В крупном проекте особо серьезные проблемы представляют учет затрат и контроль их соответствия бюджету. При наличии на предприятии учета по модели ФСА необходимо также распределение произведенных затрат по сервисам ИТ. В настоящей теме мы рассмотрим методы такого контроля.
ИТ-проект — временная структура, существующая лишь до того момента, как проект будет успешно завершен или остановлен. Соответственно, система учета затрат должна быть упрощена в сравнении с учетом затрат по сервисам на этапе эксплуатации. Зато эта система должна быть однозначно соотнесена с планом работ по проекту. Поэтому основой системы учета и контроля затрат на всех этапах проекта служит маршрутная карта.
Система учета затрат разрабатывается и вводится в действие на этапе подготовки проекта. Затраты распределяются по следующим группам:
· аппаратное обеспечение — все расходы на приобретение и модернизацию оборудования, включая кабельную сеть и каналы связи;
· программное обеспечение — все расходы, связанные с приобретением лицензий на ПО;
· внешние подрядчики по проектным работам — все расходы, связанные с работами по проекту внешних консультантов;
· прочие внешние работы и услуги, например услуги технической поддержки, связи и т.д.;
· работы сотрудников предприятия.
Расходы на проект делятся на две большие группы. Первую составляют расходы, жестко привязанные к плану работ, — оплата труда сотрудников предприятия, включенных в проект, и затраты на внешних консультантов.
Во вторую группу входят затраты, не зависящие напрямую от плана работ: на оборудование, ПО, техническую поддержку, абонентскую плату за услуги связи и т.д. Хотя поставка оборудования и ПО обязательно учитывается в плане работ, платежи за то и другое обычно осуществляются по отдельному графику, согласованному с поставщиками.
При разработке бюджета проекта расходы прогнозируются по вышеприведенным группам. Расходы на ПО — в соответствии с числом рабочих мест и их функциональностью, определенными на этапе предварительного обследования. Расходы на проектные работы (как сотрудников предприятия, так и внешних подрядчиков) — также в соответствии с числом рабочих мест и объемом внедряемой функциональности, но на основе методики проекта. Расходы на прочие работы и услуги обычно прогнозируются на основе экспертных оценок. Наконец, расходы на оборудование рассчитываются на основе процедуры так называемого сайзинга (sizing— определение размеров, англ.). Под этим понимается передача оценок числа рабочих мест и функциональности производителям оборудования, которые на основании собственных данных и методик определяют необходимые параметры оборудования. Стоимость соответствующего оборудования и включается в бюджет.
Предсказать расходы по всем работам, входящим в десятки или сотни шагов маршрутной карты, невозможно. Поэтому в бюджете работ по проекту выделяются лишь этапы проекта, возможно с разбивкой по подэтапам. Напротив, фактические расходы привязываются к вызвавшим их шагам маршрутной карты. Тем самым не только обеспечивается контроль соответствия фактических расходов бюджету проекта, но и собирается информация, необходимая для контроля и анализа отклонений. Как будет показано ниже, она используется и при распределении затрат на проект по вновь созданным ресурсам и сервисам ИТ. Важно фиксировать расходы по методу начислений в момент выполнения соответствующих работ, безотносительно момента выплаты, — это позволяет однозначно связать произведенные расходы с планом проекта и маршрутной картой.
Контроль соответствия плановых и фактических затрат производится следующим образом. Расходы, соотносимые с позициями маршрутной карты, суммируются за период в соответствии со структурой маршрутной карты. Остальные расходы суммируются за период в соответствии с фактическими графиками платежей. Различие обусловлено тем, что позиции расходов, связанные с работами, наиболее многочисленны, тогда как число транзакций по платежам за оборудование и ПО сравнительно невелико. Полученные суммы постатейно сравниваются с соответствующими позициями бюджета.
При наличии значимых отклонений расходы можно детализировать вплоть до конкретных работ и транзакций для выяснения причин отклонений.
Распределение работ по сервисам ИТ производится на основе модели ФСА. Для этого позиции маршрутной карты, включенные в план проекта, соотносятся с сервисами ИТ посредством проставления признаков сервисов против соответствующих им позиций маршрутной карты. Отдельные операции, например настройка серверов, не могут быть соотнесены с определенными сервисами непосредственно. В этом случае работы соотносятся с ресурсами ИТ, как в примере с настраиваемым сервером. После этого операции в рамках плана проекта соотносятся с сервисами ИТ простым суммированием позиций с одинаковым значением признака сервиса. Аналогично суммируются данные по работам, относящимся к ресурсам ИТ. Прочие статьи расходов — оборудование, ПО, услуги — являются не чем иным как оплатой ресурсов инфраструктуры ИТ и суммируются в разрезе отдельных ресурсов. Полученные данные по затратам в разрезе ресурсов соотносятся с сервисами по стандартной методологии ФСА, на основе факторов затрат и факторов интенсивности использования.
Учет затрат в ИТ-проекте играет двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает данные о затратах и контроль их соответствия бюджету; с другой — предоставляет данные для списания затрат по проекту на сервисы ИТ после сдачи последних в эксплуатацию.
Затраты в ИТ-проекте распределяются на две категории с различными принципами учета. К первой категории относятся расходы, непосредственно связанные с работами по проекту. Эти затраты привязываются к соответствующим им позициям маршрутной карты; прочие с маршрутной картой не соотносятся. При сравнении фактических и плановых расходов те, которые относятся к работам, суммируют за период по статьям бюджета и позициям маршрутной карты; прочие суммируют за период. Полученные суммы сравниваются с бюджетом, выявленные отклонения анализируются — при необходимости вплоть до отдельных работ.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.