Правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза: общая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российская Федерация и Европейский Союз являются важными взаимодополняющими контрагентами в международном общении, отношения между которыми предопределены комплексом предпосылок геополитического, экономического, исторического и культурного характера. В настоящее время Европейский Союз развивает отношения с Россией в рамках всех сфер своей внешней компетенции, за исключением политики сотрудничества в поддержку развития, адресованной исключительно развивающимся странам.

Современные отношения между Россией и ЕС носят комплексный и системный характер. Для их идентификации Сторонами была избрана особая формула - стратегическое партнерство - урегулированные нормами права двусторонние интеграционные отношения между Россией и ЕС, основывающиеся на общих интересах, принципах и целях при обоюдном уважении партнеров в качестве самостоятельных субъектов международного права.

На сегодняшний день можно выделить три уровня правового регулирования отношений между Россией и ЕС в рамках стратегического партнерства между ними. Каждый из уровней образуют нормы соответствующей юридической природы,.

· Первый уровень составляют обязательные нормы международных договоров, заключенных между Россией и Европейским Союзом. Прежде всего, этот уровень включает нормы, содержащиеся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, как основополагающем, центральном документе, на котором строятся их взаимоотношения. Этот уровень охватывает и нормы секторных соглашений, принятых на основе СПС и развивающих его положения в различных сферах взаимодействия России и Европейского Союза.

· Второй уровень включает нормы «дорожных карт» по четырем общим пространствам, а также нормы, содержащиеся в иных документах, не имеющих обязательной юридической силы, но определяющих практические мероприятия и действия в рамках существующих сегодня отношений между Сторонами.

· Третий уровень составляют нормы актов законодательства РФ и законодательства ЕС, касающихся взаимоотношений Сторон.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и Европейского Союза.

Отношения России и Европейского Союза сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция) (вступило в силу с 1 декабря 1997). Оно было заключено сроком на десять лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации.

Структура Соглашения:

· преамбула,

· 112 статей,

· десять приложений,

· два протокола,

· несколько совместных и односторонних заявлений

· переписка

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является документом комплексного характера и направлено на развитие взаимоотношений Сторон в различных областях жизни: экономика, политика, социальная сфера, законодательство и т.д.

Примечательным моментом в Соглашении 1994 г. является то, что оно содержит большое количество бланкетных норм, отсылающих к другим международным договорам, а также документам международного характера. СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и ЕС, такие как:

— уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г.;

— совместные усилия сторон для создания зоны свободной торговли между ними;

— построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учетом вступления России в ВТО;

— постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях

Политическое сотрудничество на основе СПС, именуемое в Соглашении 1994 г. политическим диалогом, включает установление более активных политических связей путем экономического сближения, содействие сближению позиций по международным вопросам, являющимся предметом общей озабоченности при укреплении тем самым безопасности и стабильности, сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека (ст. 6). Такой политический диалог должен проводиться регулярно, в одной из форм, перечисленных в ст. 7–9 СПС.

Важнейшие положения СПС закреплены в разделе III «Торговля товарами». Данный раздел определяет основные принципы товарооборота между Россией и Европейским Союзом. Положения раздела применяются к торговле любыми видами товаров, кроме текстильной продукции, угля и изделий из стали, ядерных материалов (ст. 20–22 СПС), правовой режим торговли которыми должен определяться отдельными соглашениями.

Что по свободам?

· режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле + принцип свободы транзита (свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой). Ограничения в ст. 19 такие же, как в ст. 36 ДФЕС

· возможность гражданам другой стороны быть принятыми на работу на их территории на основе принципа недискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения и увольнения.

· режим наибольшего благоприятствования в том, что касается учреждения компаний, деятельности дочерних компаний и филиалов компаний другой стороны. Но стоит двигаться к национальному режиму!

· режим наибольшего благоприятствования в оказании услуг

· проведение текущих платежей в свободно конвертируемой валюте между своими резидентами и предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в отношении свободы осуществления текущих платежей и движения капиталов и в отношении методов платежей.

Статья 55 СПС закрепила положения о сближении законодательства сторон в качестве важного условия для развития и укрепления экономических связей между Россией и ЕС. Как указано в упомянутой статье, Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС. Процесс гармонизации права обозначен сторонами в различных отраслях права: конкуренция, госзакупки, экология и т.д.

Экономическое сотрудничество. Согласно ст. 56 целями экономического сотрудничества являются содействие развитию экономик сторон, создание благоприятного международного экономического климата, интеграция между Россией и более широкой областью экономического сотрудничества в Европе, а равно укрепление и развитие взаимовыгодных связей. Основными направлениями экономического сотрудничества между РФ и Европейским Союзом являются:

· — развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта;

· — освоение новых источников снабжения и новых рынков;

· — стимулирование научно-технического прогресса;

· — содействие стабильному развитию социальных и людских ресурсов, занятости населения;

· — оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного и устойчивого развития.

Отдельными разделами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривается сотрудничество по предотвращению противоправной деятельности, культурное сотрудничество, а также финансовое сотрудничество.

Оно немного устарело морально, но в текущей ситуации…

Несмотря на то, что СПС являлось для своего времени юридически продуманным и эффективным инструментом во взаимоотношениях между Россией и ЕС, а ряд его положений обладал перспективным характером, действующее СПС устарело и уже не отвечает современным реалиям отношений России и ЕС. СПС не учитывает ни будущего членства России в ВТО как страны с рыночной экономикой, пи изменившейся географии ЕС, ни потребностей совместного ответа стратегических партнеров новым вызовам на международной арене.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.