Определение системы экологических приоритетов. Определение наличия и характеристик экологической документации

Работая на объекте, необходимо быстро выяснить приоритетные, наиболее проблемные для экологической службы вопросы. Для этого

предлагается использовать аудиторский протокол . Данный протокол заполняется как со слов компетентного представителя природоохранной службы, так и с помощью использования экологической документации, имеющейся на предприятии (о наличии которой уже известно аудитору после выполнения предыдущей стадии аудирования). Так же, как и в предыдущих протоколах, в протоколе по определению существующей системы экологических приоритетов предприятия должна содержаться официально декларируемая информация. В протоколе фиксируется официально декларируемая информация и собственные оценки и примечания аудитора. При этом колонка фактической ситуации может вообще не заполняться в случае согласия аудитора с официальной информацией либо при отсутствии данных для ее опровержения. Данный протокол так же, как и представленные ранее протоколы, носит вспомогательную функцию на этапе планирования программы экологического аудирования. Заполнение подобных протоколов позволяет сделать предварительный сбор, обобщение и организацию исходных данных программы, определить основные объекты аудирования и спланировать дальнейшую работу на площадке.

Следующим шагом на этапе планирования программы экологического аудирования является определение наличия и характеристик экологической документации предприятия. Для формирования основных исходных данных программ экологического аудирования используется официально декларируемая предприятием информация, которая обобщена в соответствующих документах. Перечень документов, обязательных для заполнения экологической службой, а также документов, которые наиболее часто используются аудитором при работе, обобщаются авторами в аудиторском протоколе, также представляющем собой таблицу, содержащую различные документы и их характеристики. И протокол по определению основных направлений и аспектов деятельности, и протокол по определению наличия и характеристик основной экологической документации должны представлять собой удобную стандартную форму, заполнение которой должно отнимать у аудитора минимум времени. Протокол заполняется при

беседе с компетентным представителем предприятия. В графах таблицы делаются пометки аудитора: «+» - документ имеется, «-» или отсутствие аудиторских пометок - документ отсутствует.

 

80.Содержание аудиторского отчета. Структура и содержание аудиторского заключения экоаудитора. Содержание вводной части. Содержание аналитической части.

Содержание аудиторского отчета.

Аудиторский отчёт — документ, адресованный руководителям и/или собственникам экономического субъекта, а также другим пользователям отчётности, составляемый аудитором (аудиторской фирмой) по результатам аудиторской проверки, который содержит заключение относительно достоверности информации приводимой в финансовой отчетности.

Стандартный аудиторский отчет состоит из трех частей:

1.В водной части уведомляется об общей ответственности аудиторов и директоров, а также сообщается, какие разделы финансовых отчетов прошли проверку.

2.Во второй части описывается, каким образом проводилась аудиторская проверка и какие области компании в ней участвовали.

3.В третьей части аудиторская фирма делает свои заключения и высказывает свое мнение о состоянии финансовых отчетов компании.

Содержание и структура аудиторского заключения.

Аудиторское заключение обычно состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К нему прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта, которая подверглась аудиту.

Вводная часть аудиторского заключения содержит общие сведения об аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, включает в себя:

· название документа в целом – «Аудиторское заключение»;

· юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;

· номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

· номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;

· номер расчетного счета аудиторской фирмы;

· фамилии, имена, отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите;

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, включает в себя:

· название документа в целом – «Аудиторское заключение»;

· фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;

· номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

· номер регистрационного свидетельства аудитора;

номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть включает в себя:

· название данной части;

· кому адресована аналитическая часть;

· наименование экономического субъекта;

· объект аудита;

· общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;

· общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;

· общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, озаглавливается так: «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора».

Аналитическая часть адресуется исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом.

Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Содержание вводной и аналитической части аудита

В вводной части указываются:

для аудиторской организации -- юридический адрес и телефоны;

порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

для аудитора, работающего самостоятельно, -- фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта.

2. В аналитической части указываются:

наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;

результаты экспертизы соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;

факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений экологического законодательства и правил составления нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита), а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.

 

Определение структуры действующей системы производственного экологического контроля и управления. Производственный экологический контроль является важнейшим элементом природоохранной деятельности любого промышленного предприятия.

В соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о Росприроднадзоре постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 975, функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, закреплена за Росприроднадзором. При этом сам порядок ПЭК определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. Разъяснения по исполнению Службой данной государственной функции представлены в письме Росприроднадзора от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634, в частности в нём представлен следующий перечень разделов, которые должен содержать порядок осуществления ПЭК (далее - Порядок):

*общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок; содержание Порядка должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);

*цели и задачи Порядка;

*данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;

*объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;

*состав производственного контроля в области обращения с отходами;

*контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;

*контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;

*привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;

*ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;

*общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.

Также в письме Росприроднадзора разъясняется, что в случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Порядок должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта.

 

82.Итоговая часть аудиторского заключения. Порядок оформления и подписания экоаудиторского заключения. Ответственность экоаудитора за аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Итоговая часть аудиторского заключения должна включать:

*название данной части;

*наименование того, кому адресована итоговая часть;

*наименование экономического субъекта;

*объект аудита;

*указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;

*распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;

*указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;

*изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении (если это возможно) их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;

*мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта отчетности экономического субъекта;

*дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской фирмы», а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, — «Заключение аудитора».

Итоговая часть должна быть адресована учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита.

В итоговой части должен быть указан нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность. Обозначение соот-ветствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).

При описании распределения ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности подразумевается, что:

*экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит;

*аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудиторской фирмы к проведению аудита. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).

Порядок оформления экоаудиторского заключения

Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения, представляемого Заказчику.

Аудиторское заключение - это официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога-аудитора или аудиторской организации и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков.

Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

1. Вводная часть:

для аудиторской организации:

юридический адрес и телефоны;

порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства;

номер расчётного счёта;

ФИО всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

срок проведения экологического аудита.

для аудитора, работающего самостоятельно:

ФИО;

стаж работы в качестве аудитора;

дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства;

номер расчётного счёта;

срок проведения экологического аудита.

2. Аналитическая часть:

наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;

результаты экспертизы соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;

факты выявленных существенных нарушений экологического законодательства и правил составления нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита) в ходе аудиторской проверки, а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.

3. Итоговая часть:

запись о подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности;

обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды

конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

Важно знать, что если Заказчиком в ходе проведения экологического аудита не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской группой аудиторское заключение, кроме того, подписывается руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение датируется числом, когда был завершен аудит. При этом дата подписания указывается не ранее даты утверждения и подписания соответствующей документации предприятия, относящейся к объектам аудита. Подписывая заключение и ставя определенную дату, аудитор тем самым фиксирует и утверждает, что именно на этот момент сформировано его мнение.

-Подпись аудитора - указание даты заключения. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Ответственность экоаудитора за аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Аудиторская организация несет ответственность за составление аудиторского отчета в соответствии с законодательством.

Информация, содержащаяся в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

По результатам проведенной проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение. Форма и принципы составления аудиторских заключений регулируются "временными правилами аудиторской деятельности в РФ" №2262 и порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного протоколом № от 9.02.96 г. комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

 

Оформление аудиторского протокола по определению направлений и аспектов экологической деятельности предприятия.

При проведении экологического аудита важное место отводится порядку составления протоколов экологического аудита. Протокол — это удобная форма сведения и формализации аудиторской информации. Форм аудиторских протоколов достаточно много, к основным формам можно отнести: «Аудиторский протокол оценки наличия и характеристики документации, связанной с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов и обеспечением требований экологической безопасности на аудируемом объекте»; «Аудиторский протокол определения направлений и аспектов экологической деятельности»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны атмосферного воздуха»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны водных объектов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны почв и земельных ресурсов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны растительности и лесных ресурсов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны животного мира»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области контроля за размещением, передачей и использованием отходов производства и потребления». Эти протоколы заполняются практически при любых видах экологического аудита.

В зависимости от конкретных задач заполняются и иные аудиторские протоколы.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 41.