Кстати, свобода передвижения лиц распространяется и на граждан третьих стран, потому что они законно допущены на территорию ЕС (по визе)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Порядок реализации трудовых и связанных с ними прав, входящих в содержание свободы передвижения работников, регламентируется другим законодательным актом Европейского парламента и Совета Европейского Союза, принятым в 2011 г.: Регламент (ЕС) № 492/2011 от 5 апреля 2011 г. «О свободном передвижении работников внутри Союза». Он заменил собой ранее действовавший регламент о свободном передвижении работников, изданный еще в 1968 г. В соответствии с Регламентом № 492/2011 и непосредственно учредительными документами ЕС все вопросы, связанные с трудоустройством граждан одного государства — члена ЕС на территории другого, включая вопросы об их заработной плате, социальном обеспечении, медицинской защите и т. д., должны решаться так же, как и с гражданами принимающего государства-члена, т. е. без дискриминации. В частности, Регламент № 492/2011 вводит запрет на применение норм любых законов и подзаконных актов государств-членов, которые ограничивают право граждан других государств-членов на трудоустройство или на осуществление трудовой деятельности либо подчиняют граждан других государств-членов условиям, которые не применяются в отношении собственных граждан. Регламент № 492/2011 также уточнил понятие работника, которое не получило четкого определения в нормах учредительных документов ЕС. В соответствии с Регламентом № 492/2011 работником для целей свободы передвижения работников в Европейском Союзе признается только гражданин государства-члена (гражданин Союза), который осуществляет трудовую деятельность по найму. Таким образом, признаками работника, вытекающими из этого определения, являются:

1) наличие гражданства государства — члена ЕС и

2) осуществление работы по найму.

Данное определение было расширительно интерпретировано Судом Европейского Союза в ряде решений:

+ граждане, занятые неполное время,

+ граждане, оставшиеся в государстве в качестве безработного (т.е. для поиска работы)
+ граждане, получающие заработную плату ниже установленного минимума,
+ в целом, все граждане, осуществляющие «эффективную и реальную деятельность».

Критерии трудовой деятельности:

· Осуществление в течение определенного времени

· Под чьим-то начальством

· Получение прямого или косвенного вознаграждения

· Реальность и эффективность работы

В качестве работников не признаются лишь такие граждане, работа которых имеет столь незначительный характер, что может рассматриваться исключительно как вспомогательная и несущественная.

Учредительные документы Европейского Союза (ст. 45 ДФЕС) допускают два вида ограничений свободного передвижения работников.

· Первый вид ограничений — это ограничение по соображениям общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Принципиально важным было решение Суда Европейского Союза 1974 г. по делу Van Duyn v. Home Offi ce. В решении по этому делу Суд Европейского Союза постановил, что участие гражданина в определенной организации и разделение ее целей и задач может рассматриваться как индивидуальное поведение лица, на основании которого можно сделать вывод о применении ограничения в целях поддержания общественного порядка и общественной безопасности. Ключевым положением в решении Суда Европейского Союза по делу Van Duyn v. Home Office явилось признание невозможности абсолютного равенства в подходе к своим гражданам и гражданам других государств-членов при применении ограничений на свободное передвижение работников. В частности, государство-член не вправе применить к своим собственным гражданам депортацию или запретить им въезд на свою территорию, в то время как подобные меры в определенных случаях могут быть оправданы в отношении граждан других государств-членов.

· Вторым видом ограничений свободного передвижения работников является оговорка о работе в публичной администрации, также закрепленная в ст. 45 Договора о функционировании Европейского Союза. Она гласит: «Положения настоящей статьи не подлежат применению к работе в публичной администрации». Работа на государственной службе или на иных государственных должностях, которая не включает в себя публично-властных полномочий, таким образом, не охватывается указанной оговоркой, и доступ к ней должен быть открыт для граждан всех государств — членов ЕС. Под действие оговорки о работе в публичной администрации сегодня подпадают, например, такие должности, как полицейский, военнослужащий, судья и т. п. Однако если государство-член все же допустило гражданина другого государства-члена к работе в своей публичной администрации, оно не может относиться к нему иначе, чем к своим собственным гражданам, осуществляющим аналогичную работу.

47. Свобода учреждения в рамках внутреннего рынка Европейского Союза.

Свобода учреждения (право учреждения) представляет собой право заниматься на территории государств-членов самостоятельной экономической деятельностью (ненаемным трудом), в том числе путем создания юридических лиц. Принцип свободы учреждения является вторым (после рассмотренного выше принципа свободного передвижения работников) элементом принципа свободного передвижения лиц на внутреннем рынке Европейского Союза. Его источником служит специальная глава о праве учреждения Договора о функционировании Европейского Союза (глава 2 «Право учреждения» раздела IV «Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов» части третьей «Внутренняя политика и деятельность» ДФЕС). Первая статья этой главы (ст. 49 ДФЕС) предусматривает: «В рамках нижеследующих положений запрещаются ограничения свободы учреждения граждан одного государства-члена на территории другого. Данный запрет также распространяется на ограничения в отношении создания представительств, филиалов или дочерних предприятий гражданами одного из государств-членов, учредившими собственное дело на территории любого из них». Согласно той же статье свобода учреждения включает в себя «доступ к деятельности, не являющейся наемным трудом» (этим она отличается от свободы передвижения работников, которая относится именно к трудовой деятельности по найму). Она также включает в себя осуществление подобной деятельности, создание предприятий и управления ими «на условиях, определенных законодательством страны учреждения для своих собственных граждан», т. е. без дискриминации. Как и свобода передвижения работников, свобода учреждения на внутреннем рынке ЕС открыта физическим лицам, которые являются гражданами государств-членов (гражданами Союза), а также членам их семьи (независимо от гражданства).

 Существует также специальное законодательство ЕС, которое регламентирует правовой режим свободы учреждения и свободы передвижения услуг в отдельных сферах экономической деятельности (банковской, страховой, транспортной и т. д.). Главным отличием свободы учреждения от свободы передвижения работников является то, что ее субъектами могут выступать не только физические, но и коммерческие юридические лица, при условии, что они образованы в соответствии с законодательством государств-членов или ЕС в целом, имеют свой юридический адрес, центральную администрацию или головное предприятие на территории ЕС. В качестве обозначения подобных юридических лиц право ЕС использует термин «общество» (в источниках на романо-германских языках) либо выражение «компании или фирмы» (в источниках на английском языке). Этот термин используется здесь в более широком значении, чем в национальном законодательстве большинства государств, в том числе России: «Общества, учреждаемые в соответствии с законодательством государств-членов и имеющие свой юридический адрес, свою центральную администрацию или свое головное предприятие внутри Союза, приравниваются в целях применения положений настоящей главы [главы о свободе учреждения] к физическим лицам — гражданам государств-членов. Под «обществами» понимаются общества согласно гражданскому или торговому праву (включая кооперативы) и другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением тех, которые не ставят целью получение прибыли» (ст. 54 ДФЕС).

Принцип свободы учреждения на едином внутреннем рынке Европейского Союза допускает два вида ограничений, аналогичных тем, которые установлены для принципа свободного передвижения работников:

1) ограничение свободы учреждения по соображениям общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья;

2) исключение из-под действия свободы учреждения таких видов деятельности, которые связаны с осуществлением публичной власти (ст. 51–52 ДФЕС).

Указанные ограничения подвергаются строгому (узкому) толкованию со стороны Суда Европейского Союза, который, например, признал, что работа в качестве нотариуса не должна считаться деятельностью, связанной с осуществлением публичной власти, и потому должна быть открыта для всех граждан Европейского Союза (гражданин Германии вправе заниматься нотариальной практикой во Франции и т. д.).



Юридические лица также могут изменять свой юридический адрес, однако делать это могут только европейские ЮЛ: Европейское объединение с общей экономической целью, европейское акционерное общество, европейское кооперативное общество

Дата: 2019-03-05, просмотров: 324.