MRP II и ERP-системы как особый класс финансово-экономических систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системы классов MRP II и ERP принадлежат к наиболее сложным и до­рогим финансово-экономическим системам. Их задача — интеграция планирования, управленческого учета и бухгалтерского учета на пред­приятии в целом, включая дочерние предприятия и филиалы (при на­личии таковых). Более точное определение задач, решаемых системами данного класса, требует строгого определения систем MRPII и ERR. Эти определения мы приведем на основании работ.

Основной производственный план как ядро бизнес-процессов MRPII.

Аббревиатура MRP расшифровывается как Manufacturing Resources Plan­ning (планирование производственных ресурсов). Цифра II добавлена, чтобы избежать путаницы с более ранним понятием Material Requirements Planning (планирование потребностей в материалах), обозначаемым той же аббревиатурой MRP (MRP I). Прежде всего, следует отметить, что стандарт MRPII описывает не столько программное обеспечение, сколь­ко определенную модель бизнес-процессов, которая должна поддержи­ваться программным обеспечением (рис. 9.4).

Под ресурсами предприятия в данной модели понимаются оборудова­ние, человеческие ресурсы, материальные запасы и денежные средства. Планирование производства согласно этой модели проходит три стадии: формирование основного производственного плана, собственно плани­рование производства, контроль выполнения плана.

Основой планирования в MRP II является строгое разделение по­требностей на независимые и зависимые. Первые формируются на осно­ве бизнес-плана предприятия и прогноза сбыта продукции. Именно они и составляют основной план производства. Все последующие про­цедуры планирования направлены на выполнение основного производ­ственного плана с минимальными затратами человеческих, материаль­ных и финансовых ресурсов.

Рис. 9. 4 Бизнес-процессы модели MRP II.

Новшество, внесенное в плановый процесс стандартом MRPII, состо­яло в формализации и автоматизации определения спецификации, объ­ема и сроков поставки сырья, материалов и комплектующих, необходи­мых для выполнения основного производственного плана. Этот процесс в MRP II именуется разверткой общих потребностей, или формировани­ем зависимых потребностей. Исходные данные для расчета предостав­ляет таблица потребностей, описывающая затраты j-ro компонента при производстве i-ro продукта из основного производственного плана с раз­бивкой по периодам производства. Кроме собственно количеств в таб­лице указываются наличие запасов, длительность производственного цикла, стандартный размер партии. Внутренним представлением таких данных является трехмерная матрица (рис. 9.5), на осях которой — ко­нечные продукты (позиции основного производственного плана), проме­жуточные продукты, время. Результат расчетов по схеме MRPII отражен в графике производства промежуточных продуктов (позиции зависимых потребностей), обеспечивающем выполнение основного производствен­ного плана. Сложение двух графиков дает полный производственный план (полные потребности), а также соответствующий ему пакет заказов на производство и закупку сырья, материалов и комплектующих. Имен­но эта процедура формирования производственного плана получила на­звание MRPI.

В MRP II расчет производственного плана имеет ряд особеннос­тей. Во-первых, процедура MRP II (но не MRP I) — итеративная. При больших изменениях основного плана она позволяет оперативно пере­считать план производства, при малых — рассчитать отдельно измене­ние плана производства (так называемое чистое изменение). Для нужд оперативного учета отклонений в MRPII предусмотрен режим выполне­ния MRP с учетом чистых изменений. В этом режиме заново рассчиты­вается не весь производственный план, а лишь изменения, накопившие­ся с момента предыдущего расчета. Результатом расчета также является не полный пакет производственных заказов, а пакет дополнительных за­казов, корректирующих происшедшие изменения. Во-вторых, процедура MRP II позволяет рассчитать несколько вариантов производственного плана, что особенно важно на этапе разработки основного плана произ­водства. Процедура MRP I, напротив не предусматривает вариантного планирования, поскольку создавалась в эпоху невысокого быстродей­ствия вычислительной техники, и расчет данных производственного пла­на занимал в пакетном режиме 24—48 ч.

Промежуточный продукт
    Время
· свободный запас · объем потребностей · тей
Конечный продукт

Рис. 9. 5 Данные для планирования потребностей в материалах в стандарте MRP II.

Рис. 9. 6 Формирование и контроль допустимости основного плана производства.

На производстве с высоким темпом выполнения производственных операций (более одной в день) процедура планирования MRP II выпол­няется в полном объеме лишь на уровне дневного выпуска цехов.

Цех рассматривается как элементарная производственная единица с днев­ным заданием по выпуску продукции и дневным планом потребления производственных ресурсов. Внутри цеха планирование и диспетчирование производства осуществляется простыми ручными методами, на­пример, при помощи системы «канбан»[31]. Применение MRPII в этих усло­виях потребовало бы сделать деление временной шкалы меньшим, чем один день. Например, при делении шкалы в 1 час размер матрицы разра­ботки плана производства увеличивается от 8 раз (односменное произ­водство) до 24 раз (непрерывное производство).

Это не просто увеличи­вает объем расчетов, но и усложняет работу по сбору и контролю данных таблицы, что в современных условиях может быть значительно дороже самого расчета.

Другие процессы планирования в MRPII:

MRP II не ограничивается вопросами планирования производственных ресурсов. В настоящей теме мы рассмотрим другие планы, исполь­зуемые в MRP II и взаимодействующие с основным производственным планом:

1. Бизнес-план и годовой бюджет. Бюджет предприятия согласно MRPII формируется на основании прогноза сбыта продукции. Про­гнозируемые доходы распределяются между текущими производ­ственными расходами и инвестициями. Последние формируются в виде пакета проектов, ранжированных по важности и срочности. Планирование начинается с определения основного бюджета. При отклонении фактических доходов от запланированных он коррек­тируется посредством формализованного механизма включения/ исключения проектов из бизнес-плана — ранжированного перечня проектов. Чем ниже доходы предприятия, тем более высоким дол­жен быть приоритет проекта, чтобы он был включен в бизнес-план. Отбор проектов при составлении бюджета определяет производ­ственные мощности предприятия в течение планового периода.

Контроль расходов и сопоставление их с бюджетом осуществляют­ся посредством контировок хозяйственных операций в системе по статьям бюджета и местам возникновения затрат.

2. Основной производственный план. Как уже отмечалось, MRP II поддерживает итеративное определение производственного плана. Это свойство определяет механизм формирования основного про­изводственного плана. Последний является компромиссом между спросом покупателей, ограничениями по производственным ресур­сам и финансовыми ограничениями, представленными в процессе планирования службами сбыта, закупок, производственной и фи­нансовой соответственно. Необходимый элемент процедуры пла­нирования — проверка выполнимости, состоящая в развертывании зависимых потребностей и сравнении общего производственного плана с ограничениями мощности и финансовыми ресурсами для закупок на стороне (рис. 9.3). Основной план производства по алго­ритму MRP I развертывается в полный план производства.

3. План загрузки производственных мощностей. Полный план произ­водства описывает как график закупок материалов и комплектую­щих, так и график их производства на самом предприятии в еже­дневной разбивке. Последний должен быть распределен по имею­щимся на предприятии производственным мощностям. Эта фаза планирования выполняется на основе данных технологических карт, фиксирующих для каждого материала перечень необходимых опе­раций, производственные единицы (станок, установка, рабочее место и т.д.), на которых выполняются данные операции, и норма­тивную дневную производительность для каждого вида операций. При заданном полном плане производства на основе такой табли­цы по алгоритму CRP (Capacity Requirements Planning) рассчиты­вается загрузка производственных мощностей. Результатом опера­ции является график загрузки мощностей или информация о том, что для данного полного плана производства график загрузки не мо­жет быть составлен (то есть мощности предприятия недостаточны). Эта информация и представляет собой ограничения по мощностям, описанные в пункте 2.

4. План закупок. Один из результатов MRP I — пакет заказов на за­купку сырья, материалов и комплектующих. Получив такой па­кет, служба снабжения предприятия должна превратить его в па­кет заказов поставщикам предприятия. Источником информации в данном процессе служит книга источников поставок, связываю­щая поставщиков компании, с одной стороны, и поставляемые ими материалы — с другой. По каждой паре «материал — поставщик» в книге фиксируются цены и условия поставки i-гo материала j-м поставщиком. На основании этих данных выбираются поставщики и оценивается стоимость заказов. Критический вопрос представля­ет длительность договоров с поставщиками: слишком краткий срок договора не позволяет поставщику планировать свой выпуск, слиш­ком длительный усложняет изменение производственного графика самого предприятия.

 

Таким образом, стандарт бизнес-процессов MRP II включает в себя формирование бюджета, определение финансовых ограничений и огра­ничений по производственным мощностям, итеративную процедуру фор­мирования основного производственного плана, развертывание зависи­мых потребностей в соответствии с алгоритмом MRP I и формирование на этой основе плана закупок. План закупок может, в свою очередь, кор­ректировать основной производственный план как одна из групп огра­ничений. Отклонения от основного плана производства и непредвиден­ные события в производственном процессе учитываются посредством регистрации в системе всех операций по реализации продукции, закуп­ке сырья, материалов и комплектующих, а также их списания в про­изводство. Если отклонения требуют перерасчета производственного плана, последний пересчитывается; при этом зависимые потребности пересчитываются методом чистых изменений. Тем самым обеспечивается непротиворечивость не только первоначального производственного пла­на, но и его изменений в процессе адаптации к реальным условиям. Па­раллельно каждая хозяйственная операция отражается в главной кни­ге предприятия, что обеспечивает подготовку бухгалтерской отчетности. Наконец, сопоставим стандарт ERP и стандарт MRP II. Прежде все­го, первый стандарт основан на втором. Рассмотренные выше планы, за исключением основного производственного, выступают в MRP II как ограничения. Из различных видов оперативного управления MRP II охватывает только управление производственным процессом и про­изводственными мощностями. Между тем эффективность управления, например, финансовыми и человеческими ресурсами предприятия су­щественно влияет на эффективность производственного процесса.

По­этому развитие стандарта MRP II шло по пути расширения видов ресур­сов и бизнес-процессов, охваченных единой методикой планирования и оперативного управления. Таким образом, стандарт ERP представляет собой расширение стандарта MRPII, дополнительно охватывающее пла­нирование и управление финансами[32], человеческими ресурсами, а также различные виды управленческого учета, выходящие за рамки натураль­ного производственного учета и учета затрат по видам затрат и МВЗ[33]. Тем самым стандарт ERP покрывает весь спектр бизнес-процессов со­временного предприятия.

MRP II и ERP как стандарты программного обеспечения:

 До сих пор мы рассматривали MRP II и ERP как стандарты бизнес-про­цессов; теперь же обсудим требования к программному обеспечению, основанные на данных стандартах. Начнем со стандартов планирования и управления производством.

Исходным пунктом семейства стандартов MRP II является процесс развертывания зависимых потребностей по методологии MRP I, кото­рый должен поддерживаться соответствующим программным обеспече­нием. Помимо собственно алгоритма MRP I необходима возможность хранения, обновления и контроля таблицы потребностей (рис. 9.2). Последняя, в свою очередь, требует специфицированного справочни­ка материалов. В нем должны быть определены все товары и услуги, производимые или закупаемые предприятием в рамках его основной деятельности. Если два материала (товара или услуги) различным обра­зом используются в производственном процессе либо представляют со­бой разные виды конечной продукции, они должны быть представлены двумя различными позициями справочника. Дополнительно запись ма­териала в справочнике должна содержать длительность производствен­ного цикла, размер партии, единицы измерения количества товара, но­мера отраслевых и фирменных каталогов производителя и т.д. На основе справочника материалов должен вестись и ежедневно обновляться спе­цифицированный справочник запасов, содержащий данные о запасах по каждой товарной позиции.

Для поддержки процесса планирования мощностей необходимо не­сколько баз данных. Во-первых, это справочник видов работ, выполня­емых на предприятии, который специфицирует все производственные операции. Во-вторых, справочник производственных мощностей, специ­фицированный с точностью до отдельной установки или станка, описы­вающий обрабатываемые на данной единице позиции материалов и вы­полняемые виды работ. В-третьих, ежедневно обновляемый справочник загрузки мощностей, описывающий объемы работ по дням.

Далее, план закупок в MRP II формируется вручную на основании книги источников поставок. Исходные данные для плана закупок пред­ставляют собой пакет производственных заказов, полученный в ходе формирования производственного плана. Таким образом, всякий заказ на закупку должен ссылаться на соответствующий производственный за­каз. Помимо этого в системе должна храниться и обрабатываться книга источников поставок. Ведение таковой, в свою очередь, требует ведения справочника поставщиков, где каждый действующий или потенциаль­ный поставщик представлен одной и только одной записью. Кроме самих поставщиков в системе должны учитываться контракты с ними, включая спецификации, цены и условия поставки. Материалы в позициях подоб­ного контракта должны присутствовать в справочнике материалов и ссы­латься на соответствующую запись. Каждая запись в книге источников поставок должна соответствовать позиции документа, определившего эту запись (договора с поставщиком, прейскуранта поставщика и т.д.), и ссылаться на него.

Наконец, поддержка вышеописанной системы взаимосвязанных пла­нов требует ведения ряда финансовых справочников. Важнейший из них — план счетов бухгалтерского учета. Эта задача особенно сложна. Для крупных предприятий, имеющих несколько подразделений в разных отраслях, поскольку необходимо создать единый план счетов для всех дочерних предприятий независимо от вида деятельности. Помимо плана счетов в систему справочников входит иерархия центров затрат, каждый из которых распоряжается оговоренными суммами по оговоренным ста­тьям бюджета. Собственно цифры бюджета, представляющего собой от­дельный справочник, формируются на пересечении статьи затрат и цент­ра затрат.

В производстве на заказ затраты дополнительно учитываются по заказам. Аналогично при необходимости затраты учитываются по про­ектам.

Важнее всего, однако, то, что каждая операция в системе стандартов MRP II/ERP отражается в нескольких срезах (ракурсах, разрезах — со­гласно принятой данной системой терминологии). Так, операции реали­зации последовательно отражаются в следующих срезах: выполнения плана продаж, формирования производственной программы, выполне­ния финансового плана и, наконец, в бухгалтерском. Все эти срезы опре­деляются схемами хозяйственных операций, заложенными в справочник хозяйственных операций и связанными с вышеперечисленными спра­вочниками. Следовательно, каждый срез заносится в систему один раз, а данные всех срезов контролируют и дополняют друг друга (например, количество отпущенного в производство материала учитывается в про­изводственном и бухгалтерском срезах, а также в срезе учета затрат). На всех этих стадиях исполнители контролируют ранее введенные данные. При этом интегрированный характер базы данных системы обеспечива­ет согласованность вносимых при контроле корректировок.

Таким образом, система стандартов MRP II/ERP требует от програм­много обеспечения:

· наличия интегрированной базы данных, отражающей хозяйственные операции предприятия в сбытовом, закупочном, производственном, стоимостном и бухгалтерском срезах;

· составления плана производства и закупок на основе развертывания зависимых потребностей в соответствии с основным производствен­ным планом и планом загрузки производственных мощностей;

· учета в системе производственных мощностей и бюджетных ограниче­ний в процессе производственного планирования и получения на этой основе непротиворечивого плана;

· учета отклонений ситуации от плановых показателей и оперативной корректировки плана методом чистых изменений;

· ведения системы взаимосвязанных справочников, важнейшие из ко­торых — справочники материалов, поставщиков, покупателей, книги источников поставок, плана счетов и структуры центров затрат.

Источники положительного финансового результата при внедрении систем MRP II/ERP:

Рассмотрим экономическую оценку проекта внедрения информационной системы, соответствующей стандарту MRP II. Он взят за основу нашего анализа, поскольку представляет собой целостный контур управления, в отличие от стандарта MRPI, и позволяет не загромождать анализ таки­ми специфичными областями, как, например, учет кадров.

 

Итак, процесс развертывания зависимых потребностей позволяет разработать надежный реалистичный график поставок сырья, матери­алов и комплектующих, которые обеспечивают выполнение основного плана производства. Тем самым достигаются следующие экономические преимущества:

· сокращение производственного цикла, позволяющее более гибко ре­агировать на спрос;

· сокращение запасов и незавершенного производства благодаря по­ставкам сырья, материалов и комплектующих точно в срок;

· повышение производительности производственных ресурсов (чело­веческих ресурсов, производственного оборудования, сырья и мате­риалов);

· повышение результативности бизнес-процессов предприятия за счет устранения избыточных операций по контролю и согласованию ис­правлений в учетных данных.

Как легко заметить, первые два из перечисленных факторов отсле­живаются моделью КПР, а последние два - моделью ФСА/ФСУ. Наря­ду с этим внедрение MRP II как крупномасштабной системы всегда из­меняет сложность информационной инфраструктуры предприятия. Если в процессе внедрения системы вытесняется ручной труд, сложность, ско­рее всего, возрастет за счет установки сложной распределенной системы с соответствующей поддержкой на уровне операционной системы (обыч­но класса UNIX и выше) и аппаратного обеспечения (отказоустойчивых систем на базе кластерных технологий и дисковых массивов). Если сис­тема MRP II вытесняет несколько локальных систем, результат априори предсказать невозможно. Для оценки изменения сложности необходимо оценить следующие факторы:

· количество различных программно-аппаратных платформ и их сокра­щение при внедрении;

· централизацию функций управления данными (отказоустойчивость, резервное копирование, распределенный доступ);

· централизацию функций сопровождения (один поставщик ПО, одна группа специалистов внутри предприятия);

· усложнение системы MRP II по сравнению с каждой из локальных систем.

Совокупное воздействие этих факторов рассматривается с помощью модели ССВ (см. тему 7). В первом случае внедрение системы MRP II увеличивает ССВ; во втором воздействие системы MRP II на ССВ мо­жет быть как положительным, так и отрицательным, и точный ответ требует детального анализа данных о структуре информационной сис­темы предприятия. Таким образом, экономический эффект от внедре­ния системы MRP II определяется воздействием проекта внедрения на бизнес-процессы и капитал знаний предприятия.

Следует также рассмотреть области, где может быть получен эко­номический эффект при частичном внедрении системы MRP II. Систе­ма MRP II и тем более ERP далеко не всегда внедряется сразу в полном объеме. Более того, на многих предприятиях система MRP II не охваты­вает всех бизнес-процессов (например, в нефтяной компании British Pe­troleum — Amoco одновременно функционирует несколько ERP-систем: SAP R/3, Oracle Applications и др.). В такой ситуации необходима оцен­ка приоритетных направлений внедрения, позволяющих обеспечить на­ибольший финансовый результат в рамках отдельно взятого проекта.

Возможные результаты внедрения системы MRP II приведены в таблице 9.2.

Из перечисленных в табл. 9.2 направлений первые три относятся к основным бизнес-процессам предприятия, остальные — к обеспечи­вающим. При этом, как показывают расчеты специалистов Pricewater-houseCoopers, снижение затрат за счет упрощения и стандартиза­ции бизнес-процессов, достигаемое не только за счет внедрения MRP II или других систем, не превышает 20—35% первоначального объ­ема затрат. С учетом того, что затраты на обеспечиваю­щие бизнес-процессы редко превышают 20% от объема выручки, мак­симально достижимый на обеспечивающих бизнес-процессах выигрыш составляет 4—7% от выручки. Для сравнения приведем такую статис­тику: в автомобильной промышленности начала 1980-х годов разница в себестоимости, связанная с различными методами управления произ­водством, составляла 18—30%.

 

 

Безусловно, речь идет о грубой оценке, однако порядковая разница возможного эко­номического эффекта перекрывает любую мыслимую погрешность. Бо­лее точные оценки могут быть получены при анализе бизнес-процессов предприятия средствами ФСА/ФСУ и КПР, описанными в теме 7.

Таблица 9. 2 Выгоды от внедрения системы стандарта MRP II .

Область Результат
Производство Сокращение запасов и незавершенного производства. Повышение производительности ресурсов. Сокращение производственного цикла.
Закупки Сокращение времени обработки заказа на закупку за счет использования единой базы данных и книги источников поставок. Сокращение затрат на обработку заказа на закупку. Повышение объема и качества данных по выгодности поставщиков и каналов закупки.
Реализация Сокращение отклонений от графика поставки. Исключение недопустимых заказов, т.е. заказов, не соответствующих ресурсам предприятия. Повышение объема и качества данных по выгодности покупателей и каналов сбыта.
Финансовое планирование Согласование финансового и производственного плана на максимальном уровне детализации вплоть до отдельных продуктов и проектов. Сокращение сроков получения данных о доходности продуктов, проектов и др. Контроль исполнения бюджета в реальном времени на уровне бизнес-правил.
Бухгалтерский учет Снижение объема ввода бухгалтерских данных. Высвобождение сотрудников для исполнения контрольных и методологических функций.
Финансовая деятельность Прогнозирование ликвидности предприятия. Оптимизация портфеля финансовых инструментов на основе математических расчетов.
ИТ Снижение числа программно-аппаратных платформ. Централизация функций управления данными. Централизация функций сопровождения.

Исходя из проведенного анализа приоритетными направлениями внедрения систем класса MRP II следует считать основную деятельность предприятия, или, более точно, управленческий контур основного про­изводственного плана: формирование полного производственного пла­на — контроль отклонений от производственного плана. Из этой группы процессов наиболее прост для внедрения бизнес-процесс закупок. С од­ной стороны, в нем фиксируется план закупок и обеспечивается контроль его выполнения; в результате при заданных потребностях производства оптимизируется управление запасами. С другой стороны, данная область не требует внедрения тонких расчетных алгоритмов MRP/CRP, а также, что главное, реализации и ведения трудоемкого технологического регла­мента и маршрутных карт. Кроме этого фиксируются списание материа­лов в производство и (соответственно) себестоимость продукции. Таким образом, в качестве пилотного проекта внедрения системы MRP II сис­темы больше всего подходит бизнес-процесс закупок. Кроме непосред­ственного эффекта, описанного выше, данный проект создает информа­ционную базу для реализации полного цикла MRP II в виде справочника материалов, справочника поставщиков и книги источников поставок. При наличии в системе данных справочников необходимыми и достаточ­ными условиями осуществления процесса MRP I являются реализация в системе технологического регламента, маршрутных карт и настройка в ней бизнес-процессов производственного планирования. Тем самым обеспечивается оптимизация графика производства при заданном ос­новном плане. Наконец, заключительный этап внедрения цикла MRP II составляет обеспечение итеративного механизма формирования основ­ного производственного плана. Для этого требуется настройка в системе бизнес-процессов реализации и бюджетирования.

Таким образом, цикл бизнес-процессов модели MRP II — это основ­ной источник экономического эффекта при внедрении систем данного класса. Возможный совокупный эффект от использования таких сис­тем в обеспечивающих бизнес-процессах уступает вышеназванному если не на порядок, то во всяком случае значительно. Этот цикл и явля­ется приоритетным направлением внедрения систем MRP II/ERP. Из бизнес-процессов данной группы наиболее прост для внедрения (осо­бенно в отсутствие других подсистем) бизнес-процесс закупок. За ним следуют процесс производственного планирования MRP I/CRP и опе­ративный контроль производства. Наконец, завершают цикл процессы формирования основного производственного плана.

 

В заключение рассмотрим схему принятия решений в проекте внед­рения систем класса MRP H/ERP. Поскольку MRP II/ERP являются не только стандартами программного обеспечения, но и моделями бизнес-процессов, проект внедрения такой системы всегда означает перестрой­ку бизнес-процессов предприятия. При этом особенности проектов данного класса требуют перестройки бизнес-процессов всех подразделе­ний — в большем или меньшем масштабе. Так, оптимизация управления запасами, представляющая собой минимально эффективный масштаб внедрения систем MRP II/ERP, требует ведения справочников матери­алов, поставщиков, договоров и договорной документации. Поскольку трудно представить себе два разных бизнес-процесса учета контраген­тов и договоров в рамках одного предприятия, это означает перестрой­ку учета контрагентов и договоров во всех подразделениях, а не только в службе закупок.

Коль скоро внедрение систем MRP II/ERP затрагивает предприятие в целом, решение о внедрении должно принимать высшее руководство. Для подготовки решения необходимы следующие действия (в целом они укладываются в схему принятия решения по финансово-экономическим системам — см. рис. 9.3 — однако есть и существенные отличия):

1. Высшее руководство предприятия принимает решение о принципи­альной необходимости внедрения ERP-системы (системы, реализу­ющие только MRP II, в настоящее время не распространены). На основании этого решения создается рабочая группа по оценке мас­штабов проекта внедрения. В данную группу входят представители бизнес-подразделений и ИС.

2. Рабочая группа оценивает масштаб проекта, принимая во внимание следующие критерии:

—достаточность объема проекта для реализации алгоритмов опти­мизации управления;

—возможность решения поставленных задач в разумные сроки (как показывает практика, срок реализации пилотного проекта, пре­вышающий один год, резко снижает вероятность достижения успеха);

—увязку бизнес-задач с пропускной способностью ИТ-инфраструктуры.

Два первых пункта уже были рассмотрены выше, поэтому сосредото­чимся на последнем. Системы класса ERP чрезвычайно требовательны к пропускной способности ИТ-инфраструктуры. С одной стороны, про­мышленные СУБД, на которых построены такие системы, предъявляют высокие требования к инфраструктуре хранения данных. С другой сторо­ны, интеграция всех рабочих мест подобной системы с доступом к единой базе данных предъявляет высокие требования к корпоративной инфор­мационной сети. Как следствие, в рамках ИС должен быть создан отде­льный проект по развитию инфраструктуры ИТ в соответствии с требо­ваниями ERP-системы. На рассматриваемом этапе речь идет об оценке стоимости и времени создания[34] такой инфраструктуры при различных ва­риантах объема проекта. В ИС на данной стадии задействованы службы планирования сервисов, управления пропускной способностью и управ­ления затратами. На этом же этапе производится экономическая оценка проекта, и формируются требования к решению, обеспечивающие дости­жение запланированного эффекта.

3. Выбранный рабочей группой предварительный объем проекта утверждается руководством предприятия. На основании принято­го решения организуется тендер по выбору ERP-системы и кон­сультанта по управлению проектом. Последняя задача также пред­ставляет собой принципиальный момент данного класса проектов, поскольку в них присутствует большой объем разовых работ, необ­ходимых только в процессе внедрения системы (подробно они были описаны в теме 6). При отсутствии консультанта такие работы должны быть поручены временным сотрудникам, что создает боль­шие проблемы в управлении человеческими ресурсами. В ИС на этом этапе задействованы службы управления пропускной способ­ностью и затратами, оценивающие предлагаемые решения с точки зрения требований к инфраструктуре ИТ.

4. После выбора системы и консультанта формируются совместная проектная команда и руководящие органы проекта. На данном эта­пе принципиальны следующие моменты:

— запуск проекта по приказу руководителя предприятия;

— формирование руководящих органов проекта из числа руководи­телей бизнес-подразделений, которые должны составлять в них большинство;

— запуск в рамках ИС проекта обеспечения инфраструктуры ERP-системы.

Параллельный проект в рамках ИС необходим по следующей при­чине. Администрирование ERP-системы — сложный процесс, ко­торый должен осуществляться специалистами. Этим же специа­листам надлежит совместно с консультантом осуществлять выбор программных и аппаратных платформ для системы. Параллельно специалисты ИС должны в соответствии с планом проекта предо­ставлять необходимые элементы инфраструктуры — каналы свя­зи, устройства хранения данных и т.д. В ИС на этом этапе задей­ствованы службы управления затратами и изменениями. Задача означенных служб — организовать взаимодействие ИС со структу­рами проекта для обеспечения согласованности двух проектов раз­вития. При этом в проекте развития корпоративной сети могут быть предусмотрены резервы на предоставление других сервисов анало­гично проектам АСУ ТП.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 337.