Технология повышения социальной компетентности неблагополучных семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из главных объектов работы социального педагога является семья. В своем единстве функции семьи представляют собой систему семейных отношений. Игнорирование или отказ семьи от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.

Группа неблагополучных семей очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Ниже приведен пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи.Так, например,

проблемные семьи - это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие);

кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.);

• признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе);

аморальная семья — это семья, полностью утратившая семейные ценности,характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома;

• крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных
семьях.
Они характеризуются противоправным, антиобщественным
поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических правближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счетпринуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Цель:оказание социально-педагогической помощи семьям "группы рис­ка".

Задачи:

-  повышение социальной компетентности семьи "группы риска";

-  формирование социальных навыков;

-  оказание социально-педагогических услуг детям и их семьям;

-  активизация эффективного социально-ролевого поведения в процессе по­строения супружеских, детско-родительских, деловых, гражданских отноше­ний;

-  формирование установок на здоровый образ жизни и развитие способов саморегуляции;

-  обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;

- оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психореабилитационного пространства для детей и семей "группы риска".

По окончании времени, выделенного на осуществление целей и задач, предполагаются следующие результаты:

- повышение уровня социальной защищенности семей;

- снижение числа семей с тенденцией к асоциальному поведению;

- наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует более эффективной взаимосвязи семьи с другими социальнымиинститутами;

- обретение социального опыта в процессе решения проблемных ситуаций;

- улучшение соматического и психического здоровья детей и взрослых;

- овладение знаниями и умениями ведения домашнего хозяйства.

Программа рассчитана на срок от 24 до 45 дней (по индивидуальным пока­заниям для детей и семей "группы риска"). Выделяются этапы:

1. Подготовительный этап. Знакомство с ребёнком, факторами его жизни, установление контактов, социальная диагностика, интерпретация результатов. Сбор первичной информации о личности ребёнка, особенностях поведения и развития, о ближайшем окружении. Социальный педагог еще до беседы наблюдает за ребенком, общением его со сверстниками, беседа с классным руководителем.



Диагностический этап.

- Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Шакурова М.В.), которая оформляется на основе патронажа и дает представление о жилищно-бытовых условиях проживания, материальном положении, общие сведения обо всех членах семьи, тип семьи и т.д. (Приложение № 1);

- Представление классного руководителя на учащегося, которое характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации к учреждению образования;

- Анкета «Взаимоотношения в семье» (Шакурова М.В.), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д.(Приложение № 2).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.