Статья 28 Договора о функционировании Европейского Союза гласит: «Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами». Определение «товар» дано в практике Суда ЕС: «все, измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций» (дело «Италиан арт»)
Как видно, таможенный союз в рамках ЕС состоит из двух взаимосвязанных компонентов:
· 1) запрещения как экспортных, так и импортных таможенных пошлин и любых равнозначных им сборов, а также количественных ограничений между государствами-членами
· 2) принятия общего таможенного тарифа, т. е. единой системы регулирования экспортно-импортных операций с третьими странами.
Договор о функционировании Европейского Союза указывает, что положения о запрете таможенных пошлин и количественных ограничений в полной мере «применяются к продукции, местом происхождения которой выступают государства-члены, а также к продукции из третьих стран, находящейся в свободном обращении в государствах-членах» (ст. 23 ДФЕС).При этом «находящейся в свободном обращении в каком-либо государстве-члене признается продукция из третьих стран, в отношении которой в данном государстве-члене были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные сборы и применительно к которой не производился полный или частичный возврат этих пошлин и сборов» (ст. 24 ДФЕС).
Рассматривая свободу передвижения товаров, необходимо также учитывать, что регулирующие ее нормы права ЕС распространяются не только на барьеры товарообороту между государствами-членами Европейского Союза, но и на барьеры, которые создаваться внутри какого-либо государства-члена. Важнейшими гарантиями свободы передвижения товаров в ЕС служат ст. 30, 34–35, 110 Договора о функционировании Европейского Союза. Статья 30 запрещает между государствами-членами любые таможенные пошлины на импорт и экспорт, а также равнозначные сборы. Статьи 34 и 35 устанавливают аналогичный запрет в отношении квот и иных количественных ограничений товарооборота, а также равнозначных мер. Наконец, ст. 110 запрещает государству-члену подвергать товары, импортируемые из других государств-членов, более высоким внутренним налогам по сравнению с местными товарами (запрет дискриминационного налогообложения). В том числе запрещена косвенная дискриминация.
Наиболее сложным вопросом правового регулирования свободы передвижения товаров является толкование запрета мер, равнозначных количественным ограничениям, которые запрещаются наравне с самими количественными ограничениями. Понятие «количественные ограничения» было выведено практикой Суда. Под ними понимаются (из решения по делу С-2/73 «Riseria Luigi Geddo») любые исчисляемые меры, направленные на полное или частичное сдерживание импорта, экспорта или транзита товаров.
Определение мер, имеющих эффект, равнозначный количественным ограничениям, впервые появилось в Директиве Комиссии №70/50 – это «все закрепленные в законодательных и административных актах условия, а также административная практика, создающие барьеры для импорта..., либо делающие импорт сложным и дорогим по сравнению с продажей продуктов внутреннего производства». Статья 2 Директивы содержит перечень мер, которые могут рассматриваться как имеющие равнозначный количественным ограничениям эффект:
· фиксирование минимальной или максимальной цены на импортируемую продукцию;
· установление менее благоприятных цен на импортную продукцию;
· снижение объема импорта продукции путем снижения ее потребительской ценности или увеличения ее стоимости;
· установление таких условий оплаты для импортной продукции, которая отличается от условий оплаты, применяемых для продукции внутреннего производства;
· установление условий для упаковки, состава, маркировки, размера, веса и т. п., которые применяются только к импортируемой продукции либо предъявляют импортируемой продукции более высокие требования по сравнению с продукцией внутреннего производства;
· предоставление льгот при покупке продукции внутреннего производства либо создание каких-либо неудобств при покупке импортной продукции;
· ограничение рекламно-информационной деятельности применительно к импортируемой продукции;
· применение более сложных складских условий для импортной продукции;
· применение условия об обязательном для импортера наличии представителя (агента) на территории страны, в которую импортируется продукция.
Впоследствии практикой Суда ЕС была выработана практика, расширяющая толкование количественных мер, а именно – в решениях по делам Dassonville, Cassis de Dijon и Keck.
1) Решение Суда по делу Procureur de Roi v. Dassonville определило меры, имеющие эффект, равнозначный количественным ограничениям, как "любых торговых правил, принятых государствами-членами, которые способны прямо или косвенно, в настоящий момент или потенциально затруднить торговлю внутри Сообщества". В этом же деле Суд признал, что торговые правила, принимаемые государствами-членами для защиты потребителей, "должны быть разумными", должны "не действовать в качестве затруднений в торговле между государствами-членами" и должны быть "доступны всем гражданам Сообщества". Кроме того, они "не должны являться способами произвольной дискриминации или замаскированными ограничениями на торговлю между государствами-членами".
2) Суд признал незаконными требования немецкого законодательства о минимальном содержании алкоголя на том основании, что оно не соответствует тесту разумности (иногда он называется тестом Cassis). Этот тест, первоначально появившийся в деле Dassonville, и был доведен до логического конца в этом решении Суда. Он состоит в том, что, до тех пор пока Сообщество не приняло норм в определенных сферах, государства-члены могут принимать "разумные" и "пропорциональные" (т.е. не шире, чем это непосредственно необходимо) меры для обеспечения защиты интересов общества. В решении суда по делу Cassis de Dijon было сформулировано также правило "взаимного признания", т.е. если товар законно произведен в одном государстве-члене, он может свободно продаваться в другом государстве-члене, даже если он не соответствует его национальным стандартам
3) Решением по объединенному делу С-267/91 и С-268/91 «Кеск» Суд исключил из определения «мер, равнозначных количественным ограничениям», так называемые «маркетинговые меры», или, по-другому, «социально- экономические меры» (например, запрет работать в выходные и праздничные дни в ряде государств-членов), поскольку они хотя и создают различный климат в торговле в государствах-членах, но применяются в конкретном государстве-члене одинаково к отечественным и импортным товарам.
Ст. 36 ДФЕС устанавливает ограничения свободы передвижения товаров:
Общественная мораль;
Общественный порядок;
Общественная безопасность;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.