Крупные поставщики программного обеспечения класса ERP, такие как SAP и Oracle, а также ведущие фирмы-консультанты разработали стандартные методики внедрения систем данного класса.
Цель каждой из таких методик — снижение затрат на проект и связанных с ним рисков на основе предыдущего опыта внедрения аналогичных систем. Это достигается за счет наличия:
· шаблона плана работ. Как правило, речь идет о так называемой «карте маршрута» (roadmap). В ней в иерархической форме описан наиболее полный из возможных перечней работ по внедрению данной системы. Реальный план работ создается посредством исключения ненужных шагов из «карты маршрута». За счет этого резко снижается риск пропуска тех или иных необходимых работ в плане проекта; данных по трудоемкости работ с учетом реального объема проекта. Эта информация позволяет рассчитывать сроки и стоимость работ при составлении плана и бюджета проекта исходя из выделенных на проект ресурсов предприятия;
· шаблонов организационных структур проекта. В результате снижается риск построения неверной организационной структуры и упрощается обоснование выбора той или иной организационной структуры перед руководством предприятия;
· шаблонов проектной документации. Шаблон включает в себя требования к содержанию документа и общий механизм его согласования и утверждения. Конкретная схема согласования определяется путем наложения на этот шаблон организационной структуры конкретного предприятия;
· методик расчета технических требований к аппаратным средствам. Позволяют рассчитать необходимое быстродействие процессора, объем оперативной памяти, дискового пространства и т.д.
Таким образом, методика ведения проекта представляет собой обобщенную модель проектов данного класса, которая дает возможность сформировать перечень работ, календарный план проекта, его требования к ресурсам, организационную структуру проекта и проектную документацию. При условии корректного определения объема проекта удается также рассчитать объем работ, в том числе внешних консультантов, объем закупки программного обеспечения и требования к аппаратным средствам, что, в свою очередь, позволяет сформировать реалистичный бюджет проекта.
Рассмотрим в качестве примера методику ASAP фирмы SAP AG по внедрению системы R/3. За основу описания возьмем маршрутную карту данной методики.
Этап 1. Подготовка проекта. На этом этапе формируются стандарты проекта, руководящие органы проекта и проектная команда. Исходный пункт — принятие руководством предприятия решения о внедрении системы SAP R/3 и подписание пакета договоров с поставщиком программного обеспечения и консультантом по проекту внедрения. Подготавливаемые проектные документы:
· устав проекта, определяющий руководящие органы проекта, правила взаимодействия сотрудников предприятия и консультантов в проектной группе, сферы ответственности проектной команды в целом и отдельных ее органов;
· объем проекта, определяющий перечень организационных единиц (дочерних предприятий, филиалов, подразделений) предприятия, затронутых проектом, и виды внедряемой функциональности R/3 (бухгалтерия, финансы, закупки, сбыт и т.д.);
· обобщенный план проекта — сформированный на основании маршрутной карты ASAP перечень мероприятий проекта с указанием сроков выполнения работ и ответственных лиц. Данный план подлежит уточнению на последующих стадиях проекта;
· бюджет проекта, составленный на основе обобщенного плана работ. Также может корректироваться в ходе выполнения проекта;
· положение о проектной группе, определяющее ее состав, роли отдельных ее участников, условия участия сотрудников предприятия в проектной группе;
· стандарты всех основных видов деятельности проекта' (документация, тестирование, управление системой, безопасность и т.д.);
· стандарты учета затрат в проекте, связывающие шаги плана проекта с определенными сервисами (подробно методика учета затрат будет описана ниже);
· системный ландшафт, то есть план создания отдельных копий системы, в которых ведется разработка и тестирование системы, а также регламент переноса данных между этими копиями.
Подготовленный пакет документов вводится в действие приказом руководителя предприятия. Типовым руководящим органом проекта является Управляющий совет, включающий спонсора проекта (это топ-менеджер предприятия, поддерживающий проект со стороны руководства и координирующий работу проектной группы), руководителя проекта, представителей подразделений и дочерних предприятий, участвующих в проекте, представителей консультанта и представителя SAP AG, ответственного за контроль качества проектных решений. Общее требование к составу Управляющего совета таково: он должен быть достаточно представителен, чтобы принятые на его заседаниях решения были обязательны для всех структур, участвующих в проекте. (Далее мы будем называть высший орган управления проектом Управляющим советом.) Этой же цели — повышению статуса проекта — служит его утверждение приказом руководителя предприятия. Издание такого приказа с прилагаемым к нему пакетом документов завершает фазу подготовки проекта.
Особняком стоит проблема организации системного ландшафта. Методика ASAP требует как минимум трех независимых друг от друга копий системы R/З — для разработки, для тестирования, для промышленной эксплуатации (в терминах компании SAP — продуктивной эксплуатации). Эти копии называются средой разработки, средой тестирований и продуктивной средой соответственно. Копии должны быть полностью изолированы друг от друга, фирма SAP рекомендует размещать их на различных серверах. Перенос данных между копиями должен быть строго регламентирован: в противном случае недостаточно протестированные данные из среды разработки или среды тестирования могут попасть в продуктивную среду и привести к сбоям в работе действующих сервисов ИТ. Таким образом, технические риски проекта во многом зависят от того, насколько верно спроектирован системный ландшафт.
Непосредственный риск остановки проекта на этой фазе весьма невелик. Однако именно на ней могут быть заложены или исключены основные факторы данного риска. К ним относятся:
· достаточность ресурсного обеспечения проекта. Положение о проектной группе должно зафиксировать необходимый состав ее участников и распределение ролей между ними, а устав проекта должен установить ответственность руководителей подразделений за отвлечение выделенных сотрудников от работ по проекту;
· вовлечение в проект топ-менеджеров и руководителей среднего звена. Определение объема проекта должно включать в себя не только оценку денежного потока, но и выявление руководителей, интересам которых отвечает проект;
· составление реалистичного предварительного плана проекта и установление процедуры его пересмотра. На основании объема проекта разрабатываются его предварительный план и бюджет, а устав проекта фиксирует процедуру корректировки плана и бюджета на последующих стадиях проекта;
· разработка процедур обмена информацией о проекте. Устав проекта и его стандарты должны определить четкие процедуры обратной связи и эскалирования проблем проекта. В отсутствие таковых вероятность остановки проекта при возникновении проблем существенно возрастает;
· грамотное проектирование системного ландшафта с точки зрения как аппаратных и программных ресурсов, так и регламента переноса данных из одной среды в другую.
Этап 2. Концептуальное проектирование. К задачам данного этапа относятся разработка и утверждение модели бизнес-процессов, реализуемой в проекте. Модель должна учитывать как требования конечных пользователей, так и возможности самой системы, вследствие чего неизбежно представляет собой компромисс. Исходный пункт — приказ руководителя предприятия о ведении работ по проекту (см. выше). Конечный пункт — утверждение концептуального проекта Управляющим советом. Основные проектные документы, подготавливаемые на данном этапе, — это:
· концептуальный проект системы;
· настроенные в системе прототипы бизнес-процессов;
· уточненный объем проекта;
· уточненный план проекта.
Концептуальный проект непременно включает в себя так называемый прототип — бизнес-процессы целевой модели, настроенные в системе. Прототип отличается от полной реализации тем, что содержит не все варианты бизнес-процессов, а только чаще всего используемые на предприятии. Варианты бизнес-процессов для реализации прототипа отбираются представителями бизнес-пользователей из состава проектных групп. Все эти работы выполняются в среде разработки. Компромиссный характер концептуального проекта предъявляет высокие требования к процедуре его согласования и утверждения. Ключевой момент — приверженность руководителей всех уровней принципу: потребности пользователя есть не что иное, как целевые бизнес-процессы, утвержденные в составе концептуального проекта. Последний становится, таким образом, базой процедур управления изменениями. Вторая проблема концептуального проектирования — сведение к минимуму пользовательских разработок.
Было показано, что в противном случае готовое решение будет сочетать высокую цену промышленной системы и высокую стоимость и риски эксплуатации, присущие собственным разработкам. Данный этап завершается утверждением концептуального проекта.
С этапом концептуального проектирования связаны риски:
· риск отсутствия утвержденного концептуального проекта (основной риск данного этапа);
· риск неполной процедуры согласования, оставляющей место для двойственного толкования концептуального проекта в будущем;
· риск излишнего объема пользовательских разработок в системе;
· риск остановки проекта, например, в связи с отсутствием концептуального проекта в запланированные сроки.
Этап 3. Реализация проекта. Данный этап предполагает настройку системы в соответствии с концептуальным проектом, формирование необходимых справочников, локальное и интегральное тестирование и документирование проведенных работ. Исходный пункт — утверждение Управляющим советом концептуального проекта. Конечный пункт — утверждение Управляющим советом протокола интегрального тестирования.
Под настройкой понимаются все работы по адаптации системы к данному предприятию, включая изменение параметров системы, программирование, разработку формуляров[26] и т.д. Формирование необходимых справочников включает в себя подготовку исходных данных справочников, программирование автоматической загрузки данных в систему, тестирование справочников, разработку и утверждение регламентов их ведения. Под локальным тестированием понимается тестирование настроенных операций и бизнес-процессов в целом на соответствие концептуальному проекту. Протокол тестирования бизнес-процесса утверждается владельцем соответствующего бизнес-процессов2. Интегральное тестирование — это тестирование всей совокупности настроенных бизнес-процессов, справочников, пользовательских программ и отчетов и т.д. Протокол интегрального теста утверждается Управляющим советом проекта. Утверждение протокола интегрального теста представляет конечный пункт данного этапа. Настройка и программирование системы ведутся посредством так называемых циклов разработки. Цикл разработки состоит в том, что в системе полностью настраивается определенная ветвь (или несколько ветвей) целевой модели бизнес-процесса. Каждый цикл разработки завершается локальным тестом выполненных работ. Циклы разработки ведутся последовательно, от более вероятных ветвей бизнес-процесса к менее вероятным. В этом смысле первым, точнее, нулевым циклом разработки является настройка прототипа на этапе концептуального проектирования. Все циклы разработки выполняются в среде разработки. Для интегрального теста все настройки и данные переносятся в среду тестирования.
Для этапа разработки характерны следующие основные риски:
· риск внесения незапланированных изменений. После утверждения концептуального проекта принципиальное значение приобретает управление изменениями. Именно на данном этапе необходим строгий контроль внесения изменений в концептуальный проект согласно принципам, описанным выше. Изменения, прошедшие процедуры контроля, должны утверждаться Управляющим советом;
· риск остановки проекта в связи с невыполнением запланированных сроков. Фаза реализации требует согласования многих направлений деятельности — настройки и программирования, администрирования и других системных работ, подготовки справочников, тестирования и т.д. Соответственно, при недостаточной подготовленности менеджера проекта и проектной группы в целом сроки работ могут быть не выполнены.
Этап 4. Заключительная подготовка. На данном этапе настроенная и протестированная система переносится в продуктивную среду. Далее производится тестирование устойчивости системы при штатных и нештатных ситуациях. Работоспособность системы при большой нагрузке в штатном режиме работы проверяется объем-тестом, работоспособность в нештатных ситуациях — стресс-тестом.
Объем-тест состоит в моделировании максимальной нагрузки на систему — исполнении объемных отчетов при одновременной работе большого числа пользователей. В этих условиях бизнес-пользователи оценивают соответствие производительности системы требованиям концептуального проекта. Если производительность неудовлетворительна, проводятся работы по оптимизации быстродействия системы; при недостаточных результатах требуемое быстродействие достигается путем изменения настроек и программ. Стресс-тест оценивает устойчивость сервисов при отказе того или иного оборудования — систем хранения данных, серверов, принтеров и т.д. Тестируются быстродействие резервного оборудования и соответствие времени простоя системы при отказе согласованным в концептуальном проекте параметрам.
На том же этапе проводятся разработка пользовательской документации и обучение конечных пользователей работе в системе. Параллельно на основании рабочих материалов проектной группы готовятся техническое описание и технические инструкции, необходимые для сопровождения системы на этапе эксплуатации. Исходный пункт данного этапа — утверждение Управляющим советом протокола интегрального теста; конечный пункт — издание приказа о начале промышленной эксплуатации системы R/3. После этого начинается этап 5 — промышленная эксплуатация системы.
При успешном завершении интегрального теста остановка или замораживание проекта на данной стадии маловероятны. Исключение — внешние по отношению к проекту причины (финансовое состояние предприятия и т.д.). Таким образом, методология ASAP действительно направлена на минимизацию затрат и рисков проекта. К условиям ее корректной работы относятся приверженность руководства проекта данной методологии и поддержка руководством предприятия ее ресурсных и организационных требований. Рассмотрим оценку затрат на проект и вероятностей отказа от него на различных его фазах в данной методологии.
На этапе подготовки проекта в ходе оценки его объема готовится экономическое обоснование проекта. В рамках этой работы оцениваются денежные потоки, связанные с внедрением системы (см. темы 7, 9). Также строится дерево сценариев (рис. 8.6), увязывающее вероятность отказа от проекта с соблюдением требований методологии различных его этапах.
Рис. 8.6 Пример дерева сценариев.
Каждый из рисков, перечисленных в данной теме, привязывается к дереву сценариев и получает экспертную оценку воздействия на вероятность успешного исхода проекта.
Далее в ходе выполнения проекта дерево сценариев позволяет контролировать финансовую оценку рисков проекта в зависимости от реализации рисков того или иного этапа. Непосредственные затраты на проект определяются также на этапе его подготовки. Впоследствии в рамках процесса управления изменениями относительно каждого изменения оцениваются связанные с ним дополнительные затраты. В случае утверждения изменения на эту сумму корректируется бюджет проекта. Таким образом, стандартные методики ведения проекта (в данном случае — методика ASAP) являются разумной концептуальной основой оценки затрат на проект и связанных с ним рисков.
Современные методики ведения проектов внедрения информационных систем предлагают действенные способы управления затратами и рисками в ходе ИТ-проекта. Основной инструмент таких методик — «маршрутная карта» — подробный и притом максимально полный перечень предполагаемых работ. Планирование внедрения на основе маршрутной карты состоит в исключении ненужных в нем работ и внесении в карту данных об объеме проекта. Основных этапов проекта четыре. Первый этап — подготовка — обеспечивает создание плана проекта, его стандартов и структуры, необходимых для успешного выполнения последующих шагов. Второй этап — концептуальное проектирование — предполагает разработку целевой модели бизнес-процессов, то есть концептуального проекта. На третьем этапе — этапе реализации — производится настройка целевых бизнес-процессов в информационной системе согласно концептуальному проекту. Этап завершается интегральным тестом произведенных настроек. На четвертом этапе, в ходе заключительной подготовки, обеспечивается передача системы в промышленную (продуктивную) эксплуатацию. Для этого подготавливается документация, обучаются конечные пользователи, проводятся объем-тест и стресс-тест системы. Четвертый этап завершается передачей системы в промышленную эксплуатацию. Контроль рисков обеспечивается составлением Дерева сценариев и контролем положения проекта на этом дереве. Контроль затрат будет подробно описан в следующей теме.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.