Квотирование рабочих мест для некоторых категорий граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

НПА:

1) ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года

 

Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан. Постановлением Министерства труда РФ от 6 февраля 1995 г. были утверждены Рекомендации по квотиро­ванию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите.

Квота - это минимальное количество рабочих мест для социально незащищенных граждан (в процентах к среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых рабо­тодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане данной категории.

Право на установление квоты предоставлено органам местного самоуправления. Квотирование осуществляется на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с работодателями. В указанных выше рекомендациях говорится, что квоты устанавливаются органами местного самоуправления по представлению территориальных органов занятости с участием органов по труду. Необходимо учитывать ситуацию на региональном рынке труда. Квота может быть установлена для предприятий и учреждений независимо от формы собственности. При этом работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для социально незащищенных категорий населения, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством. При установлении квоты определяется ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации со среднесписочной численностью работающие не менее 35 человек, на которых она вводится.

К группам населения, для которых производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относятся граждане России и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды, выпускники образовательных учреждений, молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, женщины, воспитывающие детей-инвалидов и др. Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, должны пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите, состоящие на учете в ор­ганах государственной службы занятости. Квотирование рабочий мест организациям осуществляется на основании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления (п. 2.1 Рекомендаций). Однако из смысла ст. 21 Закона о социальной защите инвалидов вытекает, что квотирование рабочих мест для инвалидов (в размере от 2 до 4 процентов от среднесписочного состава) должно осуществляться в административном порядке.

Установление квоты в административном порядке существенно, ущемляет интересы работодателей, нарушает принцип свободы трудового договора и в конечном счете, очевидно, не будет достигать цели. Здесь должны применяться принципы экономической заинтересованности работодателей (предоставление налоговых льгот и т. д.).

 

На федеральном уровне квотирование представлено очень скупо. Обычно регулируется на местном уровне.

Только в отношении инвалидов этот вопрос решается на федеральном уровне

Квота—это минимальное количество рабочих мест для социально незащищённых граждан, которых работодатель должен трудоустроить в организации.

Организациям с численностью > 30 человек устанавливается квота от 2 до 4 % (в ФЗ «О занятости» от 19.04.1991 года).

2 варианта квотирования:

- административный порядок квотирования—решается в императивном порядке ОМСУ;

- договорный.

 

Общественные работы.

 

НПА:

1) ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года.

2) Положение «Об организации общественных работ», утверждённое Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 года.

 

 Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально-полезную направ­ленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Целями их организации являются:

-  осуществление потребностей в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

сохранение мотивации к труду у лиц, длительное время не ра­ботающих или не имеющих опыта работы.

К основным видам общественных работ могут относиться: озеле­нение территорий, подсобные работы при строительстве жилья и объектов культурно-бытового назначения, ирригационные работы, строительство дорог и коммуникаций, отдельные виды неквалифи­цированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, обслуживание пассажирского транспорта, проведение мероприятий общественно-культурного значения и т. д.

Обществен­ные работы организуются органами исполнительной власти субъек­тов федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов занятости. В соответствии со ст. 24 Закона о занятости общественные работы организуются в административном порядке в организациях, находящихся в собственности субъектов фе­дерации или в муниципальной собственности, в других организациях - на основании договоров. В подзаконном нормативном акте отсут­ствует четкость при решении этого вопроса: предусматривается, что отношения между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации общественных работ, в которых фиксируются их права и обязанности, количество создаваемых рабочих мест, место проведения работ, сроки начала и окончания, уровень оплаты труда, порядок финансирования и т. д. Для подготовки предложений по организации общественных работ органы занятости анализируют си­туацию на рынке труда, выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах, собирают информацию и т. д. После приня­тия соответствующего решения органы занятости направляют граж­дан, зарегистрированных в целях поиска работы, для участия в этих работах, информируют безработных об условиях участия в общест­венных работах, о льготах, предоставляемых организациями. При необходимости, на случай чрезвычайных ситуаций, массового ростом безработицы, могут быть приняты специальные программы развития общественных работ. Финансирование общественных работ произ­водится за счет средств организаций, в которых они осуществляются и привлечения при необходимости средств субъектов федерации и Фонда занятости.

Предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, могут быть предоставлены соответствующие налоговые льготы, выделены дотации и субсидии.

Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия, с соблюдением норм трудового законодательства. С ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев. Преимущественным правом на его заключение пользуются безработные граждане, не получающие пособия по без­работице либо состоящие на учете в органах занятости свыше 6 месяцев. Лица, зарегистрированные в органах занятости, также имеют право на участие в общественных работах. Направление органов занятости является основанием для приема на работу таких лиц. В случае предложения постоянной работы, временной подходящей работы и при наличии других уважительных причин указанные договоры подлежат расторжению. Предложение участвовать в общественный работах, по общему правилу, не может расцениваться как предложение подходящей работы. Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, что соответствует ст. 4 Закона о занятости.

В Положении установлено, что если при организации обществен­ных работ учитываются возрастные и иные особенности граждан, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства, то она считается подходящей для лиц, впервые ищущих работу, отказавшихся повысить квалификацию, длительное время безработных (более 18 месяцев состоящих на учете в органах занятости или более 3-х лет не работавшие), для об­ратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ. На наш взгляд, требуется более четкое определение специального правила о подходящей работе в Законе о занятости. В ч. 3 ст. 4 необходимо указать, что подходящей считается оплачиваемая работа, в том числе работа временного характера и общественная. Оплата труда граж­дан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством. В период участия граждан из числе безработных в общественных работах за счет средств фонда занято­сти им устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавше­гося им пособия по безработице. При этом со дня заключения дого­вора максимальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать 6 месяцев. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 198.