Проект внедрения системы класса ERP, рассмотренный в предыдущих темах, — это самый сложный тип проектов развития информационных систем.
Будучи к тому же самым объемным из всех типов ИТ-проектов, он позволяет описать большую часть мероприятий, необходимых для реализации ИТ-проекта, и проблем, возникающих при его выполнении. В то же время ряд мероприятий, проблем и рисков специфичен именно для проекта внедрения ERP-системы. Поэтому в данной теме мы на основании принципов внедрения ERP-систем сформулируем общие требования к организации ИТ-проектов.
Во-первых, достаточно общее свойство — деление проекта на четыре фазы (подготовку, концептуальный проект, реализацию, заключительную подготовку) и задачи, решаемые на каждом из перечисленных этапов:
· подготовка — определение границ проекта, его организационной структуры (в простейшем случае — назначение ответственного), утверждение руководством процедуры управления изменениями, процедуры контроля качества и документирования проектных решений. Первая из названных процедур обеспечивает устойчивость проектных решений, вторая — формальный механизм оценки результатов, позволяющий в дальнейшем исключить их неоднозначную интерпретацию. Прочие стандарты, разрабатываемые в рамках проекта внедрения ERP-системы, необходимы, если проект затрагивает предприятие в целом;
· концептуальное проектирование — подготовка технического проекта для внедряемой системы. Для ERP-системы, равно как и других финансово-экономических систем, приоритетное значение имеют модели бизнес-процессов, включая обеспечивающие их настройки и программы. Для прочих систем речь может идти о техническом проекте (АСУ ТП) или о техническом задании на систему и ее инфраструктуру. Последнее особенно относится к системам предметной области, для которых объем работ по внедрению сравнительно невелик;
· реализация — выполнение работ по разработке и/или внедрению системы. На данном этапе реализуется технический (концептуальный) проект. При этом существенны требования к управлению изменениями и документированию проводимых работ. Они завершаются утверждением пользователем реализованного проекта;
· заключительная подготовка — завершающие работы по тестированию, создание пользовательской документации (при необходимости), обучение конечных пользователей. Результат — акт сдачи проекта в промышленную эксплуатацию.
Для небольших проектов, особенно если они достаточно многочисленны, необходим регламент ведения проектов, описывающий типовые процедуры управления изменениями, контроля качества и документирования. Для различных видов проектов (класс системы, объем затрат и т.д.) могут быть предусмотрены различные процедуры. В этом же регламенте должны быть оговорены виды проектов, на которые данный регламент не распространяется. Стандарты для них разрабатываются отдельно по каждому проекту.
Во-вторых, обязателен принцип документирования результатов каждого этапа проекта, подразумевающий утверждение документов заказчиками (бизнес-пользователями). Это требуется для обеспечения разумного компромисса в проектных решениях, а также объективности процедур управления изменениями и контроля качества. Данную точку зрения выражает принцип: требованием пользователя является то и только то, что записано в техническом проекте.
В-третьих, для сложных проектов должна быть предусмотрена процедура оценки затрат и рисков на основании дерева сценариев. Несмотря на весьма приблизительную количественную оценку вероятности остановки (замораживания) проекта, сценарный подход позволяет обеспечить раннюю диагностику проблем проекта и их коррекцию вышестоящим руководством. Более того, практика применения сценарного подхода дает возможность накопить статистические данные, обеспечивающие надежные количественные оценки.
Таким образом, вышеизложенные принципы ведения проектов внедрения ERP-систем оказываются применимыми и к проектам меньшего масштаба.
Прокомментируем табл. 8.3. Концептуальный проект в нашем понимании отличается от технического наличием описания бизнес-процессов. Соответственно, уровень его утверждения обычно выше уровня концептуального проекта. Завершение фазы реализации представляет собой тестирование настроек на соответствие техническому (концептуальному) проекту. По этой причине на этапе заключительной подготовки производится доработка системы с устранением замечаний теста фазы реализации. Наконец, при небольшом объеме работ по собственно внедрению не требуется проектная группа, место которой занимает в этом случае менеджер проекта.
Таблица 8.3 Содержание этапов проектов по видам ИТ-проектов.
Вид проекта
Подготовка
Технический проект
Реализация
Заключительная подготовка
Снижение ССВ
Менеджер.
Контроль качества
Спецификация. Изменения
Установка оборудования и ПО. Предварительное тестирование
Тестирование доработок. Обучение
Инфраструктурный проект
Проектная группа. Управление изменениями. Контроль качества
Технический проект
Установка оборудования. Настройка ПО. Тестирование
Тестирование доработок. Обучение
Инфраструктурная проблема
Проектная группа. Управление изменениями. Контроль качества
Технический проект
Установка оборудования. Настройка ПО. Тестирование
Тестирование доработок. Обучение
АСУ ТП
Проектная группа. Управление изменениями. Контроль качества
Технический проект
Установка оборудования. Настройка ПО. Тестирование
Тестирование доработок. Обучение
Предметная область
Менеджер. Контроль качества
Спецификация. Требования к инфраструктуре
Установка оборудования и ПО. Предварительно тестирование
Тестирование доработок. Обучение
Финансы-внедрение
Менеджер. Контроль качества
Спецификация. Требования к инфраструктуре
Установка оборудование и ПО. Предварительное тестирование.
Тестирование доработок. Обучение
Финансы-разработка
Проектная группа. Управление изменениями. Контроль качества
Концептуальный проект
Разработка ПО. Тестирование
Тестирование доработок. Обучение
Приведенные замечания по структуре проектов, разумеется, не исчерпывают всех возникающих здесь проблем и вариантов их решения. Однако в данном курсе лекций такая задача и не ставилась. Настоящая тема освещает задачу экономической оценки проекта как такового, а также вытекающие из нее требования к проекту. В рамках этой логики была показана применимость экономических требований проекта внедрения ERP-системы к другим, более простым классам проектов, а также возможность экономической оценки подобных проектов разработанными ранее методами. Особо отмечена роль единого регламента ведения проектов, во-первых, как средства снижения затрат на управление проектом, а во-вторых, как средства повышения точности экономических оценок благодаря накоплению статистических данных.
Методики ведения крупных ИТ-проектов, такие как ASAP, применимы и к проектам меньшего масштаба. Прежде всего, заслуживает внимания принятое в этих методиках деление проекта на этапы и работы, выполняемые в рамках данных этапов. Далее, для любого проекта крайне важны принцип документирования результатов работ и утверждение документов конечным пользователем. Наконец, полезен принцип учета затрат по модели ФСА и учета рисков по методу дерева сценариев.
Подведем итоги. Проект внедрения информационной системы с экономической точки зрения — вполне самостоятельная сущность. Это в равной мере вытекает как из содержательного анализа проблем, так и из анализа основного уравнения экономической оценки ИТ-проекта (формула 7.1).
Наивысший финансовый результат достигается путем совместной максимизации денежного потока доходов от эксплуатации информационной системы и вероятности успешного завершения проекта с учетом математического ожидания затрат в случае остановки (замораживания) проекта. По этой причине максимизация финансового результата производится в два этапа. На первом среди возможных вариантов проекта выбирается вариант с наибольшим ожидаемым денежным потоком (то есть денежным потоком, скорректированным на вероятность успешного завершения проекта). На втором организация проекта оптимизируется с целью снижения вероятности отказа от проекта на поздних стадиях разработки, когда значительная или даже основная часть затрат на него уже сделана. Как показывает проведенный анализ, стандартные методологии внедрения систем, например методология ASAP для внедрения системы R/3, вполне подходят для этой цели. Улучшение структуры вероятностей в проекте достигается такими методиками за счет:
· утверждения организационной структуры проекта с четким распределением ролей уже на первом этапе проекта;
· установления с начала проекта согласованных процедур управления изменениями и контроля качества;
· установления стандартов документации по проекту — описания бизнес-процессов, настроек в промышленной системе, собственных разработок и т.д.;
· фиксирования требований пользователей к системе в согласованном пользователями и разработчиками концептуальном проекте: «требование пользователя есть то, что записано в концептуальном проекте»;
· сведения к разумному минимуму собственных разработок в проекте;
· многоступенчатой системы тестирования произведенных настроек и разработок с целью обеспечения соответствия фактических настроек системы концептуальному проекту.
Отклонение проекта от стандартной методики и его финансовые последствия контролируются посредством дерева сценариев. Оно представляет собой структуру возможных вариантов развития проекта, каждому из которых сопоставлена вероятность остановки (замораживания) проекта. В ходе его выполнения пропуск или некорректное проведение определенных этапов работ отмечаются на дереве сценариев, что позволяет отследить состояние проекта и вероятность его остановки (замораживания).
Все эти методы повышения финансовой отдачи проекта применимы не только к системам класса ERP, но и к системам меньшего масштаба или иной направленности. Для однотипных проектов меньшего масштаба целесообразно разработать стандартный регламент ведения проекта, помогающий снизить затраты на управление им, повысить вероятность его успешного завершения за счет формализации опыта предприятия в данной области и обеспечить контрольные точки для наблюдения руководства предприятия или ИС за ходом работ. Наконец, последовательное применение данного регламента (по существу, модели проекта) позволяет уточнить вероятность завершения проекта для различных ветвей дерева сценариев и тем самым придать количественную определенность оценке соответствующих рисков.
Таким образом, предложенная модель экономической оценки проектов позволяет как оценить вклад периода реализации проекта в связанные с ним денежные потоки, так и контролировать ход выполнения проекта и финансовые последствия отклонения от методологии его ведения.
Курс экономической оценки проекта развития информационной системы завершается. В заключение хотелось бы остановиться на ряде особенностей данного курса лекций. Первая и важнейшая из них - попытка провести анализ на основе единой экономической модели, охватывающей все стадии проекта (от работ по внедрению до эксплуатации вновь созданного или модернизированного сервиса). Эта модель основана на измерении трех основных параметров ИТ-проекта: денежного потока, связанного с эксплуатацией нового или модернизированного сервиса, непосредственных затрат на внедрение и вероятности остановки (замораживания) проекта.
Цель модели — представить формализованное описание денежных потоков, связанных с ИТ-проектом. В качестве средств формирования такого денежного потока использованы четыре учетные модели, широко применяемые в современном экономическом анализе: ССВ (совокупная стоимость владения), ФСА/ФСУ (функционально-стоимостной анализ/ функционально-стоимостное управление), КПР (ключевые показатели результативности), дерево сценариев.
При всей их распространенности эти модели, за исключением ССВ, крайне редко применяются для оценки именно ИТ-проектов. Тем реже результаты расчетов поданным моделям складываются в единый денежный поток, и уж практически никогда не учитывается вероятность остановки или замораживания проекта. Использование перечисленных моделей позволяет сделать расчет денежных потоков во многом формализованным, хотя и не вполне свободным от экспертных оценок.
Несмотря на ее новизну, данная методика вполне соответствует подходам, принятым в оценке ИТ-проектов. С одной стороны, модель ССВ уже достаточно долго используется в оценке ИТ-проектов; с другой, ее недостаточность для оценки проекта признается многими практиками в отрасли. Недостаточность ССВ обусловлена отсутствием учета последствий ИТ-проекта для бизнеса, которые состоят прежде всего в появлении новых или повышении качества существующих сервисов ИТ Модель капитала знаний П. Страссмана также принципиально не сводится к ССВ, поскольку капитал знаний, согласно мнению автора, — результат прежде всего более эффективной деятельности по созданию стоимости, а не просто экономии затрат.
В то же время подходы, выдвигаемые авторами альтернативных моделей, весьма абстрактны, а их применение в оценке отдельно взятого ИТ-проекта затруднено. Поэтому в данном курсе лекций сделана попытка на основании уже известных учетных концепций выйти за рамки модели ССВ и оценить вклад всех составляющих финансового результата в денежный поток ИТ-проекта.
Вторая особенность данного курса лекций — классификация ИТ-проектов по источникам положительной составляющей денежного потока. Главный критерий классификации — наличие непосредственного влияния проекта на основной бизнес предприятия. В зависимости от этого выделяются бизнес-проекты, положительная денежная составляющая которых связана с повышением эффективности бизнес-процессов предприятия, и инфраструктурные проекты, положительная денежная составляющая которых включает в себя снижение ССВ (если оно имеет место) и часть положительной денежной составляющей тех бизнес-проектов, для которых необходимо данное улучшение инфраструктуры.
Третья особенность — вероятностный подход к ИТ-проекту. Вероятность неудачи в рассмотренной модели имманентно присуща ИТ-проекту и является неотъемлемой составной частью любых попыток его экономической оценки. Это касается как доходов от эксплуатации нового или улучшенного сервиса, так и расходов на выполнение проекта. Примененный в анализе метод дерева сценариев позволяет оценить воздействие отдельных рисков на финансовый результат проекта в целом.
Наконец, особое внимание уделено сбору исходных данных для используемых моделей. Очевидно, что в отсутствие исходных данных модельные расчеты теряют смысл. Менее очевидно, что для ИС недостаточно существующих данных финансового и производственного управленческого учета. Значительный объем расчетов, в частности оценки эффективности ИТ-проектов, требует собственной системы сбора и обработки учетных данных. Такая система и требования к ней представлены в данном курсе лекций.
Таким образом, студент знакомится с теоретической моделью формирования денежных потоков ИТ-проекта, изучает классификацию ИТ-проектов по происхождению порождаемых ими денежных потоков и систему управленческого учета, позволяющую собрать необходимые для модельных расчетов данные. Тем самым охвачен весь цикл операций, необходимых для экономической оценки ИТ-проекта.
А теперь коротко о том, чем не является этот курс лекций. Он не служит практическим руководством по оценке инвестиций предприятия в ИТ. Отказ от такого подхода был сделан сознательно и обусловлен тремя причинами.
Во-первых, информационная сфера стремительно изменяется; притом результаты изменений в короткий срок становятся существенными для предприятий подавляющего большинства других отраслей. В этих условиях учебный курс лекций не может быть практическим руководством: предлагаемые в нем навыки оценки попросту устареют. Разработка и издание курса лекций, обучение студента и его адаптация как специалиста занимают не менее трех лет, что заведомо превышает время жизни практических навыков в данной области.
Во-вторых, налицо большое разнообразие ИТ-проектов. На уровне экономической теории выделено десять основных классов ИТ-проектов, причем некоторые из них были рассмотрены вскользь, со ссылкой на ранее полученные знания. Изложение методик оценки в объеме, достаточном для их непосредственного практического применения, приведет к перегрузке курса лекций деталями. Более того, ценность такой информации оказывается незначительной в силу уже отмеченного здесь быстрого устаревания.
В-третьих, сказываются сложность и индивидуальный характер системы сбора управленческих данных для оценки ИТ-проектов. Управленческий учет всегда индивидуален и формируется по-своему на каждом предприятии в соответствии с целями и культурой последнего. В особенности это относится к управленческому учету ИС, требующему весьма сложного набора данных. Индивидуальными для каждого предприятия оказываются и навыки построения подобной системы. Между тем в настоящее время на российских предприятиях такие системы практически не существуют; их только предстоит построить. Изложение каких-либо общих рецептов их создания — заведомая условность.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.