опустошительный смерч прошел по землям адыгов, угнав в рабство тысячи людей. После его ухода татарские ханы по-прежнему считали адыгов своими подданными, но так не думали сами адыги, постоянно воевавшие с татарами, о чем свидетельствовали иностранные путешественники, посещавшие Северо-Западный Кавказ. В свою очередь и татары неоднократно нападали на адыгские племена, пользуясь их разобщенностью.
988 г. — первое упоминание о Тмутараканском княжестве в летописи.
1094 г. - последнее упоминание в русских летописях о Тмутаракани.
Русская летопись о единоборстве князя Мстислава с касожским князем Редедей.
В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Бересью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: "Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все". И сказал Мстислав: "Да будет так". И сказал Редедя Мстиславу: "Не оружием будем биться, но борьбою". И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: "О Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя Твое". И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.
В год 6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 2200.