Оценка состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и т.д
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди основных методов оценки состояния окружающей природной среды выделяют экологический мониторинг, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов и экологическую экспертизу.

Экологический мониторинг. Чтобы управлять природопользованием, необходимо располагать данными о том, какая именно среда оптимальна для нормальных условий жизни человека. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:

* а) текущий учет изменений в окружающей среде и предотвращение ухудшения качества среды;

* б) прогноз изменений в окружающей среде и связанных с ними экологических последствий.

Эти мероприятия входят в систему экологического мониторинга. Термин мониторинг образован от латинского слова «монитор», что переводится как «наблюдающий» или «предостерегающий». Система мониторинга является информационной и не предусматривает мероприятий по управлению качеством среды. В то же время она является необходимым средством для принятия правильных решений но регулированию качества среды.

Экологический мониторинг — это система повторных наблюдений за элементами окружающей среды в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствии с определенными обстоятельствами (согласно определению секретариата комиссии ЮНЕП).

Экологический мониторинг должен включать звенья разного уровня.

Глобальный мониторинг основан на международном сотрудничестве, позволяет получить оценку состояния в глобальном масштабе (например, глобальный мониторингозонового слоя).

Национальный мониторинг — общегосударственная система наблюдений; его основной задачей является получение информации и оценка состояния окружающей среды в национальных интересах.

Региональный мониторинг — система наблюдений в регионах с острой экологической ситуацией.

Локальный (импактный) мониторинг — наблюдения в зоне влияния предприятий.

Фоновый мониторинг — наблюдения в районах, где исключена всякая хозяйственная деятельность.

Система экологического мониторинга включает различные блоки, имеющие свои задачи и базу обеспечения:

* а) мониторинг источников воздействия;

* б) мониторинг факторов воздействия (химических, физических, биологических);

* в) мониторинг состояния биосферы:

o - геофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами, подземные воды),

o - биологический мониторинг.

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

* ? презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

* ? обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

* ? комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

* ? обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

* ? достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;

* ? независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

* ? научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

* ? гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

* ? ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Существует государственная и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта. Экологическая экспертиза обязательна практически для любой намечаемой деятельности, включая не только проекты строительства определенных объектов, но и проекты программ, планов, нормативных актов и г.д.

Общественная экологическая экспертиза также предполагает работу с предпроектной или проектной документацией на завершающей стадии ее подготовки. Объектами общественной экологической экспертизы являются объекты государственной

экологической экспертизы, за исключением объектов, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе», общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями). Она может проводиться до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Экспертом общественной экологической экспертизы является физическое лицо, обладающее научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и представляющее заинтересованную общественность и привлеченное организатором общественной экологической экспертизы к ее проведению.

Кадастр — систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны.

Различают водный, земельный, лесной и другие кадастры.

Согласно Земельному кодексу РФ, государственный земельный кадастрсодержит систему необходимых сведений и документов: о правовом режиме земель; об их распределении по категориям, по соб- ственникам-землевладельцам, землепользователям и арендаторам; качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Он ведется с 13 декабря 1968 г. и включает регистрацию землепользований, учет количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Таким образом, земельный кадастр — это система государственных мероприятий но всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования.

Земельный кадастр рассчитан на семь лет, после чего заполняется новый экземпляр.

Государственный лесной кадастр — реестр, содержащий сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.

Государственный лесной кадастр ведется в целях организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда; обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц.

Государственный лесной кадастр ведет Федеральное агентство лесного хозяйства. Он содержит в себе перечень сведений о количественном и качественном составе лесов РФ по проводимому составу (сосна, ель, береза, пихта, дуб и др.), по категории защитности (особо охраняемые леса первой группы, прочие леса первой группы, леса второй, третьей группы), по видам лесных пользований (основным — заготовка древесины и живицы, побочным — сбор грибов и ягод, сенокошение, пастьба скота, раскорчевка пеньков, заготовка лекарственного сырья и т.д.), но воспроизводству лесов.

Данные государственного лесного кадастра используются при организации и ведении лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, или переводе земель лесного фонда в земли других категорий, осуществлении государственной регистрации прав на участки лесного фонда, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Сведения из государственного лесного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством РФ к категории ограниченного доступа, и предоставляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в виде выписок или копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Водный кадастр — систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны с учетом размеров и форм использования вод в различных областях хозяйственной деятельности. Водный кадастр включает гидрологическую изученность основных гидрологических характеристик и ресурсы поверхностных вод. В Российской Федерации он ведется но единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Государственный водный кадастр ведет Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Федеральное агентство водных ресурсов, но подземным водам ведение кадастра возлагается на Федеральное агентство по недропользованию), а также Росгидромет.

Водный кадастр включает информацию о количественном составе водного фонда России, а также его качественном состоянии в смысле использования вод для питьевого, коммунально-бытового снабжения, для промышленного и сельскохозяйственного использования вод, для использования их для нужд транспорта, рыбного хозяйства, культуры, отдыха, туризма.

Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных их учета, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Он содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные (ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»).

Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз России, а кадастра животного мира, принадлежащего к объектам рыболовства, — на Минприроды России.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган.

В целях обеспечения охраны и устойчивого использования охотничьих животных, сохранения и восстановления среды их обитания осуществляется также государственный учет охотничьих животных и ведется государственный охотничий кадастр, который содержит сведения о географическом распространении охотничьих животных, их численности, добыче (изъятии), состоянии охотничьих угодий и другие необходимые данные.

Своеобразным кадастром природных ресурсов служит Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Наряду с выше обозначенными действует кадастр полезных ископаемых,отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий.

Естественно, только совокупное использование всех методов оценки состояния окружающей среды, таких как мониторинг, экспертиза, контроль со стороны государственных и муниципальных органов, позволяет собрать обширную информацию о состоянии природной среды, прогнозировать изменения в ней и осуществлять мероприятия по предотвращению негативных последствий хозяйственной деятельности человека.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 162.